методическая разработка "Алкоголь и его последствия"
методическая разработка на тему
Формирование отрицательного отношения к алкоголю - одна из задач воспитательной работы образовательного учреждения, проведение профилактических классных часов является неотъемлемой частью работы социального педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_alkgol.docx | 28.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Алкоголь и его последствия»
Цель: Познакомить с основными видами алкогольных напитков, проследить последствия употребления алкоголя.
Задачи:
1.Образовательная:
А)дать представление о составе алкоголя, особенностях влияния на подростковый организм.
Б)показать актуальность проблемы ранней алкоголизации в нашей стране
2.Развивающая: развитие умения выступать на аудиторию
3.Воспитательная:
А)формирование нравственных качеств личности;
Б)формирование патриотических чувств
Форма проведения – групповое занятие.
Продолжительностьзанятия составляет 45 минут.
Методы работы на занятии: словесные (беседа, групповая дискуссия, обсуждение); наглядные (демонстрация видео роликов: «Так мрут русские», « Алкоголь и преступления. Тест на совместимость», компьютерной презентации «Влияние алкоголя на организм человека», «Отношение студентов техникума к алкоголю»);
Участники: студенты групп 1,2 курса техникума
- Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые студенты и кл.руководители. Сегодня мы с вами начинаем цикл профилактических мероприятий, тема нашей встречи с вами сегодня «Алкоголь и его последствия»
- Ход мероприятия:
Ведущий: Первые упоминания об алкоголе
История алкоголя достигает до 8000 лет до нашей эры, во время когда появилась керамическая посуда, которая поспособствовала изготовлению алкогольных напитков из ягод, меда и винограда. В древности алкоголь называли похитителем рассудка. Миклухо-Маклай - известный путешественник рассказывает о папуасах Новой Гвинеи, которым уже были известны тайны приготовления хмельных напитков, но они еще не знали об огне. Слово “алкоголь” впервые прозвучал в 6-7 веках от арабов и означал "одурманивающий". Рагез - араб изготовивший первую бутылку водки, произошло это в 860 году. В это время начали перегонять вино и тем самым получать спирт, что увеличило пьянство. Известно, что поэтому поводу основоположник ислама - Мухаммед ввел запрет употребления спиртных напитков, который впоследствии вошел в Коран. Однако и при запрете, в странах Азии процветал культ вина и даже прославлялся в стихах.
Алкоголь на Руси
На Руси пьянство распространялось с мыслью о том, что оно является давней традицией русского народа - это была политика господствующих классов, которая ссылалась на летопись в которой было написано "Веселье на Руси - есть питие". Однако заслуженный российский историк и знаток обычаев своего народа Костомаров (1817-1885) доказал, что в древности на Руси пили только на избранные праздники по несколько глотков пива или медовухи, прочностью 5-10 градусов, а в будни вообще не употребляли, потому что это считалось большим грехом и позором. С 16 века начали импортировать в больших количествах вино и водку. При Иване IV начали основывать "Царев шинки", которые приносили большие деньги в казну. Но и еще тогда пытались ограничить пьянство, но из-за уменьшения доходов в казну пьянство поддерживали. С 1894 года продажа водки стала царской монополией.
Алкоголь в СССР
В странах бывшего СССР алкоголь употреблялся большими дозами и в короткий период, чаще всего в день. В частности в Украине и России проявляется неблагоприятный тип пьянства - "северный". Из истории алкоголизма на Руси можно сделать такой вывод, что пьянствует мы, что раз то больше. Например в 1913 году продавалось 3,4 литра спирта на человека в год, а в 1927 цифра выросла до 3,7. 14 июня 1985 года была объявлена война алкоголизму, вследствие этого бюджет потерял около 50 миллиардов рублей, стали употреблять самогон в два раза больше. Но в 1987 году продолжительность жизни среднестатистического гражданина выросла, через уменьшения смертности от несчастных случаев и отравлений.
Алкоголь в наше время
В 1992 году после распада союза, во время когда в странах творился беспорядок алкоголизм стал возвращаться, по статистике каждая 10 бутылка водки была фальсификатом. А уже через год - каждая четвертая! На сегодняшний день алкоголь в мире это огромная проблема, ведь он добрался к нашей молодежи. Качество алкогольных напитков постоянно падает, появляется все больше и больше фальсификата
Сейчас вашему вниманию будет представлен видео ролик «Так мрут русские».
Ведущий:Это война страшней, чем Великая Отечественная. Тогда мы вышли с потерями, но закаленные. Здесь – с отравленной и сломленной волей.
Перед ней с вами встречей было проведено анонимное анкетирование «Отношение студентов техникума к алкоголю», давайте посмотрим, результаты.( идёт показ и комментируется презентация «Отношение студентов техникума к алкоголю»).
Результаты являются пугающими, особенно настораживает возраст первых проб алкоголя.
Ведущий:У алкоголя есть только отрицательные последствия, положительных не совсем! Итак, что же можно сказать о влияние алкоголя на системы органов.(просмотр презентации «Влияние алкоголя на организм человека»)
1. На нервную систему
В результате систематического употребления алкоголя:
- развивается комплекс болезненного пристрастия к нему;
- потеря чувства меры и контроля над потребляемым количеством;
- нарушение деятельности центральной нервной системы. Это приводит к психозам;
- нарушается обмен витаминов, особенно группы В1, что приводит к поражению периферической нервной системы;
- при хроническом алкоголизме дрожат пальцы рук, веки, кончик языка, человек лишается возможности выполнять привычную работу;
- снижается зрение, ослабляется слух и обоняние, наблюдается потеря памяти.
Алкоголь начинает всасываться уже в ротовой полости и в желудке, попадает в кровь через две минуты после употребления и разносится по всему организму. Наиболее чувствительны к алкоголю нервные клетки: ухудшается условно-рефлекторная деятельность центральной нервной системы, нарушается согласованность в процессе возбуждения и торможения.
При действии этанола на лобные доли головного мозга человек перестанет подавлять эмоциональные реакции, утрачивает сдержанность и стыдливость. Стадия алкогольного опьянения зависит от концентрации этанола в крови. Чем она выше, тем больше парализуется действие высших отделов мозга, позволяющее им регулировать низшие отделы. При концентрации этанола в 0,04% угнетается деятельность коры головного мозга, утрачивается разумность суждений. При концентрации в 0,1% нарушается координация движения, перестают регулироваться эмоциональные реакции, возникает беспричинная радость или (у 15% людей) уныние. При концентрации в 0,2% возбуждаются глубокие структуры, пробуждаются низменные инстинкты, появляется ярость. При концентрации в 0,3% человек остается в сознании, но очень плохо понимает, что происходит вокруг него. При повышении концентрации до 0,4% происходит потеря сознания с опорожнением мочевого пузыря, а до 0,6% - наступает смерть.
2. Пищеварительную.
Алкоголь возбуждает пищеварительные железы, увеличивает сокоотделение. При частом употреблении алкоголя (особенно в присутствии никотина) нарушается регуляция деятельности этих желез, так как они не могут адекватно ответить на регулярные воздействия нервной и гуморальной систем. Пропадает аппетит, затрудняется пищеварение, пища не усваивается.
Это приводит к гастриту (воспалению слизистой желудка, которая вдобавок травмируется обжигающим этанолом), а потом – к язве желудка. Так как все ядовитые вещества обезвреживаются в печени, то под действием этанола печень разрушается и возникает мучительное неизлечимое заболевание – цирроз печени.
3. Сердечно-сосудистую.
Алкоголь и уксусный альдегид (продукт его обмена) поражают мембраны мышечных клеток сердца, отрицательно влияют на мембраны клеток эпителия сосудов сердца и внутренних органов. В результате ухудшается снабжение тканей сердца и других органов кислородом, ухудшается их функция. Со временем эти ткани заменяются на менее прихотливую соединительную ткань. Спиртное, особенно у молодых людей, нарушает регуляцию тонуса сосудов, сердечного ритма, обмена в тканях сердца и мозга. Это может привести к остановке сердца, отеку мозга и смертельному исходу.
Ведущий: Стадии злоупотребления алкоголем:
1. Бытовое пьянство:
Регулярный ежедневный прием небольших доз спиртных напитков (например, 1 бутылка пива в рабочие дни и более двух бутылок пива по выходным).
Эпизодический прием больших доз алкоголя (например, по праздникам).
Регулярный прием больших доз спиртных напитков.
2. Алкоголизм:
Тяга к спиртному.
Утрата количественного контроля выпитого алкоголя.
Утрата защитного рефлекса.
Похмельный синдром (желание выпить, так как организм не может нормально функционировать без алкоголя).
Толерантность (устойчивость) к алкоголю.
Провалы памяти.
Систематический характер потребления алкоголя.
Ведущий: Последствия алкоголя могут быть не только физиологическим, но и социальными. Наверняка, вы все хотя бы один раз слышали истории, рассказанные вашими знакомыми о том, что человек в состоянии алкогольного опьянения совершил преступления. Давайте сейчас посмотрим несколько историй людей, в жизнь которых алкоголь внёс БОЛЬШИЕ коррективы.(идёт просмотр видео фильма «Алкоголь и преступления.Тест на совместимость», просматриваются только «истории из жизни»).
Каждый из нас выбирает свой жизненный путь сам. Каким он будет зависит в первую очередь, от вас. Надеюсь, что информация, представленная сегодня, поможет многим из вас не допустить ненужных ошибок.
В заключении нашей встречи, я прочитаю стихотворениеВладимира Лебедева "Гараж, основанное на реальных фактов "
Слышь, Федя, где рюкзак колхозный?
Возьмём картошки в гараже.
Пойдём, сынок, пока не поздно,
А то девятый час уже.
Декабрь, опять аврал у мамы,
Две смены: с ночи до утра.
Поужинаем нынче сами,
Да не копайся ты, пора.
Он долго рассуждал дорогой,
О том, что кормится семья
Ни магазином, слава Богу.
А что картошка есть своя.
Придя в гараж, отец машину
Погладил ласково рукой.
Подумал, повернулся к сыну,
И говорит ему:
– Постой, я кое-что придумал, Федя.
Ты здесь побудь пока внутри.
Я прогуляюсь до соседей,
А ты картошки набери.
Поговорю насчёт резины,
Дверь я запру. И он пошёл
К соседу мимо магазина,
Чтоб было с чем присесть за стол.
Проснулся дома на рассвете…
В прихожей свет, разбит трельяж…
Всё тихо, сына дома нету,
И вдруг, как обухом, – ГАРАЖ!
Не помня как, полуодетый,
Добрался он до гаража.
Хрипя, как зверь: сыночек, где ты?
Стуча зубами и дрожа,
От ужаса землисто-серый,
Ключом нащупал щель замка.
Не чуя как к железной двери
Пристыла голая рука.
Рванул, пронзителен и тонок
Замёрзших петель ржавый стон…
И в ледяных слезах ребёнок
Упал со стуком на бетон…
Скрипя, покачивалось тело
В петле ременной на гвозде.
А в пищеторг письмо летело:
План снова выполнен везде.
БЕРЕГИТЕ СЕБЯ! (на выходе волонтёры раздают печатный материал «Обвинительный приговор разума пьянству»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия по обществознанию. Тема: "Безработица, виды, причины и последствия"
Методическая разработка урока по обществознанию....
Методическая разработка внеклассного материала по биологии. Пресс- конференция по теме: "Наркомания-истоки, сущность , последствия"
Актуальность выбранной темы:Проблема наркомании среди молодежи для российского общества является сегодня наиболее острой и представляет собой глобальную угрозу. Статистические данные подтверждают, что...
Методическая разработка открытого урока по теме: "Инфляция, виды, причины, последствия"
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Основы экономической теории", а так же презентация к уроку....
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Экстремизм, его источники и последствия»
Сегодня молодые люди стремятся стать настоящими патриотами своей страны и помочь развитию и процветанию нашей Родины. Однако многие неверно понимают значение слова «патриотизм» и порой сов...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "СПАЙС последствия употребления..."
Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа «СПАЙС последствия употребления…» среди студентов СПО. Классный час проводится для формирования у об...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Тема занятия: «Промышленный переворот, его причины и последствия».
Разработка занятия...
Методическая разработка комбинированного занятия по теме : "Монгольское завоевание и его последствия"
Для студентов 1-2 курсов СПО...