Имена, личности, судьба которых связана с Горьковской железной дорогой
статья

Завьялова Светлана Владимировна

В статье рассказывается о выдающихся личностях, судьба и жизнь которых была связана с Горьковской железной дорогой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhipova_a.s._zavyalova_s.v.docx423.28 КБ

Предварительный просмотр:

ИМЕНА, ЛИЧНОСТИ, СУДЬБА КОТОРЫХ СВЯЗАНА С ГОРЬКОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ

А.С. Архипова 1, С.В. Завьялова 2

1 филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей

сообщения» в г. Нижнем Новгороде, студентка

2 филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей

сообщения» в г. Нижнем Новгороде, кандидат исторических наук, преподаватель

NAMES AND PERSONALITIES WHOSE FATE IS CONNECTED WITH THE GORKY RAILWAY

A. S. Arkhipova 1, S. V. Zavyalova 2

1 branch of the Samara state University OF transport messages" in Nizhny Novgorod, student  

2 branch of the Samara state University OF transport messages" in Nizhny Novgorod, candidate of historical Sciences, teacher

Аннотация. В статье рассказывается о выдающихся личностях, судьба и жизнь которых была связана с Горьковской железной дорогой.

Ключевые слова: Горьковская железная дорога, В.Г. Шухов, М.И. Ожегов, Н.Ф. Гастелло, Б.А. Мокроусов.    

Annotation. The article tells about outstanding personalities whose fate and life were connected with the Gorky railway.

Key words: Gorky railway, V. G. Shukhov, M. I. Ozhegov, N. F. Gastello, B. A. Mokrousov.

С историей развития железнодорожного транспорта связаны имена изобретателей, военных, писателей, композиторов.

Шухов

Владимир Григорьевич Шухов - ведущий русский инженер, исследователь и архитектор. В. Г. Шухов работал во многих областях строительной механики, техники паровых котлов и насосов и в обширной области техники нефтяного дела. Владимир родился в 1853 г. в уездном городе Грайвороне Курской губернии. В 11 лет Владимир поступил в Пятую петербургскую гимназию. Уже тогда мальчик проявил способность к точным наукам, особенно к математике. В четвертом классе он создал собственное доказательство теоремы Пифагора — логичное и краткое. В 1871 г. Шухов с отличием закончил гимназию. Он поступил в Московское императорское техническое училище (сегодня — МГТУ имени Баумана). Владимир Шухов был усердным учеником: читал дополнительную литературу, с увлечением работал в мастерских училища. В 1876 г. Шухов окончил училище с золотой медалью и был удостоен звания инженера — механика [1].

Его проекты башен с использованием стальных гиперболоидных и сетчатых конструкций были растиражированы по всему миру. Самая известная и высокая из них — в Москве на Шаболовке. Шухов сконструировал также стеклянную крышу ГУМа на Красной Площади (1889-1894 гг.), светопрозрачные перекрытия Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (1898-1912 гг.) и перекрытия залов Киевского вокзала в Москве (1912-1917 гг.) и еще десятки зданий — торговых пассажей, перекрытий цехов и трамвайных депо. Авторству Шухова принадлежит более 180 мостов через Волгу, Днепр и другие реки. [2]

         C:\Users\ASrock\Desktop\_DSC2210.jpg

Шуховская водонапорная башня на станции Петушки (железнодорожная станция Горьковской железной дороги в одноимённом городе Владимирской области), одна из девяти сохранившихся в России гиперболоидных башен выдающегося инженера и архитектора               Владимира Шухова, когда-то их было более двухсот, то есть сохранилось всего пять процентов. Башня в Петушках — младшая сестра знаменитой гиперболоидной телебашни на Шаболовке. Сразу признать их родство непросто: основание башни в Петушках значительно ниже, причудливых пространственных изгибов оболочки почти не видно. Зато можно оценить инженерный расчет: на ажурной конструкции почти век стоят деревянные резервуары весом в 325 тонн. Сооружение предназначалось для заправки паровозов водой. В 1927 г. станция Петушки была крупной узловой станцией, поэтому башню построили совсем рядом с железнодорожными путями. В век электровозов потребности поездов в воде  изменились, но башня до сих пор снабжает водой несколько улиц населенного пункта Петушки [3].

На станции Владимир находится одна из первых в мире клепаных емкостей большого объема для нефтепродуктов, построенная по проекту Шухова. Оба объекта отнесены к памятникам архитектуры регионального значения, за сохранность их отвечает Горьковская железная дорога.

       

Известный русский поэт Матвей Иванович Ожегов родился 6 августа 1860 г. в деревне Михино Нолинского уезда Вятской губернии. Начальное образование мальчик получал в Колобовской сельской земской школе. Поскольку полноценного систематического образования в детском возрасте он не получил, достигнув своего восемнадцатилетия, Матвей быстро сдал экстерном все экзамены в начальную школу. Еще в возрасте шестнадцати лет для Матвея Ожегова началась взрослая самостоятельная жизнь. Он посетил Пермь, Сибирь и побывал на уральских заводах Ф. П. Демидова. Юношу не пугала никакая работа, ведь с 13 лет в родной деревне он служил батраком и находился в услужении у купца из уездного города Нолинска, рабочим на строительстве Уральской железной дороги, на Тагильском и Чусовском заводах, штейгером на золотых приисках, сторожем при церкви, бурлаком. С 1885 г. в Москве, служил на железных дорогах. Именно в годы работы на Московско-Нижегородской железной дороге он написал известные всем песни "Потеряла я колечко", "Чудный месяц плывет над рекою", "Меж крутых бережков Волга-речка течет". Свою работу на железной дороге Сергей Иванович Ожегов оставил лишь в 20-х годах прошлого века. Уже пожилым человеком перебрался в Перово под Москвой, где купил себе маленький домик возле железнодорожной линии на Нижний Новгород [4].

https://histrf.ru/uploads/media/default/0001/59/3fec0f8cd3052f86959cfbf40d9d5186386deb1d.jpeg

Николай Францевич Гастелло - участник трёх войн. Родился в Москве 6 мая 1907 г., куда семью годами ранее его отец перебрался на заработки из белорусской деревеньки Плужины. Пережив перипетии Гражданской войны, Гастелло в 1923 г. начал трудиться учеником столяра. Спустя год работал на Московско-Казанской железной дороге слесарем паровозоремонтного завода. Весной 1932 г. проходил специальный целевой набор, по которому Гастелло был призван в РККА. При распределении желание Гастелло учли и направили в авиационную школу летчиков. В 1939 г., уже опытный командир звена, он сражался с японцами на Халхин-Голе. Затем была Советско-финская война. Великую Отечественную войну Гастелло встретил в звании капитана и командиром эскадрильи. Уже 24 июня 1941 г., во время налета фашистской авиации, он сбил один «Юнкерс-88» с земли – из стрелковой кабины не успевшего взлететь самолета. 26 июня 1941 г. командир экипажа самолета-бомбардировщика ДБ-ЗФ капитан Николай Гастелло совершил подвиг - наземный таран немецко-фашисткой техники [5].

 

https://mokrousov.samnet.ru/1049.jpg

Борис Мокроусов родился 27 февраля 1909 г. неподалеку от Нижнего Новгорода, в районе Канавино. Родители мальчика были рабочими. Отец трудился на железной дороге, машинистом паровозного депо. В детстве Борис Мокроусов не мог и мечтать о музыкальном образовании. Теперь многое изменилось. Все началось с самодеятельного школьного домрово-балалаечного оркестра, участником которого стал Борис. Там он, казалось, довольно легко научился по слуху играть на различных инструментах: сначала на балалайке, за тем на мандолине, гитаре. Сближению с музыкой в значительной мере способствовало и другое. Впервые годы после революции по всей стране создавались рабочие клубы — очаги массовой культуры. Народная власть стремилась открыть дорогу к искусству самым широким слоям трудящихся. В 1974 г. появился один из таких клубов — клуб железнодорожников — и в Нижнем Новгороде «Спартак». Здесь Мокроусов, тринадцатилетний подросток, впервые услышал рояль... Прошло не так много времени, и вот он уже играет по слуху и на этом инструменте, подбирает понравившиеся, где-то услышанные мелодии. Пробует сочинять и свои... Еще два года спустя Борис Мокроусов начинает работать в клубе тапером. Борис Мокроусов стал первой и настоящей звездой, которую открыл клуб железнодорожников. В военные годы он создал первые, полюбившиеся миллионам песни. "Заветный камень", "Сормовская лирическая", "Одинокая гармонь" - эти и другие произведения Мокроусова пела вся страна [6].

Писатели, ученые, военные, композиторы - сколько талантов и героев объединила Горьковская железная дорога! За каждым именем - целая история.

Список используемых источников

  1. Владимир Шухов. [Электронный ресурс]. – URL:  culture.ru›persons/8469/vladimir-shukhov (дата обращения: 18.05.2020 г.).
  2. В. Г. Шухов. [Электронный ресурс]. – URL:  um.mos.ruЛичностиШухов (дата обращения: 18.05.2020 г.).
  3. Башня Шухова в Петушках: достопримечательности... [Электронный ресурс]. – URL:   strana.ruplaces/20843098/info (дата обращения: 18.05.2020 г.).
  4. Матвей Иванович Ожегов [Электронный ресурс]. – URL:  вятка.рфarchi/pisateli/matvey-ivanovich-ozhegov/ (дата обращения: 19.05.2020 г.).
  5. Евгений Сухарников Краткий курс истории. Николай Гастелло (Источник информации - портал История.РФ, [Электронный ресурс]. – URL:  https://histrf.ru/biblioteka/b/kratkii-kurs-istorii-nikolai-gastiello) (дата обращения: 20.05.2020 г.).
  6. Борис Мокроусов.  [Электронный ресурс]. – URL:  24smi.orgcelebrity/91118-boris-mokrousov.ht (дата обращения: 21.05.2020 г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кл/час "И пролегла железная дорога..." (профориентация)

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА –МЕСТО МОЕЙ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ140-летию станции Грязи,125-летию вокзалаи 70-летию присвоения рабочему посёлку Грязи статуса города.посвящаетсяПрезентацию◄Скачать►...

Типовая учебная программа практики по "Техническим средствам железных дорог"

Настоящая типовая учебная программа практики разработана в соответствии с Государственным  общеобязательным стандартом Республики Казахстан по специальности: 1203000 «Организация перевозок и упра...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ПМ.02 СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, РЕМОНТ И ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

В настоящей работе рассматривается формирование профессиональных компетенций у студентов специальности 270835 (08.02.10) Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, в ходе выполнения лабор...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия на тему: «ЦАРСКО - СЕЛЬСКАЯ ЧУГУНКА – первая железная дорога России»

Методическая разработка  внеклассного  мероприятия является актуальной для преподавателей, работающих в железнодорожных образовательных учреждениях.Перед мастерами производственного обучения...

Доклад на тему: Сравнение технической оснащенности Европейского и Российского подвижного состава на железных дорогах. Перспективы его совершенствования

Цель работы: Сравнить техническое состояние Западного и Российского подвижного состава. Выявить технологию обновления вагонного и локомотивного парков с помощью сбора информации из источников, проведе...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"- "Железная логика"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по учебной дисциплине "Общий курс железных дорог"- "Железная логика"...