Состояние и перспективы профессионального обучения лиц с ОВЗ
статья
Состояние и перспективы профессионального обучения лиц с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostoyanie_i_perspektivy_professionalnogo_obucheniya_lits_s_ovz.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Состояние и перспективы профессионального обучения лиц с ОВЗ
Киселева Л.Б. преподаватель спецдисциплин
ГБОУ МО Электростальский колледж
Преобразования в политической, экономической и социальной областях, осуществляемые в нашей стране, предусматривают проведение активной социальной политики, в том числе, и в отношении инвалидов. Приоритетным направлением государственной социальной политики является реабилитация инвалидов, которая призвана решить задачи по восстановлению социального статуса инвалидов, достижению ими материальной независимости, организации их социальной адаптации и интеграции в семью и общество. В силу различного рода причин объективного и субъективного характера (экономической нестабильности, ухудшения финансового положения, недостаточности для значительного числа населения квалифицированной медицинской помощи, роста производственного травматизма и др.) в мире отмечается рост показателей инвалидности. Такая тенденция роста инвалидности характерна и для России. Так, за последние семь лет общая численность инвалидов, зарегистрированных в органах социальной защиты населения, увеличилась примерно на 60%. По России впервые признано инвалидами в 2015 г. 1 049 722 человека, что составляет 90.2 на 10 000 населения в возрасте от 16 лет и старше. На фоне общего роста числа инвалидов постоянно происходит снижение показателей их занятости. Так, к настоящему времени в общественном производстве работает только 10,3% инвалидов. Особую тревогу вызывает положение с занятостью инвалидов 3 группы, размер пенсии по инвалидности которых, является крайне низким. Так, численность работающих инвалидов 3 группы составила менее половины (23.6 % в 2015 г.) Большинство работодателей под любыми предлогами отказывают инвалидам в приеме на работу (в открытом производстве), что касается закрытого производства (спеццеха, спецучастки), создаваемого специально для трудоустройства инвалидов, то и его возможности в этом плане за последние годы значительно сократились. До экономической реформы функционировало 1,5 тысячи спецпредприятий с числом работающих свыше 240 тысяч человек. На предприятиях создавались щадящие условия труда для инвалидов, учитывались возможности организма больного выполнять определенные виды работ и т.д. Работа выполнялась под медицинским контролем, инвалид постепенно вовлекался в трудовую деятельность, соблюдался индивидуальный режим труда и отдыха. Ситуация со специализированными предприятиями в корне изменилась с 1990 г. Практически прекратилось строительство и ввод в действие новых предприятий. Отсутствие сырья и материалов, сложность с реализацией продукции поставили на грань банкротства многие спецпредприятия. На большинстве из них (на 90%) ликвидирован надомный труд, уволены многие инвалиды, которые не могут выполнять норму выработки, установленную для здоровых лиц. В результате указанных факторов снизилось как число специализированных предприятий (многие их них разорились, не выдержав конкуренции), так и количество работающих на них лиц. Так, например, в г. Москве в 2010 г. было 32 таких предприятия, а в 2012 г. их стало 27 (см. государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации».М. 2012, с.125). По данным Федеральной службы занятости в г. Москве на начало 2013 г. работало 10.4 тыс. инвалидов, а на начало 2014 г. - 8 тыс. инвалидов. Были закрыты и многие предприятия системы ВОС, ВОГ и ВОИ. Так, согласно данным Всероссийского общества слепых (ВОС) в 2010 г. на его 133 учебно-производственных предприятиях работало около 53 тыс. человек, в том числе 54,3% инвалидов. К уровню 2015 года было потеряно более 50% объемов промышленного производства, а численность работающих сократилась на 45,2%. Аналогичная ситуация имеет место и на предприятиях, принадлежащих ВОГ и ВОИ. В создавшихся условиях определяющую положительную роль в комплексной реабилитации инвалидов с последующей их занятостью (трудоустройством) могла бы сыграть организация и развитие реабилитационных учреждений, в которых сочеталась бы реализация всех видов реабилитационных мероприятий, с обеспечением занятости инвалидов на производственной базе (спеццех, спецучасток, мастерская), создаваемой непосредственно в этом учреждении.
Реабилитация инвалидов – сложнейшая многоаспектная проблема, в которой в равной мере значимы медицинские, профессиональные и социальные аспекты. Но особое место в решении проблем инвалидов и интеграции их в современное российское общество должна занимать профессиональная реабилитация инвалидов.
Блинков Ю.А., Ткаченко В.С., Клушина Н.П. дают определение, что «профессиональная реабилитация – система мер, направленных на возращение или вовлечение инвалида в общественно-полезный труд в соответствии с состоянием его здоровья, личными склонностями и интересами» .
Созданная к настоящему моменту правовая база профессиональной реабилитации инвалидов регулирует вопросы профессиональной подготовки инвалидов в общей системе образования и в учебных заведениях системы Федерального и республиканских Министерств социальной защиты населения /теперь это Министерство здравоохранения и социальной защиты населения/; обучения и переобучение инвалидов на производстве и на курсах, создаваемых органами занятости населения; трудоустройство и применение труда инвалидов в различных организационных формах (открытом производстве, в специализированных цехах и специализированных предприятиях, в кооперативах, в работах на дому, в применении труда лиц, проживающих в домах-интернатах, индивидуальной трудовой деятельности) реабилитационной трудовой индустрии; информатики, установление налоговых льгот для предприятий, использующих труд инвалидов, а также для тех предприятий, которые заняты изготовлением для них различных технических средств и приспособлений . Необходимо более подробно остановиться на рассмотрении закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Вопросы доступности образования, воспитания и обучения детей-инвалидов представлены в статьях 18 и 19 рассматриваемого закона. В них также декларируется гарантированность образования, создание государством необходимых условий для получения образования и профессиональной подготовки инвалидов. Для тех из них, кто нуждается в специальных условиях при получении профессионального образования, согласно закону, должны создаваться специальные, профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждений общего типа .
Также в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), статьи 20-24, предусмотрен целый комплекс мер, направленных на повышение их конкурентоспособности на рынке труда. Одной из главных мер, как считают авторы, можно назвать: организацию обучения инвалидов новым профессиям, востребованным на рынке труда, создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов, резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, установление квот для приема на работу инвалидов и другие .
А в статье 23 Закона предусматривается, что всем инвалидам, занятым на предприятиях, в учреждениях и организациях, должны быть созданы необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Так же государство подтвердило то обстоятельство, что как следует из Федерального закона № 122 – ФЗ, оно берет на себя ответственность по обеспечению профессиональной ориентации инвалидов, их профессиональному обучению, переобучению и повышению квалификации
В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1993 года «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» обучение инвалидов первую очередь осуществляется по приоритетным профессиям и специальностям, овладение которыми дает право инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Перечень таких приоритетных профессий был утвержден постановлением Министерства труда РФ от 8 августа 1993 года.
В Постановление Министерства труда Российской Федерации от 8 сентября 1993 г. № 150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих» говориться, что овладение этими профессиями дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда.
Правительство Москвы одним из первых среди субъектов федерации приняло постановление, утвердившее Типовое положение о специализированном предприятии, применяющем труд инвалидов. Это положение не только обеспечивает правовую регламентацию создания таких предприятий в целях трудоустройства на них инвалидов, но и закрепляет за ними в качестве основных задач проведение всех видов реабилитации – медицинской, профессиональной и социальной. Таким образом, специализированным предприятиям Москвы придан правовой статус реабилитационно - производственных предприятий. Благодаря целенаправленным мерам показатель занятости инвалидов в Москве в течение последних 2 лет постоянно увеличивается. По данным статистической отчетности, в 2015 г. на предприятиях разных форм собственности создано и сохранено более 4 тыс. рабочих мест для инвалидов, трудоустроены 9 тыс. инвалидов, в счет установленных квот на предприятиях города работают около 60 тыс. инвалидов.
В Москве создана система реабилитационных учреждений для инвалидов с различными группами заболеваний, которые оказывают услуги комплексной реабилитации, включая профессиональную реабилитацию.
В процессе профессионального обучения учащиеся приобретают производственные технологические знания, умения и навыки, используют знания на теоретических занятиях по общеобразовательным и специальным дисциплинам. Общая цель профессионального обучения в системе профессиональной реабилитации состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности на производственных предприятиях.
Эта цель достигается решением целого ряда задач:
1. Повышение уровня развития трудовой деятельности учащихся;
2. Нравственное, трудовое, физическое воспитание учащихся;
3. Формирование теоретических и технологических знаний.
4. Обучение приемам труда по выбранной специальности и
формирование профессиональных навыков.
Лица с отклонениями в интеллектуальном развитии после окончания коррекционных школ, обеспечивающих образовательную подготовку на уровне четырех классов общеобразовательных школ, имеют серьезные трудности при получении профессиональной подготовки. В настоящее время активно разрабатываются и апробируются различные методики, создаются специально адаптированные программы для профессионального обучения лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии.
На современном этапе недостаточно разработаны методики профессионального обучения учащихся с ограниченными возможностями, особенно в лиц, с ослабленным интеллектом, практически нет учебников по специальным дисциплинам. Реабилитационные центры, как правило, испытывают недостаток в специально подготовленных педагогических кадрах.
Разработка и внедрение новых технологий обучения инвалидов, использование современных методик, создание педагогических условий, приспособленных к данному контингенту учащихся, позволит возвращать к общественно полезной жизни значительное число инвалидов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика наркомании в образовательной среде: состояние и перспективы
Профилактика наркомании в образовательной среде: состояние и перспективы...
Состояние и перспективы развития экологического образования и воспитания в Тульской области
Анализ современного состояния экологического образования и экологического воспитания. Обозначение перспективных направлений развития...
презентация на тему: Банковские карты в системе расчетов: состояние, проблемы, перспективы развития на примере АО «Россельхозбанк»
Презентационный материал содержит данные исследовательской работы по специальности "Банковское Дело" по МДК "Организация ведения безналичных расчётов"...
Состояние и перспективы развития предприятий отдельных отраслей промышленности в условиях турбулентности внешней среды (2018 г.)
При цитировании статьи обязательна ссылка на материал: Поликарпов К.И. Состояние и перспективы развития предприятий отдельных отраслей промышленности в условиях турбулентности внешней среды //респ. Та...
Доклад на тему: Опыт и перспективы развития образовательной деятельности по программам профессионального обучения лиц с интеллектуальными нарушениями
В данном докладе представлен опыт работы по программам профессионального обучения лиц с интеллектуальными нарушениями...
ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ программа профессиональной подготовки по профессии рабочего, должности служащего вид основной программы профессионального обучения 7233 Слесарь-ремонтник промышленного оборудования Для обучающихся общеобра
Программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школ для получения первой рабочей профессии по спец. 7233 "Слесарь-ремонтник промышленного оборудования...