Статья "Инновации в области организационных форм обучения"
статья на тему

Чекалева Ольга Владимировна

В данной статье представлен анализ различных организационных форм обучения.

Ключевые слова: организационная форма обучения, инновационная деятельность, педагогическая деятельность, анализ, цели, урок-лекция, исследовательское занятие, проблемное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Чекалева Ольга Владимировна

Преподаватель ЧПОУ «Череповецкий торгово-экономический колледж»,

Магистр социологии

Инновации в области организационных форм обучения

Аннотация: в данной статье представлен анализ различных организационных форм обучения.

Ключевые слова: организационная форма обучения, инновационная деятельность, педагогическая деятельность, анализ, цели, урок-лекция, исследовательское занятие, проблемное занятие.

Педагогическая деятельность - это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу знаний и опыта, накопленного человечеством, а также создание условий для личностного развития и непосредственно подготовка к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Исходя из этого, современному педагогу тщательно готовясь к урокам, необходимо учитывать не только содержание темы лекции, но и продумывать развивающие, воспитательные, методические цели занятия,  учитывая педагогические, возрастные, индивидуальные, психологические особенности обучающихся и их личные качества.

 «Чтобы  быть  хорошим преподавателем, нужно  любить  то, что  преподаешь, и  любить тех, кому  преподаешь»,- писал    Василий Ключевский. 

Существует огромное количество различных форм организации обучения, видоизменяющих те или иные структурные элементы традиционного учебного занятия. Однако мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся в современном образовательном процессе.

Во-первых, проанализируем такую форму организации обучения, при которой проверяются знания обучающего. Например, урок-зачет,   призванный проверять уяснение теоретических основ изучаемой темы. К зачету необходимо тщательно готовится: продумывать вопросы, задания, ситуации, критерии оценки знаний. Заранее доводить их до обучающихся через образовательный портал учебного заведения. Так же для проверки знаний необходимо внедрять в структуру практически каждого урока  тестовый контроль, в т.ч. и автоматизированный с помощью программы-конструктора «Тестер».  При разработке тестовых заданий необходимо добиться их соответствия целям и задачам,  поставленным в поурочном плане, применять тесты разного уровня сложности и разных типов (на соответствие, на последовательность, открытые, с множествненным выбором и др). Только в этом случае он будет результативным.

Следующий, пожалуй самый, распространенный вид урока – лекция. На первом занятии по теме, эта методика, на мой взгляд, достаточно эффективна. Как правило, следует «разбавлять» лекцию элементами эвристической беседы. Одна из инновационных форм обучения, применяемая на теоретическом занятии – «лекция вдвоем», в которой реализуются принципы проблемности и диалогичности общения. Лекция вдвоем представляет собой работу двух педагогов, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно организованном материале, как между собой, так и с аудиторией. В диалоге преподавателей и аудитории осуществляется постановка проблемы и анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений поставленных задач. Такая лекция содержит в себе конфликтность, которая проявляется как в неожиданности самой формы, так и в структуре подачи материала, который строится на столкновении противоположных точек зрения, на сочетании теории и практики.

Далее рассмотрим игровые формы уроков. Они являются наиболее сложными в планировании и реализации. Сложность игр на этапе планирования для преподавателя определяется трудностями в подборе материала, вида игры, способа участия в них партнеров и алгоритма ее проведения. Например, урок-викторина.  Здесь очень важен контроль игрового времени; элементы состязательности; правила, системы оценок хода и результатов игры. Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это урок-диспут, дебаты, ток-шоу, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и занятия-суды. 

Исследовательское занятие как организационная форма обучения широко используется в учебном процессе. Исследовательское занятие - это форма обучения студентов на основе познания окружающей действительности, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель данного занятия – получение результата (конечного продукта). В рамках этого занятия может быть организована работа в группах.

 К этой же форме можно отнести урок - проблемная задача. Его можно использовать как элемент учебного занятия. Чтобы создать у обучающихся состояние интеллектуального напряжения,  дать им  вопросы, задачи, упражнения, в процессе выполнения которых и выявляются затруднения. Такие задания вводят студентов в предстоящую частично поисковую или исследовательскую работу, создавая психологически благоприятную атмосферу для дальнейших занятий.

Существует огромное количество  различных организационных форм обучения, но не одна из них не обойдется без анализа. Анализ - это оценка прошедшего занятия, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; выводы на будущее.

Анализ нового внедряемого урока должен происходить как на уровне группы обучаемых, так и на педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие преподаватели.

Подводя итог, можно сказать о необходимости развивать применение интерактивных, деятельностных методов в области инновационного образования, так как именно они являются более продуктивными, а просто трансляция знаний, передаваемых преподавателем, значительно снижает эффективность занятия. «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай сделать – и я пойму».

Список литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике./ Ш. А. Амонашвили- Минск: Современное слово, 2006. - 245 с.

2. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник/ Е.В. Бережнова - М.: Просвещение, 2006. - 201 с.

3. Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения: учебник/ Г. И. Кругликов - М.: Академия, 2013. - 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организационных форм обучения в профессиональном училище

Без обновления образования не может состояться обновление общественной жизни, поэтому исключительно значимой и актуальной общественной проблемой является разработка программы и стратегия улучшения сис...

Внедрение в практику школы новых методов и организационных форм образования

Материал рассказывает о внедрении в трудовую практику школы нового вида трудовой деятельности для учащихся с ОВЗ - вермикультивирования....

Лекция как организационная форма обучения.

  Данная исследовательская работа предназначена для преподавателей.  Цель данного материала – познакомить преподавателей с нетрадиционными формами лекций, помочь им освоить активную м...

Поликлиника. Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы работы по формированию ЗОЖ. Группы здоровья.

Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы рабо...

Лекция: Организационные формы и структуры управления организацией.

Лекция: Организационные формы  и структуры управления организацией для студентов очной формы обучения специальности 13.02.02 ТТО по МДК 04.01Организация и управление работой трудового коллектива...

Рабочая программа ПМ 01 (очная форма обучения) (очно-заочная форма обучения)

Рабочая программаПМ 01. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ...

Методические рекомендации по прохождению производственной практики для студентов очной и заочной форм обучения ПМ.06 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 44.02.01 «Дошкольное образование»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИПМ.06 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...