Методическая разработка Критерии для определения результатов деятельности добровольцев. Диагностические материалы
методическая разработка
Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_3.docx | 48.45 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ «ЗВЕЗДНЫЙ»
Методическая разработка
Критерии для определения результатов деятельности добровольцев.
Диагностические материалы.
педагог дополнительного образования Васильева Н.А.
2022
Содержание:
- Общие положения………………………………………………………………………………..3
- Оценка эффективности реализации Программы………………………………………............6
- Анкета для изучения удовлетворенности обучающихся, состоящих в клубе добровольцев……………………………………………………………………………………..8
- Тест для обучающихся клуба волонтеров……………………………………………………..10
- Мониторинг результатов обучающихся клуба волонтеров……………………………….…12
- Мониторинг результатов обучения обучающего по дополнительной образовательной программе………………………………………………………………………………………...14
- Мониторинг личностного развития обучающего……………………………………………...15
- Мониторинг личностного развития обучающего………………………………………..…….18
- Карта реализации творческого потенциала обучающего……………………………………..19
- Перечень вопросов для промежуточной аттестации………………………………………..…20
- Общие положения
Содействие развитию и распространению добровольчества в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. N 2950-р, отнесены к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.
Поддержка добровольчества (волонтерства) осуществляется в рамках реализации Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", Федерального закона "О некоммерческих организациях", Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", а также Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 2015 г. "Интеграция добровольчества в дело мира и развития: план действий на следующее десятилетие и последующий период".
Добровольческая (волонтерская) деятельность в образовании может реализовываться в том числе через осуществление просветительской и консультативной деятельности, наставничества, тьюторства, в формате "обучение через добровольчество (волонтерство)", предполагающем участие преподавателей и обучающихся в добровольческих (волонтерских) проектах и программах образовательных организаций всех уровней образования, реализации совместных благотворительных программ образовательных организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций и коммерческих организаций с использованием их профессиональных компетенций.
Работа добровольческих групп является сферой, дающей простор созидательной инициативе и социальному творчеству обучающихся, обеспечивающей важный вклад в достижение целей воспитания активной гражданской позиции и социальной ответственности молодого человека. Добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие).
Благополучатели – лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев».
Добровольческая деятельность – это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).
Добровольческая деятельность – способ самовыражения и самореализации граждан, действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом.
Молодежное добровольчество – практическая добровольческая деятельность молодежи по предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности.
Добровольческие ресурсы – совокупность трудовых, временных, интеллектуальных, профессиональных, материальных и иных ресурсов, источником которых являются добровольцы.
Добровольческая организация – некоммерческая организация, привлекающая к своей деятельности добровольцев и осуществляющая добровольческие программы и проекты.
Система поддержки социального добровольчества – комплекс мер, мероприятий и специализированной инфраструктуры, ориентированных на стимулирование, поддержку и развитие добровольчества на основе мобилизации и консолидации общественных и государственных ресурсов.
Координатор добровольцев – ответственное лицо в организации, имеющее специальную подготовку и отвечающее за привлечение добровольцев, организацию их работы и координацию их деятельности.
Добровольческая программа – гуманитарная программа, ориентированная на потребности граждан и гражданского общества, в которой основным способом ее реализации является добровольная работа людей, а главной задачей − эффективная организация добровольной работы.
Добровольческая активность молодежи является важнейшим факторам социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды и в ряде других.
Содействие развитию и распространению добровольчества в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, отнесены к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.
Работа добровольческих групп является сферой, дающей простор созидательной инициативе и социальному творчеству обучающихся, обеспечивающей важный вклад в достижение целей воспитания активной гражданской позиции и социальной ответственности молодого человека.
Занятие обучающихся в добровольческих группах позволяет сохранять и укреплять человеческие ценности; способствует личностному росту и развитию социальных связей. Обучающиеся, активно занимающиеся добровольчеством, получают навыки и умения организации мероприятий и акций, общения с различными категориями населения, что в последствии делает их более конкурентоспособными на рынке труда.
Помимо личного развития добровольцы активно помогают в решении социальных проблем общества, в том числе и окружающих их обучающихся., работая по программе «Сверстник- сверстнику». Занимаются помощью детям – сиротам, детским дошкольным учебным заведениям, ветеранам, профилактикой зависимостей в детской и молодежной среде и пр.
Миссия нашего добровольческого движения– внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать доброволец для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки добровольцев – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. По принципу “равный-равному” добровольцы будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Работа в добровольческом движении поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
- Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
Конечным результатом реализации Программы должны стать повышение эффективности деятельности добровольческого движения; увеличение обучающихся, вовлеченных в добровольческие группы; отсутствие молодежи, вовлеченной в неформальные социально опасные организации.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания. Конечным результатом реализации программы должно стать вовлечение обучающихся в добровольческое движение.
Форма промежуточной аттестации – зачет.
Дополнительно учитывается творческие самостоятельные работы, участие обучающихся в конкурсах, чемпионатах и олимпиадах.
Критерии оценки дополнительного образования
Зачетная работа | Критерии оценки | Результат |
Выполнение самостоятельных заданий | Задание выполнено полностью с хорошим качеством оформления отчета, рациональным использованием времени, самостоятельным планированием и организацией. | Зачет |
Выполнение самостоятельных заданий | Задание выполнено не полностью с неудовлетворительным качеством оформления отчета. Устные комментарии по вопросам зачетной работы не предоставлены. | Не зачет |
Самостоятельные работы в виде творческих заданий по темам на выбор обучающимся. Обучающийся может самостоятельно сформулировать тему итоговой работы на основании календарного планирования или произвольную, но имеющую место в добровольческой деятельности данного объединения в учебном году или в виде предлагаемого проекта на следующий учебный год.
- Анкета для изучения удовлетворенности
обучающихся, состоящих в клубе добровольцев.
Уважаемые ребята!
Вы являетесь добровольцами!
Просим вас ответить на некоторые наши вопросы:
- Занятия в клубе для меня это:
- возможность удовлетворять свои интересы;
- интересное общение;
- возможность самосовершенствования;
- что-то другое (допишите) ________________________
- Мне нравится, когда на занятиях:
- есть творческие задания;
- есть игровые моменты;
- есть возможность импровизировать, фантазировать;
- меня видят и замечают;
- удается выполнять самое сложное, новое;
- узнаю что-то новенькое
- еще что-то (допишите) ___________________________
- Все, что делается в объединении:
- вдохновляет меня;
- помогает стать индивидуальностью;
- способствует развитию способностей;
- творчески развивает меня;
- не совсем удовлетворяет меня, мои интересы;
- еще что-то (допишите) ___________________________
- Педагог для меня:
- это пример для подражания;
- авторитет;
- приятный собеседник;
- загадочный человек;
- доброжелательный наставник;
- что-то другое (допишите) __________________________
- Каковы Ваши пожелания и предложения по организации работы клуба_______________________________________________________________________________________________________________________
- Какие моменты Вам наиболее запомнились?
4. Тест для обучающихся клуба волонтеров
Проводится в начале и в конце учебного года с целью определения динамики результативности освоения программы.
Волонтер — это лидер, к мнению которого будут прислушиваться сверстники. Хочешь узнать о своих лидерских способностях? Тогда ответь на десять вопросов. Результаты этого теста будешь знать только ты, поэтому старайся отвечать на вопросы искренне. Прочти вопросы. Обведи кружочком те пункты, которые больше всего тебе подходят.
1. Ты вместе с друзьями обсуждаешь какую-нибудь проблему. Как ты будешь себя чувствовать, если чья-то идея окажется лучше твоей?
а) встревожишься;
б) смутишься;
в) заинтересуешься.
2. Ты с друзьями разрабатываешь сценарий праздника. Как ты оцениваешь свои идеи в сравнении с идеями других?
а) твои — хуже;
б) твои — лучше;
в) твои идеи не хуже и не лучше, они — другие.
3. Что происходит, когда ты пытаешься доказать что-то важное другим?
а) тебя не слушают;
б) тебя слушают, но им трудно тебя понять;
в) тебя обычно слушают и понимают.
4. Ты затрачиваешь на какое-то дело много времени, но тебя никто не хвалит и вообще ты не получаешь никакой отдачи. Что ты станешь делать?
а) перестанешь стараться и все забросишь;
б) оставишь это дело и перейдешь к другому;
в) закончишь это дело, потому что считаешь, что начатое нужно доводить до конца.
5. Тебе поручили совсем не «лидерское» задание при подготовке большого дела. Как ты к этому отнесешься?
а) нормально, потому что в любом случае в роли лидера ты чувствуешь себя неудобно;
б) не станешь участвовать, если тебе не доверят главную роль;
в) ты не против того, чтобы иногда быть рядовым участником.
6. Что случается, когда тебе не удается что-то сделать?
а) ты бросаешь дело и в очередной раз убеждаешься, что ни на что не годишься;
б) ты бросаешь дело, потому что считаешь, что другие тебя не понимают;
в) ты извлекаешь из неудачи урок, который поможет тебе в будущем.
7. Если ты отвечаешь за выполнение группой какого-то задания, как ты будешь вести дело?
а) предоставишь большую часть работы другим;
б) все сделаешь самостоятельно;
в) распределишь отдельные поручения между всеми в зависимости от интересов и умений каждого.
8. Что ты чувствуешь, работая с людьми, которые профессиональнее тебя?
а) испытываю неловкость;
б) испытываю чувство собственной неполноценности;
в) мне интересно, есть чему поучиться.
9. Честная критика в твой адрес вызывает у тебя:
а) недовольство собой;
б) гнев;
в) желание прислушаться.
10. Как ты поступаешь, если дела из-за разных помех идут не так, как тебе этого хотелось бы?
а) думаешь о своих прошлых промахах и том, «что было бы, если...»;
б) обвиняешь во всем других;
в) ищешь пути для продвижения дела.
Результаты: Теперь посчитай количество ответов «а», «б», «в». «а» — 7 или больше. Это означает, что тебе, для того чтобы стать лидером, надо выработать уверенность в себе. Если позиция лидера тебе не по душе — это не так уж и плохо: рядовые тоже важны! «б» — 7 или больше. Это показывает, что тебе надо научиться доверять другим людям. «в» — 7 или больше. Это говорит о том, что у тебя, скорее всего, здравый взгляд на себя и других, что позволяет тебе быть хорошим лидером. Если твои результаты не подходят ни под одну графу, то о тебе трудно сказать однозначно. Либо твои ответы были неискренни, либо твоя позиция еще не сформировалась. Прочитай и прими к сведению выводы, относящиеся к графе с буквой «а» и буквой «б». Занятия в клубе помогут тебе развить необходимые качества, повысить самооценку. Помни о том, что добрые дела делают человека счастливым и самодостаточным.
5.Мониторинг результатов обучающихся клуба волонтеров
Показатели(оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Методы диагностик (выбирает ПДО в соответствии с образовательной программой) |
Теоретическая подготовка | |||
1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний программным требованиям; |
| Наблюдение. Контрольный опрос. |
2. Владение специальной терминологией | правильность использования специальной терминологии |
| Собеседование |
Практическая подготовка | |||
3. Творческие способности | Креативность в выполнении практических заданий |
| Контрольное задание |
Общеучебные умения и навыки | |||
1.Учебно-интеллектуальные умения анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы |
| Анализ исследовательской работы |
2 Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в использовании компьютерными источниками |
| Анализ исследовательской работы |
Учебно-организационные умения и навыки | |||
2 Соблюдение правил безопасности | Соответствие соблюдения правил безопасности |
| Наблюдение |
3 Качество выполняемых работ | Аккуратность и ответственность в работе |
| Наблюдение |
6.Мониторинг результатов обучения
2020-2021 год обучения_____________________________
ФИ обучающего | Теоретическая подготовка обучающего | Практическая подготовка обучающего | Общеучебные умения и навыки обучающего | Средний балл | За год | |||||||||
0 срез | 1 полугодие | 2 полугодие | 0 срез | 1 полугодие | 2 полугодие | 0 срез | 1 полугодие | 2 полугодие | 0 срез | 1 полугодие | 2 полугодие | |||
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 |
0- срез проводится на первом году обучения. Н - низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий.
7.Мониторинг личностного развития обучающего
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Уровень развития | Методы диагностики |
1. Организационно- волевые качества | ||||
1. Терпение | Способность переносить (выдерживать ) известные нагрузки, уметь преодолевать трудности. |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Наблюдения |
2.Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Наблюдения |
3. Самоконтроль | Умение контролировать поступки (приводить к должному действию) |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Наблюдения |
2 Ориентационные качества | ||||
1. Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Анкетирование |
2. Интерес к занятиям | Осознание участия обучающего в освоении образовательной программы |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Тестирование |
3. Поведенческие качества | ||||
1.Конфликтоность | Умение обучающего контролировать себя в любой конфликтной ситуации |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Наблюдение |
2.Тип сотрудничества | Умение обучающего сотрудничать |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Наблюдение |
4. Личностные достижения обучающего | ||||
1 Участие во всех мероприятиях | Степень и качество участия |
| Низкий (Н) Средний (С) Высокий (В) | Выполнение работы |
8. Мониторинг личностного развития обучающего
2020-2021год обучения
педагог ____
№ | ФИ обучающего | Организационно- волевые качества | Поведенческие качества | Личностные достижения обучающего | Средний балл | За год | ||||||||
0 срез | 1 полугодие | 2 полугодие | 0 срез | 1 полугодие | 2 полугодие | 0 срез | 1 полугодие | 2 полугодие | 0 срез | 1 полугодие | 2 полугодие | |||
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 |
0- срез проводится на первом году обучения. Н - низкий уровень, С – средний уровень, В – высоки
9.Карта реализации творческого потенциала обучающего
2020-2021 года обучения
педагог____ ._____________________________
Дата | Ф.И.О. обучающего, название коллектива (кол-во участников) | Название мероприятия, результат | ||||
Внутри учреждения | Район | Город | Регион | Федерация | ||
10. Перечень вопросов для промежуточного итога
1.Человек, добровольно занимающийся общественно полезной деятельностью? (Волонтёр)
2.Какое понятие в 1991-1992 появилось среди добровольцев? (волонтёр)
3. Кто может стать волонтером? (любой человек от 13 лет)
4. Назовите принципы добровольчества:
• Добровольность
• Бескорыстие
• Социальная значимость оказываемых услуг.
5.Зарождение благотворительной помощи в России произошло при какой вере:
· Буддизме
· Язычестве
· Мусульманстве
· Христианстве
6. Слово волонтер произошло от французского слова, которое в переводе означает…
Помощник Ответственный Доброволец Активист
7. Назовите среднюю зарплату волонтёра.
(Прежде всего, доброволец не должен заниматься волонтерской деятельностью с целью получения финансовой прибыли)
8. Назовите, какое движение в пионерии стало основой для волонтёрской деятельности?
(«Тимуровское движение»)
9. Какой знак является всемирным символом добровольчества?
Красный круг Зеленый треугольник Красная буква «V» Зеленая буква «D»
10.Какие из указанных акций являются Всероссийскими?
Весенняя Неделя Добра Вахта памяти Сияние добра Художники – Детям
11.Кто составляет основную группу добровольцев в России?
Дети (16%) работники коммерческих организаций (2%) пенсионеры (26%) молодёжь (16%)
12.Международный день добровольцев празднуется:
13.Какая из характеристик наиболее полно отражает суть понятия «добровольцы»:
молодежь, участвующая в социальных акциях в свободное от учебы и работы время; физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). разные группы населения, принимающие участие в трудовых акциях, субботниках.
14.Международный День Добровольцев проводится с целью:
Признания важной роли и вклада добровольцев в социально-экономическое развитие государств Чествования международных добровольческих организаций Награждения лучших добровольцев мира за вклад в социально-экономическое развитие государств.
15.Назовите направления деятельности волонтёров.
социальная защита, экология, благоустройство, профилактика алкогольной и наркотической зависимости пропаганда здорового образа жизни, правозащитная деятельность, сохранение исторического и культурного наследия, содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта, содействие в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Кручение. Определение модуля сдвига при кручении"
СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ Методическая разработка урока "Кручение. Определение модуля сдвига при кручении" - лабораторная работа...
Методическая разработка учебного занятия «Определение положения съёмочной станции методом комбинированной засечки» для 120703
разботанное практическое занятие по ПМ 02 тема "Автоматизация топографо-геодезических работ" 4 курсработа выполняется в AutoCAD и Excelприменяются элементы работы в малых группах...
Методическая разработка открытого урока "Определение качества молока"
Методическая разработка открытого урока "Определение качества молока"...
Методическая разработка открытого урока "Определение географических координат"
В данной методической разработке представлена методика проведения практического занятия с применением технология игрового обучения.Игровое обучение (технология игрового обучения) - это такая организац...
Методическая разработка "SMAPT- для определения целей и постановки задач"
Методическая разработка "SMAPT- для определения целей и постановки задач" Для достижения глобальной цели, мы выполняем промежуточные задачи. С помощью таких разделений, нам будет проще конт...
Методическая разработка практического занятия (для преподавателя) ПМ.01 Диагностическая деятельность Раздел1. Диагностика внутренних болезней у пациентов разного возраста Тема "Диагностика эндокринных заболеваний. Сахарный диабет"
Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.01 Диагностическая деятельность МДК 01.01 Пропедевтика ...
Методическая разработка практического занятия "Определение крахмала в молочных продуктах питания"
Методическая разработка практического занятия подготовлена для студентов I курса по специальности 34.02.01 Сестринское дело по дисциплине ОПД.01 Химия по теме «Определение крахмала в молочн...