Арт-куклотерапия «От кукольного подмастерья к швейному мастерству» в ГБПОУ МО "Можайский техникум"
проект

Рязанова Ольга Борисовна

Проект: Арт-куклотерапия «От кукольного подмастерья к швейному мастерству» в ГБПОУ МО Можайский многопрофильный техникум

Играя с куклой, ребенок проецирует окружающую его действительность, транслирует характер взаимоотношений с другими людьми. Эта деятельность для него естественна. Поэтому использование метода куклотерапии позволит в привычной ситуации игры выявить и скорректировать психологические проблемы.

Арт терапия, в свою очередь, вскрывая психологические проблемы, развивает личность через самопознание и самовыражение.

Целенаправленность куклотерапии и арт- терапии:

Куклы тесно связаны с культурными и религиозными традициями человека. Первые из них были прообразами богов, служили защитой, привлекали благополучие и счастье, покровительствовали деятельности. Кукла обеспечивает связь поколений и является архетипом, выстраивающим взаимоотношения с миром.

Куклотерапия - это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол, а также диагностики проблем подростка. При этом куклы выступают в качестве промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, педагога). Социальные связи и отношения, активно проецируют воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию (дизайнерская студия, дочки – матери). В данном случае, моделирование и пошив одежды для кукол девочками из коррекционных групп запускает механизм отношений мать-дитя, попутно развивая и культурно-нравственные навыки, тем более, что арт-терапия, основанная на искусстве, гармонизирует личность в целом. В дальнейшем девочки, став взрослыми перенесут отношение на себя, ребенка, окружающих.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет арт-куклотерапия:

коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение в коллектив, развитие взаимоотношений между группами учащихся (швея- парикмахер);

релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.);

создание ситуации творческого поиска;

обучающую – обогащение информацией об окружающем мире, в мире моды. Навыки шитья готовят девочку к жизни в семье.

Содержание проекта:

Куклотерапия широко используется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе со страхами, нарушениями поведения, а также в работе с людьми, имеющими эмоциональную травму. Эти проблемы присущи учащимся коррекционных групп швей. Важно, что девочки сами включились в процесс создания одежды для куклы. Это позволило им чувствовать себя более свободно и непринужденно. В процессе изготовления одежды для куклы необходимо всегда поддерживать беседу по теме, а при затруднениях – помогать, если учащаяся не справляется самостоятельно, что не редко бывает.

Кто -то сказал, что шить на кукол – это ребячество и взрослым не подобает этим заниматься? Тот, кто это говорит, просто не знает, что сшить кукле вещь порой ничуть не легче, чем на человека. Общий принцип шитья схож, но технология пошива кукольной одежды имеет и свои отличия, и в каждом конкретном случае есть свои секреты. Каждый, кто начинает творить для кукол, сразу задается множеством вопросов, начиная с подбора тканей и заканчивая желанием сделать процесс удобнее и легче. Но надо отметить, что прежде всего, в этом процессе требуется желание, терпение и усидчивость – без этих составляющих сложно получить высокие результаты.

Метод арт-терапии очень эффективен, что подтверждено исследованиями в области психологии, учащиеся нередко открывают в себе творческие возможности и впоследствии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься различными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий с куклами. Они переносят это на обычные вещи.

Место занятий: швейная лаборатория ГБПОУ МО МТ, оборудованная рабочими местами.

Инструменты: куклы среднего размера - наши модели, деревянные подставки для кукол, подставки- плечики для одежды, швейные машины, утюги; нитки, иглы, ткань, лоскут ткани, лента «велкро», ножницы, фурнитура,

  • Этапы проекта:

  1. отбор кукол-моделей;

  2. разработка эскизов моделей одежды;

  3. снятие мерок и изготовление выкроек;

  4. пошив образцов;

  5. анализ полученных результатов наблюдения за группой в целом и каждым участником педагогом психологом, социальным педагогом и мастером производственного обучения;

  6. обсуждение результатов группой учащихся;

  7. отбор наиболее удачных моделей одежды;

  8. создание завершенного образа куклы в новой одежде с привлечением учащихся группы парикмахеров;

  9. изготовление одежды для реализации в магазине игрушек;

  10. упаковка изделий и передача на реализацию

  11. изготовление каталога кукольной одежды

Реализация проекта:

Учащиеся группы коррекции в основной массе закончили Тучковскую специальную (коррекционную) школу-интернат VIII вида, за исключением 3 человек, которые ушли из общеобразовательных школ после 6 и 7 классов. По итогам предварительного психологического тестирования коррекционной группы швей в количестве 11 человек, у девочек отмечается:

  1. нарушение слуха и речи

  2. нарушения памяти

  3. неспособность к длительной концентрации внимания

  4. каждая имеет свои особенности личности

  5. неблагополучные семьи

До внедрения проекта проводилось психологической тестирование девочек (предложены тесты - цветовой Люшера, нарисовать семью и несуществующее животное).

Тест «Несуществующее животное» в основном рассчитан на исследование психомоторной связи и состояния психики,на выявление скрытых эмоций. Так отмечается в группе эмоциональная напряженность, депрессия, низкая самооценка. У 2 человек - сильная потребность в общении, у одной — необходимость в опоре. У некоторых девочек присутствует защитная фантазия - уход от личных проблем в созданный фантастический мир.

Цветовой тест показал конфликт между целями и фактической ситуацией в которой находятся учащиеся, девочки зависят от окружающей среды, в том числе и от самых близких людей, также отмечается тревожное состояние почти у всех девочек в группе

Тест «Рисунок семьи» направлен на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. В рисунке выражают то, что трудно бывает высказать словами. Результат этого теста показал, что семьи неполные у большинства (9 чел.), отношения не дружные, нет взаимопонимания между членами семьи.

В начале проведения занятий по арт-куклотерапии, девочки при выборе тканей для пошива одежды куклам выбирали цвета плохо сочетающиеся между собой, либо кричаще контрастные, либо в одном цвете. Отбирали темно синие и серые оттенки. Постепенно, в результате обсуждения кукол, выбора и моделирования одежды, параллельной беседы на занятии о детях, куклах, о детстве девочек, о друзьях, ситуациях, учащиеся стали раскрываться и вскоре в гардеробе у кукол появились комплекты одежды красивой расцветки, ярких и нежных оттенков. (Приложение к проекту)

В течении года постоянное общение, совместная творческая работа, интерес мастера и социального педагога, участие психолога, иногда игра в куклу, порой в шутку, ведь это девочки подросткового возраста и старше, значительно изменили учениц в лучшую сторону. Они стали общительнее, свободнее, менее скованы, в учебном процессе тоже отмечены положительные результаты. Даже устно отвечать стали лучше, четче выражать мысли. Занятия проходили интересно и в течении времени обсуждения моделей одежды проходило все оживленнее, девочки старались представить вместо куклы настоящего ребенка и в одежде учесть его потребности.

Несколько комплектов одежды было передано дошкольным заведениям для кукол, 4 комплекта отдано на реализацию в магазин, качество кукольной одежды неожиданно порадовало нас, так как девочки к достаточно мелкой работе подошли аккуратно и внимательно. Все это видно на фотографиях, прилагаемых к проекту.

Несмотря на то, что положительные изменения к концу учебного года были видны не только участникам проекта, но и всем педагогам — предметникам, ведущим занятия в группе, девочек протестировали еще раз. Использовали те же тесты, но результаты получили уже другие.

Снизилась эмоциональная напряженность, самооценка немного повысилась, тревожное состояние отметилось у двух человек, что связано с проблемами в семье. Рисунок семьи нас удивил, так как девочки рисовали не столько свои нынешние, сколько свои желаемые семьи, и у большинства — полные и с двумя детьми. А это значит, что поставленные нами в начале проекта цели достигнуты.

Проект находится в стадии реализации, занятия будут продолжены в новом учебном году с этой же группой и с новым набором швей — первокурсниц. Пусть группа не большая, но если в результате наших занятий несколько человек стали счастливее, значит проект удался.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конкурс профессионального мастерства в ГБПОУ СО «Саратовский строительный лицей» среди студентов групп «Машинист крана» (крановщик) 2013-2014 учебный год

Конкурс-эстафета «Лучший по профессии» Специальность: 190629.07 «Машинист крана» (крановщик)Цели и задачи:          мотивация студентов к углубленному изуч...

Публикация «НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «СЛЕСАРЬ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТУ ГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ»» В УСЛОВИЯХ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И

В статье описывается опыт проведения профориентационного занятия по профессии «Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования» в рамках специальности «Монтаж и эксплуатация ...

Проекта по военно- спортивной и патриотической подготовке студентов ГБПОУ РХ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Проекта по военно- спортивной и патриотической подготовке студентовГБПОУ РХ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса»...

Мотивация учебной деятельности на занятиях в ГБПОУ Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства (в соавторстве)

Педагогическому коллективу техникума приходится ежегодно сталкиваться с тем, что приходят учиться подростки с невысоким средним баллом, с низкой мотивацией к учёбе, без осознанного профессионального в...

ПРОГРАММА для обучающихся ГБПОУ «САХАЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСА» по коррекции агрессивного поведения «НА ТРОПЕ ДОВЕРИЯ»

ПРОГРАММА для обучающихсяГБПОУ «САХАЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСА»по коррекции агрессивного поведения «НА ТРОПЕ ДОВЕРИЯ»...

ПРОЕКТ социального сопровождения (тьюторства) студентов техникума из категории инвалиды и ЛОВЗ обучающимися ГБПОУ «Сахалинский техникум сервиса» «СВОЙ МИР МЫ СТРОИМ САМИ»

ПРОЕКТ   социального сопровождения (тьюторства) студентов техникума из категории инвалиды и ЛОВЗ обучающимися ГБПОУ «Сахалинский техникум сервиса»  «СВОЙ МИР МЫ СТРОИМ...

ПРОЕКТ социального сопровождения (тьюторства) студентов техникума из категории инвалиды и ЛОВЗ обучающимися ГБПОУ «Сахалинский техникум сервиса» «СВОЙ МИР МЫ СТРОИМ САМИ»

ПРОЕКТ   социального сопровождения (тьюторства) студентов техникума из категории инвалиды и ЛОВЗ обучающимися ГБПОУ «Сахалинский техникум сервиса»  «СВОЙ МИР МЫ СТРОИМ...