Статья "Инновации в области организационных форм обучения"
статья на тему
В данной статье представлен анализ различных организационных форм обучения.
Ключевые слова: организационная форма обучения, инновационная деятельность, педагогическая деятельность, анализ, цели, урок-лекция, исследовательское занятие, проблемное занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Чекалева Ольга Владимировна
Преподаватель ЧПОУ «Череповецкий торгово-экономический колледж»,
Магистр социологии
Инновации в области организационных форм обучения
Аннотация: в данной статье представлен анализ различных организационных форм обучения.
Ключевые слова: организационная форма обучения, инновационная деятельность, педагогическая деятельность, анализ, цели, урок-лекция, исследовательское занятие, проблемное занятие.
Педагогическая деятельность - это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу знаний и опыта, накопленного человечеством, а также создание условий для личностного развития и непосредственно подготовка к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Исходя из этого, современному педагогу тщательно готовясь к урокам, необходимо учитывать не только содержание темы лекции, но и продумывать развивающие, воспитательные, методические цели занятия, учитывая педагогические, возрастные, индивидуальные, психологические особенности обучающихся и их личные качества.
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»,- писал Василий Ключевский.
Существует огромное количество различных форм организации обучения, видоизменяющих те или иные структурные элементы традиционного учебного занятия. Однако мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся в современном образовательном процессе.
Во-первых, проанализируем такую форму организации обучения, при которой проверяются знания обучающего. Например, урок-зачет, призванный проверять уяснение теоретических основ изучаемой темы. К зачету необходимо тщательно готовится: продумывать вопросы, задания, ситуации, критерии оценки знаний. Заранее доводить их до обучающихся через образовательный портал учебного заведения. Так же для проверки знаний необходимо внедрять в структуру практически каждого урока тестовый контроль, в т.ч. и автоматизированный с помощью программы-конструктора «Тестер». При разработке тестовых заданий необходимо добиться их соответствия целям и задачам, поставленным в поурочном плане, применять тесты разного уровня сложности и разных типов (на соответствие, на последовательность, открытые, с множествненным выбором и др). Только в этом случае он будет результативным.
Следующий, пожалуй самый, распространенный вид урока – лекция. На первом занятии по теме, эта методика, на мой взгляд, достаточно эффективна. Как правило, следует «разбавлять» лекцию элементами эвристической беседы. Одна из инновационных форм обучения, применяемая на теоретическом занятии – «лекция вдвоем», в которой реализуются принципы проблемности и диалогичности общения. Лекция вдвоем представляет собой работу двух педагогов, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно организованном материале, как между собой, так и с аудиторией. В диалоге преподавателей и аудитории осуществляется постановка проблемы и анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений поставленных задач. Такая лекция содержит в себе конфликтность, которая проявляется как в неожиданности самой формы, так и в структуре подачи материала, который строится на столкновении противоположных точек зрения, на сочетании теории и практики.
Далее рассмотрим игровые формы уроков. Они являются наиболее сложными в планировании и реализации. Сложность игр на этапе планирования для преподавателя определяется трудностями в подборе материала, вида игры, способа участия в них партнеров и алгоритма ее проведения. Например, урок-викторина. Здесь очень важен контроль игрового времени; элементы состязательности; правила, системы оценок хода и результатов игры. Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это урок-диспут, дебаты, ток-шоу, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и занятия-суды.
Исследовательское занятие как организационная форма обучения широко используется в учебном процессе. Исследовательское занятие - это форма обучения студентов на основе познания окружающей действительности, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель данного занятия – получение результата (конечного продукта). В рамках этого занятия может быть организована работа в группах.
К этой же форме можно отнести урок - проблемная задача. Его можно использовать как элемент учебного занятия. Чтобы создать у обучающихся состояние интеллектуального напряжения, дать им вопросы, задачи, упражнения, в процессе выполнения которых и выявляются затруднения. Такие задания вводят студентов в предстоящую частично поисковую или исследовательскую работу, создавая психологически благоприятную атмосферу для дальнейших занятий.
Существует огромное количество различных организационных форм обучения, но не одна из них не обойдется без анализа. Анализ - это оценка прошедшего занятия, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; выводы на будущее.
Анализ нового внедряемого урока должен происходить как на уровне группы обучаемых, так и на педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие преподаватели.
Подводя итог, можно сказать о необходимости развивать применение интерактивных, деятельностных методов в области инновационного образования, так как именно они являются более продуктивными, а просто трансляция знаний, передаваемых преподавателем, значительно снижает эффективность занятия. «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай сделать – и я пойму».
Список литературы:
1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике./ Ш. А. Амонашвили- Минск: Современное слово, 2006. - 245 с.
2. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник/ Е.В. Бережнова - М.: Просвещение, 2006. - 201 с.
3. Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения: учебник/ Г. И. Кругликов - М.: Академия, 2013. - 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организационных форм обучения в профессиональном училище
Без обновления образования не может состояться обновление общественной жизни, поэтому исключительно значимой и актуальной общественной проблемой является разработка программы и стратегия улучшения сис...
Внедрение в практику школы новых методов и организационных форм образования
Материал рассказывает о внедрении в трудовую практику школы нового вида трудовой деятельности для учащихся с ОВЗ - вермикультивирования....
Лекция как организационная форма обучения.
Данная исследовательская работа предназначена для преподавателей. Цель данного материала – познакомить преподавателей с нетрадиционными формами лекций, помочь им освоить активную м...
Поликлиника. Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы работы по формированию ЗОЖ. Группы здоровья.
Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы рабо...
Лекция: Организационные формы и структуры управления организацией.
Лекция: Организационные формы и структуры управления организацией для студентов очной формы обучения специальности 13.02.02 ТТО по МДК 04.01Организация и управление работой трудового коллектива...
Рабочая программа ПМ 01 (очная форма обучения) (очно-заочная форма обучения)
Рабочая программаПМ 01. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ...
Методические рекомендации по прохождению производственной практики для студентов очной и заочной форм обучения ПМ.06 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 44.02.01 «Дошкольное образование»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИПМ.06 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...