АНТРОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА (для 5-х классов)
план-конспект урока

Корбукова Надежда Михайловна

Класс: 5 класс

Количество учеников: 29

Ответственные: учитель, 7 класс (расчёты), 10 класс (измерение)

Место проведения: МБОУ Отрадненская СОШ.

Задачи:

● сформировать у подрастающего поколения ответственное и бережное отношение  к своему здоровью;

●формировать навыки ответственного поведения в чрезвычайных ситуациях;

●создание комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.

Цели:

Образовательные:

- сформировать у учащихся общее представление об антропометрических показателях здоровья;

- сформировать у учащихся общее представление о показателях здорового человека;

- сформировать у учащихся общее представление о способах вычисления следующих показателей здоровья: показатель упитанности; весо-ростовый показатель; индекс массы тела, индекс Эрисмана;

- сформировать у учащихся стойкое убеждение в необходимости  математических навыков в жизни.

Воспитательные:

- сформировать умение работать в команде;

- сформировать чувство ответственности и дисциплинированности;

- способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.

Развивающие:

- умение анализировать состояние здоровья своего организма;

- умение различать первичные признаки недостаточного или избыточного веса;

- развивать учебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся;

- развивать интерес к биологическим и медицинским знаниям;

- формировать умение применять математические знания в решении учебных и жизненных задач.

Форма организации учебной деятельности: коллективно-индивидуальная.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы обучения: словесные, наглядные и практические.

Оборудование:, сантиметровая лента, весы, секундомер, тонометр, калькулятор, индивидуальные 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_antropomet_richeskie_pokazateli.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Отрадненская СОШ

Багаевского района Ростовской области

АНТРОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА

(для 5-х классов)

КОРБУКОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА

Тема. Антропологические показатели роста и развития организма.

Класс: 5 класс

Количество учеников: 29

Ответственные: учитель, 7 класс (расчёты), 10 класс (измерение)

Место проведения: МБОУ Отрадненская СОШ.

Задачи:

● сформировать у подрастающего поколения ответственное и бережное отношение  к своему здоровью;

●формировать навыки ответственного поведения в чрезвычайных ситуациях;

●создание комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.

Цели:

Образовательные:

- сформировать у учащихся общее представление об антропометрических показателях здоровья;

- сформировать у учащихся общее представление о показателях здорового человека;

- сформировать у учащихся общее представление о способах вычисления следующих показателей здоровья: показатель упитанности; весо-ростовый показатель; индекс массы тела, индекс Эрисмана;

- сформировать у учащихся стойкое убеждение в необходимости  математических навыков в жизни.

Воспитательные:

- сформировать умение работать в команде;

- сформировать чувство ответственности и дисциплинированности;

- способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.

Развивающие:

- умение анализировать состояние здоровья своего организма;

- умение различать первичные признаки недостаточного или избыточного веса;

- развивать учебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся;

- развивать интерес к биологическим и медицинским знаниям;

- формировать умение применять математические знания в решении учебных и жизненных задач.

Форма организации учебной деятельности: коллективно-индивидуальная.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы обучения: словесные, наглядные и практические.

Оборудование:, сантиметровая лента, весы, секундомер, тонометр, калькулятор, индивидуальные карточки здоровья.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  Из числа 10 класса (заранее) выбирают по 6 человек, которые будут измерять следующие показатели:

- рост;

- массу тела,

- окружность грудной клетки, частоту сердечных сокращений,

- время задержки дыхания.

     Каждый космодоктор измеряет один показатель у всех космонавтов и заносит данные измерений в индивидуальную карточку здоровья каждого космонавта 5-го класса.

     Космонавты 5 класса развиваются на 5 групп и перемещаются от одного измерительного прибора к следующему по цепочке.

     Из числа 7 класса (заранее) выбирают 5 человек – кибернетиков, которые будут вычислять следующие показатели (каждый по одному):

- показатель упитанности Кетле;

- весо-ростовый показатель Брока;

- индекс массы тела;

- показатель Эрисмана;

- оценка состояния сердечно-сосудистой системы.

   Математики занимают свои рабочие места под руководством членов межгалактической экспертной комиссии (10 кл), которых заранее проинструктировал учитель в правильности расчёта для кибернетиков соответствующих показателей: как подставить данные в формулы, решить пример и получить значение.

  Когда все вычисления будут закончены, космонавты (на следующий день, времени урока не хватает), получают свои индивидуальными карточками здоровья члены межгалактической комиссии комментируют показатели. Космонавты фотографируются.

Этап

урока

Формы и методы

работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг-

момент

Приветствие, проверка отсутствующих, объединение в группы, представление кибернетиков и членов межгалактической экспертной комиссии.

Дежурный сообщает об отсутствующих и готовности к уроку, обучающиеся разбиваются по группам по заранее розданным цветным бейджикам  (синие-1гр, красные – 2 гр, зелёные 3 гр, жёлтые – 4 гр, полосатые – 5 гр.)

Моти-

вация

Объяс -

нитель

но элю

стратив

ный

Учитель: сообщает цели и задачи урока по измерению антропометрических показателей; по применению математических знаний.

Слушают, задают вопросы

Работа

в группах

Прак-

тичес-

кие

Учитель организует работу в группах членов межгалактической экспертной комиссии и кибернетиков

Космодоктора (10 кл) измеряют антропометрические показатели.

Космонавты являются испытуемыми, заполняют индивидуальные карточки здоровья.

Кибернетики решают примеры (каждый свой)

Комен

тарии

экспертов

Объясни

тельно-

иллюст

ративный

Учитель с помощью слайдов объясняет значение каждого показателя здоровья, члены

межгалактической экспертной комиссии и кибернетиков

проверяют и комментируют правильность вычислений.

Отвечают на вопросы.

Обучающиеся изучают свой индивидуальный лист здоровья, задают вопросы.

Рефлек –

сия

Голосова

ние, об-

щее фо-

тогра-

фирование

Показывает картинки настроения, за которые необходимо проголосовать.

Организовывает фотографиро-

вание.

Голосуют поднятием руки и криками  «УУУУ» (большой палей вниз), если не понравилось; «ВАУ» (большой палец вверх), если всё понравилось.

ИНСТРУКТИВНЫЕ КАРТЫ ДЛЯ КОСМОМАТЕМАТИКОВ

Инструктивная карта №1

Рассчитайте показатель упитанности Кетле и сравните его с нормой6

                                   ПК= Р/L

где  Р – масса тела в граммах; L – длина тела в см.

   

    Норма для мальчиков: 400-410 г/см,

    Норма для девочек: 370 – 380 г/см.

Инструктивная карта №2

 

Рассчитайте весо-ростовый показатель и сравните его с нормой. В норме полученная разность будет равна массе тела в кг.

                                                                   ПК = Р – К

где ПК – показатель Брока, Р – рост в см, К – коэффициент ( число из примечаний ниже)

 

 Если длина тела от 150 до 165 см, вычитаем 100.

  Если длина тела от 165 до 175 см, вычитаем 105.

  Если длина тела больше 175 см, вычитаем 110.

Полученная разность должна быть равна массе тела в кг.

Инструктивная карта №3

 

 Рассчитайте индекс массы тела и сравните его с нормой.

                                ИМТ = Масса тела, кг ∙ 10 000/ (Рост, см)2 

ИМТ = меньше или равно18 – дефицит массы тела; ИМТ = 19 – 24 – норма,

ИМТ = 25-27 – лёгкий избыток массы, ИМТ = больше или равно 28 – ожирение.

Инструктивная карта №4

Рассчитайте показатель Эрисмана и сравните его с нормой:

                                   

                                 ПЭ = Т – L/ 2

Где Т – окружность грудной клетки в покое, см,

L – рост в покое, см.

   Значение ПЭ от 0 до +5 – крепкое физическое развитие. Значение ПЭ меньше 0 – недостаточное физическое развитие.

Инструктивная карта №5

Оцените функциональное состояние сердечнососудистой системы. Подсчитать частоту сердечных сокращений (ЧСС) в покое и сравнить с нормой:

9-10 лет – 55 – 108 ударов в минуту; 13 – 16 лет – 55 – 102 удара в минуту

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА ЗДОРОВЬЯ

Ф.И.О. ученика

Рост, см

Масса тела, кг

Окружность грудной

клетки, см

Частота сердечных сокращений в минуту

  1. Показатель упитанности Кетле ________________________
  2. Весо-ростовый показатель: ____________________________
  3. Индекс массы тела ___________________________________
  4. Показатель Эрисмана _________________________________
  5. Частота сердечных сокращений _________________________

Степень годности к космическому полёту:

      Похудеть

      Хорошо питаться

      Заняться математикой                                                                    

      Поправиться

       Заняться спортом

     Можно в космос

Председатель межгалактической экспертной комиссии _________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для практического занятия: «Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие» (для преподавателя) специальность - 060101 «Лечебное дело»

   Процесс жизнедеятельности человека тесно связан с понятиями «потребность»,  «удовлетворение потребностей». Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, ч...

Научно - исследовательская работа «Влияние зернобобовых культур на рост и развитие картофеля»

laquo;Влияние зернобобовых культур на рост и развитие картофеля»Ермакова В.А., студентка группы 16 АГР специальность «Агрономия»Научный руководитель: преподаватель Воронкова С.В....

Здоровый человек и его окружение Лекция. 4. Рост и развитие человека

Лекция  4.    Рост и развитие человекаПонятия: «рост»  и  «развитие».Основные закономерности роста и развитияКраткая характеристика стадий роста и...

Методическое пособие для электронного обучения по Дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Здоровый ребенок. Законы роста и развития"

Методической пособие для ЭО по программе НМО "Здоровый ребенок. Законы роста и развития" составлено на основании тебований Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основа...

Изучение влияния ионов алюминия на рост и развитие живых организмов

Представлена статья, выполненная по результатам проектной работы, связанной с изучением влияния ионов алюминия на рост и развитие живых организмов....