Конспект урока истории по теме : "Экономическое и социальное развитие России в XVII веке".
план-конспект урока

конспект урока  истории для студентов 1 курса СПО  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по  истории России

Тема: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ РОССИИ В 17 ВЕКЕ.

Автор: Вотякова Ирина Викторовна,

 учитель истории и обществознания

Цель урока: познакомить с последствиями польско-шведской интервенции и Смутного времени; характеризовать изменения в сфере экономического развития России в XVII в.

Задачи урока:

1. Обучающиеся (знания).
К концу урока обучающиеся должны знать:
- понятия: барщина, мануфактура, купцы, пошлина, экспорт, политика протекционизма
- главные черты барщинного хозяйства
- какие черты капиталистического развития появились в экономике России 17 века
2. Развивающиеся (умения)
В ходе урока формировать у обучающихся умения:
- воспроизводить изученный материал
- работать с исторической картой и историческими документами
- быть внимательными слушателями
3. Воспитательные.
- воспитание уважительного отношения к историческому прошлому, историческим документам

 Оборудование урока: 

  1. Карта  истории России 17 века
  2. Компьютер (работа в среде PowerPoint),  мультимедийный проектор.
  3. Для каждого учащегося вопросы теста для первичного закрепления материала.
  4. Учебник: В.В.Артемов Ю.Н. Лубченков  История . М.: Издательский центр «Академия», 2012

Словарь терминов.
барщина – форма отработки крепостных крестьян, когда крестьянин своим инвентарем обрабатывал землю феодала определенное количество дней в неделю

мануфактура – это предприятие основанное на ручном труде, с разделением труда на операции

купцы – люди, которые профессионально занимались торговым делом, это было их основным занятием и основным источником дохода

пошлина – это особый денежный сбор, взымаемый с купцов за право вести торговлю, за ввоз в страну иностранных товаров

экспорт – вывоз товара из страны

политика протекционизма – политика, направленная на поддержку отечественной экономики путем создания различных препятствий (пошлина) иностранным товарам и поощрения развития отечественной промышленности и торговли

Тип урока: урок усвоения нового  материала

Ход урока.

I. Организационный  момент.

II.    Изучение нового материала.

План урока:


1. Общая характеристика экономического развития 17 века.
2. Развитие сельского хозяйства
3. Зарождение русской промышленности
4. Торговля и зарождение национального рынка
5. Характеристика сословий 17 века.


1. Общая характеристика экономического развития 17 века.

После смутного времени началось восстановление разрушенного хозяйства и мирной жизни. 17 век является переломным, в том числе и в развитии хозяйства. Именно к этому времени относиться начало «нового времени». В экономике России появляются первые ростки новых буржуазных отношений: в промышленности, торговле и отчасти в сельском хозяйстве. Правда мнения специалистов по этому вопросу расходятся. Одни относят начало капиталистических отношений к 16 веку, другие к 17 веку, третьи – ко второй половине 18 века, когда эти отношения оформились в особый, самостоятельный уклад в российской экономике.
Россия в этом плане отставала от ряда стран Западной Европы, где зарождение капиталистических отношений началось еще с 14-15вв., а собственно капиталистическая эпоха с конца 16 – середине 17 в. (Англия, Нидерланды). Но все же Россия шла, хотя и с опозданием, тем же путем. Первые ростки капитализма в промышленности, торговле появляются именно в 17 веке.

2. Развитие сельского хозяйства

Процесс складывания русского централизованного государства сопровождался процессом юридического оформления крепостного права. Завершается он в 17 веке принятием Соборного Уложения (вспомнить). В середине 17 века 50 процентов всех крестьянских дворов принадлежали светским землевладельцам, 16 процентов – монастырям и церкви, остальные оставались «черносошными» (государственными) и дворцовыми (собственность царской семьи). Главным источником доходов землевладельцев была барщина (термин записать в тетрадь). Барщинное хозяйство в 17 веке стало основой экономики России, так как, главным занятием населения страны было земледелие. Главными чертами барщинного хозяйства были (записать в тетрадь):
- господство натурального хозяйства
- разделение всей земли на барскую запашку и крестьянские наделы. Крестьянин «кормился» с земельного участка, который ему выделял феодал, таким образом землевладелец сохранял у себя рабочую силу и не заботился о том, чтобы обеспечить ей средства к существованию
- зависимость крестьян носила личный «внеэкономический» характер, т.е. крестьянин «прикрепляется» насильно к своему владельцу и представляет его полную собственность
- техника земледелия и сельскохозяйственные орудия труда оставались примитивными.
Пашня по прежнему обрабатывалась теми же орудиями, что и несколько столетий назад: сохой, бороной, реже-плугом, косой и серпом. При обработке почвы использовали трехполье, но в северных районах страны по-прежнему было распространено подсечное земледелие, когда расчищали участок леса, сжигали деревья и обрабатывали его в течении 5-8 лет, затем истощенный участок забрасывали и расчищали новый. Главными посевными культурами были рожь и овес, пшеницы сеялось гораздо меньше.
Но все же наряду с традиционными чертами, присущими барщине, в 17 веке появляются новые черты в хозяйственном Развитии.
Вовлекаются в хозяйственный оборот новые земли – это земли Поволжья и Сибири (показать на карте, в атласе). Увеличение посевных площадей приводит к увеличению производства хлеба. Это постепенно разрушает натуральный характер сельского хозяйства, хлеб становиться товаром. Районами производства товарного хлеба стали Среднее Поволжье, центральные черноземные уезды, Ополье (район Вологды) и некоторые другие (посмотреть карту-атлас). Хлеб на продажу производили хозяйства бояр-вотчинников. К числу таких владельцев относился сам царь, боярин Б И. Морозов, Я.К. Черкасский, Морозов продавал около 88-96 кг. хлеба.
И так в сельском хозяйстве – вовлекаются в оборот новые земли и хлеб производят на продажу.
3. Зарождение русской промышленности.
Даже в эпоху полного господства натурального хозяйства крестьяне занимались изготовлением ремесленных изделий не только для себя, но и на продажу. С развитием хозяйства, с установлением торговых контактов со станами Запада и Востока потребность в таких изделиях увеличивается. Ремесленные изделия становятся товаром. Особенно этот процесс активно происходит там, где для развития ремесленного производства имелись все условия – сырье, выращивались лен, конопля. Возникают мануфактуры (записать в тетрадь определение). Первые мануфактуры в России возникают в 30-е годы в металлургии. Так, в 1632 году купец Виниус основывает железоделательную мануфактуру на реке Тулице. Вслед за этим мануфактуры появляются в районе Тулы, Каширы, на реке Протве (смотреть карту-атлас). Затем ряд мануфактур возникает в солеварении, обработке кож, деревообработке. К концу 17 века существовали мануфактуры нескольких видов: казенные или дворцовые, они были слабо связаны с рынком; частновладельческие (купеческие, принадлежащие боярам или дворянам); также возникают смешанные мануфактуры, в создании которых участвуют государство и частные лица. 
Возникновении мануфактур порождает промышленную специализацию районов: центром обработки железа становиться Тульско-Серпуховский район, соль производят в Прикамье и на Белом море, кожи обрабатывают в Поволжье, ткани-в центральных уездах, а также В Новгороде, Пскове, Костроме, Вологде (смотреть карту-аталас).
Итак в 17 веке в промышленности появляются новые элементы капиталистических отношений: мануфактуры и промышленная специализация районов.

4. Торговля и зарождение национального рынка.
Разрушение натурального хозяйства приводит к расширению внутренней торговли. Показателем этого стали ярмарки. Крупнейшими ярмарками в 17 веке были Свенская под Брянском, Ирбитская, Макарьевская близ Нижнего Новгорода, Тихвинская (посмотреть на карте-атласе). Эти ярмарки, объединив областные рынки, стали центрами всероссийской торговли. Важная роль в развитии ярмарок отводилась купечеству. (записать в тетрадь определение). Главную часть купечества составляли гости – самая богатая и привилегированная часть купечества; торговые люди гостинной сотни обладали тиками же правами, что и гости, кроме свободного выезда за границу; и торговые люди суконной сотни. Купцы формировались из зажиточных ремесленников и черносошных крестьян. Эти люди хорошо знали, где, как и почем лучше покупать и продавать. Возникает торговая специализация.
Активно развивалась и внешняя торговля. крупнейшим торговым центром была Москва – здесь можно было купить почти все товары. Активная торговля со странами Запада велась через Архангельск, Новгород, Псков, Смоленск (смотреть карту-атлас). Например, Псков торговал более чем с 50 городами Европы, а Тихвин с 45. В торговле со странами Востока главная роль принадлежала Астрахани. Однако, нужно заметить, что в русском экспорте (термин записать) преобладало сельскохозяйственное сырье: пенька, пушнина, кожи, сало, мед, рыба.
Поначалу внешняя торговля в России находилась под полным контролем иностранцев. Однако растущее русское купечество требовало от правительства помощи и покровительства. В 1953 году был обнародован Торговый устав- согласно которому в стране ликвидировали мелкие таможенные пошлины (записать в тетрадь определение), взамен ввели единую рублевую пошлину – по 10 денег с рубля, т.е. 5 % с покупной цены товара (руль равен 200 деньгам). Значительно увеличились пошлины для иностранных купцов. Таким образом правительство пыталось защитить русских купцов и их товары от иностранной конкуренции. Зародилась политика протекционизма (записать в тетрадь определение).
В 1667 году был принят «Новоторговый устав» составлением которого руководил Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин- русский дворянин, имел прекрасное образование, одно время руководил Посольским приказом, занимался торговыми делами.
Согласно новому уставу иностранцем нельзя было торговать на территории России в розницу, запрещалась торговля иностранными товарами на территории страны между иностранцами. А торговля сукном, пушниной с иностранцами была исключительной монополией государства.
Все эти изменения в торговле создали предпосылки для образования единого всероссийского национального рынка, который стал символом экономического объединения страны.
Предложить обучающимся выполнить работу с историческими документами.

Предложить обучающимся решить исторические задачи.

Закрепление пройденного материала.
Вопрос: какие новые явления возникли в экономике России 17 века, о чем это свидетельствовало? Заслушать ответы и записать в тетрадь
1. Вовлечение в хозяйственный оборот новых земель и производства зерна на продажу
2. Появление мануфактур и промышленная специализация районов
3. Развитие торговли и зарождение национального рынка.
Эти явления свидетельствовали и зарождении в экономике России элементов буржуазных отношений.
5. Характеристика сословий 17 века. Педагог: сейчас вашему вниманию предлагается сообщение о положении российских сословий 17 века, вы должны внимательно слушать и ответить на предложенные вам вопросы.

Сообщение: согласно Соборному Уложению 1649 года население России делилось на сословия – духовенство, дворянство, посадские жители (горожане) и крестьян. Каждое из сословий имело четко очерченный круг прав и повинностей.
Самым привилегированным сословием было дворянство, в их интересах государство проводило меры укреплению их собственности на землю и крестьян. Поместья переводились в вотчины. Духовенство – также было богатым состоятельным сословием, они владели 13,3 % крестьян. Самым многочисленным сословием было крестьянство. Крестьянство делилось на крепостных и черносошных, около 90 % из них находилось в крепостной зависимости. Крестьяне работали на барщине от 2 до 4 дней в неделю, платили землевладельцу денежный оброк и несли другие повинности. Крепостные крестьяне несли повинности и платежи не только в пользу землевладельца, но и в пользу государства. Они были основными плательщиками тягла – налогов. После 1649 года широкие размеры принял сыск беглых крестьян. Чтобы прожить, крестьяне шли в отход, в «батраки», на заработки. Нанимались на работу артелями, обедневшие крестьяне переходили в категорию бобылей. Средний уровень благосостояния русского крестьянина в 17 веке снизился по сравнению с другими столетиями. Одни крестьяне имели полдесятины, около десятины земли, у других и того не было. У зажиточных крестьян имелось по несколько десятков десятин. Зажиточные крестьяне выходили в купцы, промышленники, но это в основном были выходцы из черносошных крестьян.
Увеличивалось число посадских людей, т.е – торговцы и ремесленники , жителей города. Значительная часть ремесленников работала на государство, в казну. Часть ремесленников обслуживала нужды дворца (дворцовые) и живших в Москве и других городах феодалов (вотчинные ремесленники). Остальные входили в посадские общины городов платили налоги и несли другие повинности. Богатеи из купцов, ремесленников и промышленников заправляли всем в посадских общинах. Перекладывали главную тяжесть сборов и повинностей на посадскую бедноту – мелких ремесленников и торговцев.
Рост налогов и повинностей стал причиной многочисленных народных выступлений, поэтому 17 век называют «бунташным» веком.

 III. Закрепление изученного материала. 

1. На какие сословия делилось население России 17 века согласно Соборному Уложению?
2. Сколько процентов населения составляли крепостные крестьяне?
3. Что значит тягло?
4. Сколько дней в неделю составляла барщина?
5. Почему 17 век назван «бунташным».

6.Показать на карте  территории товарного производства хлеба, льна и конопли, районы кочевого скотоводства, центры ремесленного производства,  мануфактуры: железоделательные и оружейные; кожевенные;

полотняные.

IV. Домашнее задание: параграф 44, работа с документами и вопросами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории на тему "Гражданская война в России"

Целью данного урока являетя сосредоточение внимания студентов на вопросах Гражданской войны, требующих глубокого осмысления. Гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе, как пр...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А. по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Классическая живопись Франции XVII века»

Презенатация преподавателя Серовой Т.А. может использоваться на занятиях по дисциплине "История изобразительного искусства", а также на уроках МХК и ИЗО в общеобразовательных школах....

Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.3 Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения.

Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.3 Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения....