Методическая разработка тренинга коррекции зависимостей
методическая разработка

tata27

Современное общество характеризуется радикальными изменениями в сфере экономических, социальных и культурных отношений. Эти глобальные изменения касаются любого из членов общества. Однако не все обладают достаточным потенциалом и не все могут адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни. В связи с этим увеличивается количество людей испытывающих психологический дискомфорт и не обладающих достаточными ресурсами адаптации. Одной из форм устранения психологического дискомфорта является зависимое поведение. В ходе формирования любой зависимости (аддикции) происходит формирование новой аддиктивной личности, при этом прослеживаются нарушения практически во всех социально-значимых сферах жизнедеятельности. Поэтому совсем не важно, что выступает в качестве аддиктивного агента, а важно то, что страдает как сам аддикт, так и его социальное окружение.

На сегодняшний день существует множество теоретических объяснений феномена аддикции, предложено множество вариантов аддиктивного поведения. Но тем не менее, при достаточной теоретической базе, в современной практике применение изолированных подходов коррекции аддиктивного поведения оказывается не всегда результативным. Основным условием эффективной помощи является комплексность воздействия (эмоциональная, когнитивнаяповеденческая сферы и т.д.).

Цель программы – восстановление личности подростка и ее эффективного функционирования в социальной среде, проведение психотерапевтической работы по предотвращению возникновения повторной аддикции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_zavisimostey.docx37.07 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

Государственно бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Методическая разработка занятий

по коррекции психологической зависимости

Разработал:

педагог-психолог

1 квалификационной категории

Т.Ю.Щеголева

Арзамас, 2019

Пояснительная записка

Современное общество характеризуется радикальными изменениями в сфере экономических, социальных и культурных отношений. Эти глобальные изменения касаются любого из членов общества. Однако не все обладают достаточным потенциалом и не все могут адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни. В связи с этим увеличивается количество людей испытывающих психологический дискомфорт и не обладающих достаточными ресурсами адаптации. Одной из форм устранения психологического дискомфорта является зависимое поведение. В ходе формирования любой зависимости (аддикции) происходит формирование новой аддиктивной личности, при этом прослеживаются нарушения практически во всех социально-значимых сферах жизнедеятельности. Поэтому совсем не важно, что выступает в качестве аддиктивного агента, а важно то, что страдает как сам аддикт, так и его социальное окружение.

На сегодняшний день существует множество теоретических объяснений феномена аддикции, предложено множество вариантов аддиктивного поведения. Но тем не менее, при достаточной теоретической базе, в современной практике применение изолированных подходов коррекции аддиктивного поведения оказывается не всегда результативным. Основным условием эффективной помощи является комплексность воздействия (эмоциональная, когнитивнаяповеденческая сферы и т.д.).

Цель программы – восстановление личности подростка и ее эффективного функционирования в социальной среде, проведение психотерапевтической работы по предотвращению возникновения повторной аддикции.

Задачи:

- провести психотерапевтические интервенции, направленные на следующие «терапевтические мишени» - изменение когнитивной, поведенческой, мотивационно-потребностной и аффективной сфер подростка;

- обучить конструктивному реагированию подростков на фрустрирующие ситуации;

- провести психотерапевтические интервенции, направленные на гармонизацию внутрисемейных отношений.

Ожидаемые результаты реализации коррекционной программы:

- развитие у подростков эмоционального интеллекта;

- снижение уровня тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях, повышение толерантности к фрустрирующим ситуациям;

- расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях, повышение самооценки;

- развитие способности эффективно взаимодействовать  с окружающими, подбирать конструктивные способы взаимодействия с окружающей средой;

- развитие навыков уверенного поведения, умения добиваться результатов;

- оптимизация положительного опыта, создание и закрепление позитивных образцов поведения;

- развитие гармоничных отношений в семье.

Содержание программы

Упражнение «Мое мнение»

Цель: актуализация знаний, обмен мнениями

Оборудование: 4 листа формата А4 с оценками: «Однозначно согласен», «Скорее нет, чем да», «Категорически нет», «Скорее да, чем нет».

Порядок проведения: ведущий просит участник принять ту сторону, которая соответствует его убеждениям, и впоследствии обосновать свой выбор.

Утверждения: «Зависимость – это навсегда», «Тех, кто отказывается лечиться, нужно лечить принудительно», «Если зависимый человек искренне захочет прекратить употреблять, то он сможет это сделать», «Под действием наркотика усиливаются сексуальные ощущения», «Лечение от зависимости должно быть полностью бесплатным», «Некоторые профилактические программы подталкивают к употреблению наркотиков», «ВИЧ-инфекция – это наказание за гомосексуализм, наркоманию, сексуальную распущенность», «По внешнему виду можно определить, употребляет человек наркотики или нет», «Женский алкоголизм хуже мужского», «Я считаю себя свободным», «На все вопросы я отвечал честно».

Упражнение «Веревочка»

Цель: исследование и укрепление границ; исследование предпочитаемых жизненных стратегий.

Оборудование: веревка, лучше цветная.

Порядок проведения: Ведущий объявляет, что сегодня есть возможность исследовать свои границы: найти в них сильные и слабые места, укрепить их. И спрашивает – кто хочет быть первым.

Добровольцу дается веревка (или набор веревок). Его просят в центре комнаты очертить веревкой свое пространство в форме круга, потом встать внутрь. Добровольцу дается достаточное количество времени, чтобы сделать пространство оптимальным для себя, потом – обжиться внутри круга. Ведущий обращает внимание – целостны ли границы, непрерывна ли линия. Спрашивает, как себя ощущает доброволец внутри своих границ.

Потом ведущий объявляет, что задача добровольца – отстоять свое пространство, никого не впустить в свои границы. А вот задача группы – все же туда проникнуть. НО! – нельзя применять силу, нельзя физически вторгаться в пространство. Нужно получить разрешение добровольца на то, чтобы войти к нему в круг. Для этого можно использовать самые разные психологические манипуляции и уловки, постараться найти его слабое место, подобрать ключик.

Упражнение «Клавиши»

Цель: прояснение механизма возникновения зажимистей

Оборудование: маркеры, стикеры

Порядок работы: Ведущий дает инструкцию участникам «Напишите на стикерах способы, которыми вы получаете удовольствие».

Затем стикеры расклеиваются на листе  А3, анализируются, делается выводы о том, что каждый стикер – это клавиша-нотка. Чем больше клавиш, тем больше нот, тем лучше мелодия. Если же клавиш мало или мы постоянно нажимаем на одну и ту же , то из полизависимости (норма) выделяется доминанта, которая начинает приносить проблемы.

Упражнение «Хозяин – раб»

Цель: осознание болезни и ее последствий

Порядок проведения: это динамичная подвижная ассоциативная игра, которая помогает буквально «на своей шкуре» прочувствовать состояние зависимости.

Внимание! Обязательно парное количество участников!

Ведущий предлагает группе разбиться на пары. При этом можно обратить внимание на то, чтобы в паре оказались люди, которые менее всего общаются друг с другом. Это окажет дополнительный результат на групповую динамику – сплочение. После того как пары готовы, ведущий прости поднять руку партнера «А» в каждой паре, следовательно – другой в паре становится партнером «Б». Это необходимо для облегчения подачи инструкции.

Партнер «А» становится хозяином, а партнер «Б» - рабом. Это означает, что в течение определенного времени хозяин приказывает своему рабу совершать определенные действия в пределах группового помещения, а раб должен во всем безропотно подчиняться своему хозяину. Ведущий объявляет когда время пары истекло, и необходимо поменяться ролями.

Теперь партнер «А» становится рабом, а партнер «Б» - хозяином. Обычно на каждую пару требуется 5-7 минут, в зависимости от групповой энергии.

Заканчивается тренинг кругом чувств, где каждый участник может высказать свои ощущения и чувства в разных ролях. Обычно в заключительном кругу кто-то обязательно озвучивает, что это было похоже на зависимость от наркотика, и выражает сильные негативные чувства, связанные с этим.

Упражнение «Десять негритят»

Одна из базовых техник в реабилитационной программе «12 шагов», проводится в русле психодрамы. Несколько шутливое, на первый взгляд, название заимствовано из одноименной повести Агаты Кристи.

Цель: осознать последствия употребления наркотиков (алкоголя, патологической игры), серьезность заболевания (неизбежность ранней смерти в случае продолжения употребления).

Оборудование: небольшие листки бумаги для записей, ручка (или карандаш), небольшой пустой мешок или пакет.

Порядок проведения: Ведущий начинает с предисловия о том, что наркомания – страшное заболевание, потому что приводит к летальному исходу в достаточно молодом возрасте. Причем отрицание данного факта является одним из симптомов химической зависимости. Поэтому сейчас ведущий предлагает всем подумать и перечислить причины смерти наркомана. Каждый из участников группы вслух произносит варианты смерти, например: «Передозировка», «СПИД», «Сбили нетрезвого машиной», «Заснул пьяный за рулем» и т.д. Ведущий внимательно слушает высказывания и записывает каждое на отдельном листе бумаги в таком варианте: «Умер от передозировки наркотиков», «Умер от СПИДа» и т.д.

После того как каждый участник высказался (очень важно, чтобы сказали все), ведущий складывает листочки с записанными высказываниями в мешок и предлагает каждому поочередно вытащить себе «судьбу».

Когда участник вытащил листочек, он должен, не говоря ни слова, показать причину своей смерти мимикой и жестами, а другие угадать ее.

Тренинг заканчивается общим обсуждением, на котором необходимо прояснить следующие вопросы:

- что ты почувствовал, когда вытащил именно такую причину?

- что ты почувствовал, когда показывал свою смерть?

- как ты считаешь, можешь ли ты действительно так умереть?

Тренинг направлен на выявление и проработку отрицания болезни (зависимости). Одна из особенностей химической зависимости заключается в нарушении причинно-следственных связей. Употребляя наркотик, наркоман действительно не осознает, что каждая доза может стать последней. Благодаря элементам психодрамы, телесной терапии многим удается через этот тренинг прочувствовать на себе последствия наркомании. Ведущий должен сделать акцент на причинно-следственной связке: употребление – смерть.

Упражнение «Съешь»

Цель: исследование и укрепление границ.

Оборудование: любые вкусняшки (печенье, конфеты и т.п.).

Порядок проведения: ведущий говорит о том, что большинству из нас обычно трудно говорить «нет» и как-то еще обозначать свои границы. Истоки этого обычно идут из детства из семьи, когда взрослые не принимали «нет» ребенка. Типичная ситуация – кормление, в большинстве семей ребенка кормят насильно, прибегая для этого к самым разным уловкам. К каким именно - это уже в каждой семье по-своему.

После этого вступления ведущий предлагает исследовать – что же происходит в детстве каждого, почему сейчас есть трудности с границами. Говорит, что сегодня мы будем играть в детство. Он просит разбиться на пары, договориться, кто сначала будет ребенком, а кто – взрослым. Детей просит настроиться на детство, почувствовать себя ребенком детсадовского возраста. А взрослым раздает «вкусняшки».

После чего объявляет, что задача взрослого – сделать так, чтобы ребенок эту вкусняшку съел. Задача ребенка – не съесть. На это ведущий дает 4-5 минут: все начинают одновременно по команде и по команде прекращают. Пары объявляют – каков итог взаимодействия.

Партнеры меняются ролями.

Упражнение «Вопросы на листочках»

Цель: возможность откровенного разговора.

Оборудование: маленькие листочки, фломастеры, аудиофайлы с медитативной музыкой.

Порядок работы: каждый пишет на маленьком листочке бумаги вопрос, на который хотел бы получить ответ (вариант – на который сам бы хотел ответить). Листочки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался. Целью упражнения является дальнейшее знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны.

Медитация «Белое облако»

Закройте глаза и представьте себе, что Вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красотой. Вы видите. Как оно медленно приближается к Вам. Вы лежите и Вы совершенно расслаблены, Вы в ладу с самим собой. Вы наблюдаете как облачко медленно приближается. Оно очень медленно подплывает к Вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над Вами, вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Вы просто наслаждаетесь красотой этого маленького белого облачка на голубом небе. Представьте себе, что Вы медленно встаете. Вы очень медленно встаете с земли и поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, Вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и Вы – маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в Вас царит гармония, и Вы парите высоко-высоко в небе.

Упражнение «Негативная трансфармагория»

Цель: работа с защитным механизмом проекции.

Порядок проведения: группа садится в круг. Ведущий рассказывает о правилах: все закрывают глаза, кроме первого высказывающегося. Он оглядывает группу и выделяет человека, который ему больше всего не нравится, но не называет его. После этого он высказывает – что именно в этом человеке ему не нравится. Обязательное условие: никто не должен догадаться, о ком идет речь! Поэтому о нем говорится в третьем лице и этот человек называется «фант» - нечто безликое, без конкретизации. Нельзя говорить: «Этот молодой человек в красной футболке», можно «Этот фант». И претензии должны быть не к поступкам, а к человеческим качествам: «Этот фант кажется мне неискренним», «Этот фант раздражает меня своим беспокойством» и т.д. Когда первый участник сказал об этом фанте все, что хотел, он касается рукой соседа и закрывает глаза – теперь тот открывает глаза и начинает говорить. И так по кругу, пока он не замкнется. Таким образом проходит «круг негатива». После этого дается «круг позитива»: участники по такому же принципу высказываются про некоего фанта, только теперь уже позитивно.

Важно, чтобы ведущий участвовал в этих частях упражнения наравне со всеми, то есть закрывал глаза. Это повышает уровень безопасности для участников и делает их более искренними.

Рекомендации ведущему:

В конце ведущий организует общий круг, в котором участники делятся своим опытом:

- трудно ли было высказывать позитив, негатив, что из этого легче;

- каково было слушать других;

- как часто принимались на свой счет  позитивные и негативные  высказывания и т.д.

После этого ведущий обязательно рассказывает про механизм проекции. Говорит о том, что другой человек для нас – зеркало, и то, что нам в нем не нравится – на самом деле наши собственные черты. То есть весь позитив и негатив, который проговаривался, на самом деле каждый говорил о себе. Ведущий может предложить участникам соотнести свои высказывания с собственными чертами – в зависимости от динамики группы участники могут про это просто подумать или обсудить это вслух.

Этот тренинг проводится, когда в группе много напряжения между участниками, много взаимных претензий, неприязни, а также – много напряжения и негатива по отношению к ведущему. Это помогает перевести вектор внимания каждого участника на самого себя, осознать проекции.

Упражнение «Сиамские близнецы»

Цель: осознание симбиотической связи, отслеживание ощущений при взаимосвязи.

Порядок проведения: участники разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре представить себя сиамскими близнецами, сросшимися любыми частями тела. «Вы вынуждены действовать как одно целое. Пройдитесь по комнате, попробуйте сесть, привыкните друг к другу. А теперь покажите нам какой-нибудь эпизод из вашей жизни: вы завтракаете, одеваетесь и т.д.» Упражнение тренирует навыки взаимосвязи и взаимозависимости в едином взаимодействии.

Упражнение «Работа с позитивными посланиями»

Цель: выработка умения выражать и принимать позитив; сплочение группы.

Порядок проведения: перед участником, выразившим желание принять послания группы, ставится дополнительный стул. Остальные участники по очереди садятся и в течение 1-2 минут от души и кратко говорят, что ему нравится в человеке, сидящим перед ним. После этого стул сдвигается к следующему участнику, и все повторяется.

ВАЖНО! Позитив должен касаться не внешних атрибутов (внешности, одежды), а личностных качеств (поступки, черты характера и т.п.).

В конце идет групповое обсуждение – каждый участник делится своим опытом участия в упражнении. Ведущий может задавать наводящие вопросы.

Какие были трудности?

Что было приятно, а что – неприятно?

Что привычно, что – непривычно?

Как реагировало тело?

Какие возникали чувства?

Что за мысли приходили в голову?

Труднее выражать позитив или принимать? Почему?

Рекомендации ведущему:

В начале тренинга ведущий просит участников по ходу взаимодействия отслеживать свои чувства, мысли, реакции тела и далее временами напоминает об этом.

Для ведущего важно быть очень внимательным ко всем участникам группы, так как возможен сильный отклик на такое, казалось бы, позитивное взаимодействие – возможны слезы, плач и т.д.

«Вертушка позитива» вызывает не только положительные эмоции, но и негативные: недоверие, грусть и т.д. Эта часть тоже должна быть осознана участниками и проговорена: некий негативный опыт из прошлого мешает принимать позитив в настоящем.

Упражнение «Работа с симбиозом»

Цель: осознание ощущений при разрыве и восстановлении симбиотического контакта.

Порядок проведения: участники должны разбиться по парам.

  1. Поддержите друг друга физически. Например, можно облокотиться друг на друга. Или упереться ладонями вытянутых рук в ладони партнера. Поддерживая друг друга, оставайтесь некоторое время в этом положении. Осознайте свои мысли и чувства и пока ничего не говорите о них своему партнеру. После этого один из партнеров должен выйти из этого положения. Выполняйте движение медленно, чтобы партнер почувствовал, каково ему будет, если вы смените положение. Затем те же действия выполняет другой партнер. Отмечайте ваши ощущения, когда вы остаетесь в исходном положении, а ваш партнер выходит из него.
  2. Продолжайте касаться друг друга, но каждый должен удерживаться в равновесии. Например, можно снова упереться ладонями в ладони партнера, но на этот раз не так сильно облокачиваться друг на друга. Оставайтесь в этом сбалансированном положении некоторое время, отмечая свои ощущения. Как они отличаются от тех, которые вы испытывали в первой части упражнения?

А теперь пусть один из партнеров разорвет контакт. Например, если вы стоите и ваши ладони упираются в ладони партнера, один из вас может просто опустить руки. Отметьте ваши ощущения, когда вы стоите неподвижно, а партнер разрывает с вами контакт. Как эти ощущения отличаются от тех, которые вы испытывали в первой части упражнения, когда стояли, поддерживая друг друга, а партнер начал выходить из исходного положения. Через некоторое время партнер, который разорвал контакт, снова входит в контакт с вами. Повторите разрыв и восстановление контакта несколько раз. Проделайте это упражнение еще раз, причем в роли разрывающего и восстанавливающего контакт будет другой партнер. Поделитесь друг с другом вашими ощущениями.

Первая часть упражнения предназначена для того. Чтобы вы почувствовали симбиоз. Когда два человека опираются друг на друга, то они чувствуют себя удобно, так как ощущают поддержку. Однако некоторые могут также испытывать страх, когда другой человек выходит из контакта и позволяет  им упасть. Почти все начинают осознавать этот страх, когда партнер постепенно выходит из контакта. Этот факт указывает на другую характерную особенность реального симбиоза. Когда один из партнеров чувствует, что другой выходит из симбиотического контакта, он склонен защищаться от ухода. В этом случае он считает: «Без партнера я не смогу самостоятельно стоять на ногах». Это убеждение придает симбиозу такое качество, как стабильность.

Упражнение «Ходьба»

Цель: работа со сценарием и семейными посланиями.

Порядок проведения: помещение должно быть достаточно просторным, чтобы группа могла свободно перемещаться. Участники группы произвольно ходят по комнате. Ведущий дает инструкцию, пробовать разные варианты ходьбы:

- ходи так, как ты обычно ходишь

- а теперь – как твоя мать хотела, чтобы ты ходил (как тебе это кажется – ты можешь пофантазировать)

- как твой отец хотел, чтобы ты ходил

- как ты сам хочешь ходить и т.д.

По ходу ведущий просит отслеживать чувства, ощущения, мысли. На эту часть дается 10-15 минут, затем начинается обсуждение. Ведущий делает акцент на следующих моментах:

- что менялось

- какие чувства приходили

- как реагировало тело

- какие были образы

- как больше всего понравилось ходить

- как – меньше всего и т.д.

Упражнение «Встреча»

Цель: диагностика способности устанавливать доверительный контакт. Работа с межличностным доверием.

Оборудование: листы бумаги формата А4 (по количеству участников), пастель. Можно использовать музыкальную запись.

Порядок проведения: ведущий просит группу рассесться по аудитории так, чтобы всем было удобно – каждый выбирает комфортное для него место.

Сначала происходит настройка: участники группы сидят, ведущий просит их настроиться на свое тело, почувствовать – что с ним сейчас происходит. Для этого он может давать следующие подсказки:

- теплое тело или холодное

- напряженное или расслабленное

- легко или тяжелое и т.д.

Группа сидит с закрытыми глазами – за исключением случаев, когда участник категорически против того, чтобы их закрыть. Так как за этим, скорее всего, стоит страх потери контроля и недоверие, то такого участника просят следовать за инструкцией с открытыми глазами: «Возможно, в какой-то момент ты почувствуешь, что уже можешь закрыть глаза».

Потом ведущий просит участников почувствовать свое «ядро» - центр тела, центр личности. Это живот, грудная клетка. Далее внимание переключается на руки и ладони. Группе дается биосинтетическая метафора: «Ладони – окна сердца». Ведущий говорит о том, что встреча с другим человеком – это чудо, это дар. Два человека встречаются, могут друг другу что-то дать, чем-то обменяться… эта встреча может состояться – а может пронестись мимо, контакт может быть глубоким, а может быть и поверхностным. В нашей жизни бывают и такие, и такие контакты: поверхностные встречи как таковые не плохи, просто важно, чтобы сохранялась способность устанавливать и глубокие контакты. При этом важно не терять себя: быть в контакте и с другим человеком, и с собой. Сохранять ощущение своего центра – и мочь открыться другому человеку, встретиться с ним.

Далее ведущий просит группу встать, хорошо почувствовать свои ноги, опору. Участники группы начинают ходить по залу – глаза все время закрыты. В какой-то момент ведущий просит их разбиться на пары, не открывая глаз – просто найти партнера ладонями, не пытаясь понять, кто это. Без слов!

И далее – взаимодействовать с ним ладонями, хотя бы пять минут. Изучать руки друг друга, не пытаясь узнать партнера. Ведущий называет вопросы, на которые нужно мысленно ответить:

- что это за руки

- что они несут

- что дают

- что хочется им дать

- какой тип контакта эти руки предлагают (дружба, конкуренция, поддержка и т.д.)

Пусть взаимодействие сложится произвольно, без заданных рамок. Контакт идет только руками, без слов. Потом ведущий говорит, что контакт заканчивается, и предлагает партнерам попрощаться друг с другом руками.

Участники снова ходят по залу, перемешиваясь – и открывают глаза. Все еще без слов, каждый берет лист бумаги и зарисовывает свой опыт контакта – любой образ, абстрактный или конкретный. Затем ведущий предлагает найти партнера – опознать по рукам! – и в парах обсудить опыт, сравнить рисунки. В конце – общий круг для интеграции.

 Рекомендации ведущему.

Рисунок в конце делать не обязательно – можно попросить участников просто найти партнера по рукам и обсудить опыт.

Этот тренинг дается на средних или больших группах – от восьми человек.

Можно использовать музыку – в тот момент, когда группа начинает двигаться по залу, и до того момента, когда партнеры попрощались и разошлись.

В итоговом обсуждении важно сделать акцент на том, удалось ли довериться, насколько глубоким получился контакт, стали ли ладони «окнами сердца» и т.д.

Упражнение «Никто не знает»

Цель: активизация процесса самопознания.

Порядок проведения: участники сидят в кругу. У ведущего в руках мяч.

- Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня)…»

Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. У каждого мяч должен побывать много раз.

Упражнение «Кукольный театр»

Цель: в процессе игры осознать поведенческие реакции, присущие зависимости, то есть осознать последствия, беспомощность и потерю контроля над собой и своей жизнью. Тренинг также способствует групповому взаимодействию, активизирует креативность.

Порядок проведения: это упражнение хорошо проводить, если в группе 7 и более человек. Для начала ведущий предлагает участникам вспомнить, кто есть в кукольном театре. Там обязательно есть: кукла (марионетка), которая играет роль, но сама ничего без посторонней помощи делать не может; кукловоды – они и производят движения головой, руками и ногами марионетки, говорят за нее; режиссер – тот, кто ставит спектакль и руководит кукловодами, отвечает за все действие.

Теперь участники группы выбирают себе каждый понравившуюся роль. В группе из 7 человек оптимально должно быть: 1 режиссер, 2 марионетки, 4 кукловода (по 2 на каждую «куклу» - первый управляет руками и головой «куклы» и говорит за нее, второй переставляет ноги «куклы»). Марионетка сама ничего делать не может! После того как роли распределены, ведущий озвучивает задание – нужно в отведенное время (обычно это занимает 10 минут) поставить небольшую сценку на свободную тему и затем продемонстрировать ее. Все участники должны действовать в строгом соответствии со своими ролями.

Упражнение завершается показом сценки, за которым следует общий круг чувств. В круге чувств очень важно дать возможность каждому участнику рассказать о своих чувствах и мыслях по поводу происходящего, дать обратную связь другим участникам группы. Так как действие достаточно эмоционально насыщенное, возможно закончить круг чувств упражнениями на восстановление дыхания.

Рекомендации ведущему.

Если группа большая, то может быть командное взаимодействие. Каждая команда готовит свой спектакль и показывает его другим.

Упражнение «Горячий стул»

Цель: расширение образа «я». Тренинг помогает установлению доверия в группе, анализу проявлений болезни, осознанию чувств и безопасному проявлению и переживанию их в прямых высказываниях, конструктивному построению отношений.

Оборудование: дополнительный стул.

Порядок проведения: ведущий предлагает кому-то из участников группы проверить, что думают о его действиях другие участники группы. После того, как доброволец определился, его сажают на стул спиной к группе. Группа располагается за ним в ряд. Ведущий дает при этом задание добровольцу – слушать внимательно, отслеживать свои реакции и чувства, чтобы потом поделиться ими с группой.

Итак, первое задание группе – поочередно каждому высказать то, что ему НЕ нравится в сидящем впереди участнике. Это может быть какой-то поступок, манера говорить, деталь одежды и т.п. Внимание! Обязательно должны высказаться все участники и говорить только негатив.

После выполнения этого задания ведущий дает следующую команду – теперь также поочередно высказать то, что нравится в данном человеке.

После этого сидящему на стуле предлагается повернуться лицом к группе. По желанию доброволец может озвучить следующее: свои чувства, что было легче воспринимать (негатив или позитив), а также – что из высказываний действительно заставляет задуматься, а что – никаким образом не относится к нему.

Завершается тренинг кругом чувств, где проясняется, было ли легче озвучивать негатив или позитив, изменилось ли сейчас отношение участника к группе и т.п.

Упражнение «Табу»

Цель: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям.

Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят человеком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Порядок проведения: ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. «Там лежит то. Что нельзя» - говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь – каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая,  - это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнении упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать своими словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение.

Упражнение «Мистер Х»

Цель: активизация биографической рефлексии, самопознание через механизм автобиографической проекции, нормализация групповой динамики.

Порядок проведения: каждому участнику предлагается выбрать кого-либо из членов группы и, не объявляя во всеуслышание об объекте выбора, рассказать от имени этого человека о его биографии, об основных событиях и смысле жизни; о жизненных ценностях, принципах и целях; о поведении в критических ситуациях жизни, о спутниках жизни и отношениях с ними; о прошлом, настоящем и будущем; о личном отношении к смерти.

Рассказчик должен мысленно перевоплотиться в избранного участника и посмотреть на жизненный путь его глазами. Свои рассказы участники представляют в процессе группового обсуждения, не называя имени избранного члена группы. Остальные члены группы должны отгадать о чьей биографии идет речь. После того, как принадлежность биографии будет установлена, ее «владелец» должен оценить степень сходства и различия между рассказом и его собственными представлениями о  личной биографии.

Для организации обсуждения ведущий адресует группе стимулирующие вопросы:

- кого выбирали чаще всего?

- чем это можно объяснить?

- почему был выбран именно этот человек, а не кто-нибудь другой?

- чья биография угадывалась легче всего и почему?

- была ли опознана личная биография в чьем-то рассказе и по каким признакам?

- имеются ли черты сходства между рассказом о чужом жизненном пути и представлениями рассказчика о собственной биографии и самом себе?

В заключение участники благодарят друг друга за составленные рассказы.

Упражнение «Жертва, Преследователи и Спаситель»

Цель: разминка, обсуждение созависимых отношений.

Порядок проведения: каждый участник мысленно выбирает себе Преследователя и Спасителя и ходит по комнате, стараясь быть подальше от Преследователя и иметь между ним и собой Спасителя. По сигналу «Стоп» все останавливаются на месте и выясняют распределение ролей.

Упражнение «Горячий стул самораскрытия»

Цель: обеспечить максимально возможное самораскрытие каждого участника группы посредством открытого монолога о его жизни, актуальных событиях и пережитых психотравмах.

Порядок проведения: каждому желающему предлагается сесть на стул, размещенный в центре круга. Задача группы – задавать любые вопросы, касающиеся его жизни, судьбы, опыта девиантного поведения и пр. задача участника – отвечать на вопросы честно и откровенно. Если группа задает вопросы, на которые по каким-либо причинам человек не хочет отвечать, он имеет на это право.

Задача ведущего – включить всех участников группы в выполнение этого упражнения, так как во время такой работы проходит глубокое осмысление своей жизни,  ее травматических и негативных событий.

Упражнение «Волшебная лавка»

Цель: осмысление и осознание целей и смысла собственной жизни, анализ психологических качеств, которые хотелось бы развить или приобрести.

Порядок проведения: ведущий говорит группе: «я хочу предложить упражнение, которое даст вам возможность посмотреть на самих себя со стороны. Устраивайтесь поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните, выдохните и полностью расслабьтесь. Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие запахи вы ощущаете? Что вы чувствуете? Внезапно тропинка поворачивает и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите полки, ящики. Повсюду стоят сосуды, банки, коробки. Это – старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте, что я – продавец этой лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете приобрести что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности – все, что пожелаете.

Но есть еще одно правило: за каждое приобретаемое вами качество или желание вы должны что-то отдать или от чего-то отказаться. Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне и сказать, чего он хочет. В ответ он сообщает, что именно отдает за это. Обмен состоится при условии, если кто-либо из участников группы захочет приобрести  это качество, способность, умение и если мне – хозяину лавки этот обмен покажется равноценным и эта способность или умение понравится. Через некоторое время ко мне может подойти следующий участник группы. В заключение  мы обсудим, что каждый из нас пережил».

Упражнение «Рука мешающая и рука помогающая»

Цель: расширение образа «я», самопринятие.

Оборудование: листы формата А4 по одному на каждого участника, пастель.

Порядок проведения: каждый участник берет лист бумаги и на нем обводит обе свои ладони. При этом одну руку можно обводить только одним цветом (можно обе руки одним, но нельзя двумя цветами одну руку).

Ведущий говорит о том, что у каждого из нас есть две стороны: светлая и темная, плохая и хорошая. И у зависимого человека так же есть две части: больная и желающая выздоравливать. Важно быть знакомым с обеими своими частями.

Далее участникам предлагается представить одну из своих рук как «мешающую выздоровлению», а вторую – как «помогающую выздоровлению». И каждый палец надо подписать как какое-то качество характера, которое способствует (на одной руке) или мешает (на другой руке) выздоровлению. Потом – раскрасить руки. В общем кругу участники представляют свои рисунки остальным,  рассказывают о своих «руках» и качествах характера – как они проявляются в контексте развития болезни и выздоровления от нее и т.д.

Рекомендации ведущему.

Можно попросить обвести руки на разных листах, а потом склеить их. Это дает метафорическое послание: «Даже если ты чувствуешь себя расщепленным, на самом деле ты все равно един, ты целостен». Но тогда нужно еще два листа на каждого, клей или скотч и ножницы.

Важно уделить внимание интеграции личности и самопринятию. Послания, исходящие от ведущего: ты такой, какой ты есть, ты имеешь право быть собой.

При отработке в общем кругу можно спросить группу – очевидно ли по рисунку, какая рука «мешающая», а какая «помогающая», что помогает это различить, а что – мешает.

Упражнение «Тотемное животное»

Цель: работа с образом «я» - «Я глазами других» и «Мой образ Я».

Порядок проведения: ведущий говорит о том, что когда-то в древние времена существовали племена, и у каждого племени был свой тотем – какое-то животное, которое считалось покровителем племени (ну, иногда это могло быть растение, но редко). С этим животным члены племени идентифицировались, стремились походить на него, сходство с ним давало возможность обладать его свойствами: можно было стать зорким, как орел, сильным, как медведь и т.д.

Времена изменились, но иногда кажется, что тотемные животные остались снами, проносясь сквозь время: и каждого человека можно сравнить с каким-то животным, если приглядеться. Более того, и мы сами обычно сравниваем себя с каким-то животным, нас к нему тянет: мы можем коллекционировать фигурки кошек или плакаты с волками и т.п.

И ведущий предлагает каждому подумать – на какое животное похож он и члены группы, что это за животное, какими качествами оно обладает. На это отводится 1 – 3 минуты.

После этого начинается круг по следующему принципу: ведущий спрашивает, кто хочет начать. Обычно кто-то вызывается (если нет, то ведущий может «назначить добровольца»). Сначала каждый член группы говорит о том, с каким животным он отождествляет добровольца, какое это животное, какими свойствами обладает («Сова мудрая», «Лиса хитрая»).

Потом сам доброволец говорит, какое животное он загадал.

Упражнение «Символическое разрешение проблемы»

Инструкция участникам (произносится очень медленно): «Подумайте, есть ли у вас какая-то проблема, которую вы бы хотели разрешить. Сформулируйте ее и запишите на листе бумаги. Может быть, это еще не осознанная вами сложность, в которой вы бы хотели разобраться, или вопрос, на который хотели бы получить ответ. (Пауза, чтобы дать время написать проблему).

Представьте себе, что вы находитесь в том месте, где вам комфортно, безопасно. Вы видите, что перед вами школьная доска, начинаете ее разглядывать. Присмотритесь, как эта доска выглядит? Какого она цвета – зеленая, коричневая, белая? Где она находится? Вы снова внимательно смотрите на доску и видите руку, которая держит мел или фломастер. Эта рука что-то пишет на доске. Не останавливайте ее, разрешите руке написать на доске какое-то предложение. В этом предложении будет содержаться ответ, как разрешить вашу проблему. Позвольте руке написать ответ на ваш вопрос – до конца, до последней точки. Теперь постарайтесь увидеть, что написано на доске. Что это за слова?

Прочитайте их. Запишите это в вашу тетрадь.

Посмотрите еще раз на это утверждение и прислушайтесь к себе. Действительно ли вы с ним согласны? Понятно ли оно вам? Принимаете вы его или нет? (Пауза). Написанное на доске предложение – это тот ответ, который вам дает ваш «внутренний ребенок».

После выполнения упражнения надо попросить каждого участника поделиться тем, что с ним происходило. Спросить, удалось ли им получить ответ от своего «внутреннего ребенка». Некоторым участникам бессознательное открывает неожиданные перспективы для самопознания. Связь с детским «Я» помогает им понять некоторые взрослые проблемы. Они открывают в себе новые ресурсы и перспективы для личного роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Программа "Коррекция звукопроизношения для детей 6-12 лет".

Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, развитие речевого общения и звукового анализа....

Методическая разработка тренинга «Разрешения конфликтов»

В настоящее время во всем мире изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические проблемы обусловливают нарастание негативных тенденций в стан...

Методическая разработка тренинга «НЕзависимости» по профилактике немедицинского потребления психоактивных веществ старшими подростками

Цель тренинга - формирование у обучающихся негативного отношения к табакокурению, употреблению спиртных напиткови наркотиков, а также предотвращение возможных обстоятельств употребления запрещенных пс...

методическая разработка тренинга по подготовке студентов специальности 49.02.01 Физическая культура к демонстрационному экзамену по стандартам чемпионата «Молодые профессионалы» (WORLDSKILLS RUSSIA)

методическая разработка тренинга по подготовке студентов специальности  49.02.01 Физическая культура к демонстрационному экзамену по стандартам чемпионата «Молодые профессионалы» (WOR...

Методическая разработка тренинга на выявление лидерских качеств

Цели тренинга: 1.Раскрытие личностного потенциала участников группы. 2.Формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон....

Тренинг коррекция самооценки личности обучающихся колледжа

Тренинг коррекция самооценки личности обучающихся колледжа...