Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Социальная работа в рамках подготовки к World Skills»
рабочая программа
Профессия «социальная работа» реализуется в системе социальной защиты населения, востребована в государственных органах управления, на различных уровнях власти, в государственных и негосударственных организациях, учреждениях сферы здравоохранения, образования, стиции, внутренних дел, обороны, МЧС, в профильных подразделениях производственных организаций, в структурах социально-ориентированного бизнеса и общественных организациях.
Программа направлена на изучение комплекса знаний в области социальной работы с различными категориями лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Реализация Программы «Социальная работа в рамках подготовки к World Skills» позволит обучающимся расширить свои знания в области социальной работы и уметь успешно применять их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОГРАММА «Социальная работа в рамках подготовки к World Skills» | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Юридический колледж»
Принята на заседании методического совета колледжа от «__» ___________ 20_____ г. Протокол № _______ | Утверждаю Директор колледжа _____________Г.В. Самойлов «____» ___________ 20_____г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Социальная работа в рамках подготовки к World Skills»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: социально-педагогическая
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 14 - 16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Вишневецкая Алла Анатольевна,
Преподаватель
г. Москва
2021 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка ……………………………………………….3
2. Учебный (тематический) план обучения……. ……………………....5
3. Содержание учебного (тематического) плана обучения…………….6
4. Организационно-педагогические условия реализации программы...
5. Нормативно-правовое обеспечение Программы …………………… .9
6. Список литературы……………………………….………………….….9
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Социальная работа в рамках подготовки к World Skills» (далее – Программа) имеет социально – педагогическую направленность.
Новизна данной Программы заключается в том, что впервые в Программа дополнительного образования составлена в соответствии со спецификацией стандартов Ворлдскиллс.
.
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы
Программа направлена на расширение знаний следующих предметных областей: социальная работа, социальные услуги, специалист по социальной работе.
Развитие общества сопровождается множеством социальных проблем. Социальная и имущественная дифференциация населения, безработица, рост количества беженцев, мигрантов и маргинальных групп, неблагоприятная экологическая обстановка и сложная демографическая ситуация служат причинами актуализации вопросов, связанных с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией отдельного человека, различных групп и общества в целом.
В этой ситуации особенно остро ощущается потребность в специалистах по оказанию социальных услуг, организации процесса социального обслуживания населения, от деятельности которых существенно зависит реализация социальной политики государства.
Существует большое количество определений понятия «социальная работа», характеризующих социальную работу в узком и широком смыслах. В широком смысле она представляет собой «социальную деятельность общества по обеспечению социализации человека». Главная ее цель – достижение благополучия индивида и общества, гуманизация взаимоотношений индивида и общества, сопряжение их интересов, создание условий для их всестороннего развития. Но большинство авторов, принимая узкий подход к социальной работе, сходятся на том, что она представляет собой особый вид деятельности, связанный с оказанием помощи и поддержки слабозащищенным категориям населения, содействие человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.
Однако одновременно констатируется, что в социальной работе помощь не является самоцелью. Основные усилия целенаправленных действий профессиональной социальной работы ориентированы на создание условий, при которых объект будет социально функционировать на принципах самодостаточности.
Социальная работа, находя свое организационно-деятельностное воплощение в социальной политике, выдвигает в качестве одной из своих основных функций развитие и регулирование системы социальных отношений, складывающихся в рамках существующей социальной структуры, с точки зрения более логичного, последовательного, непротиворечивого и справедливого функционирования общества и осуществления им социальных функций, определяемых не только задачей выживания, поддержания социального минимума, но и соответствия представлениям о том, что есть современное общество и каков в нем должен быть уровень социальности.
Профессия «социальная работа» реализуется в системе социальной защиты населения, востребована в государственных органах управления, на различных уровнях власти, в государственных и негосударственных организациях, учреждениях сферы здравоохранения, образования, стиции, внутренних дел, обороны, МЧС, в профильных подразделениях производственных организаций, в структурах социально-ориентированного бизнеса и общественных организациях.
Программа направлена на изучение комплекса знаний в области социальной работы с различными категориями лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Впервые компетенция «Социальная работа» была презентована в Москве в 2017 году в рамках проведения Межвузовского чемпионата World Skills Russia в в качестве презентационной.
Реализация Программы «Социальная работа в рамках подготовки к World Skills» позволит обучающимся расширить свои знания в области социальной работы и уметь успешно применять их.
Цель и задачи Программы.
Цель - знакомство обучающихся с ситуацией в сфере социальной работы, с основами профессиональной деятельности социального работника, уяснение ее предназначения, содержания и реализуемых в обществе задач; формирование у них практических умений и навыков их применения.
Задачи обучения.
Познавательные: изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность в области социальной работы, усвоение практических умений и др.
Воспитательные: воспитание у обучающихся духовных и физических качеств личности, ценностного отношения к жизни и здоровью окружающих, к своему здоровью, чувства ответственности и взаимовыручки.
Развивающие: развитие умения и навыков социальной работы с различными группами лиц.
Планируемые результаты
по итогам обучения по Программе обучающиеся будут
знать/понимать:
основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи;
методы диагностики причин, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, снижающих их возможности самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения и социального обслуживания граждан;
виды, структуру и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг;
порядок признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, определения индивидуальной потребности в социальных услугах, составления индивидуальных программ предоставления социальных услуг;
инфраструктуру предоставления социальных услуг в муниципальном образовании;
технологии социальной работы;
методику проведения беседы;
мотивационные технологии в социальной работе и технологии активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения
особенности целевых групп получателей социальных услуг.
уметь:
проводить анализ условий жизнедеятельности гражданина, определять причины, способные привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья;
обобщать, систематизировать и оценивать информацию, касающуюся обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан и методов их преодоления;
выявлять и оценивать потребности граждан в социальном обслуживании;
оформлять документацию, необходимую для предоставления социальных услуг;
оценивать обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определять индивидуальные потребности граждан с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг;
проводить оценку обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан;
использовать законодательные и другие нормативные правовых актов федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг.
По итогам обучения по Программе у обучающихся формируются метапредметные результаты:
умение анализировать результаты своей деятельности;
умение формулировать задачи;
применение установленных правил в планировании способа решения;
выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Формы и режим занятий
Основная форма занятий – групповая. Продолжительность занятия составляет 2 академических часа в неделю.
Количество обучающихся в группах: от 15 до 30 обучающихся;
Режим занятий: 1 группа – 32 часа, 2 (академических) часа 1 раз в неделю.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего | Теоретичес-кие занятия | Практические занятия | |||
1 | Понятие социальной работы. Основные функции специалиста по социальной работе. Учреждения сферы деятельности. Объекты деятельности. | 2 | 2 | 0 | Входной контроль |
2 | Общие сведения и история развития компетенции «Специалист по социальной работе» с учетом стандартов Ворлдскиллс Россия. | 2 | 2 | 0 | |
3 | Основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи. | 2 | 2 | 0 | |
4 | Практическое занятие №1: Составление схемы «Порядок признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании». | 2 | 0 | 2 | |
5 | Методы диагностики причин, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, снижающих их возможности самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. | 2 | 2 | 0 | |
6 | Психологические и социально-педагогические основы социальной работы. | 2 | 2 | 0 | |
7 | Технологии социальной работы. Методика проведения беседы. | 2 | 2 | 0 | |
8 | Практическое занятие №2: Составление таблицы «Нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней в сфере предоставления социальных услуг». | 2 | 0 | 2 | |
9 | Оценка обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан. | 2 | 2 | 0 | |
10 | Особенности социальной работы с разными лицами и группами населения. | 2 | 2 | 0 | |
11 | Инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании. | 2 | 2 | 0 | |
12 | Практическое занятие №3: Анализ социальной работы с различными группами лиц. | 2 | 0 | 2 | |
13 | Социальная терапия, основные формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе. | 2 | 2 | 0 | |
14 | Виды, структура и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг, социального сопровождения. | ||||
15 | Цели, задачи и функции организаций социального обслуживания, различных поставщиков социальных услуг. | ||||
16 | Практическое занятие №4: Составление проекта индивидуальной программы социального сопровождения семьи/гражданина. | 2 | 0 | 2 | Итоговый контроль |
ИТОГО | 32 | 24 | 8 |
Содержание программы
Тема 1. Понятие социальной работы. Основные функции специалиста по социальной работе. Учреждения сферы деятельности. Объекты деятельности.
Тема 2. Общие сведения и история развития компетенции «Специалист по социальной работе» с учетом стандартов Ворлдскиллс Россия.
Тема 3. Основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи.
Тема 4. Практическое занятие №1: Составление схемы «Порядок признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании».
Тема 5. Методы диагностики причин, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, снижающих их возможности самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Тема 6. Психологические и социально-педагогические основы социальной работы.
Тема 7. Технологии социальной работы. Методика проведения беседы.
Тема 8. Практическое занятие №2: Составление таблицы «Нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней в сфере предоставления социальных услуг».
Тема 9. Оценка обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Тема 10. Особенности социальной работы с разными лицами и группами населения.
Тема 11. Инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании.
Тема 12. Практическое занятие №3: Анализ социальной работы с различными группами лиц.
Тема 13. Социальная терапия, основные формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе.
Тема 14. Виды, структура и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг, социального сопровождения.
Тема 15. Цели, задачи и функции организаций социального обслуживания, различных поставщиков социальных услуг.
Тема 16. Практическое занятие №4: Составление проекта индивидуальной программы социального сопровождения семьи/гражданина.
Способы диагностики и контроля результатов
Диагностика: первичная (на первом занятии), итоговая (май).
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
1.Итоговые занятия.
2.Отчетные в конце учебного года.
Критерии замера прогнозируемых результатов
1. Педагогическое наблюдение.
2. Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов.
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
Педагогические наблюдения.
Оценка творческой работы.
Методическое обеспечение программы
Курс обучения опирается на следующие принципы:
систематичность;
преемственность между членами группы;
демократичность (занятия со всеми желающими от условия развития технических способностей) и дифференцированность (занятия с одаренными обучающимися);
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
принцип комплексного способа воздействия на личность обучающегося (применение различных видов и форм деятельности на занятиях);
принцип связи исполнительской деятельности детей с окружающей жизнью с учетом применения новейших технологий и разработок в области творческого воспитания.
В работе предполагается использование разнообразных методов и приемов как традиционных (словесные, наглядные, практические), так и новаторских (разнообразные «модели» занятий, применение здоровьесберегающих технологий, мониторинг и диагностика способностей, цифровых компьютерных технологий, система нетрадиционных творческих заданий, тренинги, практикумы и т.д.).
Формы занятий:
общие занятия (ведется теоретическая работа, закрепление пройденного материала, воспитательные беседы);
групповые (ведется практическая работа);
Структура занятия:
организационное начало - установка на занятие, постановка задач (3 мин);
работа над формированием практических навыков (40 мин);
заключение, итог (2 мин).
Нормативно-правовое обеспечение Программы
Материально-техническое обеспечение
Наличие специального кабинета с мультимедийным оборудованием с выходом в Интернет.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» с изменениями и дополнениями.
3. Федеральный закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
4. Постановление Правительства РФ № 1236 от 24 ноября 2014 г. «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг»
5. Постановление Правительства РФ № 1239 от 24 ноября 2014 г. «Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
6. Приказ Минтруда России № 258н от 17 апреля 2014 г. «Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания»
7. Приказ Минтруда России № 159н от 28 марта 2014 г. «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг»
8. Приказ Минтруда России № 500н от 30 июля 2014 г. «Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг»
9. Приказ Минтруда России № 485н от 25 июля 2014 г. «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению регистра получателей социальных услуг»
10. Приказ Минтруда России № 484н от 25 июля 2014 г. «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг»
11. Приказ Минтруда России № 889 от 18 ноября 2014 г. «Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)»
12. Приказ Минтруда России № 874н от 10 ноября 2014 г. «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг»
13. Приказ Минтруда России № 953н от 28 ноября 2014 г. «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг, а также порядка утверждения перечня социальных услуг по видам социальных услуг федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-методический геронтологический центр» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»
14. Приказ Минтруда России № 725 от 15 октября 2015 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания»
15. ГОСТ Р 56831-2015. «Социальное обслуживание населения. Услуги по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании»
16. ГОСТ Р 54610-2011. «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Классификация и основные требования к услугам, предоставляемым на муниципальном уровне" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 744-ст)
17. ГОСТ Р 53060-2008. «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 17.12.2008 N 437-ст)
18. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие для СПО. Под редакцией Н. Ф. Басова. 5-е издание, исправленное и дополненное Рекомендовано Учебно-методическим отделом среднего профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования Москва. Юрайт 2019
Интернет-ресурсы
https://mintrud.gov.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайдовая презентация для итогового занятия по Дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программе по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Художественная роспись ткани» Возраст учащихся: 7 - 10 лет.
Разработка занятия по Дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программе по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Художественная роспись ткани» Возраст учащихс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Поваренок» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-культурной направленности «Поваренок»
Образовательная программа «Поваренок» направлена на формирование культуры здоровья и охраны жизнедеятельности. По функциональному назначению- учебно-познавательная, по форме реализации- кр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Магнит добра" (волонтеры)
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию об...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Социальная работа в рамках подготовки к World Skills»
Цель программы - знакомство обучающихся с ситуацией в сфере социальной работы, с основами профессиональной деятельности социального работника, уяснение ее предназначения, содержания и реализуемы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Говорюша"
Данная программа представляет серию коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что...
Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Говорюша»
Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности«Говорюша»...
Отчет воспитателя по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Подготовка будущих первокласснико
Приближается момент, когда ребёнок будет иметь звание «Первоклассник». И из-за этого возникает множество беспокойства: куда и как готовить ребенка в школу, надо ли, что ему нужно знать, ум...