Мотивация учебной деятельности на занятиях в ГБПОУ Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства (в соавторстве)
статья

Кумакшева Татьяна Евгеньевна

Педагогическому коллективу техникума приходится ежегодно сталкиваться с тем, что приходят учиться подростки с невысоким средним баллом, с низкой мотивацией к учёбе, без осознанного профессионального выбора. Перед педагогическим коллективом стоит непростая задача подготовить из немотивированных первокурсников конкурентно способных специалистов.  Об отсутствии мотивации у обучающихся свидетельствует равнодушное отношение к учёбе или открытое нежелание учиться, а это значит, что существует риск получить неквалифицированных специалистов. В такой ситуации возрастает значение продуманной мотивации на занятии у каждого педагога. По наблюдениям психолога А.С. Мясищева, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта и на 70-80% - от мотивов .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивация учебной деятельности на занятиях в ГБПОУ Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства

Авторы: Кобякова Ирина Александровна, Кумакшева Татьяна Евгеньевна, Российская Федерация, г. Н. Новгород, ГБПОУ Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства, методические работники.

Аннотация: в настоящей работе представлены приемы для формирования мотивация обучающихся при организации учебной деятельности. Используя выше предложенные техники, можно повысить уровень положительной мотивации обучающегося и дать ему возможность почувствовать себя активным участником учебного процесса, более самостоятельным и компетентным, подготовленным к дальнейшей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: мотив, мотивация учебной деятельности, ощущение самостоятельности процесса поиска знаний, ощущение свободы выбора, ощущение успешности (компетентности).

Педагогическому коллективу техникума приходится ежегодно сталкиваться с тем, что приходят учиться подростки с невысоким средним баллом, с низкой мотивацией к учёбе, без осознанного профессионального выбора. Перед педагогическим коллективом стоит непростая задача подготовить из немотивированных первокурсников конкурентно способных специалистов.  Об отсутствии мотивации у обучающихся свидетельствует равнодушное отношение к учёбе или открытое нежелание учиться, а это значит, что существует риск получить неквалифицированных специалистов. В такой ситуации возрастает значение продуманной мотивации на занятии у каждого педагога. По наблюдениям психолога А.С. Мясищева, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта и на 70-80% - от мотивов [4].

Мотивация обучающихся – важное звено для успешного обучения. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей [2].

Мотивация учебной деятельности должна осуществляться в течение всего занятия, но она, прежде всего, необходима перед изучением новой темы (начальная мотивация). На этом этапе занятия преподаватель может возбудить интерес у обучающихся к своей дисциплине, учебному труду установлением междисциплинарных связей, связи с практикой, с жизнью.

Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в подростковом возрасте. Именно поэтому преподавателям при организации учебной деятельностью рекомендуется использовать следующие приёмы:

  • создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учащихся в изучаемой дисциплине (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
  • эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
  • сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
  • имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
  • позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
  • актуализация учебного материала (актуализация - это не только опрос, но и извлечение из памяти ранее усвоенного материала, подходящего в данный момент);
  • использование позитивной (похвала) и негативной (замечание, окрик) мотивации [5].

Следует выделить три основных фактора, влияющих на формирование учебной мотивации у обучающихся: ощущение самостоятельности процесса поиска знаний; ощущение свободы выбора;

ощущение успешности (компетентности).

Для формирования ощущения самостоятельности процесса поиска знаний рекомендуется применять технику «Проблемные вопросы», смысл которой заключается в том, что при знакомстве с новым материалом (и при опросе) необходимо задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему.

Умение задавать такие вопросы - это навык, которому можно и нужно научиться. Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к учащемуся приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях. Важно поощрять обучающихся, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у обучаемых появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания [1].

Для формирования ощущение свободы выбора необходимо предоставлять студенту право выбора — это могут быть темы для творческих заданий, презентации, доклада, решение задач по выбору, способ сдачи пройденных тем, и т.д.  Нужно хорошо понимать, что чем меньше будет с нашей стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес учащихся к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. Таким образом, чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше [1]. Основная психологическая потребность каждого человека самостоятельно планировать свою жизнь, никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения.

Для формирования ощущения компетентности («У меня это получается, я понял, я умею!) необходимо дать почувствовать себя успешным каждому обучающемуся. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая студентов планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными [1]. Обучающийся хочет что-то делать, если верит, что он может это делать.

Под мотивацией учебной деятельности понимают применение различных методов и приемов для формирования у студентов мотивов учения. Важной стороной мотивации является: подбор заданий, упражнений; темп занятия; ритм занятия (чередовать фронтальную, групповую, индивидуальную форму занятия); педагогическое мастерство преподавателя, свободное владение материалом, его авторитет, эмоциональность изложения материала [5].

Проблему недостаточной мотивации обучающихся решает применение интерактивных методов обучения. Связать изучаемую тему с практикой, с профессией, с жизнью помогут такие интерактивные методы как метод проектов, «мозговой штурм», ситуационные задачи, ролевые и деловые игры, дискуссии и другие [3].

Все вышесказанное убеждает нас в том, что мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями), который обеспечивает успех в деятельности. Иногда менее способный учащийся, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому, что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. Используя выше предложенные техники, можно повысить уровень положительной мотивации обучающегося и дать ему возможность почувствовать себя активным участником учебного процесса, более самостоятельным и компетентным, подготовленным к дальнейшей профессиональной деятельности [5].

Список используемой литературы:

1. Г.Х. Вахитова. К вопросу мотивации обеспечения мотивационной деятельности. Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 10 (61). Серия: Педагогика.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб. 2000

3. Клочкова Е.И. Мотивация к учению у обучающихся учреждений среднего профессионального образования. «Образование. Карьера. Общество» №2(41) 2014.

4. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. -400 с.

5. Мирсаетова А.А. Условия формирования успешности в будущей профессиональной деятельности // Среднее профессиональное образование. -2010. - №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Способы и приёмы развития мотивации учебной деятельности"

Что более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке, как вызвать интерес к предмету. Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников....

Мотивация учебной деятельности при изучении биологии

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определят успешность учебной деятельности. Она является показателем качественности профессионального становления будущег...

Диагностика мотивации учебной деятельности студентов колледжа

Целью моего исследования стало изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов специальностей 23.02.01. «Организация и управление перевозками на транспорте (по видам транспорта)&r...

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования

Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования...

Проекта по военно- спортивной и патриотической подготовке студентов ГБПОУ РХ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Проекта по военно- спортивной и патриотической подготовке студентовГБПОУ РХ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса»...