Методическая разработка открытого урока
учебно-методический материал
МДК 02.02 Возрастная психология и педагогика семьеведения
на тему: «Семья и брак»
по специальности: 39.02.01 Социальная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 51.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ТОНКИНСКИЙ ФИЛИАЛ
ГБПОУ «ШАХУНСКИЙ КОЛЛЕДЖ АГРАРНОЙ ИНДУСТРИИ»
Методическая разработка
открытого урока
по МДК 02.02 Возрастная психология и педагогика семьеведения
на тему: «Семья и брак»
по специальности: 39.02.01 Социальная работа
Подготовила: преподаватель
специальных дисциплин
Смирнова Т.Е.
р.п. Тонкино
2020 г.
РАССМОТРЕНО:
Методическим объединением
педагогических работников Тонкинского филиала ГБПОУ ШАПТ
Протокол №___
« ___ » _________ 2020 г.
Председатель МО
Ежова Г.В. _______________
ФИО подпись
Данное занятие проводится для полученных новых знаний по МДК 02.02 Возрастная психология и педагогика семьеведения.
Методическая разработка урока по теме: «Семья и брак» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, реализуемого в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования.
Открытый урок по теме: «Семья и брак» представляет собой занятие с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - трансляции, что способствует индивидуализации обучения, развивает способность обучающихся анализировать источники, развивает опыт публичных выступлений, оказывает эмоциональное воздействие на обучающихся, и, тем самым, повышает эффективность обучения.
Занятие предназначено для обучающихся 3 курса по специальности 39.02.01 Социальная работа.
Занятие подготовлено с учетом современных образовательных технологий. Развивает необходимые навыки и умения, предусмотренные программой: формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Тема: Семья и брак
Вид учебного занятия: объяснение нового материала
Цель занятия: показать роль семьи и брака в жизни человека
Задачи учебного занятия:
Образовательные:
- разобраться в классификации типов семейных структур;
- выяснить условия для заключения и расторжения брака;
- сформировать умение определять цель создания семьи, находить причины семейных конфликтов.
Развивающие:
- развивать информационную культуру учащихся, их умение работать в группах;
- способствовать выработке навыков исследовательской работы;
Воспитательные:
- способствовать воспитанию уважительного отношения к семье и хорошим взаимоотношениям людей в ней;
- воспитывать чувство ответственности перед своей семьей сегодня и чувство долга перед семьей будущего, способствовать нравственному воспитанию учащихся;
- содействовать воспитанию культурывнутрисемейных отношений.
Используемые педагогические технологии:
- Технология личностно-ориентированного обучения;
- Технология сотрудничества;
- Технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, выравнивания);
- Технология активизации и интенсификации деятельности студента;
- Технология перспективно-опережающего обучения.
Используемые методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, проблемный, частично-поисковый.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Материально-дидактическое оснащение учебного занятия:
- ноутбук, мультимедийный проектор,
- презентации,
- Семейный кодекс РФ;
Формируемые компетенции:
ПК 2.1 Диагностировать ТЖС семьи и детей.
ПК 2.4 Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей находящихся в ТЖС.
ПК 2.5 Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Хронологическая карта занятия
- Организационный момент
- Целевая установка. Притча
- Вступительное слово преподавателя
- Запись темы урока
- План урока
- Цели и задачи урока
- Эпиграф урока
- Объяснение нового материала
- Закрепление изученногоматериала
- Просмотр социального ролика
- Заключительное слово преподавателя
- Выставление оценок
- Информация о домашнем задании.
- Оргмомент. Приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию.
- Целевая установка. Психологический настрой обучающихся на выполнение работы.
Притча:
Один из учеников Сократа собрался жениться, но, все, же испытав некоторые колебания по этому поводу, он обратился к учителю за советом.
Учитель уклончиво ответил:
Поступай, как знаешь, все равно будешь сожалеть!
А, подумав, добавил:
Пожалуй, все-таки женись. Попадется хорошая жена – будешь счастливым человеком, плохая – станешь философом! Так мы сегодня будем говорить о Сократе, может о его ученике, или???
- О семье.
3. Слово учителя о значении семьи.
В вашей жизни наступило самое прекрасное время- время юности. Вы уже многое знаете, умеете, чувствуете себя взрослыми, и вся жизнь ещё впереди. Пройдет немного времени, и вы будете создавать свою семью. Семья как общественный институт важна для государства. Крепкая семья – крепкое государство.
Ролик о семье (1.38 – 3 мин.)
- Запись темы урока.
Семья и брак. На 1 часе мы поговорим о семье, на 2 – о браке.
- План урока.
Записан на доске план первого часа:
- Семья как социальный институт, её роль в жизни человека
- Психологический климат семьи
- Типы семейный отношений
- Правила поведения в семье
- Виды семей
- Функции семьи
- Цели и задачи урока
Исходя из плана урока сформулируйте цели урока:
- Показать роль семьи в жизни человека
- Рассмотреть типы семейных отношений
- Узнать виды семей
- Изучить функции семьи
А также будем воспитывать культуру внутрисемейных отношений.
- Эпиграф урока
Притча о семье из 100 человек.
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи», - говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге.
Как вы думаете, что это за слова?
- Мы вернемся к ответу на этот вопрос в конце урока.
- Объяснение нового материала
Семья как социальный институт, её роль в жизни человека
Семья сегодня очень актуальна. Во-первых, институт брака и семьи считается базовым социальным институтом, а во-вторых – каждый из нас является частью семьи.
Семья веками почиталась как важнейшая ценность. Она как маленькая Вселенная. Создать хорошую крепкую семью бывает труднее, чем написать книгу или сделать открытие. А уж управлять семьёй – это наука и искусство, и даже особое ремесло.
Любая дорога начинается с первых шагов, здание с фундамента, а человек становится человеком только в семье.
Давайте вместе подумаем
Вопрос: Что же дает человеку семья?
Ответ: любовь, заботу, поддержку, родственные отношения, взаимоответственность, общение и т.д.
- Кроме того в семье закладываются моральные и культурные ценности и семейные традиции.
- Вопрос: Почему люди стремятся создать семью?
Ответ: Потому, что любят, это лекарство от одиночества, желание иметь детей.
Семья – это малая социальная группа, основанная на родственном союзе, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью. Моральной и правовой ответственностью
(записать в тетрадь)
Психологический климат семьи
Немало важен такой аспект, как психологический климат семьи:
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам
Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила – я
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила – я.
Кто пищу сготовит, о, радость моя? И Ева все та же ответила – я.
Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопросы подруга моя
На все это Ева ответила – я. Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.
Вопрос: Каждый ли член вашей семьи имеет свой участок работы?
Задание: Запишите всех членов своей семьи и распределите обязанности между ними.
Вывод: Чтобы семья была крепкой и не разбилась о быт, должно быть четкое распределение семейный обязанностей между всеми членами семьи.
Исследовательская работа по опережающему заданию
Исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд в семье».
Продолжительность домашнего труда женщин в среднем - 36 ч в неделю.
Мужчины посвящают домашнему труду – 13 часов в неделю.
В среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени.
Велики затраты времени на стирку белья и глажение (в среднем 58 ч в год), на покупку товаров для семьи (около 500 ч в год).
Бытовые обязанности мужчин:
Среди молодых супружеских пар:
17% мужей - готовят обед (20 лет назад этого никто из них не делал),
55% - стирают белье,
35% - гуляют с детьми,
16% - сопровождают детей в детский сад или ясли,
80% - закупают продукты,
58%- моют посуду,
9%- посещают школу и проверяют уроки у детей.
Это говорит о наметившейся тенденции более активного участия мужчин в домашних делах.
В современной жизни изменилось положение женщины в семье и обществе. Увеличилась профессиональная и общественная занятость женщины, растёт образованность, расширяется круг интересов.
Поэтому там, где все заботы лежат только на женских плечах, домашние обедняют себя радостям общения, там царит раздражение и непонимание.
Типы семейный отношений
В современных семьях выделяются 3 основных стиля семейных психологических взаимоотношений
Попустительский | Авторитарный | Демократический |
- отсутствие устойчивых отношений; - отчужденность; - безразличие к чувствам другого | - Бесцеремонность - Жестокость - Черствость - Агрессивность | - подлинное равноправие; - взаимное уважение; - богатство чувств; - сотрудничество; - взаимопомощь |
- Какой из стилей присутствует в вашей семье?
Для того чтобы создать хорошие человеческие отношения в семье, необходимо соблюдать определенные правила поведения:
Правила поведения в семье
Работа в группах
1 группа – Попробуйте сформулировать правила поведения детей с родителями в семье для взаимопонимания.
2 группа – Как вы думаете, какие правила поведения родителей с детьми должны быть в гармонично развитой семье.
3 группа - Как вы понимаете смысл слов о том, что «в жизни ничего нельзя брать в долг, а коли взял, надо возвращать сверх взятого» применительно к своим отношениям с родителями?
Проверка
Правила для детей | Правила для родителей |
- уважай родителей - прислушивайся к их советам - относись к родителям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе твои дети -не груби и не ври | - уважай право ребенка на личную жизнь -береги доверенные тебе тайны -проявляй любовь и нежность к своему ребенку. -проявляй эмоциональную поддержку. -разговаривай с ним, отвечай на вопросы. -не будь слишком критичным к друзьям ребенка. -верь своему ребенку. -дари подарки. |
А теперь давайте вернемся к нашей притче
Так какие же три слова написал старейшина?
«ЛЮБОВЬ, ТЕРПЕНИЕ И ПРОЩЕНИЕ»
Виды семей
Каждый период человеческой истории накладывает свой отпечаток на семейно-бытовые отношения. Изменяются нормы и роли членов, законы и методы воспитания детей, представления о значимости семьи в обществе.
Семья постоянно развивается. Принимая множество форм и разновидностей.
- Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:
неполная(один родитель отсутствует) За последние 10 лет количество неполных семей увеличилось в 2 раза. Более 6 млн. семей в России – неполные, каждый третий ребенок воспитывается в неполной семье.
90% одиноких родителей – мамы, 10% - папы.
нуклеарная(простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
расширенная(сложная), представленная двумя и более поколениями семей.
- Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:
эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);
экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.
- Виды семей в зависимости от местожительства супругов:
патрилокальные - молодые живут в семье мужа;
матрилокальные- в семье родителей жены;
неолокальные - поселяются отдельно от родителей.
- Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:
матриархат — власть в семье принадлежит женщине;
патриархат - во главе стоит мужчина;
эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).
- Типы семей по количеству детей:
бездетные(не имеющие детей)
однодетные (имеющие одного ребенка)
малодетные(имеющие двух детей)
многодетные (имеющие от трех и более детей).
- по семейному стажу:
семья молодоженов,
молодая семья,
семья среднего возраста (от трех до десяти лет стажа),
семья старшего супружеского возраста (от десяти до двадцати лет),
пожилые супружеские пары.
(записывают в тетрадь)
Хотя существует многочисленное разнообразие взаимоотношений мужчин и женщин, семья является одним из наиболее устойчивых общественных институтов. Меняясь со временем, она приспосабливается у разных народов в разные времена к запросам самой жизни. Исчезни семья, само существование общества оказалось бы под угрозой. Именно поэтому ни в одном обществе семья не была только личным делом.
Функции семьи
Любое общество вправе ожидать от семьи выполнения важнейших, тесно взаимосвязанных функций:
а) репродуктивной (воспроизводство населения)
б) воспитательной.
в) экзистенциальной.
Остановимся на воспитательной. Сущность ее достаточно ясна, ибо именно через семью дети входят в общество. За всю свою историю человечество так и не создало и, наверное, никогда не создаст лучшего института воспитания.
В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира.
В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы предать ее своим детям и тем самым будущему.
В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, основные представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом, закладываются основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина общества.
В семье формируется и крепнет отношение человека к близким, основанное на любви.
Экзистенциальная функция связана с содержанием детей. Родители обязаны заботиться т своих несовершеннолетних детях: обеспечивать их всем необходимым для жизни.
Есть также и другие функции семьи:
Функции семьи
- репродуктивная (воспроизводственная)
- экзистенциальная (содержание детей)
- воспитательная
- хозяйственно-бытовая
- досуговая
- социально-статусная
- Закрепление
Определите функции семьи:
Ситуация 1.
Мать, отец и ребенок распределили обязанности в семье, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка, уборка, приобретение продукта, товаров домашнего обихода.
(Хозяйственно-бытовая)
Ситуация 2
В зимние дни вся семья выходит на лыжные прогулки.
(это функция – досуговая0
Ситуация 3
В семье родился третий сын. Родители мечтают ещё о дочери.
(Это функция – репродуктивная)
Ситуация 4
Родители купили сыну новый спортивный костюм.
(Это функция – экзистенциальная)
Как видим, семья обладает всеми первичными признаками социальной структуры, из которых главные - способность к воспроизводству, разделение труда, наследование и развитие культуры. Как тело человека состоит из клеток, так и общество, по сути, состоит из семей. И как не может быть здоровым человек, если клетки его организма больны, так не может быть здоровым общество с неблагополучными семьями.
Брак
Далее мы переходим к рассмотрению института брака
План урока
- Что такое брак. Его отличие от семьи.
- Условия заключения и расторжения брака.
- Причины разводов
С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брак. Как правило, именно пара, состоящая в браке, составляет основу семьи.
Что же такое брак?
Брак – свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.
Брачно-семейные отношения в РФ регулируются Семейным правом, основой которого является Семейный кодекс.
Запишем определение брака в тетрадь.
Работа с Семейным кодексом
- Условия заключения брака.
Ст.12 и ст. 14 Семейного кодекса РФ.
- Прекращение брака.
Ст. 16-19, ст.21-23 Семейного кодекса РФ.
Проверка самостоятельной работы
Условия вступления в брак:
- Взаимное и добровольное согласие
- Достижение брачного возраста. В России 18 лет для мужчин и для женщин. В Польше женщины – 18 лет, мужчины – 21 год. В Англии – 16 лет для мужчин и женщин. Во Франции – ж – 15 лет, м – 18 лет, в Уругвае, Венесуэле, Испании – ж – 12 лет, м – 14 лет.
- Брак не может быть заключен, если одна из сторон состоит в другом браке.
- Не допускаются браки между близкими родственниками по прямой и нисходящей линии.
- Отсутствие у лиц недееспособности. Признанной судом.
Условия расторжения брака:
- Брак может быть расторгнут, если один из супругов признан судом безвестно пропавшим, недееспособным, умершим, или лишен свободы на срок более 3 лет.
- Муж не имеет права без согласия жены расторгнуть брак во время её беременности и в течение 1 года после рождения ребёнка.
- При взаимном согласии супругов. Не имеющих несовершеннолетних детей брак расторгается в ЗАГСе, по истечение месяца со дня подачи заявления.
Исходя из данных статистики по бракам и разводам получаем то, что половина из заключенных браков распадается. Статистика весьма неутешительная и данная тенденция становится привычной для России.
По данным Росстата, в Тульской области на 1000 браков приходится 910 разводов. Наша область входит в число 25-ти регионов России, где самые некрепкие семьи.
Причины разводов
Исходя из данных статистики по бракам и разводам получаем то, что половина из заключенных браков распадается. Статистика весьма неутешительная и данная тенденция становится привычной для России.
По данным Росстата, в Тульской области на 1000 браков приходится 910 разводов. Наша область входит в число 25-ти регионов России, где самые некрепкие семьи.
Причин распада пар множество, но согласно социологическим опросам,
- около 40% пар разводятся вследствие того, что в свое время приняли поспешное решение зарегистрировав брак, часто под давлением родственников.
Следующей причиной является измена, так за неё решили расторгнуть брак чуть меньше 20% россиян.
- 15% пар развелись из-за неудовлетворения в сексуальном плане
- ещё 13% распались потому, что пришли к выводу, что не имеют общих взглядов на жизнь.
- 7% драка разрушает алкоголь.
На современном этапе в России появилась ещё одна причина распада браков – социальные сети. По статистике Санкт-Петербургского психоаналитического центра именно из-за социальных сетей распадается 15% браков. И психологи считают. Что данный процент со временем будет только увеличиваться.
Но в итоге 64% пар считают, что при разводе виноваты оба в равной степени.
- Подведение итогов урока
Подводя итог урока пусть каждый из вас скажет по два слова, что значит семья для вас.
Начните своё высказывание так:
Для меня семья - это …
- Просмотр Социального ролика про семью.
- Заключительное слово учителя:
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!
Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья – это главное! Через года
Сумейте вы счастье свое пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
13. Выставление оценок и домашнее задание.
Выписать в тетрадь: что такое гражданский брак и брачный договор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"
Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»
Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...
Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.
Методическая разработка по теме «Урок письма» предназначена для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи». Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...
Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"
Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...
Методическая разработка урока. Тема урока: «Методика выполнения расчёта теплопотерь через наружные ограждения с помощью ЭВМ».
План-конспект урокапо ПМ 03 УЧАСТИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СИСТЕМВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ, ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХАМДК 03.02 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ВОДОСН...
Методическая разработка урока по ПМ 01 по МДК 01.02. Тема урока: "Построение аксонометрических схем газопроводов жилых домов и общественных зданий с помощью системы автоматизированного проектирования".
Открытый урок по ПМ 01 Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления по МДК 01.02 Реализация проектирования систем газораспределения и газопотребления с использование...