методическая разработка урока "Первая мировая война"
методическая разработка
В последнее время все больше проявляется интереса к почти "забытой" в советской истории Первой мировой войне. Студенты о ней знают очень мало. очень хочется, чтобы этот урок поспособствовал росту интереса как к героической истории нашей страны, так и в целом к истории Отечества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока "Первая мировая война" | 32.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Шулепова Л.В.
ПЛАН УРОКА
теоретического обучения
ОУД 05. История
Группа: № 28
Курс: второй
Профессия: 15.01.32 Оператор станков с программным управлением
Раздел программы: Раздел 11.От Новой истории к Новейшей
Тема урока: 11.5. Участие России в первой мировой войне
Цели и задачи урока
Цель урока: формирование у студентов знаний о Первой мировой войне и об участии в ней России, о значении данного события в отечественной истории и истории человечества в целом
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с причинами, поводом к войне, планами сторон, ходом военных действий, значением и последствиями Первой мировой войны
- развивать речевые умения и навыки; умение работать с различными источниками информации, применять полученные знания, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, владение навыками познавательной рефлексии
- воспитывать у студентов российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России
- Тип урока: комбинированный.
Методы урока: словесный (беседа, объяснение), работа в группе, практический (самостоятельная работа), исследовательский (работа с историческим видео)
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Межпредметные связи:
дисциплины ОУД География, ОГСЭ.02 История
Внутрипредметные связи:
Тема 11.1. Мир в начале XX века
Тема 11.6. Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю
Тема 11.7. Октябрьская революция в России и ее последствия
Тема 12.4. Международные отношения в межвоенный период
Оснащение урока: компьютер, проектор, видеозапись и раздаточный материал
Литература Для студентов:
- Самыгин П.С. История [электронный ресурс]: учебник / П.С. Самыгин, В.Н. Шевелев, С.И. Самыгин. — Москва: КноРус, 2019. - (Режим доступа: http://znanium.com)
- Артемов В.В, Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Для преподавателя:
www.august-1914.ru[Первая мировая война: интернет-проект]
https://ru.wikipedia.org Википедия: свободная энциклопедия] www.militera.lib.ru [Военная литература: собрание текстов]
www.history.tom.ru [История России от князей до Президента]
www.kulichki.com/grandwar [«Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи]
Требования к усвоению учебного материала:
Студент должен знать: характеристику причин, участников, основных этапов и крупнейших сражений Первой мировой войны, ее итогов и последствий
Студент должен уметь: систематизировать материал о событиях на Западном и Восточном фронтах войны (в форме таблицы), раскрывать их взаимообусловленности, применять полученные знания и умения
Ход урока
№ этапа | Наименование этапов и его структурных элементов | Норма времени | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Предполагаемый результат |
I. | Организационный | 1 мин. | Приветствует обучающихся. Определяется с явкой обучающихся и их готовностью к уроку. | Приветствуют преподавателя. Староста группы докладывает о явке обучающихся и их готовности к уроку. | Проверка готовности обучающихся к уроку |
II. | Целевая установка на урок | 2 мин. | Сообщает тему и цели урока, объясняет ход проведения урока. | Воспринимают сообщаемую информацию. Записывают тему урока в тетрадях. Воспринимают сообщаемую информацию. | Мотивация обучающихся на продуктивную деятельность во время урока. |
III. | Актуализация опорных знаний обучающихся | 5 мин. | Предлагает ответить на вопросы, выведенные на экран по теме «Мир в начале ХХ века» | Отвечают на вопросы | Выявление уровня усвоения материала предыдущих уроков и ликвидация пробелов в знаниях. |
IV. | Формирование ориентировочной основы деятельности | 50 мин | Предлагает обучающимся внимательно просмотреть предложенный видеофильм по истории Первой мировой войны , а во время просмотра выделить причины, повод к войне, ее итоги и последствия, обсудить в группе ответы, изложить их всем студентам учебной группы на предложенные вопросы, организует беседу с обучающимися Контролирует работу группы. | Смотрят видеофильм, обсуждают его в группе, находят ответы на вопросы, предложенные их группе, отвечают, ведут беседу
| Формирование исследовательских навыков и аналитического мышления, умения вести диалог и беседу, знаний по теме урока, умения работать с видеоматериалами |
V. | Закрепление, систематизация и первичная проверка изученного материала. | 20 мин | Предлагает обучающимся, работая индивидуально, выполнить практические задания с помощью учебника | Работая с текстом учебника, выполняют практические задания | Интерпретация полученных знаний. Формирование умения использовать полученные знания, воспринимать информацию, анализировать, делать выводы. |
VI. | Проверка уровня изученного материала. | 5 мин. | Предлагает студентам в ходе фронтальной беседы ответить на вопросы | Отвечают на вопросы преподавателя | Выявление уровня усвоения изученного материала. |
VII. | Домашнее задание | 2 мин. | Выдает домашнее задание, выведенное на экран, инструктирует его выполнение. | Слушают преподавателя и записывают задание в тетрадях. | Мотивация обучающихся на продуктивное изучение темы следующего урока. |
VIII. | Подведение итогов урока | 5 мин. | Подводит итоги урока: Проводит рефлексию (Облако «тегов»), комментирует работу обучающихся, отмечает достоинства и недостатки выполненной работы, объявляет оценки и выставляет их в журнал. | Отвечают на вопросы облака «тегов», слушают информацию о результатах урока, участвуют в анализе выполненной работы. | Оценка деятельности обучающихся, определение уровня усвоения темы и достижения целей урока. |
Приложения
Приложение 1
Вопросы для обсуждения на этапе актуализации опорных знаний обучающихся
- Как изменилась международная обстановка в мире к началу ХХ в.?
- Какие военно-политические блоки государств сложились?
- В каком блоке состояла Российская империя?
- Каковы были причины противоречий государств, входящих в данные блоки?
Приложение 2
Видео «Первая мировая неизвестная война»
Задания для групп по просмотренному видеоматериалу
1 группа«Аналитики»: перечислить причины Первой мировой войны и назвать повод к войне
2 группа «Историки 1914 г.»: назвать основные сражения 1914 г. и показать на карте линию фронта
3 группа «Историки 1915 г.»: назвать основные сражения 1915 г. и показать на карте линию фронта
4 группа «Историки 1916 г.»: назвать основные сражения 1916 г. и показать на карте линию фронта
5 группа «Историки 1917 г.»: назвать основные сражения 1917 г. и показать на карте линию фронта
6 группа «Дипломаты»: назвать итоги Первой мировой войны для России и ее союзников, для государств – союзников Германии
Приложение 3
Задания по теме «Первая мировая война»
Прочитайте материал учебника Артемова В.В., Лубченкова Ю.Н. История … стр.120-127, воспользовавшись текстом учебника и картой, выполните задания:
- Вставьте в текст пропущенные понятия, даты, названия
Пе́рвая мирова́я война́ (28 июля…(1) — …(2))— один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества.
Формальным поводом к войне послужили события в …(3), где 28 июня 1914 года девятнадцатилетний боснийский серб, студент Гаврило Принцип осуществил покушение, в результате которого был убит австрийский …(4) и его жена.
Страны-участники Первой мировой войны разделились на два противоборствующих лагеря:
Всего за годы войны в армии воюющих стран было мобилизовано более 70 миллионов человек, в том числе 60 миллионов в Европе, из которых погибло от 9 до 10 миллионов. Жертвы гражданского населения оцениваются от 7 до 12 миллионов человек; около 55 млн. человек получили ранения. Война послужила прологом и детонатором ряда крупнейших революций, включая …(11) в России и Ноябрьскую 1918 года в Германии. В результате войны прекратили своё существование четыре империи: …(12), …(13), Османская и …(14).
- Каковы причины участия в войне:
- России 2) Германии 3) Франции 4) Великобритании
- Заполните пропуски в хронологической таблице
Дата | Событие |
14.07.1914 | |
Лето 1914 | |
Осень 1914 | |
Отступление российских войск, Россия потеряла Польшу, часть Прибалтики, Украины, Белоруссии; вступление в войну Италии, «Верденская мясорубка» и битва на Сомме | |
«Брусиловский прорыв» на Юго-Западном фронте против Австро-Венгрии, успехи России на турецком фронте, вступление в войну и поражение Румынии | |
1917 | |
Брестский мир (выход России из войны) | |
1918 | |
Осень 1918 | |
11 ноября 1918 |
- Особое значение в изучении отношения русского общества к первой мировой войне имеет изучение фольклора 1914-1918 гг. Определите, к какому периоду войны (году) относятся отрывки из солдатского фольклора:
1)«…Раньше думали про Берлин, теперь нечего мечтать:
Надо думать о Варшаве, как у немцев отобрать»
- «Не плачь, моя ты женка, что иду я на войну,
Немца убьем и расколотим, опять к тебе приду»
«Уж как наши-то ребята не боятся немчуры;
Как поймают супостата, оттаскают за вихры!»
3) «Бога нет, царя не надо, губернатора убьём,
Подати платить не будем, на войну мы не пойдем»
4)«Генерал Брусилов бравый нас повёл на немцев лавой».
Приложение 4
Вопросы для фронтальной беседы на этапе проверки уровня изученного материала.
- Когда началась Первая мировая война?
- Главной причиной войны была судьба …(чего?)
- Когда закончилась Первая мировая война для России?
- Как называется окончание первой мировой войны для России?
- Когда закончилась Первая мировая война в Европе?
- Главное последствие войны для России?
- Главное последствие войны для Европы и мира?
Приложение 5
Домашнее задание к уроку:
- Повторить материал учебника по теме
- на выбор студента:
- Выполнить задания в контурной карте по теме «Первая мировая война»
- Написать сообщение « Брусиловский прорыв»
- Подготовить тест с закрытыми вопросами по теме «Первая мировая война»
Приложение 6
Вопросы для проведения рефлексии
- Я узнал на уроке новое:
- Я научился на уроке:
- Знания и умения с урока по истории Первой мировой войны мне могут пригодиться:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
для корнкурса "Забытая война" Методическая разработка занятия по истории для 1 курса на тему "Первая мировая война"
Данная разработка применяется на занятии 1 курса СПО при изучении(обобщении) материала о 1 мировой войне. Занятие построено в виде лекции с элементами дискуссии, т.к. предполагается, ...
Методическая разработка урока "Россия в Первой мировой войне"
Методическая разработка открытого урока по истории "Россия в Первой мировой войне".На основе "каркасной" презентации построен урок. Студенты отвечают на вопросы, возникающие на экране. Вопросы поставл...
Методическая разработка " Забытая война " ( к 100-летию начала мировой войны )
Россия - страна с единой, неразрывной, тысячилетней историей, операясь на которую мы обретаем внутреннею силу и смысл национального развития....
Методическая разработка теоретического занятия по истории, тема "Вторая мировая война"
Методическая разработка теоретического занятия по истории, тема "Вторая мировая война"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Великая Отечественная война» повторительно-обобщающий урок (историческая викторина)
Тема : «Втораямировая война. Великая Отечественная война». Цели: Обобщение и выявление знаний учащихся по теме Великая Отечественная война;Развитие навыков коллективной работы учащихс...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ВОЙНЫ СВЯЩЕННЫЕ СТРАНИЦЫ»
Есть память, которой не будет конца. Мы вспоминаем о тех великих годах, хотя прошло много лет. Весь мир сейчас готовится к 78-летию Великой Победы во второй мировой войне. Безусловно, это событие исто...
Методическая разработка "Герой необъявленной войны..." (Память возвращает нас в Афганистан)
Цель данной методической разработки состоит в том, чтобы познакомить обучающихся с малоизвестными страницами истории нашей Родины. Ведь знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, о...