Методическая разработка тренинга «НЕзависимости» по профилактике немедицинского потребления психоактивных веществ старшими подростками
методическая разработка
Цель тренинга - формирование у обучающихся негативного отношения к табакокурению, употреблению спиртных напитков
и наркотиков, а также предотвращение возможных обстоятельств употребления запрещенных психоактивных веществ.
Основные задачи тренинга:
- Получение знаний об опасности различных видов зависимостей, а также формирование негативного отношения к ним путём просветительской и профилактической деятельности с обучающимися профессионального образовательного учреждения.
- Формирование у старших подростков стремления к ведению здорового образа жизни, а также повышение престижности здорового поведения через систему воспитательных мероприятий.
- Развитие социальных навыков и способностей обучающихся, в особенности способности противостоять негативному влиянию сверстников.
Структура занятий включает следующие разделы:
- ритуал приветствия,
- разминку,
- основное содержание занятия,
- рефлексию прошедшего занятия,
- ритуал прощания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vtnjl_hfphfjnrf_nhtybyuf.docx | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка тренинга «НЕзависимости» по профилактике немедицинского потребления психоактивных веществ старшими подростками
Цель тренинга - формирование у обучающихся негативного отношения к табакокурению, употреблению спиртных напитков
и наркотиков, а также предотвращение возможных обстоятельств употребления запрещенных психоактивных веществ.
Основные задачи тренинга:
- Получение знаний об опасности различных видов зависимостей,
а также формирование негативного отношения к ним путём просветительской и профилактической деятельности с обучающимися профессионального образовательного учреждения. - Формирование у старших подростков стремления к ведению здорового образа жизни, а также повышение престижности здорового поведения через систему воспитательных мероприятий.
- Развитие социальных навыков и способностей обучающихся,
в особенности способности противостоять негативному влиянию сверстников.
Структура занятий включает следующие разделы:
- ритуал приветствия,
- разминку,
- основное содержание занятия,
- рефлексию прошедшего занятия,
- ритуал прощания.
Остановимся подробнее на каждом из этих элементов.
Ритуал приветствия позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Примером такого ритуала выступает упражнение «Эстафета дружбы». Суть данного упражнения в передаче рукопожатия как эстафеты. В следующий раз можно использовать похожие упражнения, например, «Передай улыбку по кругу», где педагог улыбается рядом сидящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.
Разминка настраивает участников на продуктивную групповую деятельность, позволяет установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, снять эмоциональное возбуждение. Разминка проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если возникает необходимость как-то изменить эмоциональное состояние участников. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Эта вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и 1 — 2 разминочных упражнения. Например, упражнение «Поменяйтесь местами». Участники сидят на стульях в кругу. Ведущий выходит на середину круга и говорит фразы: «Поменяйтесь местами те, кто…(умеет жарить блины)». В конце называется какой-либо признак подростка или его умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего — успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим. Далее возможна рефлексия с обсуждением вопроса «Что нового вы узнали об участниках?». Так же подойдет упражнение «Пожалуйста». Его цель — поднять настроение, снять внутреннее напряжение участников. Все подростки вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (спортивные, танцевальные, шуточные), а остальные должны их повторять лишь в том случае, если он говорит слово «пожалуйста». Тот, кто ошибется, выбывает из игры и садится на место.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы и др. Основная часть посвящена теме занятия. Ведущий должен отслеживать групповую динамику и уделять необходимое время мотивации участников на занятия, проработке агрессии и внутренних конфликтов
при необходимости. Иногда на занятии может быть использовано несколько упражнений и игр, есть игры и упражнения, которые могут занимать целое занятие. Все происходящее в группе становится групповым опытом, который может быть осознан и интегрирован отдельными участниками и группой
в целом. Для этого сказки, притчи, игры, работы обсуждаются
и анализируются участниками тренинга. Например содержанием занятия может являться игра-викторина «Вредным привычкам скажем «нет»!».
Педагог: «В игре могут участвовать две, три, четыре команды. Правила очень просты. Перед вами расположен сектор с баллами, которые можно заработать, ответив правильно на вопрос. По очереди команды выбирают сектор и количество баллов. Я задаю вопрос, если вы отвечаете правильно, то количество баллов, выбранное вами, засчитывается на ваш счет, если неправильно, то отнимается. А ещё в секторах таятся сюрпризы: аукцион - три вопроса сразу, «кот в мешке», который можно передать другой команде, если не знаете и бонусные баллы! Итак, если нет вопросов, начинаем!».
Я не курю! | Алкоголь – яд! | Наркотикам – нет! | СПИД – болезнь века! |
20 | 20 | 20 | 20 |
40 | 40 | 40 | 40 |
60 | 60 | 60 | 60 |
80 | 80 | 80 | 80 |
100 | 100 | 100 | 100 |
120 | 120 | 120 | 120 |
Тема «Я не курю!»
Количество баллов | Вопрос | Ответ |
20 | Каков главный яд табака? | Никотин |
40 | В Ницце юноши устроили состязание на выносливость | Он умер, выкурив 60 сигарет |
60 | Что происходит с зубами человека при курении и при воздействии каких именно веществ? | Под воздействием клейких смол зубы человека желтеют, а от перепада температуры трескается эмаль |
80 | Что такое «пассивное курение» | Пребывание в накуренном помещении, находиться рядом с курящим человеком почти также вредно, как само курение |
100 | Чем грозит курение молодому растущему организму как у подростка? | Ведет к остановке роста, исхуданию и гибели клеток |
120 | При курении часть гемоглобина крови соединяется с этим ядовитым газом. Назовите его. | Угарный газ |
Тема «Алкоголь – яд!»
Количество баллов | Вопрос | Ответ | |
20 | Какие заболевания желудка возникают при употреблении алкоголя? | Гастрит, язва и рак желудка | |
40 | Какой вред наносит своему будущему ребенку пьющая беременная женщина? | Алкоголь может привести к появлению физических уродств | |
60 | Аукцион: 1. Какое воздействие оказывает алкоголь на зрение подростков? 2. Почему некоторые люди 3. Какие клетки самые чувствительные к алкоголю? | Поражение зрительных нервов, ведущее Алкоголь способствует привыканию, как наркотик Нервные | |
80 | Удачный выбор! Мы дарим вашей команде 80 бонусных баллов! | ||
100 | Что происходит в коре головного мозга пьющего человека? | Склейка красных кровяных телец, создаются условия, при которых нейроны гибнут. После приема спиртного в коре головного мозга остается кладбище нервных точек, которые не восстанавливаются | |
120 | Почему у пьющего человека проявляются признаки деградации? | Гибнут нейроны, снижается память, портится характер. Изменениям подвергается, прежде всего, кора головного мозга, где происходит мыслительная деятельность. |
Тема «Наркотикам – нет!»
Количество баллов | Вопрос | Ответ |
20 | С какой болезнью тесно связана наркомания? | СПИД/ВИЧ |
40 | Почему опасно даже разовое употребление наркотика? | Возникает психологическая зависимость |
60 | Что привело к первой вспышке злоупотребления наркотиками | Попытка избавиться |
80 | Каково поведение наркомана после принятия наркотика? | Сама наркотическая эйфория длится не более 1-5 минут. |
100 | Что такое ломка? | Человек начинает ощущать болевую импульсацию не только от прикосновения одежды к коже, но и пульсацию сосудов и даже трение суставных поверхностей при движении конечностей. Его тело превращается в одну сплошную рану, причиняющую нескончаемую боль. Сами наркоманы назвали это состояние ломка |
120 | Как перевести слово «наркомания» | Нарко - оцепенение, онемение; мания - страсть, безумие |
Тема «СПИД – болезнь века!»
Количество баллов | Вопрос | Ответ |
20 | Как расшифровывается СПИД? | С - синдром, |
40 | Что происходит с иммунной системой человека, больного СПИДом? | Иммунная система подавляется |
60 | Куда должен попасть вирус СПИДа, чтобы заразить? | Он должен обязательно попасть |
80 | Назовите пути передачи вируса СПИДа? | Внутривенно, от беременной женщины к ребенку, половым путем |
100 | Что повреждает вирус СПИДа? | Он попадает в кровь и повреждает лимфоциты, которые являются важным звеном защитной (иммунной) системы организма. |
120 | Как быстро развивается СПИД? | Заболевание СПИДом развивается медленно. В течение нескольких лет единственным признаком болезни может быть увеличение некоторых лимфатических узлов. Затем начинаются подъемы температуры, длительные расстройства желудка, потливость, похудание. |
Рефлексия прошедшего занятия предполагает обмен мнениями
и чувствами о занятии и своём участии в нем (понравилось —
не понравилось, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т. д.). Ведущий задаёт вопросы о том, что чувствовали подростки
на протяжении всего занятия и с какими эмоциями они его завершают. Отвечать можно по желанию, либо коротко, но каждому студенту
по очереди.
Ритуал прощания способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе. Завершение занятия может проводиться
с помощью вопросов «Что вам больше всего запомнилось?», «Было ли что-нибудь, что вас наиболее удивило?», а также с помощью специальных упражнений, которые не занимают много времени и дают возможность посмеяться, помогают внутренне закончить занятие. При завершении занятия участникам важно отреагировать скопившиеся, но невыраженные чувства, настроиться на обычные дела. Каждому необходимо подвести итоги
и оценить свой опыт, полученный в результате групповых занятий.
Для этого участников можно переключить с рефлексии на дальнейшие действия. Пусть каждый вкратце расскажет остальным, что и как он будет делать после того, как выйдет из аудитории. Ведущий мягко подталкивает подростков к тому, чтобы они старались сразу же в реальной жизни апробировать новые знания и умения. Также можно предложить каждому участнику закончить фразу: «Когда я буду вспоминать о сегодняшнем занятии, то вспомню в первую очередь…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет родителям "Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками."
Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками....
Методическая разработка тренинга «Разрешения конфликтов»
В настоящее время во всем мире изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические проблемы обусловливают нарастание негативных тенденций в стан...
Методическая разработка урока по теме: "Предельно допустимые концентрации вредных веществ".
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ -ПЕТЕРБУРГА ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ - ПЕТЕРБУРГСК ИЙ АРХИТЕКТУРНО -СТ...
Методическая разработка ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по профилактике наркомании среди подростков на тему: «Скажи наркотикам НЕТ!»
профилактика наркомании среди подростков...
Методическая разработка урока по материаловедению на тему: «Гидравлическое вяжущее вещество. Цемент и портландцемент».
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по спецтехнологии для обучающихся 1 курса, проходящих профессиональную подготовку по профессии «Штукатур» по адаптированно...
Методическая разработка (тренинг) педагога-психолога на тему: проработка инфантильной агрессии и страхов (на основании теории Мелани Кляйн)
Арт-терапевтический тренинг направленный на преодоление инфантильных страхов и агрессии....
методическая разработка тренинга по подготовке студентов специальности 49.02.01 Физическая культура к демонстрационному экзамену по стандартам чемпионата «Молодые профессионалы» (WORLDSKILLS RUSSIA)
методическая разработка тренинга по подготовке студентов специальности 49.02.01 Физическая культура к демонстрационному экзамену по стандартам чемпионата «Молодые профессионалы» (WOR...