Методическая разработка технологической карты урока по истории России
методическая разработка на тему
Технологическая карта урока истории России по теме Начало Великой Отечественной войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_nachalo_vov.docx | 36.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Техникум «Приморский»
Технологическая карта урока по дисциплине «История» с использованием современных образовательных технологий
Преподаватель: Солтанов А.И.
Группа: 21
Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны»
Тип урока: комбинированный
Форма урока: индивидуальная и групповая работа студентов, групповые и фронтальные дискуссии, работа с конспектом, учебником и слайдами презентации и текстом приложений.
Ресурсы занятия:
1. Тетради студентов для ведения конспектов.
2. Раздаточный материал на бумажном носителе (тест) и тексты Приложений.
3. Учебник истории - «Россия и мир» - О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А.Рогожин – «Дрофа», «Веди-принт», М., 2011.
4. История Отечества в документах 1917-1993гг. – М., 1994.
5. Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация.
Цель урока: выяснить как и почему состоялось нападение Германии на СССР, почему по господствующей тогда официальной точке зрения оно считалось для СССР вероломным и внезапным, как развивались события в начале войны.
Задачи:
Образовательные:
- формировать познавательную активность и интерес к изучению данной темы;
- познакомиться и усвоить новые в образовательном процессе понятия: страты, люмпены, маргиналы, социальные лифты, социальная стратификация и мобильность;
- совершенствовать навыки работы с представленными информационными источниками;
- углубить и систематизировать знания учащихся о событиях, которые привели к началу Великой Отечественной войны;
- используя первоисточники, определить каковы были военные планы и соотношение сил Германии и СССР накануне ВОВ;
- на основе изучения и анализа документов выяснить причины военных поражений РККА в начальный период Великой Отечественной войны.
- Развивать умение индивидуальной, парной и групповой работы.
Развивающие:
- развивать предметное и образное мышление, произвольное внимание;
- формировать умение и навыки анализа исторических фактов на основе документов;
- развивать представления о сложности и противоречивости исторических событий и умение аргументировать свою точку зрения;
- развивать творческую деятельность студентов, включая их в решения проблемных задач.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, ответственность, умение концентрировать внимание на главном, но при этом не упускать детали;
- воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну;
- воспитывать настойчивость в достижении учебной цели, умение отстаивать свои взгляды и терпимо относиться к чужому мнению.
Планируемые результаты
Предметные УУД: знать и характеризовать основные события военных действий, даты, периодизацию, понятия из истории Великой Отечественной войны, личности военных и государственных деятелей; анализировать информацию слайдов презентации и приложений; вырабатывать умения давать объективную оценку историческим событиям и процессам.
Личностные УУД:
проявлять уважение и испытывать чувство гордости к истории Отечества; формировать устойчивый познавательный интерес к изучаемой теме и истории родной страны; развивать умения быть собранным, дисциплинированным и ответственным; воспитание чувства самоуважения и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе.
Метапредметные УУД:
Познавательные – умение работать с учебным материалом; развивать умение изучать и систематизировать информацию из
различных источников; выявлять причины исторических событий, объяснять факты; уметь формулировать проблемы и решать их.
Регулятивные – умение планировать свою работу, правильно ставить и формулировать цели и задачи; владеть приемами контроля и самоконтроля, адекватно реагировать на советы и замечания преподавателя.
Коммуникативные – умение работать в паре и группе, понимать позицию партнера и согласовывать с ним все действия, владеть различными приемами выражения своих мыслей и чувств.
Оценочная деятельность преподавателя в ходе урока:
- Фиксирует активность и результативность студентов при фронтальной работе, группе и в парах.
- Отмечает индивидуальный вклад в работу наиболее активных и творческих студентов.
Ход урока
Организационная структура урока | |||
Этапы урока | Формы организации работы | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1. Организационный этап. Исполняется патриотическая песня «Священная война» Актуализация опорных знаний по теме: «Советский Союз накануне Великой Отечественной войны» 2. Этап создания проблемной ситуации | Индивидуальная работа Фронтальная работа, работа в парах и группах | Преподаватель приветствует студентов, проверяет готовность группы к уроку, отмечает отсутствующих, наводящими вопросами создает условия к возникновению у студентов потребности включения в учебную деятельность. Объявляет тему урока (слайд №2). Раздает студентам тест с заданием (Приложение №1). Рассказ преподавателя: Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии (Рихард Зорге, разведсеть «Красная капелла»). Но Сталин считал, что война начнется не раньше 1942 года. Почему? Советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне. Докажите это фактами. | Студенты приветствуют преподавателя, отвечают на вопросы, настраиваются на урок, слушают преподавателя и патриотическую песню «Священная война», записывают в тетрадь тему урока. Самостоятельное выполнение теста. Студенты активно обсуждают поставленные вопросы, опираясь на материал учебника (с.158) и Приложение №2. После дискуссии уполномоченные от групп студенты дают ответ. |
3. Этап освоения новых знаний. | Фронтальная работа, работа в парах и группах Фронтальная работа. Индивидуальная работа. | Преподаватель формулирует основные проблемы урока:
Преподаватель предлагает ознакомиться с планом урока (слайд №3):
Затем демонстрируется видео фрагмент о кануне Великой Отечественной войны. Преподаватель сопровождает видео показ краткими комментариями. | Студенты с помощью наводящих вопросов преподавателя включаются в активное обсуждение проблем, при этом используют Приложение №2. По мере готовности ответов излагают свои точки зрения. Студенты записывают в тетрадь план урока. Студенты смотрят фрагменты, слушают комментарии и фиксируют в тетради новые понятия. |
4. этап закрепления новых знаний и рефлексия 5 этап. Подведение итогов урока. | Индивидуальная работа. Работа в парах. Фронтальная работа. Групповая работа Фронтальная и групповая работа Фронтальная работа | Преподаватель предлагает выяснить причины военной катастрофы начала Великой Отечественной войны. У вас на столах лежит пакет с документами, который позволит нам выяснить эти причины (Приложение №2, слайд №14). Существует мнение, что кроме названных вами причин, катализатором катастрофы начала войны стала паника и психологическая неготовность советского народа защищать свою страну. Во многих фильмах и книгах про Великую Отечественную войну есть значительный перекос в пользу негативных элементов: паника, огромные колонны пленных, стремительное продвижение противника, дезертиры, расстрелы паникёров т. д. Но помимо этого существовали и люди, которые подделывали даты рождения, чтобы уйти на фронт. В первые 8 дней войны призвали более 5 млн человек. Многие не дожидались повесток. Подумайте, какие чувства испытывали добровольцы? Что двигало ими? Демонстрируется документальный видео фрагмент военных событий первых дней войны. С какими проблемами столкнулись немецкие войска? – спрашивает преподаватель. Что такое план «Барбаросса» и план «Ост»? ( Слайд №8, №9). Вопреки множеству ошибок и просчетов начало войны не следует считать полностью провальным, а отступление Красной Армии паническим бегством. С первых дней войны руководство страны пытается взять под контроль армию и мобилизацию всех сил и ресурсов для отпора врагу. Прежде всего это организация Ставки ГК, ВГК и ГКО (слайды №5 и №6). Назовите фамилии и занимаемые должности лиц членов Ставки ГК на слайде №5. Врагу дорого обходилась каждая пядь нашей земли, например, об этом свидетельствуют героическая оборона Брестской крепости (слайд №11), оборона Минска, Киева, Одессы, Севастополя, Смоленска и др. Почему уже Смоленское сражение стало предвестником краха «молниеносной войны»? (Слайды №12 и №13). Преподаватель обращает внимание студентов на новые понятия, новые факты, которые получили в ходе урока. Для повторения и закрепления материала урока предлагает несколько объемных вопросов, которые являются сквозными для данного занятия. Эти вопросы позволяют не только повторить материал, но и глубже раскрывают тему.
Преподаватель, подводя итоги, отмечает насколько был успешным весь урок и каждый из его этапов. Отмечает лучшие и наиболее интересные ответы студентов, оценивая их на «пять». Обещает, что оценки получат все, после проверки теста. В заключение дается домашнее задание (слайд №15). Преподаватель предлагает дома самостоятельно разобраться с теми фрагментами материалов урока, которые вызвали затруднения. | Студенты читают документы, анализируют и формулируют ответ на поставленные вопросы. Называются причины с опорой на источники. Предполагаемые ответы студентов: Советские войска были атакованы внезапно. Войска, переброшенные к границе, не были развернуты для боевых действий. Многие части не были доукомплектованы до штатов военного времени. Не на должном уровне находились транспортные средства и связь. Сказался урон, понесенный в первые дни войны. На службу Германии была поставлена вся экономика Европы. У немцев было превосходство в людях, технике, владение инициативой. Студенты отвечают, аргументируют свою точку зрения, опираясь на самостоятельно добытые исторические факты по данным вопросам. Студенты, обсуждая портреты на слайде №5, узнают изображенных лиц и делают записи в тетрадях. Фиксируют факты в тетради и готовят ответ на поставленный вопрос. Студенты называют их и раскрывают значение. Студенты, используя все материалы урока и обсуждая их, готовят ответы. Студенты дают самооценки своей работе, высказываются о наиболее понравившихся эпизодах урока, а также, что вызвало затруднения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка, технологическая карта, фотографии открытого урока истории по теме: "Пореформенная Россия".
Методическая разработка урока по теме: «Пореформенная Россия» включает в себя три составляющие.Во-первых, это разработка занятия, проводимого с использованием интерактивных методов обучения и информац...
Методическая разработка Технологическая карта уроков: «Опиливание», «Разметка плоскостная», «Сверление»
Методическая разработка предназначена для обучающихся по профессии "Слесарь". Цели урока: обучения: систематизация приемов, навыков обращения с инструментами;развития: уметь анализировать, ф...
Разработка технологической карты урока истории
Разработка технологической карты урока истории...
Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»
В условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...
Методическая разработка. Технологическая карта урока. Красочные кубы. Арт объекты и искусство бумажной пластики.
Технологическая карта урока "Красочные кубы. Арт объекты и искусство бумажной пластики" 3 класс ИЗО...
Методическая разработка. Технологическая карта урока. Мамин платок
Технологическая карта урока "Мамин платок" 3 класс ИЗО...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА Тема «Техника выполнения пиления древесины»Дисциплина «Технология выполнения простейших столярных работ»Для обучающимися с н...