Социальная активность молодежи
классный час

Пашаев Шовлет Новрузбекович

Международный день счастья — Международный день ООН. Отмечается во всем мире 20 марта[1]. Памятный день был учреждён Генеральной Ассамблей ООН 28 июня 2012 года с целью поддержания идеи, что стремление к счастью является неотъемлемым желанием каждого человека на планете и как напоминание правительствам, чтобы при подсчете благосостояния нации они учитывали также такие факторы, как уровень счастья, поскольку только лишь экономические показатели не дают объективной картины. Резолюцию поддержали представители всех 193 государств — членов ООН[1]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок Социальная активность68.28 КБ

Предварительный просмотр:

 

Уроки социальной активности.

Целевая аудитория: студенты 2 и 3 курсов

Оборудование: мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук или ПК

Тема: Быть волонтёром – дарить счастье людям!

Цель: воспитание социально активной личности, способной ощутить свою творческую состоятельность, стремящейся к самовыражению, самосовершенствованию.

Задачи:

  • Дать представление об общечеловеческой ценности «счастье»
  • Развивать позитивное мировосприятие, способности радоваться жизни; приносить пользу обществу.
  • Повышать гражданскую ответственность студентов, через привлечение в волонтерскую деятельность.
  1. Организационный этап.

- Какой праздник отмечает мир 20 марта?

- Что Вы знаете об этом празднике?

Международный день счастья — Международный день ООН. Отмечается во всем мире 20 марта[1]. Памятный день был учреждён Генеральной Ассамблей ООН 28 июня 2012 года с целью поддержания идеи, что стремление к счастью является неотъемлемым желанием каждого человека на планете и как напоминание правительствам, чтобы при подсчете благосостояния нации они учитывали также такие факторы, как уровень счастья, поскольку только лишь экономические показатели не дают объективной картины. Резолюцию поддержали представители всех 193 государств — членов ООН[1].

Предложение внес на рассмотрение в Генеральную Ассамблею ООН в 2011 году индо-американец Джейм Илайен, до этого проведший многолетнюю кампанию по его принятию. Он выбрал день весеннего равноденствия, как мировое явление, ощущаемое человечеством, обозначающее первый день весны в Северном полушарии, период обновления и новых начал[2].

(Википедия)

  1. Мотивационно-целевой этап

_А приносит ли счастье волонтерская деятельность?

    3.Операционно-деятельностный этап

РАССУЖДЕНИЯ О СЧАСТЬЕ

Притча

Однажды философ Сократ обратился к людям с вопросом: что самое главное в жизни?

Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один их них, подумав, сказал: "Самое главное в жизни - это здоровье!" Другой: «Самое главное - это быть красивым и привлекательным». Третьего осенило: "Самое главное - это иметь деньги и положение в обществе".

Высказав свои мнения, люди спросили у Сократа:

- А ты что думаешь об этом? Сократ ответил:

- Я думаю, что самое главное в жизни человека - это счастье! Давайте рассуждать: обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни?

Слушающие его люди справедливо заметили ему:

- Нет, Сократ, это не обязательно.

 А человек, имеющий хорошо сложенное тело, Красивый и привлекательный, обязательно ли будет в жизни счастливым?

- Нет, Сократ! И это не обязательно, - ответили люди.

Тогда скажите мне, - продолжал Сократ, - человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда ли является счастливым?

- Нет, Сократ, - отвечали люди, - такие люди часто бывают одинокими.

Представьте, что вам нужен совет лекаря. К какому лекарю вы обратитесь? К очень богатому и привлекательному, имеющему положение в обществе, или вы предпочтете лекаря, который счастлив в этой жизни?

Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к лекарю, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным.

Таким образом, - объявил Сократ, - мы все единодушно признали, что счастье является наивысшим благом и к нему следует стремиться как к самому важному в этой жизни.

Верно, сегодня мы постараемся разобраться «Когда человек счастлив?»

  • Побуждающий диалог.
  •  Составление кластера.

(Составляют студенты на листочках)

1. Что такое счастье? Счастье - это состояние души, наполненной чувством радости.

2.В чем оно выражается?

Семья, друзья, работа, и т.д.

3. Когда человек счастлив? Счастливый человек ощущает себя здоровой, свободной, творческой и уважаемой всеми личностью.

4. Прав ли Сократ в своих рассуждениях о счастье? Почему?

5.Что нужно для того, чтобы вы почувствовали себя счастливыми? 

  • Определение счастья из словаря С.Ожегова

СЧАСТЬЕ, я, ср.

 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Созидания.

 2.Успех, удача. Во всём.

 Не бывать бы счастью, да несчастье помогло (посл.).

D:\Users\ИЩенникова\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\счастье1.jpg

Проверка кластера «Счастье»

 А сейчас мне хотелось бы предложить вам посмотреть притчу о счастье.

  • Просмотр видео. Притча о счастье.

- Чему учит нас эта притча?

- Когда же человек счастлив?

Можно ли сказать, что данные изречения подходят к притче?

  • Игра «Зашифрованная пословица», которая проводится в группах. Учащимся раздаются открытки, на которых написаны пословицы, поговорки о счастье. Они должны сложить их правильно и с помощью мимики объяснить их смысл. Остальные группы должны отгадать, о какой пословице или поговорке идет речь.

Тексты открыток:

• «Счастье в руки не поймаешь».

• «Счастье дороже богатства».

• «Счастье с несчастьем близко живут».

• «Счастье не в кошельке — счастье в руках».

Объяснение смысла пословиц.

  • Итак, человек чувствует себя счастливым, когда он приносит пользу другим людям, т.е. становится социально активным.

 

 

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ?

- Первый компонент гражданской позиции - социальная активность. Её можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественной деятельности, в результате которой обеспечивается самореализация личности. Самореализация школьника осуществляется через общественную жизнь в классе, школе, районе, области. Это участие в акциях, конкурсах, мероприятиях разного уровня и направлений.

- Второй компонент - гражданское самосознание, которое развивается с опорой на жизненную позицию, целостная оценка самого себя, как носителя общественно значимой позиции. В настоящее время общественно значимая позиция учащихся выражается в получении образования в школе. Обучение в школе позволяет получить знания, не только в рамках школьной программы, имеются все возможности, чтобы определиться с кругом своих увлечений и их реализовать.

- Третий компонент - гражданские качества. Это, прежде всего, чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность.

В настоящее время в нашей стране широко поддерживается молодежное движение. Одним из которых является ВОЛОНТЕРСТВО или добровольчество.

В   соответствии   с  Всеобщей   декларацией   прав   человека   1948   года   и   Международной   конвенции   о правах ребенка, исходя из принципа, что "Любое лицо имеет право свободного объединения в мирные ассоциации",   волонтеры   рассматривают   свою   деятельность   как   институт   социального,   культурного, экономического и экологического развития.

Добровольчество: добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции; активное участие гражданина в жизни человеческого сообщества;

способствует улучшению качества жизни, личному совершенствованию и углублению солидарности между людьми; выражается, как правило, в совместной деятельности в рамках разного рода социально значимых проектов; способствует реализации   основных   человеческих   потребностей   на   пути   строительства   более справедливого и мирного общества; способствует   более   сбалансированному   экономическому   и   социальному   развитию, созданию новых рабочих мест и профессий.

  • Основные направления волонтёрства
  • Перед волонтёрами стоит выбор, в какое направление волонтёрства пойти. На самом деле, не все знают о том, какие направления волонтёрства вообще существуют. Мы сейчас можем выделить 9 основных направлений волонтёрства, которые в Москве развиты и развиваются дальше, и куда волонтёр может прийти. Если говорить о каждом из них в двух предложениях, первое направление – это социальное волонтёрство, оно самое известное. Это помощь одиноким ветеранам, помощь детям, работа с той категорией людей, которую принято называть социально незащищёнными. Социальное волонтёрство – это исторически сложившееся направление. Сейчас очень много благотворительных фондов и волонтёрских организаций занимаются именно социальным волонтёрством. Зачастую, когда человек приходит к мысли о том, что он хочет стать волонтёром, первое, о чём он думает – это, как правило, вот о таком социальном аспекте. Но на самом деле волонтёрство очень разное, и есть много других крупных, интересных направлений волонтёрства.
  • Если говорить про второе и по степени развитости, и по степени узнаваемости направление – это спортивное волонтёрство. Благодаря тому, что в России прошла в 2013 году Универсиада в Казани, в 2014 году – Олимпиада в Сочи, а сейчас все активно начинают готовиться к Чемпионату мира по футболу, который пройдёт в 2018 году, и другим крупным международным и российским спортивным событиям, которые прошли недавно, можно сказать, что спортивное волонтёрство – отдельное состоявшееся направление. Спортивное полонтёрство имеет свои отличия, поскольку здесь важны особые компетенции волонтёра – например, знание иностранного языка, поскольку зачастую крупные спортивные события предполагают участие разных стран в соревнованиях. Это знание определённого вида спорта, особенно если это волонтёрство на чемпионате, посвящённом определённому виду спорта. Это некая толерантность, открытость к миру, желание общаться с разными людьми.
  • Третье направление – это культурное волонтёрство. В Москве его часто называют арт-волонтёрством. Это направление появилось не так давно, по сути в конце 2014 года. Весь 2015 год оно развивалось как в столице, так и во всей стране. Его отделение в качестве особого направления связано с тем, что во-первых появилось много событий, связанных с искусством, культурой и кинематографом. Например, в 2015 году в России был год литературы, 2016 год – год российского кинематографа – темы, напрямую связанные с культурой. И во-вторых, сами площадки – музеи, библиотеки, парки – они тоже видят, что волонтёры способны оказать им очень большую помощь, поэтому они открывают свои двери и приглашают волонтёров.
  • Ещё одно достаточно узнаваемое направление – экологическое волонтёрство. И здесь мы говорим не только о сохранении природы в классическом её понимании, но ещё и о защите флоры и фауны. И третий важный момент – это экология мегаполиса. Особенно это актуально для крупных городов. Здесь можно говорить и о просветительской работе, и об акциях, и о проектах; есть фонды и организации, занимающиеся экологическим волонтёрством системно. Почему лучше вкрутить экономящую энергию лампочку, чем обычную? Почему не стоит выбрасывать батарейки и куда их сдавать? И ещё много подобных моментов, которые помогают человеку адаптироваться с точки зрения экологического следа, который он оставляет.
  • Ещё одно направление, которое тоже можно считать классическим – это донорство. Очень многие хотят стать донорами и становятся ими. Но если рассматривать донорство как волонтёрство, не только как сдачу крови напрямую, но и как большой просветительский блок – то конечно волонтёры здесь очень нужны. Когда люди начинают узнавать и понимать предмет, они начинают по-другому к нему относиться. У нас очень часто не хватает доноров именно потому, что люди либо боятся, либо не знают о донорстве.
  • Ещё одно направление – это событийное волонтёрство, или эвент-волонтёрство. Это волонтёры, которые участвуют в крупных событиях – фестивалях, форумах, каких-то больших городских проектах, к примеру, День Города. Это направление, наверное, интересно в первую очередь тем людям, которые хотели бы и дальше развиваться в индустрии организации крупных событий или в каких-то более узких специальностях. И приятным бонусом служит возможность посмотреть изнутри на то событие, которое организовывается.
  • О корпоративном волонтёрстве сегодня тоже принято говорить, как об отдельном блоке. Это направление в первую очередь связано с компаниями, которые готовы включаться в добровольческую деятельность, привлекая своих сотрудников в нерабочее время. Это очень важный блок с точки зрения популяризации добровольческого, волонтёрского движения в целом, поддержки благотворительных фондов. И для сотрудников компании важно понимать, что они не только выполняют свою работу, но и выполняют некую важную социальную функцию. Ведь эту социальную потребность человека не всегда удаётся «закрывать»… Если компания идёт навстречу и готова развивать корпоративное волонтёрство – конечно же, это здорово!
  • Волонтёры общественной безопасности – тоже узкое, уникальное направление. К сожалению, об этом волонтёрском направлении заговорили в том числе и на государственном уровне после достаточно трагических событий: наводнение в Крымске, стихийное бедствие в хабаровском крае, после природных катаклизмов. Те люди, которые тогда откликнулись, конечно же, очень сильно помогли. Здесь важно, чтобы волонтёры, добровольцы понимали, на что они идут, на что они подписываются, и были подготовлены, обучены. Существуют специальные программы, которые готовят волонтёров общественной безопасности. Они практически играют роль «аккредитации», когда волонтёр может сказать: «Да, я знаю, как оказывать первую медицинскую помощь. Я знаю, что делать, если наводнение. Я знаю, что делать, если пожар». Но при этом всегда есть возможность поучаствовать не непосредственно на месте трагедии, а какими-то дополнительными действиями: например, сбором гуманитарной помощи, когда волонтёры работают на складе – фасуют, сортируют, подписывают. Это тоже очень важная часть волонтёрской работы в плане общественной безопасности, потому что такая помощь сильно разгружает организаторов.
  • Ещё одно новое, узкое, совсем ещё «зелёное» направление в волонтёрстве – это медиа-волонтёрство. Есть компетенции, знания и навыки, и человек готов их применить для того, чтобы рассказать о волонтёрстве другим людям. Это фотографы, журналисты, люди, популярные в соц.сетях, дизайнеры… Они колоссально помогают – не доброполучателям, не подопечным напрямую, а именно организаторам волонтёрской деятельности – волонтёрским центрам, благотворительным фондам, добровольческим волонтёрским движениям… Мы (ресурсный центр «Мосволонтёр»), когда работали с такими ребятами, были им очень благодарны, что они есть и помогают нам. Сейчас это стало популярным, и можно с уверенностью говорить о том, что есть такое направление, как медиа-волонтёрство.

      Международная   Ассоциация   Добровольческих   Усилий   (IAVE)   призывает   лидеров   и   волонтеров   всех секторов во всем мире пропагандировать и поддерживать эффективное добровольчество, доступное всем, как   символ   солидарности   всех   наций,   и   призывает   всех   членов   всемирного   сообщества   добровольцев изучать, обсуждать проблемы добровольчества.

  • ПРЕДЛАГАЮ ОБОБЩИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ О ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ СОСТАВИВ СИНКВЕЙН.
  • Он-лайн доска. Составление СИНКВЕЙНА.

Синквейн – (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России)... Короткое нерифмованное стихотворение из 5 строк. Классический сиквейн составляется следующим образом : первая строка - одно слово(существительное или местоимение), выражающее тему,

- вторая строка - два слова (прилагательное или причастие), описывающие свойства, признаки темы,

- третья строка - три слова (глаголы или деепричастия), описывающие действие темы,

- четвертая строка - фраза или предложение из четырех слов, выражающее отношение автора к теме,

- одно слово(любая часть речи), выражающее суть темы, резюме.

Составление сиквейна - увлекательное и творческое занятие, подходящее для любого возраста. Оно развивает системное мышление и аналитические способности, учит вычленять главное и формулировать свою мысль.

  • Предлагаю Вам составить синквейн  со словом ВОЛОНТЕР.

ВОЛОНТЕР

ДОБРЫЙ, ОТЗЫВЧИВЫЙ

ПОМОГАЕТ, ЖЕРТВУЕТ, ОКРЫЛЯЕТ

ВСЕГДА ГОТОВ ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ.

СПАСАТЕЛЬ

 

4.Контрольно-оценочный этап

ИТАК: Жизнь показывает нам - когда он чувствует радость, причины которой могут быть самыми разнообразными: доброе слово, теплое отношение окружающих, вовремя оказанная помощь, искреннее общение с природой, произведение искусства, доставившее неизгладимое эстетическое наслаждение...

Чем больше источников радости находит человек, тем он более счастлив, а значит, духовно богаче. Только счастливый человек ощущает гармонии во всем: в себе, в людях, в мире. Это ощущение складывается у него из позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру.

Если человек понимает, принимает и уважает себя, он укрепляет свои внутренние силы, в совершенстве овладевает собой. Наработка внутренней силы - это процесс совершенствования человека, который сознательно делает себя таким, каким хочет стать в идеале, изменяя свой внутренний мир, свои качества, формируя в себе новые способности.

Познав, таким образом, себя, человек сможет понять и принять других людей. Человек, ставший на путь самопознания, обретает смысл жизни и понимание своего предназначения, он обретает свое человеческое счастье. Он начинает ценить доброе слово, помощь, чувства, творчество. Духовность человека во многом определяется тем, ЧТО он ценит в этой жизни. Духовное развитие предполагает, что человек учится ценить любовь, истину,  добро, время,  себя,  людей, мир.

6. Рефлексивный этап.

Круг «От сердца к сердцу»

Узнал…

Понял…

Научился…

Самый мой большой успех на занятии…

Самые большие трудности….

Я не умел, а теперь умею…

Теперь я  хочу….

В заключении я хотела бы вам дать совет:

1. Цени хорошее и старайся сделать его еще лучшим.

2. Умей отдавать людям душу и чувствовать себя в ответе за тех, кого любишь.

3. Если ты «приручишь» и отдашь взамен свое, то вокруг тебя никогда не будет пустоты. И тогда ты найдешь счастье, и не за тридесять земель, а у себя дома. Наше внимание нужно лишь тем, кто рядом, сопереживания и желание помочь. Согласитесь, ведь это то, что мы все и так делаем, не требуя вознаграждения или признания, не прося ничего взамен. Дарить людям добро и понимание. Это ли не счастье?

Приглашаем зарегистрироваться в ЕИС «Добровольцы России». 12 ноября 2019. Единая информационная система «Добровольцы России» – основной волонтерский интернет-ресурс в России, созданный в целях развития добровольчества на территории Российской Федерации, совершенствования механизмов взаимодействия органов власти, добровольцев и организаторов добровольческой деятельности.

Регистрация на данных платформах открывает перед молодыми людьми большие возможности. Это участие во всероссийских проектах, приобретение новых друзей, создание собственных проектов. Участие в грантах, конкурсах.

Автор: Пашаев Шовлет Новрузбекович, преподаватель истории и обществознания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Политическая активность молодежи в современном обществе

Рассмотрены проблемы политической активности молодежи в современном обществе....

Участие выпускников организаций для детей-сирот в социально-значимых проектах как условие повышения их социальной активности (из опыта работы)

Живое общение с ветеранами Великой Отечественной войны является эффективным средством патриотического воспитания молодых людей. Обращаясь к воспоминаниям участников Великой Отечественной войны и труже...

ВОЛОНТЕРСТВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

В Росии волонтерское движение стало зараждаться в конце 80-х годов Студенты ГБПОУ ВО "Лискинский аграрно-технолгический техникум" принимают активное участие в различных меропиятиях....

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ Батырова Н.Ш., БПОУ РК «Элистинский политехнический коллеж» Социальная активность – различные формы человеческой де

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХБатырова Н.Ш.,БПОУ РК «Элистинский политехнический коллеж» Социальная активность – различные формы  чело...

Модель практического семинара по проблеме коррекции и оптимизации социальной тревожности обучающихся, с целью повышения социальной активности и самоэффективности.

Как можно помочь интегрироваться в социальное общество современному подростку, с выраженными социально-психологическими трудностями, с низкой мотивацией приобщения к социально-культурному опыту....

Активная молодежь и волонтерское движение в образовательном учреждении.

Статья посвящена актуальной проблеме - волонтерской деятельности в образовательном учреждении. Выделяются основные направления, в которых участвуют студенты Колледжа Петербургской моды. Волонтерская д...

Урок социальная активность молодежи

Цель: Содействие в формировании личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей, через вовлечение студентов в волонтерское движение, развитие социальной активности обучающихся.Задач...