Методическая разработка урока по теме "Психологическая характеристика темперамента личности. Управление сотрудниками с учетом темперамента."
методическая разработка

Похоменко Юлия Владимировна

Знакомство с новыми понятиями: темперамент, типы темперамента, история возникновения учения о темпераменте. Определение студентами своего типа темперамента. Узнать, как можно управлять сотрудниками с учетом темперамента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_2.doc318.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  Менеджмент

Тип урока: комбинированный урок с применением информационных технологий

Цели и задачи  урока: 

1. Раскрыть историю возникновения теории темперамента.

2. Дать понятие темперамента. Основные свойства темперамента

3. Показать взаимосвязь: темперамента и возможностью управлять сотрудниками.

4. Познакомить студентов с психогеометрией менеджмента.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация в Power Point

План урока

Этапы урока

Действия преподавателя и студентов, приемы и методы

Организационный метод

Приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих. Оглашение темы и основных целей урока

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Устный опрос

Мотивация учебной деятельности студентов. Изучение нового материала. Первичное осмысление.

Происхождение, связь темперамента со строением нервной системы, характеристики каждого типа темперамента

Закрепление материала

Психогеометрия, тест.

Подведение итогов занятия, рефлексия

Вопросы к студентам. Выставление оценок.

Ход урока:

Вводное слово преподавателя (цель урока, история возникновения учения о темпераменте до наших времен)

Основная цель нашего урока: познакомиться с новыми понятиями, такими как темперамент, типы темперамента, с историей возникновения учения о темпераменте.  Определить свой тип темперамента. А также узнаем, как можно управлять сотрудниками если правильно определить темперамент.

Понятие «темперамент» происходит от латинского слова «temperamentum»  - означающее смесь, надлежащее соотношение частей. Записываем: темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

 История возникновения учения о темпераменте уходит корнями к древним китайским ученым в YIII -YII вв. до н. э.  Позднее, в Yв до н. э в Греции жил великий ученый Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей. Опыт и наблюдательность помогли ему описать ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Четыре темперамента Гиппократ сравнивал с четырьмя стихиями: огонь, земля, вода, воздух. Гармония четырех стихий создает жизнь на земле, гармония четырех начал в человеке позволяет ему жить полноценной жизнью.  Он говорил, что у людей есть четыре главных жидкостей: кровь, лимфа, желтая и черная желчь. У разных людей они смешаны по-разному: верное сочетание этих жидкостей приносит здоровье, а неверное – болезнь. Следующую историческую остановку нам необходимо сделать в Древнем Риме. Гален (2 век нашей эры) выделил девять темпераментов, но в обиход вошли только четыре из них.  Своим типам темпераментов Гален дал древнеримские имена: "сангвис" - кровь, "флегма" - лимфа, "холе" - желчь и "мехайно холе" - черная желчь. Эти корни сохранены и до наших дней. Так что, можно сказать, что названия темпераментов - это одни из самых древних психологических понятий. Интересную психологическую характеристику темпераментов дал известный немецкий философ 18 века Кант. Он говорил, что у сангвиника основное стремление есть стремление к наслаждению.  Он увлекается всем, что ему приятно. Склонности его непостоянны, и нельзя слишком много на них рассчитывать. Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает. У меланхолика годсподствующая наклонность есть наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми Холерики обнаруживают замечательную силу к деятельности, энергию и настойчивость, когда находятся под влиянием какой-нибудь страсти. Он размышляет мало и действует быстро, потому что такова его воля. И, наконец, флегматик. Ему не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранить свое хладнокровие. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало возмущается   Не правда ли, очень интересные наблюдения. Хотя в 18 веке по прежнему считалось, что в основе темпераментов лежат соотношения различных жидкостей.
Такое понимание темпераментов просуществовало до начала двадцатого века, т.е. многие тысячелетия. Только в начале нашего века ученые пришли к выводу, что темпераменты зависят не от
 "жидкостей или (соков), а от энергетики организма, от того, как он накапливает и расходует нервную и гормональную энергию.
Итак, сейчас понятие темперамент напрямую связывают со строением
 нашей нервной системы. Поэтому классификация И.П. Павлова - наиболее полный и признанный подход к пониманию темпераментов на современном этапе.
Павлов пришел к выводу, что разница в темпераментах зависит от разницы в протекании главных нервных процессов. Что же это за процессы? Вспомните уроки анатомии. – (нервного возбуждения и торможения).  

    Теперь Вам необходимо заполнить  таблицу  «Основные свойства темперамента» (студенты заполняют таблицу, проверка результатов).   А вот как красиво сказал про типы темпераменты знаменитый психолог В. Вундт

В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком, и, наконец, в исполнении решений - флегматиком.

  Вопросы к студентам: Что такое экстраверсия, интроверсия? (ответы студентов). Студенты (2 человека) показывают презентацию на тему «Эксттраверт», «Интроверт»

  Тестов на определение типа темперамента существует большое количество. Мы познакомимся с 2-мя. Тест «Круг Айзенка» и определение типа темперамента по формуле Белова. Студеты работают с раздаточными материалами, отвечают на вопросы теста.. Проверка результатов.

Вывод: Любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение. Очень важно помнить, что нет лучших или худших темпераментов. На базе любого темперамента можно воспитать в себе определенные черты личности. Среди выдающихся людей встречаются представители всех 4 типов темперамента. (например Петр 1, Пушкин А. С. – были холериками; Наполеон, - сангвиником, Гоголь и Чайковский – меланхоликами, Кутузов и Крылов – флегматиками) Не следует путать темперамент с характером. Темперамент мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, так как является врожденным качеством. А характер не наследуется и не является постоянным. Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость – все это черты характера, которые не заложены от природы, а формируются на протяжении всей жизни. Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом. Успешность человека зависит не от его темперамента, а от способностей, знаний, навыков и направленности личности.

В чистом виде темпераменты встречаются редко. В каждом человеке есть что-то от холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации, не идя на поводу у природных качеств, а развивая их.

Особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии.  А теперь посмотрите на следующие таблицы: здесь показано как эффективно управлять сотрудниками, если вы владеете темой «Темперамент».

В психологии есть такое понятие: «психогеометрия». Я вам предлагаю следующий тест. Инструкция: На доске 4 фигуры (треугольник, круг, зигзаг, квадрат). Посмотрите на них и выберите ту фигуру, в отношении которой Вы можете сказать: это – «Я»! Постарайтесь почувствовать свою форму. Теперь посмотрите на таблицы и прочитайте про ту фигуру, которую вы выбрали.  

Итог урока: Что нового, полезного вы узнали?

(заполните оценочную таблицу) приложение 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по психологии по теме: «Темперамент» с использованием активных методов обучения студентов в рамках ФГОС СПО

Методическая разработка  урока по учебной дисциплине «Психология»  по теме: «Темперамент» представляет собой опыт преподавателя по проведению практического занятия с использованием активных...

Методическая разработка урока по предмету «Менеджмент». Тема: «Общие функции управления» по специальности «Экономика, бухгалтерский учет»

Работая в режиме технологии критического мышления преподаватель перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение - в продвижение от незнания к знанию - ...

Методическая разработка занятия "Психологические особенности личности. Темперамент"

Представленная методическая разработка  предназначена для проведения теоретического занятия со студентами, обучающимися в рамках средних профессиональных образовательных учреждений медицинского п...

Методическая разработка открытого урока по МДК 01.01 «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации» по теме: Учет затрат на ремонт основных средств

Методическая разработка открытого урока включает подробный план-конспект, задания для решения в аудитории. Презентация к уроку прилагается....

Методическая разработка урока по теме: Характеристика видов розничной торговли.

Презентация по учебному предмету "Технология". Учебный предмет  построен по модульному принципу с учётом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона для организации ...