конспект урока истории : "Становление абсолютизма в России"
план-конспект урока

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл absolyutizm.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по  истории России

Автор: Вотякова Ирина Викторовна,

 учитель истории и обществознания

Тема: Становление абсолютизма в России. 

Цели: 

1. Дать представление учащимся о политическом развитии России в XVII в.Проследить процесс законодательного оформления самодержавия; выделить его основные черты.

2. Продолжить развитие умения работать с документом как с историческим источником.

Оборудование: 

  1. Карта  истории России 17 века
  2. Компьютер (работа в среде PowerPoint),  мультимедийный проектор.
  3. Для каждого учащегося вопросы теста для первичного закрепления материала.
  4. Учебник: В.В.Артемов Ю.Н. Лубченков  История . М.: Издательский центр «Академия», 2012

Задачи: 
 Образовательные: сформировать у учащихся образное представление о особенностях
политического развития страны при правлении Алексея Михайловича Романова;
 Развивающие: продолжить формирование общих и специальных умений: вычленять причинно следственные связи; анализировать письменные источники; делать выводы; выполнять проблемные задания; развивать умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять данные и факты, строить рассказ на основе нескольких источников, способствовать развитию у учащихся интереса к истории.
 Воспитательные: воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому нашего
народа.
 Тип урока: повторительно – обобщающий

Ход урока:

I Организационный момент.

II Проверка домашнего задания: 

А1. Иностранное вмешательство во внутренние дела России в период Смутного времени осуществляли:

1) Дания, Норвегия            2) Речь Посполитая, Швеция

3) Англия, Швеция             4) Турция, Крымское ханство.

А2. Смутным временем в России называют:

1) конец XVI века                2) первую половину XVII века

3) начало XVI века              4) конец XVI – начало XVII веков

А3. К. Минин и Д. Пожарский прославились в русской истории как руководители:

1) крестьянского восстания                      2) обороны Смоленска;

3) заговора бояр против Лжедмитрия I   4) ополчения, освободившего Москву от интервентов

А4. В период смутного времени «Тушинским вором» называли:

1) Ивана Холопко        2) Григория Отрепьева         3) Лжедмитрия II      4) Прокопия Ляпунова

А5. Второе ополчение стало формироваться:

1) в Рязани          2) во Владимире          3) в Нижнем Новгороде        4) в Москве

А6. Династия Рюриковичей закончилась после смерти:

1) Ивана Грозного    2) Фёдора Ивановича     3) Бориса Годунова       4) Михаила Фёдоровича

А7. Первым царем, занявшим российский трон не по праву наследования, а в результате избрания на царство был:

1) Михаил Романов      2) Борис Годунов    3) Василий Шуйски,    4) Лжедмитрий I.

А8. В 1598 Борис Годунов занял московский престол на основании:

1) Завещания Фёдора Иоанновича                   2) Решения царицы Ирины     

3) Решения Боярской думы                               4) Постановления Земского собора

А9. Какой из названных документов был принят позже других:

1) Указ об урочных летах,                 2) Судебник Ивана IV,

3) Указ о заповедных летах,              4) Судебник Ивана III

А10. Лидер крестьянского движения 1603-1604:

1) Ляпунов П            2) Илейка Муромец          3)  Хлопок Косолап             4)  Заруцкий И.М

III Переход к изучению нового материала: Россия одна из не многих стран, чья история столь насыщена примерами тяжёлых и суровых испытаний. Одним из таких примеров является Смута, но её окончание ещё не означало восстановление мирной, доброй жизни. Это стало возможным во многом благодаря процессу усиления царской власти. Как говорил известный русский историк О. В. Ключевский об этом времени:      «… надлежало восстановить порядок твёрдой хозяйской рукой». Каким образом это происходило, мы и рассмотрим на этом уроке.

1.Усиление царской власти

Но для того, чтобы нам это доказать, мы должны знать, что же такое самодержавие. Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, неограниченной власти царя.

Именно с именем Михаила Фёдоровича связывают начала процесса усиления царской власти. Это нашло отражение в следующих его мероприятиях:

  • Ослабление роли Земского Собора (при венчании на царство он обещал, что будет править вместе с Собором и не станет притеснять его власть)
  • Для усиления царского контроля на местах вводятся воеводы (обладали военно-административными, судебными и налоговыми полномочиями). Таким образом, царь усилил свою власть на местах.

Продолжателе политики Михаила Фёдоровича Романова, стал его сын– Алексей Михайлович (1645-1676 гг.). Ему удалось добиться гораздо больших успехов в деле усиления своей власти. При Алексее Михайловиче был в последний раз созван Земский Собор в полном составе (700 чел.)

Ещё один орган, ограничивавший власть царя Боярская дума была заменена на «ближнюю государеву думу»(состояла из личного окружения царя).Алексей Михайлович также лично руководил работой Приказа тайных дел, его основная функция: контроль за исполнением царских указов и недопущение вольнодумства. А принятое в 1649 году Соборное уложение законодательно закрепило неограниченную власть царя. 2.Государственный аппарат. Царь правил страной, опираясь прежде всего на государственный аппарат. Этот аппарат в ХVII в. постоянно рос и совершенствовался. Основным элементом его стала приказная система. Число приказов возросло. По мере появления новых направлений государственной деятельности, возникновения новых задач, роста территории создавались новые приказы. Всего существовало около 80 приказов, но постоянно действующих было около 40. Приказная система была довольно запутанной. Не существовало четкого разделения областей деятельности приказов, многие из них дублировали друг друга. Не было документов, определявших порядок функционирования приказов. Существовали приказы, управлявшие определенными территориями (Сибирский приказ, приказ Казанского дворца), другие управляли определенными направлениями деятельности государства (Посольский, Разрядный приказы и др.). Проявлением абсолютизма стало создание Алексеем Михайловичем приказа Тайных дел, который должен был контролировать другие приказы, армию, местную власть. Фактически руководил этим приказом сам царь. В местном управлении решающая роль принадлежала воеводам, назначаемым царем в города и уезды. Сохранились и остатки прежней системы самоуправления, но они, как правило, были полностью подчинены воеводской власти. Воеводское управление характеризовалось многими злоупотреблениями. Никакие самые крутые меры не избавляли от этого. Вместе с тем в государственном управлении сохранялось немало старых черт. Царь по традиции советовался при принятии всех решений с Боярской думой. Места в Думе занимались во многом на основе системы местничества. Боярами становились благодаря знатности предков. Однако при Алексее Михайловиче в составе Думы оказались такие незнатные, но талантливые люди, как А. Л. Ордин - Нащокин и А. С. Матвеев. Местничество было отменено в 1682 г. при царе Федоре Алексеевиче.

3.Преобразования в армии. Для абсолютистского государства характерна постоянная забота об армии. В ХVII в. возникла необходимость в создании постоянной армии. Первые полки нового (иноземного) строя - солдатские, рейтарские и драгунские - появились при Михаиле Федоровиче. Солдаты сражались в пешем строю, рейтары - в конном, а драгуны - как в пешем, так и в конном строю. Основную массу рейтар составляли мелкие дворяне, в солдаты и драгуны принимали всех «охочих людей». Казна обеспечивала солдат, рейтар и драгун вооружением, лошадьми и платила жалованье. С 40-х гг. ХVII в. в драгуны стали записывать крестьян. Им оставляли землю, но за службу освобождали от налогов и повинностей. Затем стали комплектовать солдатские полки из числа «даточных людей». Каждые 20 - 25 крестьянских дворов должны были выделить одного даточного, служившего пожизненно (или до получения тяжелого увечья). Это явилось прообразом рекрутских наборов Петра 1.Несмотря на преобразования, армия по-прежнему имела непостоянный характер. Полки нового строя тонули в огромной массе стрельцов, казаков, служилых людей, к которым во время войны; присоединялись иррегулярные отряды татар, башкир, калмыков и др.Тем не менее, к 1680 г. в России был уже 41 солдатский полк и 26 рейтарских и копейных полков. Стрельцов насчитывалось около 20 тыс. человек. Армия постепенно избавлялась от наемных иноземных офицеров. Русские капитаны, майоры и подполковники окончательно вытесняют иностранцев. Появились и первые русские генералы.

Рефлексия

Складывается ли в России в XVII в. самодержавие? А для этого вы должны ответить на ряд вопросов:

1. сохраняются ли сословно-представительные органы власти?

2.ограничена ли власть царя?

3. оформлено ли законодательно усиление царской власти?

4.какими полномочиями обладает царь?

На основание этого какой вывод мы можем сделать?

Ответы учащихся.

Вывод: в России в XVII веке складывается самодержавие.

IV. Домашнее задание: § 45.Составить план ответа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка, технологическая карта, фотографии открытого урока истории по теме: "Пореформенная Россия".

Методическая разработка урока по теме: «Пореформенная Россия» включает в себя три составляющие.Во-первых, это разработка занятия, проводимого с использованием интерактивных методов обучения и информац...

Методическая разработка урока истории "Гражданская война в России"

Речь сегодня пойдет о небывалой в мировой истории по накалу и масштабам классовых сражений, глубине и яростности человеческих страстей братоубийственной войне. Война сама по себе ужасна, страшна для ...

План-конспект урока истории "В преддверии Смуты. Опричнина Ивана Грозного"

План-конспект урока истории "В преддверии Смуты. Опричнина Ивана Грозного"...

Конспект урока истории на тему "Гражданская война в России"

Целью данного урока являетя сосредоточение внимания студентов на вопросах Гражданской войны, требующих глубокого осмысления. Гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе, как пр...

Конспект урока "Первые кадетские корпуса в России"

Конспект урока "Первые кадетские корпуса в России"...