методическая разработка "Алкоголь и его последствия"
методическая разработка на тему

Формирование отрицательного отношения к алкоголю - одна из задач воспитательной работы образовательного учреждения, проведение профилактических классных часов является неотъемлемой частью работы социального педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_alkgol.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Алкоголь и его последствия»

Цель:  Познакомить с основными видами алкогольных напитков, проследить последствия употребления алкоголя.

Задачи:

1.Образовательная:

А)дать представление о составе алкоголя, особенностях влияния на подростковый организм.

Б)показать актуальность проблемы ранней алкоголизации в нашей стране

2.Развивающая: развитие умения выступать на аудиторию

3.Воспитательная:

А)формирование нравственных качеств личности;

Б)формирование патриотических чувств

Форма проведения – групповое занятие.

Продолжительностьзанятия составляет 45 минут.

Методы работы на занятии: словесные (беседа, групповая дискуссия, обсуждение); наглядные (демонстрация видео роликов: «Так мрут русские», « Алкоголь и преступления. Тест на совместимость», компьютерной презентации «Влияние алкоголя на организм человека», «Отношение студентов  техникума к алкоголю»);

Участники: студенты групп 1,2 курса техникума

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые студенты и кл.руководители. Сегодня мы с вами начинаем цикл профилактических мероприятий, тема нашей встречи с вами сегодня «Алкоголь и его последствия»

  1. Ход мероприятия:

Ведущий: Первые упоминания об алкоголе

История алкоголя достигает до 8000 лет до нашей эры, во время когда появилась керамическая посуда, которая поспособствовала изготовлению алкогольных напитков из ягод, меда и винограда. В древности алкоголь называли похитителем рассудка. Миклухо-Маклай - известный путешественник рассказывает о папуасах Новой Гвинеи, которым уже были известны тайны приготовления хмельных напитков, но они еще не знали об огне. Слово “алкоголь” впервые прозвучал в 6-7 веках от арабов и означал "одурманивающий". Рагез - араб изготовивший первую бутылку водки, произошло это в 860 году. В это время начали перегонять вино и тем самым получать спирт, что увеличило пьянство. Известно, что поэтому поводу основоположник ислама - Мухаммед ввел запрет употребления спиртных напитков, который впоследствии вошел в Коран. Однако и при запрете, в странах Азии процветал культ вина и даже прославлялся в стихах.

Алкоголь на Руси

На Руси пьянство распространялось с мыслью о том, что оно является давней традицией русского народа - это была политика господствующих классов, которая ссылалась на летопись в которой было написано "Веселье на Руси - есть питие". Однако заслуженный российский историк и знаток обычаев своего народа Костомаров (1817-1885) доказал, что в древности на Руси пили только на избранные праздники по несколько глотков пива или медовухи, прочностью 5-10 градусов, а в будни вообще не употребляли, потому что это считалось большим грехом и позором. С 16 века начали импортировать в больших количествах вино и водку. При Иване IV начали основывать "Царев шинки", которые приносили большие деньги в казну. Но и еще тогда пытались ограничить пьянство, но из-за уменьшения доходов в казну пьянство поддерживали. С 1894 года продажа водки стала царской монополией.

Алкоголь в СССР

В странах бывшего СССР алкоголь употреблялся большими дозами и в короткий период, чаще всего в день. В частности в Украине и России проявляется неблагоприятный тип пьянства - "северный". Из истории алкоголизма на Руси можно сделать такой вывод, что пьянствует мы, что раз то больше. Например в 1913 году продавалось 3,4 литра спирта на человека в год, а в 1927 цифра выросла до 3,7. 14 июня 1985 года была объявлена война алкоголизму, вследствие этого бюджет потерял около 50 миллиардов рублей, стали употреблять самогон в два раза больше. Но в 1987 году продолжительность жизни среднестатистического гражданина выросла, через уменьшения смертности от несчастных случаев и отравлений.

Алкоголь в наше время

В 1992 году после распада союза, во время когда в странах творился беспорядок алкоголизм стал возвращаться, по статистике каждая 10 бутылка водки была фальсификатом. А уже через год - каждая четвертая! На сегодняшний день алкоголь в мире это огромная проблема, ведь он добрался к нашей молодежи. Качество алкогольных напитков постоянно падает, появляется все больше и больше фальсификата

Сейчас вашему вниманию будет представлен видео ролик «Так мрут русские».

Ведущий:Это война страшней, чем Великая Отечественная. Тогда мы вышли с потерями, но закаленные. Здесь – с отравленной и сломленной волей.

Перед ней с вами встречей было проведено анонимное анкетирование «Отношение студентов техникума к алкоголю», давайте посмотрим, результаты.( идёт показ и комментируется презентация «Отношение студентов техникума к алкоголю»).

Результаты являются пугающими, особенно настораживает возраст первых проб алкоголя.

Ведущий:У алкоголя есть только отрицательные последствия, положительных не совсем!  Итак, что же можно сказать о влияние алкоголя на системы органов.(просмотр презентации «Влияние алкоголя на организм человека»)

1. На нервную систему

В результате систематического употребления алкоголя:

- развивается комплекс болезненного пристрастия к нему;

- потеря чувства меры и контроля над потребляемым количеством;

- нарушение деятельности центральной нервной системы. Это приводит к психозам;

- нарушается обмен витаминов, особенно группы В1, что приводит к поражению периферической нервной системы;

- при хроническом алкоголизме дрожат пальцы рук, веки, кончик языка, человек лишается возможности выполнять привычную работу;

- снижается зрение, ослабляется слух и обоняние, наблюдается потеря памяти.

Алкоголь начинает всасываться уже в ротовой полости и в желудке, попадает в кровь через две минуты после употребления и разносится по всему организму. Наиболее чувствительны к алкоголю нервные клетки: ухудшается условно-рефлекторная деятельность центральной нервной системы, нарушается согласованность в процессе возбуждения и торможения.

При действии этанола на лобные доли головного мозга человек перестанет подавлять эмоциональные реакции, утрачивает сдержанность и стыдливость. Стадия алкогольного опьянения зависит от концентрации этанола в крови. Чем она выше, тем больше парализуется действие высших отделов мозга, позволяющее им регулировать низшие отделы. При концентрации этанола в 0,04% угнетается деятельность коры головного мозга, утрачивается разумность суждений. При концентрации в 0,1% нарушается координация движения, перестают регулироваться эмоциональные реакции, возникает беспричинная радость или (у 15% людей) уныние. При концентрации в 0,2% возбуждаются глубокие структуры, пробуждаются низменные инстинкты, появляется ярость. При концентрации в 0,3% человек остается в сознании, но очень плохо понимает, что происходит вокруг него. При повышении концентрации до 0,4% происходит потеря сознания с опорожнением мочевого пузыря, а до 0,6% - наступает смерть.

2. Пищеварительную.

Алкоголь возбуждает пищеварительные железы, увеличивает сокоотделение. При частом употреблении алкоголя (особенно в присутствии никотина) нарушается регуляция деятельности этих желез, так как они не могут адекватно ответить на регулярные воздействия нервной и гуморальной систем. Пропадает аппетит, затрудняется пищеварение, пища не усваивается.

Это приводит к гастриту (воспалению слизистой желудка, которая вдобавок травмируется обжигающим этанолом), а потом – к язве желудка. Так как все ядовитые вещества обезвреживаются в печени, то под действием этанола печень разрушается и возникает мучительное неизлечимое заболевание – цирроз печени.

3. Сердечно-сосудистую.

Алкоголь и уксусный альдегид (продукт его обмена) поражают мембраны мышечных клеток сердца, отрицательно влияют на мембраны клеток эпителия сосудов сердца и внутренних органов. В результате ухудшается снабжение тканей сердца и других органов кислородом, ухудшается их функция. Со временем эти ткани заменяются на менее прихотливую соединительную ткань. Спиртное, особенно у молодых людей, нарушает регуляцию тонуса сосудов, сердечного ритма, обмена в тканях сердца и мозга. Это может привести к остановке сердца, отеку мозга и смертельному исходу.

Ведущий: Стадии злоупотребления алкоголем:

 1. Бытовое пьянство:

Регулярный ежедневный прием небольших доз спиртных напитков (например, 1  бутылка пива в рабочие дни и более двух бутылок пива по выходным).

Эпизодический прием больших доз алкоголя (например, по праздникам).

Регулярный прием больших доз спиртных напитков.

2. Алкоголизм:

Тяга к спиртному.

Утрата количественного контроля выпитого алкоголя.

Утрата защитного рефлекса.

Похмельный синдром (желание выпить, так как организм не может нормально функционировать без алкоголя).

Толерантность (устойчивость) к алкоголю.

Провалы памяти.

Систематический характер потребления алкоголя.

Ведущий: Последствия алкоголя могут быть не только физиологическим, но и социальными. Наверняка, вы все хотя бы один раз слышали истории, рассказанные вашими знакомыми о  том, что человек в состоянии алкогольного опьянения совершил преступления. Давайте сейчас посмотрим несколько историй людей, в жизнь которых алкоголь внёс БОЛЬШИЕ коррективы.(идёт просмотр видео фильма «Алкоголь и преступления.Тест на совместимость», просматриваются только «истории из жизни»).

      Каждый из нас выбирает свой жизненный путь сам. Каким он будет зависит в первую очередь, от вас. Надеюсь, что информация, представленная сегодня, поможет многим из вас не допустить ненужных ошибок.

В заключении нашей встречи, я прочитаю стихотворениеВладимира Лебедева "Гараж, основанное на реальных фактов "

Слышь, Федя, где рюкзак колхозный?

Возьмём картошки в гараже.

Пойдём, сынок, пока не поздно,

А то девятый час уже.

Декабрь, опять аврал у мамы,

Две смены: с ночи до утра.

Поужинаем нынче сами,

Да не копайся ты, пора.

Он долго рассуждал дорогой,

О том, что кормится семья

Ни магазином, слава Богу.

А что картошка есть своя.

Придя в гараж, отец машину

Погладил ласково рукой.

Подумал, повернулся к сыну,

И говорит ему:

– Постой, я кое-что придумал, Федя.

Ты здесь побудь пока внутри.

Я прогуляюсь до соседей,

А ты картошки набери.

Поговорю насчёт резины,

Дверь я запру. И он пошёл

К соседу мимо магазина,

Чтоб было с чем присесть за стол.

Проснулся дома на рассвете…

В прихожей свет, разбит трельяж…

Всё тихо, сына дома нету,

И вдруг, как обухом, – ГАРАЖ!

Не помня как, полуодетый,

Добрался он до гаража.

Хрипя, как зверь: сыночек, где ты?

Стуча зубами и дрожа,

От ужаса землисто-серый,

Ключом нащупал щель замка.

Не чуя как к железной двери

Пристыла голая рука.

Рванул, пронзителен и тонок

Замёрзших петель ржавый стон…

И в ледяных слезах ребёнок

Упал со стуком на бетон…

Скрипя, покачивалось тело

В петле ременной на гвозде.

А в пищеторг письмо летело:

План снова выполнен везде.

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ! (на выходе волонтёры раздают печатный материал «Обвинительный приговор разума пьянству»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного материала по биологии. Пресс- конференция по теме: "Наркомания-истоки, сущность , последствия"

Актуальность выбранной темы:Проблема наркомании среди молодежи для российского общества является сегодня наиболее острой и представляет собой глобальную угрозу. Статистические данные подтверждают, что...

Методическая разработка открытого урока по теме: "Инфляция, виды, причины, последствия"

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Основы экономической теории", а так же презентация к уроку....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Экстремизм, его источники и последствия»

Сегодня молодые люди стремятся стать настоящими патриотами своей страны и помочь развитию и процветанию нашей Родины. Однако многие неверно понимают значение слова «патриотизм» и порой сов...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "СПАЙС последствия употребления..."

Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа  «СПАЙС последствия употребления…» среди студентов СПО. Классный час проводится для формирования у об...