Методическая разработка. Технологическая карта урока. Мамин платок
методическая разработка

Михайловская Мария Михайловна

Технологическая карта урока "Мамин платок" 3 класс ИЗО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Михайловская М.М.

ГБОУ школа №118 Выборгского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока

Предмет:

Изобразительное искусство. Внеурочная деятельность

Класс:

3 класс

Тема урока:

Мамин платок

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Цель:

Создание условий для формирования представления о павлопосадском платке и закреплению знаний на практике. Создание эскиза платка для мамы.

Задачи:

Образовательные:

-закреплять и расширять знания, полученные на уроках изобразительного искусства;

-формирование знаний о павлопосадском платке;

-узнавать и понимать основные принципы русского народного промысла - павлопосадского платка;

-познакомить с одним из видов декоративно-прикладного искусства - набойка;

-закрепить ранее пройденные знания по основам цветоведения, контрастные цвета;

-пополнить словарь учащихся новыми терминами.

Воспитательные:

-воспитывать в детях любовь к своей родине, к искусству;

-воспитывать эстетический вкус;

-воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду;

-воспитывать знание культуры своего народа, его традиций;

-реализовать его как личность;

-развивать внимание, наблюдательность и творческое воображение;

-вовлечь в активную практическую деятельность.

Развивающие:

-вызвать интерес к работе;

-развитие фантазии и образного мышления;

-развивать индивидуальные творческие способности учащегося;

-развитие пространственного воображения;

-развивать чувство композиции, формата работы, цветоощущения;

-развивать нестандартное мышление, внимание;

-формировать творческие способности;

-развивать умение детей взаимодействовать со сверстниками и доброжелательно относиться друг к другу.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

-развитие эстетических потребностей, чувства цветовой гармонии;

-умения продумывать свои действия в соответствии с поставленными задачами и в соответствии с немеченым планом вести работу;

-умение добиваться намеченной цели;

-развитие умения руководствоваться в практической деятельности комплексом теоретических знаний;

-развитие памяти и внимания, сосредоточенности на выполнение учебной работы, аккуратности и прилежания;

-развитие творческого, осмысленного подхода к выполнению работы;

-развитие умения рассуждать, используя свой жизненный опыт и ранее полученные знания, выходить самостоятельно на новый уровень знаний;

-развитие умения сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Метапредметные:

-освоение метода анализа художественных произведений, учебных работ одноклассников, самоанализа;

-умение сравнивать работы, искать причинно-следственные связи в случае успеха-неуспеха, делать выводы, искать пути исправления ошибок;

-формирование умения представлять окончательный вариант работы, варианты решения поставленной задачи;

-умение добиваться намеченного результата в практической работе;

-развитие умения осознанного применения теории на практике;

-умение воспользоваться ранее полученными знаниями и на их основе выйти на новое понимание предмета.

Предметные:

-знакомство с понятиями “контрастные цвета”.

-формирование знаний о гармоничных сочетаниях и умений их использовать в практической работе;

-формирование навыка выделения главного в работе тоновым контрастом и цветом;

-наличие творческого подхода к выполнению работы;

-умение выполнять работу осмысленно;

-знакомство с творчеством художников – Клара Зиновьева, Елена Немешаева, Анна Толстикова;

-знакомство с техникой набойка, русским народным промыслом - павлопосадский платок.

Основные понятия и термины:

Павлопосадские платки, «контрастные цвета», «композиция», «набойка».

Оборудование:

Доска меловая, компьютер, краски (гуашь/акварель), раздаточный материал – заготовки из бумаги (шаблоны), магниты

Материалы:

Гуашь, акварель, простой карандаш, ластик.

Наглядно-демонстрационный материал:

Примеры готовых работ, выполненных педагогом, презентация

Образовательные ресурсы:

Изобразительное искусство. 3 класс. Горяева Н.А., Неменская Л.А. Школа России, 2020.

Ломов С. П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Методическое пособие 5 кл. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС. – М.: Дрофа, 2017.

Павловопосадские платки и шали в собрании Сергиево-Посадского ГИХМЗ. Н.В. Толстухина, Т.А. Полосинова.

М.: Союз Дизайн, 2015, 248 стр.

Павловские шали. Н. Г. Рудин М.: Легкая индустрия, 1979. 168 стр.

Плат узорный. А.Коновалов М.: Московский рабочий, 1981. С – 67.

Русские шали. Г.А. Макаровская М.: Советская Россия, 1986. С – 21.

Павловопосадские шали. Н.В. Толстухина, Т.А. Полосинова Альбом. (По заказу ОАО «Павлопосадская платочная мануфактура») М.: Интербук-бизнес, 2007. 248 стр.

Платочной радуги узор. Анатолий Баровский Авторы проекта Владимир Стулов и Вячеслав Долгов. М.: 2013. 400 стр.

Оренбургский пуховый платок. Секреты русского вязания. Полное практическое руководство, Логинова С.Л. Издательство: М.: Эксмо, 2021.

Два столетия павловопосадской шали. Н.В. Толстухина, Т.А. Полосинова

Каталог выставки. М., 2001

Народное искусство России в современной культуре. Некрасова М. А. М. Коллекция М, 2003.

Старинные узорные ткани России XVI – начала XX века (Из фондов Государственного Исторического музея). Е.В.Арсеньева. М.,1997

Школа изобразительного искусства. В десяти выпусках. Выпуск Х М.: Академия художеств СССР, 1963.

Методическое пособие к учебнику В. С. Кузина Изобразительное искусство / авт. сост. Н.В. Долгоаршинных, Т.Н. Горчакова, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина ; под редакцией С.П. Ломова. – М. : Дрофа, 2015. – 124 с.

Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха : коллекция успеха уроков / авт.-сост.  А.В. Пожарская и др.- Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2016. – 134 с.

http://kdshi.mo.muzkult.ru/media/2020/04/26/1255496082/2v_lekciya.pdf

https://www.culture.ru/materials/67215/russkaya-moda-pavlovoposadskii-platok

https://pavlovoposadskie-platki.ru/news/pavlovoposadskie-platki-istoriya/

https://krasota-ua.com/pavloposadskie-platki-skazka-iz-detstva

https://pavloposadskie-platki.ru/cat/s-shelkovoy-vyazanoy-bahromoy/

Этапы занятия

  1. Организационный этап – 2 минут
  2. Повторение – повторение ранее пройденного материала и подводка к новому знанию – 3 минут
  3. Изучение и представление нового материала – 10 минут
  4. Практическая работа – 15 минуты
  5. Завершающий этап – самоанализ работ учащимися – 2 минут
  6. Подведение итогов – 1 минута
  7. Уборка рабочего места – 2 минуты

Этап урока

Виды работы, формы, приемы, методы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Словесное приветствие.

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

 

- Прозвенел уже звонок.

Начинаем урок. Добрый день!

- Вы готовы к уроку?

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

2.Этап

актуализации и пробного учебного действия.

Изучение нового материала

Слайд 3

В старину на Руси самым желанным подарком был платок. Его дарили женщинам в знак добрых чувств, внимания и любви.

Слайд 4

Посмотрите на платки. Что мы можем сказать о них? Какой они формы? Что на них изображено?

Слайд 5

Искусство украшения платка в России развито с древних времен. В рисунках, украшающих платки, особенно развиты цветочные мотивы. Знаменитые шерстяные и полушерстяные шали из г. Павловский Посад украшены орнаментами из пышных садов цветов, чаще всего роз.

Слайд 6

Узорную ткань получают способом набойки при помощи специальных печатных досок, которые переносят краску на полотно. Формы для оттиска узора называют «манеры» или «цветки». Для каждой краски делают печатную форму. Сначала набивают на ткань контурную и более светлые краски, а затем- более тёмные. Два набойщика одновременно набивают две краски на платок. После набивки двух красок изделие просушивают и так последовательно набивают все цвета, постепенно заполняя весь квадрат рисунка.

Слайд 7

В павлопосадском платке узоры могут сочетать садовые цветы, ягоды, листья рябины и земляники.

Изучение материала.

Личностные:

проявлять старательность.

Метапредметные:

Слушать педагога и отвечать на поставленный вопрос

Проведение анализа художественного произведения

Предметные:

Знать понятие набойка

Знакомство с творчеством художников – Клара Зиновьева, Елена Немешаева, Анна Толстикова

Позитивный настрой на начало работы

Учащиеся анализируют художественные работы по установленному критерию.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Формулировка темы и цели урока (фронтально)

Слайд 8

Посмотрите на платки и скажите, как заполнено узорами поле платка.

Слайд 9

Композиция чаще всего строится по принципу акцентов на углы: по кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками.

Как строится композиция в платках. (ответ на вопрос)

Узнать, какие сочетания цветов будут хорошо сочетаться между собой  (ответ на вопрос)

Личностные:

Развитие умения рассуждать, используя свой жизненный опыт Метапредметные:

Анализировать изображение в соответствии с поставленной задачей

Предметные:

Знать понятия цвета

Личностные:

Развитие памяти и внимания, сосредоточенности на выполнение учебной работы Метапредметные:

Умение четко формулировать свои мысли

Предметные:

Постановка темы и цели урока

Формулировка темы урока

Формулировка цели урока

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

Формулирование плана урока (фронтально)

Что именно мы должны с вами узнать, что понять?

Да, я думаю это самый лучший вариант.  

Слайд 10

Иногда композиция состоит из цветочных гирлянд, замкнутых в окружности, масштабно увеличивающихся к центру.

Слайд 11

Часто кайма украшена плотным узором, состоящим из садовых цветов. Бывает свободная роспись, т.е. цветы или букетики заполняют всё поле.

Слайд 12

Украшение каймы

Научиться применять полученные знания о цвете в практической работе (учащиеся выстраивают план урока)

Личностные:

Развитие памяти и внимания.

Метапредметные:

Умение четко формулировать свои мысли

Предметные:

Составление плана на урок

Сформулирован учащимися план на урок

5.Этап реализации построенного проекта.

Изучение наглядного материала;

Анализ картин

Слайд 13

Схема расположения узора на платке

Слайд 14

Художники:
Клара Зиновьева,
Елена Немешаева,
Анна Толстикова

Слайд 15

Хорошо сочетаются между собой контрастные цвета или дополнительные (желтый фиолетовый, оранжевый синий, красный зеленый)

Учащиеся внимательно рассматривают слайд

Учащиеся внимательно изучают слайд.

Учащиеся высказывают свое мнение исходя из впечатлений. Учащиеся высказывают свои предположения.

Личностные:

Развитие эстетических потребностей, чувства цветовой гармонии;

Развитие памяти и внимания, сосредоточенности на выполнение учебной работы, аккуратности и прилежания;

Развитие умения рассуждать, используя свой жизненный опыт и ранее полученные знания, выходить самостоятельно на новый уровень знаний;

Метапредметные:

Освоение метода анализа художественных произведений.

Умение воспользоваться ранее полученными знаниями и на их основе выйти на новое понимание предмета.

Предметные:

Знакомство с понятиями “контрастные цвета”,

творчеством художников –

Клара Зиновьева,

Елена Немешаева,

Анна Толстикова

Развитие внимательности учащихся, умение формулировать свои мысли и делать логические выводы.

Умение изучать схемы, получать информацию из них и использовать в построении выводов

Умение анализировать работы художников и используя новые знания отвечать на вопросы, проводить сравнительный анализ.

Умение учащихся выражать свои чувства в форме логично-построенной речи

Проведение мыслительного анализа и выдвижение предположений на основе своих выводов.

Подведение основных выводов

6.Этап самостоятельной работы

Начало самостоятельной практической работы учащихся.

Самостоятельная практическая работа учащихся.

Текущий контроль практической работы

Слайд 16

 Сделать свой эскиз плаката для мамы

Проходя по рядам, педагог проверяет ход выполнения работы и дает дополнительную консультацию.

Когда учащихся заканчивает работу, он встает и крепит ее на доску с помощью магнита.

Учащиеся внимательно слушают задание на урок, получают раздаточный материал.

Учащиеся выполняют практическую работу

.

Личностные:

Умение добиваться намеченной цели;

Умение руководствоваться в практической деятельности комплексом теоретических знаний;

Развитие творческого, подхода к выполнению работы.

Метапредметные:

Умение добиваться намеченного результата в практической работе;

Развитие умения осознанного применения теории на практике;

Формирование умения представлять окончательный вариант работы;

Предметные:

Формирование навыка создания новых оттенков путем смешивания цветов;

Наличие творческого подхода к выполнению работы;

Умение выполнять работу осмысленно;

Восприятие информации и постановки учебной задачи с четким ее выполнением.

Выполнение практической работы на основе поставленной задачи учителем

7. Рефлексия учебной деятельности.

Метод самоконтроля, метод сравнения

За 5 минут до окончания урока крепятся последние работы, и все видят законченную композицию на доске.

Что вам запомнилось, понравилось?

Как вы оцениваете свои работы? Довольны ли результатом?

Мы с вами успешно выполнили задание и вышла замечательные картины.

Учащиеся отвечают о том, что понравилось, что нет, как они выполнили работу, нравится ли им итог, довольны ли они результатом.

Личностные:

Развитие эстетических потребностей, чувства цветовой гармонии;

Развитие умения сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Метапредметные:

Освоение метода анализа учебных работ одноклассников, самоанализа;

Умение сравнивать работы, искать причинно-следственные связи в случае успеха-неуспеха, делать выводы;

Предметные:

Наличие творческого подхода к выполнению работы;

Проведение зрительного анализа выполненной работы с образцом педагога и работами других учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка, технологическая карта, фотографии открытого урока истории по теме: "Пореформенная Россия".

Методическая разработка урока по теме: «Пореформенная Россия» включает в себя три составляющие.Во-первых, это разработка занятия, проводимого с использованием интерактивных методов обучения и информац...

Методическая разработка Технологическая карта уроков: «Опиливание», «Разметка плоскостная», «Сверление»

Методическая разработка предназначена для обучающихся по профессии "Слесарь". Цели урока: обучения: систематизация приемов, навыков обращения с инструментами;развития: уметь анализировать, ф...

Методическая разработка технологической карты урока по истории России

Технологическая карта урока истории России по теме Начало Великой Отечественной войны...

Технологическая карта урока " Мамин платок". Неменский, ФГОС, 3 класс

Технологическая карта урока " Мамин платок". Неменский, ФГОС, 3 класс....

Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»

В  условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...

Методическая разработка. Технологическая карта урока. Красочные кубы. Арт объекты и искусство бумажной пластики.

Технологическая карта урока "Красочные кубы. Арт объекты и искусство бумажной пластики" 3 класс ИЗО...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА Тема «Техника выполнения пиления древесины»Дисциплина «Технология выполнения простейших столярных работ»Для обучающимися с н...