Роль воспитателя в системе воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО
методическая разработка
В данной работе рассмотрены проблемы роли воспитателя в системе воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_noyabr_2021_1.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа»
Педагогический совет
Роль воспитателя в системе воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО
Подготовила:
воспитатель Зиновьева Л.А.
Октябрь 2021
Формирование воспитательно-образовательной среды в организации общего образования состоит в том, что положительный эффект образования и воспитания будет достигнут в случае, если учащиеся не просто периодически сталкиваются с теми или иными социальными явлениями, нравственными ценностями и проявлением моральных устоев, но погружаются в определенное пространство, обеспечивающее комплексное воздействие на все сферы нравственного мировосприятия и мировоззрения растущего человека.
В состав этого пространства входят такие компоненты, как нравственные ценности, урочная, внеурочная деятельность обучающихся; качества личностей педагогов и обучающихся; программы духовно-нравственного воспитания; социальный опыт обучающихся. Педагогическое сообщество и обучающиеся могут, как воспринимать воспитательно-образовательную среду, так и формировать ее.
Воспитательная система – это сложная система, процесс создания которой длительный, так как происходящие изменения в жизни общества, образовательной организации, класса, обучающегося требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов является важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Воспитание гражданина, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться – один из важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят воспитателю. От успешности его работы зависит уровень воспитанности учащихся и межличностные отношения в классном коллективе. Цель его деятельности – содействие саморазвитию и самореализации детей в процессе их образования и социализации. В условиях реализации ФГОС на воспитателя возлагаются следующие функции.
1. Аналитико-прогностическая: - изучение индивидуальных, психофизических особенностей учащихся; - изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания ребенка; - изучение и анализ влияния школьной среды и малого социума на учащихся класса; - прогнозирование результатов воспитательной деятельности; - предвидение последствий складывающихся в классном коллективе отношений;
2. Организационно-координирующая: - координация учебной деятельности каждого учащегося и всего класса в целом; - координация формирования классного коллектива, оказание помощи в значимой деятельности учащихся; - организация взаимодействия деятельности с учителями- предметниками, библиотекарем, медицинским работником, семьей; - участие в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаний; - организация участия класса в общешкольных мероприятиях во вне учебное время; - забота о физическом и психическом здоровье учащихся; - ведение документации воспитателя.
3. Коммуникативная: - оказание помощи каждому учащемуся в адаптации к коллективу; - содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом, для каждого отдельного ребенка; - оказание помощи обучающимся в установлении отношений с окружающими детьми, социумом. 4. Контролирующая функция: - контроль воспитанности каждого учащегося; - контроль за посещаемостью; - контроль за самочувствием детей.
Воспитатель планирует и осуществляет с учетом общих задач школы воспитательный процесс в классе. Из этого вытекают задачи деятельности воспитателя - формирование и развитие коллектива класса; - создание благоприятных психолого - педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого учащегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; - формирование здорового образа жизни; - организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; - защита прав и интересов обучающихся; - организация системной работы с учащимися в классе; - гуманное отношений между учащимися, между учащимися и педагогическими работниками; - формирование у учащихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; - организация социально значимой, творческой деятельности.
Основные направления деятельности воспитателя.
Я работаю с детьми 4 и 4 дополнительного классов.
На первое место воспитательной работы выношу проблемы физического здоровья учащихся, поскольку именно качество здоровья ребенка обусловливает успехи в учебе и уровень его общего развития. Для обеспечения нормального физического здоровья школьников работаю по следующим направлениям.
Первое направление моей деятельности - просвещение детей в области «Здоровый образ жизни»; - привлечение к этой деятельности преподавателя физической культуры, родителей: - подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на развитие осознания учениками самооценки здоровья.
Второе направление — это познавательная сфера жизни ребенка. Обращаю внимание на: а) выработку совместно с классным руководителем единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности. б) осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление (беседа «Что интересного в мире», воспитательское занятие-игра «Почемучка»); в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса; г) организацию воспитательских занятий, бесед по совершенствованию у учащихся познавательных умений и возможностей, саморазвитию. («Терпение и труд все перетрут», «Мои интересы», «Расскажи о своем питомце»
Третье направление моей деятельности — это семья. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматриваю свое взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее: а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи; б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед; в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей; г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях. Так как дети все валуйские, мне проще наладить контакт с родителями. Мы встречаемся практически каждый день. Постоянно приходится обсуждать какие-то вопросы, решать проблемы, если они бывают.
Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы осуществляется по следующим направлениям:
-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-воспитание нравственных чувств и этического сознания;
-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
-формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
-воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Поэтому в план воспитательской работы стараюсь включать много занятий, практикумов, бесед, игр в этих направлениях.
-«Родина моя малая»
-«Защитники наши»
-«Мои права и обязанности»
-«Основной закон моей страны»
-«Уважение, что это»
-«Брат мой меньший»
-«По законам природы»
-«Берегите эту Землю»
-«Просто ЗОЖ» и т.д.
Современный педагог - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе. Он проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды, идет в ногу со временем, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах, регулярно повышает свою квалификацию.
Список использованной литературы:
1. 3. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2017 №2.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: “Просвещение”, 2009.
3. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2014 № 3.
4. Зазнобина Л. С., Прессман Л. П. О внедрении видеозаписи в школу. Советская педагогика. 1979. № 7.
5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.
6. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. – М., 1954. 23
7. Концепция модернизации российского образования. Сборник приказов и инструкций Министерства образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядность, как средство воспитания эстетического вкуса учащихся в условиях реализации ФГОС.
В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. ...
Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях реализации образовательных программ
Опыт работы в направлении духовно-нравственного воспитания обучающихся...
" Взаимодействие воспитателя и логопеда в работе с детьми комбинированной группы в условиях реализации ФГОС ДОО"
Совместная работа логопеда и воспитателя с детьми с ОНР среднего возраста...
НОВЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты - и практика их последовательной реализации убедительно доказывает справедливость данного тезиса - существенно изменяют сам характер образовательн...
Опыт организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО
В статье описан опыт организации самостоятельной работы обучающихся (аудиторной и внеаудиторной) в условиях реализации ФГОС СПО...
Тема выступления: "Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС"
-актуальность,-противоречия и затруднения для педагогов в организации научно-исследовательской деятельности,-основные направления научно-исследовательской деятельности обучающихся....
Роль мотивации в повышении качества знаний и развитии обучающихся в условиях реализации ФГОС
04.04.2022 года в МБОУ Сусатская СОШ состоялась публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов своей педагогической деятельности учителя химии и биологии Балковой Елен...