Темперамент, динамическая характеристика личности
презентация урока для интерактивной доски

понамарева елена леонидовна

Презентация к  уроку по Социальной Психологии, Психологии общения. Расскрывает Типы Темперамента, учит самодиагностике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация урока1.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМПЕРАМЕНТ и ПРОФЕССИЯ определение темперамента Педагог-психолог ГБПОУ МО «Щелковский колледж» Понамарева Е.Л.

Слайд 2

План урока. Т ест на определение типа темперамента . 4 1 4 типа темперамента 2 3 Вопросы на понимание темы урока. 5 История появления понятия темперамент. Темперамент и тип нервной системы

Слайд 3

В пятом веке до нашей эры в Греции жил великий ученый Гиппократ , в роду которого было 17 поколений врачей. Опыт и наблюдательность помогли ему описать Ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. История появления понятия темперамент

Слайд 4

История появления понятия темперамент Преобладание одного из элементов даёт четыре варианта состава тела: тепло-влажный – с доминированием крови сангвинический , тепло-сухой – холерический, холодно-влажный – флегматический, холодно-сухой – меланхолический. Четыре темперамента Гиппократ сравнивал с четырьмя стихиями: огонь, земля, вода, воздух. Четырем «сокам» Гиппократ отводил такую же роль в жизни человека, какая отводится в природе основным стихиям: огню, земле, воде и воздуху. Уравновешение стихий ведет к благоприятному климату. Точно так же и в теле человека: здоровье бывает при удачном, равномерном смешении «соков».

Слайд 5

Теория темперамента Эрнста Кречмера Конституционная типология Э. Кречмера Среди публикаций Кречмера особое место занимают работы по соотношению конституции тела и характера. Было произведено обследование около 200 больных — на основании множества вычислений соотношения частей тела Кречмер выделил основные типы строения тела - астенический, - пикнический , атлетический , Менее выражен: диспластический. Примеры телосложения: астенического (1), атлетического (2) и пикнического (3) типов конституции

Слайд 6

Конституционная типология

Слайд 7

Темперамент и свойства ВНД

Слайд 8

« Греческий гений Гиппократ уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты» русский физиолог Иван Павлов

Слайд 9

Т емперамент, ничего не говорит нам о социальной ценности данного человека: обладающий отвратительным характером холерик может преследовать возвышенные цели, а мягкий и уступчивый сангвиник оказывается отъявленным негодяем.

Слайд 10

В темпераменте преимущественно выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Датский художник X. Бидструп в серии юмористических рисунков изобразил реакцию четырех субъектов на одно и то же происшествие: незнакомый прохожий нечаянно сел на шляпу отдыхавшего на скамейке господина . В результате холерик пришел в ярость, меланхолик страшно огорчился, сангвиник — рассмеялся, а флегматик невозмутимо надел шляпу себе на голову.

Слайд 11

ТЕСТ: Определение темперамента 1. Я часто испытываю потребность в новых впечатлениях. 2 . Мне бывает трудно отказаться от своих планов. 3. Обычно я действую и говорю быстро, долго не раздумывая. 4. Иногда я чувствую себя несчастным без всякой причины. 5 . На спор я могу совершить необычный поступок.

Слайд 12

6 . Иногда я нарушаю свои обещания. 7. У меня часто меняется настроение. 8. Мне нравятся азартные игры. 9. У меня бывает учащенное сердцебиение. 10. Я часто переживаю из-за того, что сказал или сделал что-то не так. Вопросы теста:

Слайд 13

Вопросы теста: . 11. Мне нравится работа, которая требует быстроты. 12. Мне приходилось плохо отзываться о своих знакомых. 13. Меня легко обидеть. 14. Лучше иметь много приятелей, чем мало друзей. 15. Временами меня переполняет энергии, а иногда все валится из рук. .

Слайд 14

Вопросы теста: 16. Мне приятнее находится в компании, чем быть одному. 17. Я долго переживаю неудачу. 18. У меня бывают мысли, которые хотелось бы скрыть от других. 19. Я могу дать волю своим чувствам и от души повеселиться в компании. 20. Мои нервы часто натянуты до предела .

Слайд 15

Вопросы теста: 21. Думаю, что меня считают веселым человеком. 22. Я часто жалею о сказанных или несказанных вовремя словах. 23. На грубость я отвечаю грубостью. 24. Я могу опоздать. 25. Обычно мне легко и приятно в шумной компании.

Слайд 16

Вопросы теста: 26. Иногда мне мешают уснуть разные мысли. 27. Мне проще спросить о чем-то у других, чем прочитать самому. 28. Я часто испытываю чувство вины. 29. Мне нравится быть в центре внимания. 30. Иногда я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

Слайд 17

Вопросы теста: 31. Мне часто снятся кошмары. 32. Мне легко общаться с незнакомым человеком. 33. Иногда мне кажется, что я чем-то хуже других. 34. Думаю, что я – уверенный в себе человек. 35. Меня задевает критика.

Слайд 18

Вопросы теста: 36. У меня есть кое-какие вредные привычки. 37. Я могу внести оживление в скучную компанию. 38. Я беспокоюсь о своем здоровье. 39. Я люблю подшучивать над другими. 40. Мне трудно ответить «нет», когда меня о чем-то просят.

Слайд 19

Экстраверсия ( общительность ) Каждый отрицательный « - » ответ на вопросы № 6, 12, 18, 24, 30, 36 оцените в 1 балл. Подсчитайте количество своих положительных « + » ответов на вопросы №1, 3, 5, 8, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 32, 34, 37,39 оцените в 1 балл . Запишите сумму на строке ЭКСТРАВЕРСИЯ

Слайд 20

Стабильность (чувствительность) Подсчитайте количество своих положительных « +» ответов на вопросы № 2, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 17, 20, 22, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40. Запишите сумму на строке СТАБИЛЬНОСТЬ НАЙДЕМ ТОЧКИ НА ОСИ КООРДИНАТ

Слайд 21

Четыре темперамента Отметьте на горизонтальной оси сумму баллов по шкале «Экстраверсия» (общительность), а по вертикальной – сумму баллов по шкале «Стабильность» . Если вы отметили на осях координат обе точки, вы легко определите свой темперамент. Чем дальше вы от центра, тем ярче у вас выражены черты одного из четырех темпераментов. Если ваша точка оказалось на одной из двух осей, значит, вам удается сочетать черты двух темпераментов. Если вы «попали в яблочко», то есть в центр, вас можно поздравить: вы сочетаете черты всех четырех темпераментов. Будем надеяться, что самые лучшие.

Слайд 22

В ерхний правый квадрат. Холерический темперамент Люди этого темперамента быстры, подвижны, возбудимы. У холериков выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Холерик с увеличением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. В общении с людьми холерик может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации. Поскольку потребность в общении у холериков повышена, они часто выбирают профессии, связанные с общением - сфера обслуживания, юриспруденция, политика, администрирование. А это как раз те виды деятельности, которые требуют от человека умения эффективно общаться.

Слайд 23

Нижний левый квадрат Флегматический темперамент Флегматики медлительны и уравновешенны. Они, как правило, доводят начатое дело до конца. Их чувства глубоки, но скрыты от посторонних глаз. Флегматика трудно вывести из себя. Человеку флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но флегматику следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче , вдумчивость – необходимые профессиональные качества ученого, исследователя.

Слайд 24

Нижний правый квадрат Сангвинический темперамент Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, любит общение. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и враждебности, но эти чувства неглубоки. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение . Сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор профессии.

Слайд 25

Верхний левый квадрат Меланхолический темперамент Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента отличаются глубиной, большой силой и длительностью. Меланхолики тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне это может слабо проявляться. Они избегают малознакомых и новых людей, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов чувство скрытого протеста. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. Меланхоликам свойственна глубина и постоянство, острая восприимчивость к внешним воздействиям. Большинство поэтов, художников, музыкантов - меланхолики . Их произведения – память об их чувствах и переживаниях.

Слайд 26

Кто лучший работник? Любая группа людей работает эффективней , если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.

Слайд 27

Вопросы на понимание 1 . Хладнокровие и невозмутимость больше всего необходимы а ) сотруднику правоохранительных органов б) учителю в) слесарю г) повару . 2 . Для интроверта больше всего подойдет работа а) юриста б) журналиста в) парикмахера г) корректора.

Слайд 28

Вопросы на понимание 3. Руководить людьми труднее всего а ) сангвинику б) холерику в ) флегматику г) меланхолику . 4 . Экстраверту лучше заниматься а) научной деятельностью б ) конкретным практическим трудом, в) обслуживанием клиентов г ) вычислениями и расчетами .

Слайд 29

Вопросы на понимание 5. Меланхолику не рекомендуется работать а) терапевтом б ) хирургом в) окулистом г) рентгенологом . 6.Знаменитый французский писатель А. Дюма был сангвиником. Помните его «Три мушкетера»? Атос Портос Арамис д’Артаньян . Охарактеризуйте тип темперамента каждого из этих героев.

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ПЛОДОТВОРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Психологические особенности личности. Темперамент"

Представленная методическая разработка  предназначена для проведения теоретического занятия со студентами, обучающимися в рамках средних профессиональных образовательных учреждений медицинского п...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ . ТЕМПЕРАМЕНТ. ХАРАКТЕР.

В предлагаемом материале содержатся методические разработки, которые помогут  сформировать у учащихся систему практических знаний о природе и закономерностях функционирования психических процессо...

Психологические аспекты личности: темперамент, характер

Чтобы рабочая деятельность была эффективнее, надо знать много разных секретов, приемов, чтобы с их помощью постепенно становиться профессионалом. Работая в сфере обслуживания (парикмахер, стилист, диз...

Социально-психологическая характеристика личности

Факторы развития личности, социально-психологические типы, типы ВНД, виды людей по инстинкту дрминирования....

Методическая разработка урока по теме "Психологическая характеристика темперамента личности. Управление сотрудниками с учетом темперамента."

Знакомство с новыми понятиями: темперамент, типы темперамента, история возникновения учения о темпераменте. Определение студентами своего типа темперамента. Узнать, как можно управлять сотрудниками с ...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя Тема: «Темперамент. Характер. Формирование и развитие личности»

Пояснительная запискаАктуальность изучения данной темы обусловлена тем, что богатство индивидуальности и разнообразие личностных особенностей обусловливают многообразие взаимоотношений между больным и...

статья "Социальные характеристики личности современного рабочего"

Дан краткий обзор новых требований к уровню и содержанию подготовки молодых специалистов, занятых в современном производстве....