"Социальная экология как наука" - презентация.
презентация к уроку
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Понятие 2. История возникновения 3. Заключение Содержание:
Социальная экология — научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество-природа», изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой (Николай Реймерс ). Но подобное определение специфику данной науки не отражает. Социальная экология в настоящее время формируется как частная самостоятельная наука со специфическим предметом исследования, а именно: состав и особенности интересов социальных слоёв и групп, эксплуатирующих природные ресурсы; восприятие разными социальными слоями и группами экологических проблем и мер по регулированию природопользования; учёт и использование в практике природоохранных мероприятий особенностей и интересов социальных слоёв и групп Таким образом, социальная экология — наука об интересах социальных групп в сфере природопользования. 1 . Понятие
Задачи социальной экологии Целью социальной экологии является создание теории эволюции взаимоотношений человека и природы, логики и методологии преобразования природной среды. Социальная экология призвана уяснить и помочь преодолеть разрыв между человеком и природой, между гуманитарным и естественнонаучным знанием. Социальная экология как наука должна устанавливать научные законы, свидетельства об объективно имеющихся необходимых и существенных связях между явлениями, признаками которых являются общий характер, постоянство и возможность их предвидения, надо таким образом формулировать основные закономерности взаимодействия элементов в системе «общество - природа», чтобы это позволило установить модель оптимального взаимодействия элементов в этой системе. Устанавливая законы социальной экологии, следует прежде всего указать на те из них, которые исходили из понимания общества как экологической подсистемы. Прежде всего это законы, которые в тридцатые годы были сформулированы Бауэром и Вернадским.
Первый закон говорит о том, что геохимическая энергия живой материи в биосфере (включая и человечество как высшее проявление живой материи, наделенное разумом) стремится к максимальному выражению. Второй закон содержит констатацию того, что в ходе эволюции остаются те виды живых существ, которые своей жизнедеятельностью максимально увеличивают биогенную геохимическую энергию.
Этот процесс возник 40 тыс. лет назад, когда предок человека приобрел способность мыслить, стал создавать орудия труда и в процессе деятельности производить средства для жизни. Так человек начал осваивать природу, удовлетворяя свои потребности и, благодаря своей деятельности, начал творить историю. На ранних этапах своего развития человечество имело лишь локальный характер экологических разрушений. Стремление человека выйти из локальных экологических кризисов сыграло определенную роль в переходе общества от охоты, к скотоводству, затем к земледелию. Затрагивая все сферы человеческого существования, экологический кризис является следствием отсутствия полной гармонии между обществом и природой. С появлением на Земле человека начинается процесс разрушения экологической гармонии.
Сам же термин "экология" был введен Э. Геккелем (1834—1919). Известна дата записи этого понятия в "метрическую книгу" — 14 сентября 1866 года. Э. Геккель в этот день подписал в свет предисловие к "Всеобщей морфологии", где наука об организмах и окружающей их среде была наречена экологией. Но сам Геккель позже отрекся от этого названия, заменив его "экономией природы" и " биономией ". Лишь история науки расставила точки над " i ". Термин "экология" происходит от греческого слова " ойкос ", что значит "дом". Буквально, экология — это изучение "жилищ" или более широко — "окружения". "Логос" — наука. Таким образом, экология — это наука об окружающем нас мире. В экологии главное — не изучение существ, а изучение состояния среды обитания и процессов взаимодействия существ со средой обитания. Объектами экологии являются биосфера, экосистемы, сообщества (биоценоз), популяции организмов, биотон . 2 . Так сколько лет существует экология? Кто и когда употребил впервые этот термин? Эти вопросы сегодня интересны многим людям, обеспокоенным состоянием окружающей среды.
На 1-м этапе развития экологии главным было изучение и описание природы. В 1870—1879 гг. французский исследователь Жан Анри Фабер написал труд "Энтомологические воспоминания", в котором рассказал о жизни насекомых; описал среду их обитания, их отношения, симбиоз, конкуренцию с другими видами. На 2-м этапе экология изучает экосистему. Впервые этот термин употребил Артур Джордж Тенсли в 1935 г., а несколько позже, в 1942 г., Раймонд Линдерман разработал принципы изучения экосистемы, через которую протекает энергия и цикл питания по всем ее живым и неживым компонентам. Рассмотрим этапы развития экологии как науки.
На 3-м этапе развития экологии главное внимание уделяется изучению взаимовлияний экосистем. Следует указать, что трудно провести границу между отдельными экосистемами (лес, поля, луга, реки, озера и т. д.), так как они взаимосвязаны. Экосистемы обладают естественной потребностью к саморегуляции , т. е. могут устранять нарушение равновесия, вызванное различными внешними и внутренними воздействиями. 4-й этап в развитии экологии — это изучение биосферы — среды обитания всех живых существ, в том числе и человека. Биосфера представляет собой единство всех экосистем на Земле, где все они взаимосвязаны. В биосфере происходит круговорот материи через цепи питания, можно сказать, что в биосфере каждый ест и каждый бывает съеден. На 5-м этапе экология сделала акцент на изучении положения человека в биосфере. В экологическом смысле "пространство" понимается как среда обитания, в которую включается и среда, окружающая человека.
Среда может быть есте ственной и искусственной. По определению А. Гли ксона , естественная среда составляет совокупность природных факторов: воды , солнца, воздуха, вет ра, почвы, растительного и животного мира. При этом Земля является центром обитания животных и растений, где в симбиозе живет великое разнообразие микрофлоры и микрофауны. Искусственная среда — это среда, которую создал человек. В ней присутс твуют природные факторы, они имеют влияние, но не являются доминантами. Между природой и искусственной средой нет абсолютных границ. Между ними существует взаимосвязь, которую человек должен учитывать при формировании искусственной среды. Взаимосвязь естественной и искусственной среды выражает понятие "экологическая среда".
3. Заключение Социальная экология анализирует отношение человека в присущем ей гуманистическом горизонте с точки зрения его соответствия историческим потребностям человеческого развития, в ракурсе культурной оправданности и перспективы, через теоретическое постигание мира в его общих определениях, которые выражают меру исторического единства человека и природы. Любой ученый обдумывает главные понятия проблемы взаимодействия общества и природы через призму своей науки. Понятийно-категориальный аппарат социоэкологии формируется, развивается и совершенствуется. Этот процесс многообразный и охватывает все стороны социоэкологии не только в объективном, но и в субъективном плане, своеобразно отражая научное творчество и воздействуя на эволюцию научных интересов и поисков как отдельных ученых, так и целых коллективов.
Социальная экология изучает структуру, особенности и тенденции функционирования объектов особого рода, объектов так называемой "второй природы", т.е. объектов искусственно созданной человеком предметной среды, взаимодействующей с окружающей природной средой. Именно существование "второй природы" в подавляющем большинстве случаев порождает экологические проблемы, возникающие на стыке экологических и социальных систем. Эти, социоэкологические в своей сущности проблемы и выступают в качестве объекта социоэкологического исследования. Социальная экология как наука имеет свои специфические задачи и функции. Ее главными задачами являются: исследование отношения между человеческими сообществами и окружающей географически-пространственной, социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды. Социальная экология рассматривает биосферу Земли как экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему “природа—общество”, раскрывает воздействие человека на равновесие природных экосистем, изучает вопросы управления и рационализации взаимоотношения человека и природы. Задача социальной экологии как науки состоит также в том, чтобы предлагать такие эффективные способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле. Изучая причины деградации среды обитания человека и меры по её защите и совершенствованию, социальная экология должна способствовать расширению сферы свободы человека за счёт создания более гуманных отношений как к природе, так и к другим людям.
Бганба , В.Р. Социальная экология: учебник / В.Р. Бганба – М.: Высшая школа, 2004. – 310 с. Бродский, А.К. Общая экология: учебник / А.К Бродский. – М.: Академия, 2006. – 254 с. Гора, Е.П. Экология человека: учебное пособие / Е.П. Гора. – М.: Дрофа, 2007.– 541 с. Дмитриев, В.В. Прикладная экология: учебник / В.В. Дмитриев, А.И. Жиров, А.Н. Ласточкин. – М.: Академия, 2008.– 600с. Казанцев, В.И. Социология города: учебно-методическое пособие / В.И.Казанцев, М.Г.Светуньков . – Ульяновск: УиГТУ , 2004 - 140 c . Малофеев , В.И. Социальная экология: Учебное пособие для вузов / В.И.Малофеев – М.: «Дашков и К», 2004.– 260 с. Марков, Ю.Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы: Учебное пособие / Ю.Г.Марков - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2004.- 544 с. Николаев, В.Г. Экологический аспект в социологии Э.Ч.Хьюза // Личность. Культура. Общество, 2009, Вып.2, № 48-49 Прохоров, Б.Б. Социальная экология: учебник / Б.Б.Прохоров. – М.:Академия , 2008. – 416 с. Ситаров , В.А. Социальная экология: учебное пособие для студ. высш . пед . учеб. заведений // В.А.Ситаров , В.В.Пустовойтов . – М.: Академия, 2000. – 280 с. Стадницкий , Г.В. Экология / Г.В Стадницкий . – СПб.: Химиздат , 2001. – 286 с. Степановских , А.С. Общая экология / А. С Степановских . – М.: ЮНИТИ, 2002. – 510 с. 1 Ситаров , В.А. Социальная экология: учебное пособие для студ. высш . пед . учеб. заведений // В.А.Ситаров , В.В.Пустовойтов . – М.: Академия, 2000, с.29 Человек и социальная сфера Список используемой литературы
2 Ситаров , В.А. Социальная экология: учебное пособие для студ. высш . пед . учеб. заведений // В.А.Ситаров , В.В.Пустовойтов . – М.: Академия, 2000, с.30 3 Ситаров , В.А. Социальная экология: учебное пособие для студ. высш . пед . учеб. заведений // В.А.Ситаров , В.В.Пустовойтов . – М.: Академия, 2000, с.31 4 Прохоров, Б.Б. Социальная экология: учебник / Б.Б.Прохоров. – М.:Академия , 2008, с.47 5 Дмитриев, В.В. Прикладная экология: учебник / В.В. Дмитриев, А.И. Жиров, А. Н. Ласточкин. – М.: Академия, 2008, с.112 6 Бганба , В.Р. Социальная экология: учебник / В.Р. Бганба – М.: Высшая школа, 2004, с.67 7 Бганба , В.Р. Социальная экология: учебник / В.Р. Бганба – М.: Высшая школа, 2004, с.69 8 Малофеев , В.И. Социальная экология: Учебное пособие для вузов / В.И.Малофеев – М.: «Дашков и К», 2004, с.97 9 Марков, Ю.Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы: Учебное пособие / Ю.Г.Марков - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2004, с.59 10 Николаев, В.Г. Экологический аспект в социологии Э.Ч.Хьюза // Личность. Культура. Общество, 2009, Вып.2, № 48-49, с.31 11 Николаев, В.Г. Экологический аспект в социологии Э.Ч.Хьюза // Личность. Культура. Общество, 2009, Вып.2, № 48-49, с.32 12 Николаев, В.Г. Экологический аспект в социологии Э.Ч.Хьюза // Личность. Культура. Общество, 2009, Вып.2, № 48-49, с.33 Похожие рефераты:
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ИГРАЙ, ГАРМОНЬ!" (презентации,критерии оценки проектной деятельности)
Проект «Играй, гармонь!» выполняется преподавателями и обучающимися для обобщения, систематизации и расширени...
План- конспект учебного занятия по теме «Введение. Экономическая и социальная география как наука, ее место в системе географических наук.»
План- конспект учебного занятия по теме «Введение. Экономическая и социальная география как наука, ее место в системе географических наук.»...
Социальный проект:"Наука трудолюбия"
Поездка в Хутынский моностырь с благотворительной целью....
Доклад студентов Щелковского колледжа на V||| региональной научно-практической конференции студентов и школьников. Наука и техника в экологии и гидрометеорологии. Название доклада Космические технологии дистанционного мониторинга Земли.
Цель работы заключалась в поисках и анализе информации представленной в интернете по вопросу биосферного мониторинга Земли. с использованием современной российской космической техники. Рук...
V-го Всероссийского (с международным участием) конкурса научных, методических и творческих работ по социальной экологии на тему «РОССИЯ: СРЕДА ОБИТАНИЯ», 2021 г.
Цель и задачи конкурса Цель конкурса – интеграция межведомственных ресурсов в сфере экологического воспитания, образования, просвещения, а также охраны окружающей среды. Создание условий для фор...
Презентация к теоретическому занятию по Гигиене и экологии человнка на тему "Предмет гигиены и экологии" для преподавания в среднем профессональном образовательном учреждении.
Данная презентация сопровождает проведение теоретического занятия по образовательной дисциплине Гигиена и экология для студентов медицинских колледжей....
Презентация к теоретическому занятию по Гигиене и экологии на тему "Предмет гигиены и экологии"
Данная презентация предназначается для проведения теоретического занятия по образовательной дисциплине Гигиена и экология для студентво специальности Сестринсоке дело медицинского колледжа. Учеб...