Образовательная среда: понятийное поле исследования
статья

Шаров Антон Валерьевич

Образовательная среда: понятийное поле исследования

Шаров Антон Валерьевич

 

В последние годы растет интерес к понятию «Образовательная среда». В общем случае оно определяется как совокупность условий, влияющих на становление и развитие личности, её интересов и склонностей. И хотя это понятие появилось относительно недавно, но интерес к влиянию окружающей ребенка среды на его обучение и воспитание уходит своими корнями в глубокую древность. 

Котова Н.А. применяя историко-логический подход рассматривает развитие представлений об образовательной среде в виде последовательных этапов [6]. Данные этапы взяты нами за основу для краткого экскурса к истории проблемы.

Еще древнекитайский мыслитель Конфуций (551-479 до н.э.), говорил о несостоятельности всякой заданности и декларированности в обучении. Человека, нельзя выковать по заранее созданному плану, поэтому необходимо создать условия, которые позволили бы развивать его активность, и стремление к новому знанию.

Античными мыслителями — Сократом, Платоном, Аристотелем развивается идея образовательной системы, в основе которой лежат принципы сотрудничества, диалога, открытости [6, 3]. Впервые определяются факторы влияющие на становление личности: внешние - окружающий мир, внутренние силы - силы, развивающие задатки человека и целенаправленное воспитание способностей человека (Аристотель). В центре обучения рассматривается фигура педагога, своим примером вдохновляющего учеников к поиску новых знаний (Сократ), а в приоритетах образования выделяется формирование духовно развитого индивида (Платон). Образование должно строится на принципах профессионализма и нравственности, практической направленности обучения (Аристотель).

Таким образом в античную эпоху были сделаны попытки теоретически обосновать роль окружающей человека среды в гармоничном развитии личности.

Начиная с 17 века проблема влияния среды на человека становится объектом более тщательного внимания. Утверждается что «образование и воспитание человека играют решающую роль в его индивидуальном и социальном развитии. Более того, они должны соответствовать природе человека; и окружающая человека среда должна быть соответствующим образом искусственно организована». При этом, как отмечает С.В. Журавлева [3] под «средой» подразумевается преимущественно социальная среда, рассматриваемая как нечто неизменное, предопределяющее судьбу человека. Человек в свою очередь рассматривался как пассивный объект влияния среды (К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Дж. Локк).

Однако постепенно акцент влияния среды смещается к пониманию человека как субъекта обучения. Ж. Ж Руссо (1712-1778) считал среду условием оптимального саморазвития личности, полагая, что благоприятные тенденции саморазвития заложены в человеке изначально, но подавляются существующими системами воспитания, которые игнорируют природу человека[3]. Поэтому должна быть создана среда учитывающая возрастные особенности человека, его возможности и потребности. Таким образом закладывается идея, о том, что среда не должна быть полностью задана изначально, она должна создаваться с учетом возможностей ребенка.

За исключением консерватизма эпохи средневековья, идея рассмотрения человека как субъекта обучения и развития «внутренних благоприятных тенденций» будет рассматриваться в педагогических подходах вплоть до наших дней.

Одним из первых идеи развивающего обучения были декларированы швейцарским педагогом И.Г. Пестолоцци (1746-1827). Будучи сторонником гармоничного саморазвития личности И.Г. Песталоцци говорит о необходимости создания среды, которая позволит дать детям хорошую трудовую подготовку и одновременно разовьет физические и духовные силы. Сделать это может только любящий воспитатель, овладевший искусством обучения.

Немецкий педагог Ф.В. Дистервег (1790-1866) развивая идеи Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци считал, что образовательная среда должна обеспечивать возможность свободного, разностороннего развития ребенка. Свободное развитие означает отсутствие насилия над ребенком в отношении его природных дарований и, наоборот, требует содействовать возбуждению деятельности заложенных в нем свежих и здоровых сил.

Ф.В. Дистервег впервые сформулировал принципиально новый подход: ученик - субъект обучения [6]. Каждый человек от рождения обладает суммой определенных способностей, которые при правильно организованном воспитании развиваются, а при неумелом - могут заглохнуть. Педагог же должен создать условия при которых дети смогут развить свои способности и умения.

Таким образом к середине 19 века оформляется смещение акцента понимания среды от формирующей, задающей к развивающей, создающей условия. Обосновывается тезис что среда (окружение) может как способствовать, так и препятствовать развитию ребенка и поэтому среда должна целенаправленно формироваться. Тем самым создаются объективные предпосылки для появления понятия «образовательная среда» и её всестороннего исследования.

Российским педагогом П.Ф. Лесгафтом (1837-1909) установлена взаимосвязь между определенным типом личностного развития и соответствующим типом педагогической среды. Лесгафтом было выделено шесть «школьных типов»: «лицемерный», «честолюбивый», «добродушный», «забитый-мягкий», «забитый-злостный», «угнетенный», «нормальный тип (представляемый в идеале)» [7], описаны их черты и проанализированы особенности среды, влияющие на их формирование.

Выдающийся польский педагог Я. Корчак (1878-1942) в своей работе "Как любить ребенка" отмечает "Почему в добропорядочной семье иной раз вырастает сын-шалопай? Почему обычная средняя семья дает выдающеюся ребенка? ... необходимо также проводить исследования воспитательной среды, и тогда, быть может, не одна загадка найдет свое разрешение" [5]. Я. Корчак выделил типы воспитывающей среды: среда догматизма, среда идейная, среда довольная жизнью, среда успеха и карьеры. Типы среды, предложенные Я. Корчаком могут рассматриваться с позиции положительного или отрицательно влияние на развитие личности ребенка.

Таким образом, постепенно получает фундамент позиция, что человека со всеми его взглядами и чувствами формирует окружающая среда, а улучшить воспитание можно через конструирование среды.

В то же время на рубеже 19-20 веков в России, в виду усиления профессионально-воспитательной направленности школы развивается концепция трудовой среды (И.А. Анопов, К.И. Ариольди, П.А. Кропоткин). Трудовая среда основывается на идеях: тесной взаимосвязи теоретических и практических занятий; введения в учебный процесс трудовой подготовки включающей воспитательную и профориентирующую функции; формировании «школы-мастерской» -школа должна располагаться на производстве где осваиваемые ремесла сразу могли быть применены в труде. Таким образом обучение соединяется с трудом.

В 20–30-е годы разрабатывается обоснование образовательных и воспитательных возможностей окружающей ребенка среды. Идея воспитания средой разрабатывалась А.Г. Калашниковым; Н.В. Крупениной, С.Т. Шацким, А.С. Макаренко и др.

В 70-80-е годы В.И. Слободчиковым разрабатывается антрополого-психологический [8]подход к образовательной среде. Слободчиков акцентирует внимание на развитии, как ключевой характеристике образовательной среды. Развитие он рассматривает в трех проявлениях: как природный, естественный процесс; как искусственный процесс, регулируемый с помощью специально сконструированной деятельности; как саморазвитие, отражающее фундаментальную способность человека быть субъектом своей жизни. При этом саморазвитию отводится центральная роль.

В своем подходе В.И. Слободчиков подчеркивает относительность образовательной среды, её изначальную незаданность, формируемость"...нетрадиционной управленческой задачей – [является]превращение наличного социокультурного содержания в средство и содержание образования. е. в собственно образовательную сред"[4]. Сама среда понимается им как совокупность обстоятельств, окружающих индивида. Показателем образовательной среды выступает её насыщенность (ресурсный потенциал) и концентрированность (способ организации). Создание образовательного ресурса делает наличное социокультурное содержание образовательного пространства средством и содержанием образования, образовательной средой. В зависимости от типа внутренних связей, способа внутренней упорядоченности Слободчиков выделяет три принципа организации среды:

  • Единообразие, где доминируют административно-целевые связи и показатель структурированности стремится к максимуму.
    • Разнообразие, где отношения имеют конкурентный характер, что приводит к атомизации образовательных систем и разрушению единого образовательного пространства. В этом случае структурированность стремится к минимуму.
    • Вариативность — где связи и отношения имеют кооперирующий характер, поэтому происходит объединение разного рода ресурсов в рамках образовательных программ. Показатель структурированности в этом случае стремится к оптимуму.

Педагогическая задача- образовательное пространство преобразовать в образовательную среду. Образовательная среда — не данность. А динамическое образование, она начинается там, где происходит встреча педагога и учащегося и где они совместно начинают её проектировать и строить — как предмет, и как ресурс совместной деятельности и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения. Образовательное пространство- существующее в социуме место где субъективно задаются множества отношений и связей и осуществляются различные виды деятельности по развитию индивида и его социализации.

В.В. Рубцовым была разработана Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды. Сама образовательная среда в этой модели раскрывается через взаимодействия между учащимися и педагогом и между самими учащимися[10]. Главное условие развитие ребенка - его участие в совместной деятельности, сотрудничестве которое протекает как между детьми, так и между детьми и взрослыми. Образовательная среда должна обеспечить возможность раскрытия интересов и способностей детей в соответствии с их индивидуальными особенностями. При этом должны создаваться условия для решения различных задач развития детей.

В модели образовательной среды Рубцова выделяются следующие компоненты:

  • внутренняя направленность школы
  • психологический климат
  • социально-психологическая структура коллектива
  • психологическая организация передачи знаний
  • психологические характеристики учащихся и т.п.

Задача же педагога —дать ребенку средствами среды новые возможности, которые ребенок взаимодействуя со средой, преобразует в свой потенциал.

В более поздней работе он пишет, что учитель и ученик " в идеале они должны теперь образовать единую развивающуюся систему «учебный материал – учитель – ученик». Причем ученик превращается из «объекта» педагогического воздействия в «субъекта» -партнера по педагогическому взаимодействию с учителем, и не только с ним, но и со своими одноклассниками, что является необходимым условием для его социализации. Учитель же из «транслятора» учебного материала превращается в «организатора» познавательного взаимодействия между учебным материалом и учащимися, с которым он образует совместного субъекта познавательного развития" [11].

На рубеже 20-21 века подымается вопрос о безопасности образовательной среды (И.А. Баева Т.С. Кабаченко). Безопасная среда рассматривается в аспекте соответствия между потребностями индивида и его возможностями, ресурсами, что является условием сохранения здоровья, способности к адекватному поведению и совместной деятельности, возможностью полноценного личностного развития[1].

На данный момент детальным исследованием образовательной среды отличается Эколого-личностного подход (Г.А. Ковалев, В.А. Ясвин). В своей работе "образовательная среда: от моделирования к проектированию" [12]В.А. Ясвин опирается на работы Дж. Гибсона, где среда рассматривается как совокупность возможностей окружающего мира, обеспечивающих или препятствующих удовлетворению жизненных потребностей индивида. По сути одна и та же среда дает разным людям разные возможности развития, что зависит от их интересов, потребностей и т.д. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно проходит её развитие. Отсюда Ясвин определяет образовательную среду как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможность для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении"[12].

Опираясь на типы воспитывающей среды Я. Корчака и «школьные типы» выделенные П.Ф. Лесгафтом, Ясвин выделяет 4 типа образовательной среды:

  • догматический (способствует развитию пассивности и зависимости ребенка)
    • карьерный — (сочетаются активность и зависимость ребенка)
    • безмятежный (способствует как свободному развитию, так и зависимости ребенка)
    • творческая — (способствует активности и свободному развитию ребенка)

Для обладания развивающим эффектом среда должна обеспечить ребенку комплекс возможностей, который выражен в трех компонентах среды:

  • Пространственно-предметный (здание, учебные помещения, прилегающая территория)
  • Социальный компонент — характерные межличностные взаимодействия, настрой, сплоченность и т.п.
  • Психодидактческий — содержание и методы обучения

Образовательная среда — место взаимодействия индивида (с его потребностями и мотивами) и внешним миром, свойства и качества которого препятствуют или способствуют развитию индивида.

В.П Лебедевой, В.А. Орловым разработан психодидактический подход [2]. В нем речь идет о значимости личностно-ориентированного обучения, где построение образовательного процесса идет от личности школьника, от значимости его индивидуального субъективного опыта, от сформированности его познавательных способностей. Если в традиционной системе становление личности рассматривалось как следствие целенаправленного обучения и воспитания, то развивающее образование признает за школьником приоритет его индивидуальности, его значимости как субъекта познания до погружения его в образовательную среду, специально смоделированную образовательным учреждением. Разработка индивидуальной образовательной траектории предполагает:

  • соответствующей личностным потребностям образовательной среды
  • индивидуального учебного плана
  • индивидуального выбора образовательных программами

Организация образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных планов требует, как его вариативного содержания, так и вариативных методов, форм и средств. Индивидуальные образовательные планы и программы разрабатываются в соответствии с персональными жизненными целями и образовательными задачами обучающихся. Такая разработка ведется на основе диагностических данных о особенностях, интересах, склонностях ребенка.

Обучение выстраивается с учетом познавательных интересов и способностей учащихся, с учетом возможностей педагогического коллектива, традиций и особенностей социокультурной среды.

Близким к эколого-личностному подходу В.А. Ясвина является экопсихологический подход, разрабатываемый В.И. Пановым[9]. Под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей и их развития в соответствии с природными задатками индивида и требованиями возрастной социализации, социальным заказом на продукт системы образования.

Образовательная среда должна быть направлена на:

  • создание условий раскрытия творческого потенциала личности и её способностей
  • создание условий удовлетворения потребностей ребенка в соответствии с его индивидуальными интересами и особенностями возрастной социализации
  • применение таких образовательных технологий, которые соответствуют природным физиологическим, психическим, социальным особенностям развития детей

Элементами образовательной среды выступают:

  • деятельностный — совокупность различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся. Речь идет о видах деятельности, которые характерны для данного индивидуального, возрастного этапа развития.
  • коммуникативный — пространство межличностного взаимодействия. При этом педагогические действия могут осуществляться в форме воздействия, взаимодействия, содействия.
  • пространственно-предметный — пространственные условия и предметные средства.

Образовательная среда в данном подходе направлена на проявление творческой природы, развитие психики.  Для этого необходимо создать условия:

  • для проявления и развития интересов и способностей детей посредством включения в различные виды деятельности, необходимые для возрастной социализации
  • формирование способности быть субъектом своего развития и развития образовательной среды
  • переход от репродуктивной деятельности к продуктивному (предполагающему сотрудничество субъектов образовательного процесса)
  • полисубъектность среды, где формируются детские и детско-взрослые общности как субъекты этой среды
  • формирование рефлексивности — когда субъект обретает способность смотреть на себя со стороны, отдавая отчет своим действиям и намерениям

Реализация экопсихологической модели требует превращения знаний, умений, навыков из цели обучения в средство развития познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. Предметом же развития становится сознание учащихся.

 

Таким образом не смотря на отличия в подходах на сегодняшний день понятие «образовательная среда» приобретает вполне конкретные черты и измеряемые характеристики. Образовательную среду можно представить, как совокупность социальных, культурных и педагогических условий, возможностей, влияний, обеспечивающих становление и развитие личности, её продуктивную деятельность.

 

Литература

  1. Баева И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психологическое здоровье школьников [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «Киберленинка» /И.А.Баева, В.В. Семикин. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2005. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-psihologicheskaya-kultura-i-psihicheskoe-zdorovie-shkolnikov
  2. Григорьева М.В. Понятие «образовательная среда» и модели образовательных сред в современной отечественной педагогической психологии [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «Киберленинка» / М.В. Григорьева // Ученые записки. Т.3. Сер. Психология. Педагогика. -2010. -№4(12).– Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ponyatie-obrazovatelnaya-sreda-i-modeli-obrazovatelnyh-sred-v-sovremennoy-otechestvennoy-pedagogicheskoy-psihologii
  3. Журавлева С.В. Исторический обзор понятия «Образовательная среда» в педагогической науке [Электронный ресурс] /С.В. Журавлева //Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 3 – С. 48-56. – Режим доступа: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1497
  4. Исаев. Е.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах: Учебное пособие [Электронный ресурс] /Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков – Режим доступа: https://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1034564/...
  5. Корчак Я. Как любить ребенка [Электронный ресурс]: Электронная библиотекаLibreBook / Я. Корчак  – Режим доступа: http://librebook.me/kak_liubit_rebenka__chast_1/vo...
  6. Котова Н.А. Историко-логический анализ становления понятия «Образовательная среда» в научно-педагогической литературе в контексте методологического базиса [Электронный ресурс]:Научная электронная библиотека «Киберленинка» / Н.А. Котова // Вестник ТГУ, - 2015. -т.20,- вып 11(151), 2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/istoriko-logiche...
  7. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Электронный ресурс]:Библиотека Гумер-педагогика / П.Ф. Лесгафт. - Режим доступа:- https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/gala...
  8. Молотова Н.Ю. «Современные подходы к определению образовательной среды школы в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях [Электронный ресурс]:Научная электронная библиотека «Киберленинка» /Н.Ю. Молотова, Н.Ю. Шуваева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2013. -т.15. -№2(2). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennye-podh...
  9. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика[Текст] /В.И. Панов. -СПб.: Питер, 2007. -352 с.: ил. -(Серия «Практическая психология»)
  10. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии: Избранные психологические труды [Электронный ресурс]: Электронная библиотека МГППУ. / В.В. Рубцов — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.  – Режим доступа: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=13441.
  11. Рубцов, В.В.Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся [Электронный ресурс] / В.В. Рубцов. Н.И. Поливанова. – Москва–Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2007. – 288 с.  – Режим доступа: https://www.pirao.ru/upload/iblock/1be/obrazovatel...
  12. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] /В.А. Ясвин. -М.: Смысл, 2001. – 365 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная среда: понятийное поле исследования

Шаров Антон Валерьевич

В последние годы растет интерес к понятию «Образовательная среда». В общем случае оно определяется как совокупность условий, влияющих на становление и развитие личности, её интересов и склонностей. И хотя это понятие появилось относительно недавно, но интерес к влиянию окружающей ребенка среды на его обучение и воспитание уходит своими корнями в глубокую древность.  

Котова Н.А. применяя историко-логический подход рассматривает развитие представлений об образовательной среде в виде последовательных этапов [6]. Данные этапы взяты нами за основу для краткого экскурса к истории проблемы.

Еще древнекитайский мыслитель Конфуций (551-479 до н.э.), говорил о несостоятельности всякой заданности и декларированности в обучении. Человека, нельзя выковать по заранее созданному плану, поэтому необходимо создать условия, которые позволили бы развивать его активность, и стремление к новому знанию.

Античными мыслителями — Сократом, Платоном, Аристотелем развивается идея образовательной системы, в основе которой лежат принципы сотрудничества, диалога, открытости [6, 3]. Впервые определяются факторы влияющие на становление личности: внешние - окружающий мир, внутренние силы - силы, развивающие задатки человека и целенаправленное воспитание способностей человека (Аристотель). В центре обучения рассматривается фигура педагога, своим примером вдохновляющего учеников к поиску новых знаний (Сократ), а в приоритетах образования выделяется формирование духовно развитого индивида (Платон). Образование должно строится на принципах профессионализма и нравственности, практической направленности обучения (Аристотель).

Таким образом в античную эпоху были сделаны попытки теоретически обосновать роль окружающей человека среды в гармоничном развитии личности.

Начиная с 17 века проблема влияния среды на человека становится объектом более тщательного внимания. Утверждается что «образование и воспитание человека играют решающую роль в его индивидуальном и социальном развитии. Более того, они должны соответствовать природе человека; и окружающая человека среда должна быть соответствующим образом искусственно организована». При этом, как отмечает С.В. Журавлева [3] под «средой» подразумевается преимущественно социальная среда, рассматриваемая как нечто неизменное, предопределяющее судьбу человека. Человек в свою очередь рассматривался как пассивный объект влияния среды (К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Дж. Локк).

Однако постепенно акцент влияния среды смещается к пониманию человека как субъекта обучения. Ж. Ж Руссо (1712-1778) считал среду условием оптимального саморазвития личности, полагая, что благоприятные тенденции саморазвития заложены в человеке изначально, но подавляются существующими системами воспитания, которые игнорируют природу человека[3]. Поэтому должна быть создана среда учитывающая возрастные особенности человека, его возможности и потребности. Таким образом закладывается идея, о том, что среда не должна быть полностью задана изначально, она должна создаваться с учетом возможностей ребенка.

За исключением консерватизма эпохи средневековья, идея рассмотрения человека как субъекта обучения и развития «внутренних благоприятных тенденций» будет рассматриваться в педагогических подходах вплоть до наших дней.

Одним из первых идеи развивающего обучения были декларированы швейцарским педагогом И.Г. Пестолоцци (1746-1827). Будучи сторонником гармоничного саморазвития личности И.Г. Песталоцци говорит о необходимости создания среды, которая позволит дать детям хорошую трудовую подготовку и одновременно разовьет физические и духовные силы. Сделать это может только любящий воспитатель, овладевший искусством обучения.

Немецкий педагог Ф.В. Дистервег (1790-1866) развивая идеи Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци считал, что образовательная среда должна обеспечивать возможность свободного, разностороннего развития ребенка. Свободное развитие означает отсутствие насилия над ребенком в отношении его природных дарований и, наоборот, требует содействовать возбуждению деятельности заложенных в нем свежих и здоровых сил.

Ф.В. Дистервег впервые сформулировал принципиально новый подход: ученик - субъект обучения [6]. Каждый человек от рождения обладает суммой определенных способностей, которые при правильно организованном воспитании развиваются, а при неумелом - могут заглохнуть. Педагог же должен создать условия при которых дети смогут развить свои способности и умения.

Таким образом к середине 19 века оформляется смещение акцента понимания среды от формирующей, задающей к развивающей, создающей условия. Обосновывается тезис что среда (окружение) может как способствовать, так и препятствовать развитию ребенка и поэтому среда должна целенаправленно формироваться. Тем самым создаются объективные предпосылки для появления понятия «образовательная среда» и её всестороннего исследования.

Российским педагогом П.Ф. Лесгафтом (1837-1909) установлена взаимосвязь между определенным типом личностного развития и соответствующим типом педагогической среды. Лесгафтом было выделено шесть «школьных типов»: «лицемерный», «честолюбивый», «добродушный», «забитый-мягкий», «забитый-злостный», «угнетенный», «нормальный тип (представляемый в идеале)» [7], описаны их черты и проанализированы особенности среды, влияющие на их формирование.

Выдающийся польский педагог Я. Корчак (1878-1942) в своей работе "Как любить ребенка" отмечает "Почему в добропорядочной семье иной раз вырастает сын-шалопай? Почему обычная средняя семья дает выдающеюся ребенка? ... необходимо также проводить исследования воспитательной среды, и тогда, быть может, не одна загадка найдет свое разрешение" [5]. Я. Корчак выделил типы воспитывающей среды: среда догматизма, среда идейная, среда довольная жизнью, среда успеха и карьеры. Типы среды, предложенные Я. Корчаком могут рассматриваться с позиции положительного или отрицательно влияние на развитие личности ребенка.

Таким образом, постепенно получает фундамент позиция, что человека со всеми его взглядами и чувствами формирует окружающая среда, а улучшить воспитание можно через конструирование среды.

В то же время на рубеже 19-20 веков в России, в виду усиления профессионально-воспитательной направленности школы развивается концепция трудовой среды (И.А. Анопов, К.И. Ариольди, П.А. Кропоткин). Трудовая среда основывается на идеях: тесной взаимосвязи теоретических и практических занятий; введения в учебный процесс трудовой подготовки включающей воспитательную и профориентирующую функции; формировании «школы-мастерской» -школа должна располагаться на производстве где осваиваемые ремесла сразу могли быть применены в труде. Таким образом обучение соединяется с трудом.

В 20–30-е годы разрабатывается обоснование образовательных и воспитательных возможностей окружающей ребенка среды. Идея воспитания средой разрабатывалась А.Г. Калашниковым; Н.В. Крупениной, С.Т. Шацким, А.С. Макаренко и др.

В 70-80-е годы В.И. Слободчиковым разрабатывается антрополого-психологический [8]подход к образовательной среде. Слободчиков акцентирует внимание на развитии, как ключевой характеристике образовательной среды. Развитие он рассматривает в трех проявлениях: как природный, естественный процесс; как искусственный процесс, регулируемый с помощью специально сконструированной деятельности; как саморазвитие, отражающее фундаментальную способность человека быть субъектом своей жизни. При этом саморазвитию отводится центральная роль.

В своем подходе В.И. Слободчиков подчеркивает относительность образовательной среды, её изначальную незаданность, формируемость"...нетрадиционной управленческой задачей – [является]превращение наличного социокультурного содержания в средство и содержание образования. е. в собственно образовательную сред"[4]. Сама среда понимается им как совокупность обстоятельств, окружающих индивида. Показателем образовательной среды выступает её насыщенность (ресурсный потенциал) и концентрированность (способ организации). Создание образовательного ресурса делает наличное социокультурное содержание образовательного пространства средством и содержанием образования, образовательной средой. В зависимости от типа внутренних связей, способа внутренней упорядоченности Слободчиков выделяет три принципа организации среды:

  • Единообразие, где доминируют административно-целевые связи и показатель структурированности стремится к максимуму.
  • Разнообразие, где отношения имеют конкурентный характер, что приводит к атомизации образовательных систем и разрушению единого образовательного пространства. В этом случае структурированность стремится к минимуму.
  • Вариативность — где связи и отношения имеют кооперирующий характер, поэтому происходит объединение разного рода ресурсов в рамках образовательных программ. Показатель структурированности в этом случае стремится к оптимуму.

Педагогическая задача- образовательное пространство преобразовать в образовательную среду. Образовательная среда — не данность. А динамическое образование, она начинается там, где происходит встреча педагога и учащегося и где они совместно начинают её проектировать и строить — как предмет, и как ресурс совместной деятельности и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения. Образовательное пространство- существующее в социуме место где субъективно задаются множества отношений и связей и осуществляются различные виды деятельности по развитию индивида и его социализации.

В.В. Рубцовым была разработана Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды. Сама образовательная среда в этой модели раскрывается через взаимодействия между учащимися и педагогом и между самими учащимися[10]. Главное условие развитие ребенка - его участие в совместной деятельности, сотрудничестве которое протекает как между детьми, так и между детьми и взрослыми. Образовательная среда должна обеспечить возможность раскрытия интересов и способностей детей в соответствии с их индивидуальными особенностями. При этом должны создаваться условия для решения различных задач развития детей.

В модели образовательной среды Рубцова выделяются следующие компоненты:

  • внутренняя направленность школы
  • психологический климат
  • социально-психологическая структура коллектива
  • психологическая организация передачи знаний
  • психологические характеристики учащихся и т.п.

Задача же педагога —дать ребенку средствами среды новые возможности, которые ребенок взаимодействуя со средой, преобразует в свой потенциал.

В более поздней работе он пишет, что учитель и ученик " в идеале они должны теперь образовать единую развивающуюся систему «учебный материал – учитель – ученик». Причем ученик превращается из «объекта» педагогического воздействия в «субъекта» -партнера по педагогическому взаимодействию с учителем, и не только с ним, но и со своими одноклассниками, что является необходимым условием для его социализации. Учитель же из «транслятора» учебного материала превращается в «организатора» познавательного взаимодействия между учебным материалом и учащимися, с которым он образует совместного субъекта познавательного развития" [11].

На рубеже 20-21 века подымается вопрос о безопасности образовательной среды (И.А. Баева Т.С. Кабаченко). Безопасная среда рассматривается в аспекте соответствия между потребностями индивида и его возможностями, ресурсами, что является условием сохранения здоровья, способности к адекватному поведению и совместной деятельности, возможностью полноценного личностного развития[1].

На данный момент детальным исследованием образовательной среды отличается Эколого-личностного подход (Г.А. Ковалев, В.А. Ясвин). В своей работе "образовательная среда: от моделирования к проектированию" [12]В.А. Ясвин опирается на работы Дж. Гибсона, где среда рассматривается как совокупность возможностей окружающего мира, обеспечивающих или препятствующих удовлетворению жизненных потребностей индивида. По сути одна и та же среда дает разным людям разные возможности развития, что зависит от их интересов, потребностей и т.д. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно проходит её развитие. Отсюда Ясвин определяет образовательную среду как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможность для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении"[12].

Опираясь на типы воспитывающей среды Я. Корчака и «школьные типы» выделенные П.Ф. Лесгафтом, Ясвин выделяет 4 типа образовательной среды:

  • догматический (способствует развитию пассивности и зависимости ребенка)
  • карьерный — (сочетаются активность и зависимость ребенка)
  • безмятежный (способствует как свободному развитию, так и зависимости ребенка)
  • творческая — (способствует активности и свободному развитию ребенка)

Для обладания развивающим эффектом среда должна обеспечить ребенку комплекс возможностей, который выражен в трех компонентах среды:

  • Пространственно-предметный (здание, учебные помещения, прилегающая территория)
  • Социальный компонент — характерные межличностные взаимодействия, настрой, сплоченность и т.п.
  • Психодидактческий — содержание и методы обучения

Образовательная среда — место взаимодействия индивида (с его потребностями и мотивами) и внешним миром, свойства и качества которого препятствуют или способствуют развитию индивида.

В.П Лебедевой, В.А. Орловым разработан психодидактический подход [2]. В нем речь идет о значимости личностно-ориентированного обучения, где построение образовательного процесса идет от личности школьника, от значимости его индивидуального субъективного опыта, от сформированности его познавательных способностей. Если в традиционной системе становление личности рассматривалось как следствие целенаправленного обучения и воспитания, то развивающее образование признает за школьником приоритет его индивидуальности, его значимости как субъекта познания до погружения его в образовательную среду, специально смоделированную образовательным учреждением. Разработка индивидуальной образовательной траектории предполагает:

  • соответствующей личностным потребностям образовательной среды
  • индивидуального учебного плана
  • индивидуального выбора образовательных программами

Организация образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных планов требует, как его вариативного содержания, так и вариативных методов, форм и средств. Индивидуальные образовательные планы и программы разрабатываются в соответствии с персональными жизненными целями и образовательными задачами обучающихся. Такая разработка ведется на основе диагностических данных о особенностях, интересах, склонностях ребенка.

Обучение выстраивается с учетом познавательных интересов и способностей учащихся, с учетом возможностей педагогического коллектива, традиций и особенностей социокультурной среды.

Близким к эколого-личностному подходу В.А. Ясвина является экопсихологический подход, разрабатываемый В.И. Пановым[9]. Под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей и их развития в соответствии с природными задатками индивида и требованиями возрастной социализации, социальным заказом на продукт системы образования.

Образовательная среда должна быть направлена на:

  • создание условий раскрытия творческого потенциала личности и её способностей
  • создание условий удовлетворения потребностей ребенка в соответствии с его индивидуальными интересами и особенностями возрастной социализации
  • применение таких образовательных технологий, которые соответствуют природным физиологическим, психическим, социальным особенностям развития детей

Элементами образовательной среды выступают:

  • деятельностный — совокупность различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся. Речь идет о видах деятельности, которые характерны для данного индивидуального, возрастного этапа развития.
  • коммуникативный — пространство межличностного взаимодействия. При этом педагогические действия могут осуществляться в форме воздействия, взаимодействия, содействия.
  • пространственно-предметный — пространственные условия и предметные средства.

Образовательная среда в данном подходе направлена на проявление творческой природы, развитие психики.  Для этого необходимо создать условия:

  • для проявления и развития интересов и способностей детей посредством включения в различные виды деятельности, необходимые для возрастной социализации
  • формирование способности быть субъектом своего развития и развития образовательной среды
  • переход от репродуктивной деятельности к продуктивному (предполагающему сотрудничество субъектов образовательного процесса)
  • полисубъектность среды, где формируются детские и детско-взрослые общности как субъекты этой среды
  • формирование рефлексивности — когда субъект обретает способность смотреть на себя со стороны, отдавая отчет своим действиям и намерениям

Реализация экопсихологической модели требует превращения знаний, умений, навыков из цели обучения в средство развития познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. Предметом же развития становится сознание учащихся.

Таким образом не смотря на отличия в подходах на сегодняшний день понятие «образовательная среда» приобретает вполне конкретные черты и измеряемые характеристики. Образовательную среду можно представить, как совокупность социальных, культурных и педагогических условий, возможностей, влияний, обеспечивающих становление и развитие личности, её продуктивную деятельность.

Литература

  1. Баева И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психологическое здоровье школьников [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «Киберленинка» /И.А.Баева, В.В. Семикин. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2005. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-psihologicheskaya-kultura-i-psihicheskoe-zdorovie-shkolnikov
  2. Григорьева М.В. Понятие «образовательная среда» и модели образовательных сред в современной отечественной педагогической психологии [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «Киберленинка» / М.В. Григорьева // Ученые записки. Т.3. Сер. Психология. Педагогика. -2010. -№4(12).– Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ponyatie-obrazovatelnaya-sreda-i-modeli-obrazovatelnyh-sred-v-sovremennoy-otechestvennoy-pedagogicheskoy-psihologii
  3. Журавлева С.В. Исторический обзор понятия «Образовательная среда» в педагогической науке [Электронный ресурс] /С.В. Журавлева //Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 3 – С. 48-56. – Режим доступа: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1497
  4. Исаев. Е.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах: Учебное пособие [Электронный ресурс] /Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков – Режим доступа: https://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1034564/Slobodchikov_-_Psihologiya_obrazovaniya_cheloveka._Stanovlenie_subektnosti_v_obrazovatelnyh_processah.html
  5. Корчак Я. Как любить ребенка [Электронный ресурс]: Электронная библиотекаLibreBook / Я. Корчак  – Режим доступа: http://librebook.me/kak_liubit_rebenka__chast_1/vol1/1
  6. Котова Н.А. Историко-логический анализ становления понятия «Образовательная среда» в научно-педагогической литературе в контексте методологического базиса [Электронный ресурс]:Научная электронная библиотека «Киберленинка» / Н.А. Котова // Вестник ТГУ, - 2015. -т.20,- вып 11(151), 2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/istoriko-logicheskiy-analiz-stanovleniya-ponyatiya-obrazovatelnaya-sreda-v-nauchno-pedagogicheskoy-literature-v-kontekste
  7. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Электронный ресурс]:Библиотека Гумер-педагогика / П.Ф. Лесгафт. - Режим доступа:- https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/23.php
  8. Молотова Н.Ю. «Современные подходы к определению образовательной среды школы в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях [Электронный ресурс]:Научная электронная библиотека «Киберленинка» /Н.Ю. Молотова, Н.Ю. Шуваева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2013. -т.15. -№2(2). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennye-podhody-k-opredeleniyu-obrazovatelnoy-sredy-shkoly-v-zarubezhnyh-i-otechestvennyh-psihologo-pedagogicheskih
  9. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика[Текст] /В.И. Панов. -СПб.: Питер, 2007. -352 с.: ил. -(Серия «Практическая психология»)
  10. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии: Избранные психологические труды [Электронный ресурс]: Электронная библиотека МГППУ. / В.В. Рубцов — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.  – Режим доступа: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=13441.
  11. Рубцов, В.В.Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся [Электронный ресурс] / В.В. Рубцов. Н.И. Поливанова. – Москва–Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2007. – 288 с.  – Режим доступа: https://www.pirao.ru/upload/iblock/1be/obrazovatelnaya_sreda_shkoly.pdf
  12. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] /В.А. Ясвин. -М.: Смысл, 2001. – 365 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условие обеспечения образовательной среды учреждения для (образовательной, воспитательной, психологической) деятельности «Познавательные мотивы».

Условие обеспечения образовательной среды учреждения для (образовательной, воспитательной, психологической) деятельности «Познавательные мотивы»....

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Статья посвящена проблеме социализации детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде колледжа. Обучение осуществляется по адаптированным программам профессионального обучения,...

материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»

Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения кар...

Создание информационной образовательной среды как условие эффективной модернизации образовательного процесса

Доклад "Создание  информационной образовательной среды как условие эффективной модернизации образовательного процесса" освещает вопросы модернизации российского образования на совр...

материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»

Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения кар...