Тренинг "Эмоциональное выгорание педагогов"
план-конспект занятия

Калатур Ирина Андреевна

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитив­ной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.

Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери инте­реса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профес­сионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая уста­лость). Все это обусловило выбор направления работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emots_vygoranie.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство спорта Иркутской области

Областное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение (техникум)

«Училище Олимпийского резерва»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по теме «Эмоциональное выгорание педагогов»

Автор: Степанова Ирина Андреевна

Ангарск – 2022

Аннотация. Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.

Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость). Все это обусловило выбор направления работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания [2].

 Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности [1].

Задачи:

  1. Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
  2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.
  3. Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе.
  4. Повышать самооценку педагогов.
  5. Формирование позитивного отношения к себе, к жизни.
  6. Повышение мотивации к профессиональной деятельности.
  7. Формировать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса.
  8. Обучение способам саморегуляции.

Форма проведения:  круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах [2].

Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, памятки, ватман, клубок ниток, мяч.


Структура занятия

Вводная часть

Цель: положительный настрой участников на тренинг, знакомство с темой тренинга, озвучивание его целей.

«Психологическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное расходование огромных душевных сил» (В.А.Сухомлинский).

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Известно, что по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров, и других специалистов, работающих с людьми. По данным НИИ медицины, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% педагогов. Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. Такие заболевания, как гипертония, язва желудка становятся профессиональными заболеваниями педагогов. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме профессионального выгорания [1].

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога [6].

Для реализации цели профилактики синдрома «сгорания» разработан специальный тренинг, который направлен на решение двух основных задач - непосредственно профилактические и коррекционные меры по предупреждению психического выгорания посредством работы с личностными качествами и налаживания социально-психологического климата в коллективе [11].

  1. Теоретическая часть

 Профессия педагога относится к сфере профессий типа «человек-человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию эмоционального «сгорания». В настоящее время синдром эмоционального «сгорания» удостоен диагностического статуса [12].

Для начала, дадим определение, что такое «Синдром эмоционального выгорания».

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [3].

Причины возникновения СЭВ у педагогов

  • отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
  • несоответствие результатов затраченным силам;
  • ограниченность времени для реализации поставленных целей;
  • неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
  • большие нагрузки;
  • ответственность перед начальством, родителями;
  • отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями и т.д. [9].

В современных условиях невозможно полностью исключить в работе эмоциональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние [10].

  1. Практическая часть

Упражнение  «Паутина»

Цель: осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими; формирование позитивного самовосприятия.

Участники садятся в круг, каждый называет свое имя и рассказывает  что-нибудь о себе. Участник берет клубок нити в руки и, рассказав о себе, зажимает свободный конец нити в руке и кидает клубок участнику, сидящему напротив. Если вы ничего не хотите желать себе, то можете просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему».

Таким образом, все сотрудники оказываются в «паутине». Ведущий заключает, что получилась паутина, которая связывает всех ее участников в единое целое. Далее следует распутать паутину в обратном порядке [12].

Упражнение «Имена-качества».

Цель: обмен положительными эмоциями и  чувствами.

Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 2 - 3 положительных качества на 1-ю букву имени. Например: «Марина -  мечтательная, миролюбивая».

Примечание: При затруднении участника связать свое имя с качеством ему помогают другие, но при этом педагог-психолог должен помочь завершить словесный ряд положительным качеством участника.

Обсуждение [6].

Упражнение «Я учусь у тебя»

Цель: поддержание положительного эмоционального настроя друг к другу.

Педагоги встают в круг, ведущий бросает каждому мяч со словами: «Я учусь у тебя …». Участники называют профессиональное или личностное качество человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего. Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться …» или «Да, я могу научить …». Затем он бросает мяч другому участнику.

Например, Юлия Сергеевна, я учусь у Вас доброжелательности.

Юлия Сергеевна: «Да, у меня можно этому научиться».

Обсуждение [1].

Упражнение «Неожиданные картинки, или рисунок по кругу»

Каждый участник берет лист бумаги, подписывает его с обратной стороны и по сигналу ведущего начинает рисовать любую картинку (30 сек.) По новому сигналу начатые рисунки передаются следующему участнику по кругу, все продолжают рисовать на чужих листах. Через 30 секунд происходит новый обмен листками по кругу, таким образом, рисунки проходят полный круг и возвращаются к владельцам.

Вопросы для обсуждения:

  • Нравится ли вам рисунок, который получился в итоге?
  • Понравилось ли дорисовывать чужие рисунки?
  • На что вы ориентировались, дорисовывая чужие рисунки? (пытались определить и сохранить замысел предыдущего художника, воплощали собственные желания, не задумывались)
  • Где может пригодиться такой способ организации работы [11]?

Упражнение «Самодиагностика»

Цель: самовыявление степени выраженности эмоционального выгорания.

Ведущий подводит преподавателей к тому, что «выгорание» – это достаточно длительный процесс. Его симптомы нарастают постепенно, иногда незаметно.

Преподавателям предлагается оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака на основании ниже предложенной таблицы. Оценка, безусловно, имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем выше балл. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно, на обсуждение не выносится. Желающие могут поделиться впечатлениями [6].

 Симптомы

Степень выраженности, частота

1

2

3

4

5

Поведенческие

Сопротивление выходу на работу

Частые опоздания

Откладывание деловых встреч

Уединение, нежелание видеть коллег

Нежелание видеть детей

Нежелание заполнять документацию

Формальное исполнение обязанностей

Аффективные

Утрата чувства юмора

Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения

Повышенная раздражительность

Ощущение придирок со стороны других

Равнодушие

Бессилие, эмоциональное истощение

Подавленное настроение

Когнитивные

Мысли о смене профессии, уходе  с работы

Слабая концентрация внимания, рассеянность

Ригидность мышления, использование стереотипов

Сомнения в полезности работы

Разочарование профессией

Циничное отношение к коллегам, учащимся

Озабоченность собственными проблемами

Физиологи-ческие

Нарушение сна (бессонница/уход в сон)

Изменение аппетита (отсутствие\переедание)

Длительно текущие незначительные недуги

Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

Усталость, быстрая физическая утомляемость

Головные боли, проблемы со стороны желудочно-кишечного тракта

Обострение хронических заболеваний

 Упражнение «Лестница» 

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

 — Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

 — Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

 — Что мешает Вам находиться наверху?

 — Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх? [7].

Ведущий рассказывает притчу участникам.

Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10, и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг [6].

Упражнение  «Распредели по порядку» 

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего » Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

  • дети
  • работа
  • муж (жена)
  • Я
  • друзья, родственники.

 Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:

  • Я
  • Муж (жена)
  • Дети
  • Работа
  • Друзья, родственники.

 Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами [7].

Упражнения быстрого снятия сильного

эмоционального и физического напряжения

Цель: осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения.

Метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления.

С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Муха», «Лимон», «Сосулька».

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Необходимо встать, руки поднять вверх и закрыть глаза. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

Упражнение «Передышка»

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются [4].

Упражнение «Звуковая гимнастика»

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

М – воздействует на работу всего организма;

X – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы. Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать [2]!

Упражнение «Дерево»

Любое напряженное психологическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверх-концентрацией человека на своих переживаниях.

Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентрации: “снял” центр ситуации с себя и перенес его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства. Децентрация позволяет перенести, “выбросить” отрицательное состояние во внешнюю среду и тем самым избавиться от него.

Существует несколько форм децентрации. Ролевая децентрация связана с перевоплощением человека, мысленным включением в другую ситуацию. Используется педагогическая рефлексия, учитель старается посмотреть на себя “со стороны”, проанализировать ситуацию глазами внешнего наблюдателя, применить “психическое зеркало”. Коммуникативная децентрация осуществляется в диалоге с переменой коммуникативных позиций. Упражнение выполняется индивидуально. Оно вырабатывает внутреннюю стабильность, создает баланс нервно-психических процессов, освобождая от травмирующей ситуации.

По дороге домой, в транспорте, представляйте себя деревом (каким вам нравиться, с каким легче всего себя отождествить). Детально проигрывайте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля - это символ жизни, корни - это символ стабильности, связи человека с реальностью.

Упражнение «Мария Ивановна»

Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации. Выполняется индивидуально, в течение 10-15 минут.

Представьте себе ваш неприятный разговор, например, с завучем. Условно назовем ее Марией Ивановной, позволившей себе неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт.

Упражнение «Настроение»

Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с матерью ученика, постоянно нарушающего дисциплину, прогуливающего уроки, нагрубившего вам. В беседе с ней вы говорили о воспитании сына в семье, необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, о том, что вседозволенность, которая культивируется на ваш взгляд, в семье ученика, ни к чему хорошему не приведет. После всех этих разговоров мать подростка вдруг заявила, что “воспитывать должны в школе”, что у нее на это нет времени. В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены.

Как снять неприятный осадок после такого разговора? Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, пересчитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.

Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено.

Упражнение «Пословицы»

Упражнение хорошо “снимает” внутреннюю депрессию и плохое настроение, помогает решить сложную проблему. Эта проблема может быть связана с профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.

Возьмите любую из книг: “Русские пословицы”, “Мысли великих людей” или “Афоризмы” (в каждой школьной библиотеке книги есть). Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение.

Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Возможно также, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности [5].

Упражнение «Удовольствие» 

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как » скорую помощь» для восстановления сил.

Рекомендации.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

 — громко запеть;

 — резко встать и пройтись;

 — быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

 — измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

 2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

 3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

 4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом [7]!

Упражнение «Я хвалю себя за то, что...» 

Цель: способствовать формированию позитивного самоощущения.

Ведущий предлагает участникам вспомнить 1 жизненную ситуацию, в которой они показали себя с лучшей стороны, и похвалить себя за это: «Мы так редко себя хвалим, считая это неудобным, неправильным, непринятым. Сейчас у вас есть редкая возможность забыть об ограничениях и похвалить себя за что-нибудь. Продолжите фразу «Я хвалю себя за то, что...».

По окончании упражнения ведущий задает вопросы:

  • Трудно ли было хвалить себя?
  • Какие чувства вы испытывали при этом [11]?

Медитация "Встреча с ребенком внутри себя"

Необходимо принять удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.

Представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький песчаный пляж на берегу ласкового синего моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку:Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.

Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве, - в три, четыре, пять лет.

Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится?

Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: "Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив".

После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко - крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: "Я всегда с тобой. Я люблю тебя!". Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой.

Постепенно выйдите из релаксации, сделайте глубокий вдох - выдох, откройте глаза. Скажите себе: "Я совершенна. Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью" [8].

МУДРЫ - древний способ помочь себе

Мудра - это особое положение пальцев рук в соответствии с определенными правилами.

Знания о мудрах идут из глубины веков и всегда использовались в йогических и духовных практиках, как доступный способ исцеления тела, достижения особого состояния сознания и решения проблем психологического и эмоционального характера.

Мудры лучше всего выполнять сидя. Обязательно условие - спина прямая. Вы не должны испытывать никакого напряжения и боли.

По мере освоения практики, продолжительность выполнения мудры увеличивается от трех минут в начале до тридцати минут при получении устойчивых навыков.

Большинство мудр дает немедленный эффект - вы тотчас ощутите прилив сил, ясность ума, умиротворение. Мудры, выбранные вами, надо будет выполнять в течение нескольких недель, прежде, чем вы ощутите в себе глубокую перемену, которая и устранит, мучающую вас, проблему.

МУДРА ЗНАНИЯ 

Эта мудра одна из наиболее важных. Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности.

Показания:  бессонница или чрезмерная сонливость, высокое кровяное давление. Эта мудра возрождает нас заново. Многие мыслители, философы, ученые пользовались и пользуются этой мудрой.

Методика исполнения: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены).

МУДРА ЖИЗНИ 

Выполнение этой мудры выравнивает энергетический потенциал всего организма, способствует усилению его жизненных сил. Повышает работоспособность, дает бодрость, выносливость, улучшает общее самочувствие.
Показания:  состояние быстрой утомляемости, 6ессилия, нарушение зрения, улучшает остроту зрения, лечение болезни глаз.
Методика исполнения: подушечки безымянного, мизинца и большого пальцев соединены вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены. Выполняется обеими рука одновременно.

МУДРА ЗЕМЛИ 

Показания:  ухудшение психофизического состояния организма, состояние психической слабости, стресса. Выполнение этой мудры улучшает объективную оценку собственной личности, доверие к себе, а также осуществляет защиту от негативных внешних энергетических воздействий.
Методика исполнения: безымянный и большой пальцы соединяются подушечками с небольшим надавливанием. Оставшиеся пальцы выпрямлены. Выполняется обеими руками.

МУДРА "ЧЕРЕПАХА" 

Черепаха - священное животное. По индийской мифологии черепаха помогла богам добыть амриту (священный напиток бессмертия) из океана.
Замыкая все пальцы, мы перекрываем основы всех ручных меридианов. Образуя замкнутый круг, мы, таким образом, предотвращаем утечку энергии. Купол "Черепахи" образует энергетический сгусток, который утилизируется организмом для его нужд.
Показания:  астения, переутомление, нарушение функции сердечно-сосудистой системы.

Методика исполнения: пальцы правой руки смыкаются с пальцами левой руки. Большие пальцы обеих рук соединены между собой, образуя "голову черепахи" [13].

Следует выполнять мудры дважды в день.

Упражнения – аффирмации

Аффирмации – это предложения, которые человек произносит себе осознанно  в мыслях. Аффирмации представляют собой наиболее легкий способ влияния на подсознание. Вы просто выбираете позитивную фразу и произносите время от времени.

Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.
С каждым днем я люблю себя все больше и больше.
У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.
Я уникален во всей Вселенной.
Я единственный и неповторимый в своем роде.
Я абсолютно уверен в себе и своем будущем.
Я контролирую свою судьбу. Я сам ее вершу.
Я – хозяин своей жизни.
Я – свободная личность.

  1. Рефлексия

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Участники встают в общий круг. Ведущий предлагает поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук [9].

Ведущий предлагает участникам ответить на вопрос: «Что было для вас сегодня особенно приятным?»

Участники продолжают фразу: «Приятным для меня сегодня было…»

Подведение итогов: Проходя через сегодняшний тренинг, мы научились навыкам саморегуляции, мобилизовали свою внутреннюю энергию, активизировали свои ресурсы и тем самым укрепили свое здоровье.

В заключении каждому из вас я предлагаю написать пожелание себе и своим коллегам [1], также на ватмане от руки записать свои рекомендации по профилактике выгорания педагогов, в том числе с разумной долей юмора (примеры таких рекомендаций приведен в Приложении 1). Идеи участников тренинга по профилактике эмоционального выгорания предполагают дальнейшее использование рекомендаций при планировании работы на новый учебный год [2].

Спасибо за совместную работу. Желаю удачи и хорошего настроения!

Каждый участник в конце тренинга получает Упражнения «Снятие напряжения в 12 точках» (Приложение 3) и Памятки педагогу (Приложения 4 и 5).


Список использованных источников

  1. Погуляева Н. А., Кузнецова Ю. С. «Тренинг для педагогов по преодолению профессионального  выгорания «Помоги себе сам» научно-методический журнал Методист №4 2014, Издательльский дом «Методист», стр. 64.
  2.  Селюкова М. А. Педагог-психолог ГБОУ центр образования № 641 имени С. Есенина г. Москва   Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»  журнал Эксперимент и инновации в школе 2012/2, стр. 35.
  3. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса: учебное пособие // Вестник МГУ, Сер. 14 «Психология», 2000, №3.
  4. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
  5. 1396950481_shkola_zdorovya_dlya_pedagogov_4.doc.
  6. Болтянова Н. А. Комплекс занятий с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагогов учреждений ПТО и ССО».
  7. http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/trening-profilaktika-emocionalnogo-vygoraniya-pedagogov.html.
  8. http://festival.1september.ru/articles/650857/.
  9. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/23/programma-psikhologicheskikh-treningov-po-profilaktike-emotsionalnogo.
  10. http://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/57-training-with-teachers.
  11. Учебно-методическое пособие/Под. ред. Воронцовой М.В. – Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2013. – 272 с.
  12. Чумакова М. И., Смирнова З. В. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами - Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 135 с.
  13. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/12/16/trening-dlya-pedagogov-uprazhneniya-dlya-snyatiya-psikhoemotsionalnogo.

Приложение 1

Примеры рекомендации по профилактике

«Эмоционального выгорания педагогов. Что делать?»

Алгоритм индивидуальной работы

  • Взаимоподдержка.
  • Доброжелательность друг к другу.
  • Не бояться хвалить друг друга.
  • Прощать промахи другим. Критиковать не при народе, а лично.
  • Не поднимать планку требований бесконечно. У людей есть предел!
  • Свободное общение педагогов. Сбегать от реальности. Менять обстановку.
  • Выезжать всем педагогам на природу, экскурсии.
  • Шопинг. «Если горит на работе – набросьте тряпку. Желательно от кутюр».
  • Не забывать о любви.
  • Иметь хобби, увлечение.

Алгоритм организации рабочего пространства

  • В конце недели после занятий показывать в актовом зале новые художественные фильмы (ходить в кино некогда).
  • Открыть стоматологический кабинет в колледже.
  • Обустроить косметический салон: косметолог, парикмахер, маникюр, педикюр, массаж (или приглашать специалистов по определённым дням).
  • Комната отдыха и релаксации в колледже. Гипнотический сон.
  • Разрешить педагогам пользоваться чайниками, кипятильниками и микроволновыми печами.

Алгоритм работы коллектива

  • Устроить психологический тренинг для учителей. Кричать долго и громко.
  • Организовать динамические паузы для педагогов (2 раза в день).
  • Дополнительный отпуск в середине учебного года (в обязательном порядке). Отправлять педагогов на курорты во время всех каникул.
  • Уменьшить нагрузку, а зарплату увеличить.
  • Больше педагогов – мужчин в школу.
  • Отменить заполнение всех бумажек, журналов и отчётов.

Что-то выглядит с определённой долей юмора, но в каждой шутке есть и рациональное зерно.

Результаты «мозгового штурма» рекомендуется вывесить в преподавательской комнате для ознакомления коллективом и администрацией учебного заведения [2].


Приложение 2

Дополнительные материалы

Экспресс-оценка профессионального выгорания

Участникам раздаётся анкета на бумажных носителях.

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

  • Когда в воскресенье в поддень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен.
  • Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления.
  • Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
  • То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики и т. д.).
  • На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (-ась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т. д.
  • Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т. д.) я придумал (а) обидные прозвища, которые использую мысленно.
  • С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
  • О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
  • Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям.
  • За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.

Подсчитайте количество положительных ответов.

0 – 1 балл – синдром выгорания вам не грозит.

2 – 6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7 – 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов – положение весьма серьёзное, но, возможно, в вас ещё теплится огонёк; нужно, чтобы он не погас [10].


Приложение 3

Дополнительные материалы

Упражнения «Снятие напряжения в 12 точках»

Упражнения нужно повторять каждый день по несколько раз.

  • Плавное вращение глазами: дважды в одном направлении, дважды в другом.
  • Зафиксируйте своё внимание на отдалённом предмете, а затем переключитесь на предмет, который перед вами.
  • Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь,
  • Широко зевните несколько раз.
  • Расслабьте шею, покачав головой, затем покрутив ею из стороны в сторону.
  • Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите.
  • Расслабьте запястья и поводите ими.
  • Сожмите кулаки, разожмите, расслабляя кисти рук.
  • Сделайте три глубоких вдоха, затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперёд-назад и из стороны в сторону.
  • Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.
  • Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки.
  • Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза [10].

Приложение 4

Дополнительные материалы

Памятка педагогу №1

  • Не позволяйте себе брать работу на дом!
  • Определяйте краткосрочные и долгосрочные цели вашей деятельности.
  • Прежде, чем поставить себе профессиональную цель, подумаете, насколько её реализация реальна (не слишком ли высока планка).
  • Чаще представляйте  себе образ успешного, конечного результата вашего труда.
  • Используете «паузы»  в работе.
  • Найдите время для себя – позволяйте себе «лениться» (ежедневно уделяйте СЕБЕ, не менее 2 ч.).
  • Чаще общайтесь с  единомышленниками.
  • Избегайте ненужной конкуренции.
  • Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем!
  • День, проведенный в насыщенном общении, компенсируйте полным одиночеством.
  • Наполняйте свою личную жизнь обществом, не связанным с работой.
  • Учитесь  конструктивному общению, учитесь говорить «НЕТ».
  • Поддерживайте физическую форму, занимаясь приятным  вам видом спорта.
  • Помните – смех продлевает жизнь!
  • Будьте оптимистами [10]!

Приложение 5

Дополнительные материалы

 

Памятка педагогу №2

  • Не скрывайте свои чувства. Проявляйте свои эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  • Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • Не ожидайте, что тяжелое состояние, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Вам необходима помощь.
  • Выделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни.
  • Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
  • Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.
  • Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого.
  • Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам не нравится.
  • Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.
  • Старайтесь реже говорить «я это не смогу сделать».
  • Использовать возможность выступить с речью.
  • Следите за питанием и фигурой.
  • Позволяйте себе «маленькие женские радости».
  • Не забывайте, что вы красивы [9].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов"

Работа педагога требует много усилий, умений и терпения. Каждому педагогу необходимо уметь управлять своим психоэмоциональным состоянием и обладать навыками саморегуляции....

Материалы выступления на Школе педагогического мастерства по теме: "Профессиональное выгорание педагогов"

Выступление посвящено актуальной проблеме профессионального выгорания педагогов. В ходе выступления рассматриваются  симптомы выгорания на психосоматическом и личностном уровне, факторы, ...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Профилактическая программа для специалистов системы образования, подверженных стрессовым, хроническим напряжениям. Рекомендововано исследование уровня личностного выгорания и  систематизация восс...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ

МАТЕРИАЛ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН НА СЕМЕНАРАХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНЕГОЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ

ПРЕЗЕНТАЦИИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА СЕМЕНАРАХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПО...

профессиональное выгорание педагога

профессиональное выгорание педагога...

ТРЕНИНГИ ОБЩЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников о...