Методические рекомендации специалистам по социальной работе
материал на тему
Иетодические рекомендации специалистам по вопросам организации сопровождения и социальной адаптации выпускников Социально-реабилитационных Центров для несовершеннолетних.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vypuskniki.docx | 41.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор ГБУ СОН СО СРЦН
Тагилстроевского района
О.Б. Байдало
____________________________
Методические рекомендации специалистам по вопросам организации сопровождения и социальной адаптации выпускников Центра
(отделение социально-правовой помощи)
Составитель: О.В.Шоленкова
Актуальность.
Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. Низкий уровень
социальной компетентности, свойственный воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений.
Воспитанники государственных учреждений после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно профессиональных и социальных. Состояние воспитанников УГВ, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных
путей. Выпускники УГВ находятся чаще всего в состоянии психологического стресса. Объясняется это тем, что в учреждении позиция детей-сирот носила в значительной мере «объектный» характер, о них заботились, их обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения характер позиции этих же детей нормативно становится «субъектным». Они
сами должны обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности.
Иначе говоря, выпускникам УГВ фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство. В итоге перед выпускниками стоят две насущные задачи: как перейти на самостоятельное жизнеобеспечение и как выстроить границы
своего нового жизненного пространства.
Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются: проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития; затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и
трудоустройства; затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность; затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки; правовая некомпетентность; возврат в кризисные условия после выпуска.
Готовность воспитанников к самостоятельной жизни – основная цель деятельности специалистов УГВ. Судьбы выпускников во многом зависят от той помощи и поддержки, которую они могут получить после ухода из учреждения. Нельзя рассчитывать на то, что к моменту выпуска из учреждения воспитанники будут в полной мере подготовлены к самостоятельному решению взрослых проблем. Такого уровня готовности к взрослой жизни не удается достичь и в условиях семейного воспитания, но эта неподготовленность обычно компенсируется помощью родителей, которые берут на себя решение возникающих у детей проблем. Выпускники УГВ не могут рассчитывать на помощь родителей, а между тем им приходится решать весьма широкий круг достаточно сложных проблем. Как уже говорилось, это проблемы защиты прав, в частности жилищных и трудовых; это психологические проблемы, решение которых предполагает
умение разбираться в людях; способность не впадать в панику в трудных жизненных ситуациях; множество частных, но весьма существенных проблем функционального характера: оказание себе первой помощи, приготовление обеда, ремонт жилья, разрешение конфликтов с соседями,
рациональное использование средств на покупки и др. Поэтому возникла необходимость создания эффективной системы сопровождения выпускников на этапе их социальной адаптации.
Безусловно, полностью уберечь выпускников от проблем не удается, но по возможности максимально помочь им в социальной и трудовой адаптации, получении профессии и трудоустройстве, решении жилищных проблем, построении семейных отношений призваны данные рекомендации.
Все вышеизложенное определяет актуальность методических рекомендаций по социальной адаптации выпускников.
Цель:
- Содействие успешной социальной адаптации выпускников Центра.
Достижение поставленной цели обеспечивается через решение следующих задач:
- Оказывать социальную и психологическую помощь выпускникам на начальном этапе их самостоятельной жизни;
- Защищать права и интересы выпускников;
- Оказывать помощь в получении образования, специальности, последующем трудоустройстве.
- Содействовать повышению уровня социально-правовой грамотности выпускников.
Работа построена на следующих принципах:
· индивидуального подхода к судьбе каждого ребенка;
· комплексного решения проблем выпускника;
· переориентации иждивенческой психологии на стремление справиться с жизненными проблемами собственными силами;
· адекватной реакции на ситуацию, в которой находится выпускник;
· гарантии непрерывного и всестороннего сопровождения выпускника;
· ориентации на социально-ценностные отношения (способность педагога обнаружить за событиями, действиями, словами, поступками, предметами человеческие отношения);
· деятельностного подхода (обязательная активность каждого участника программы, личная заинтересованность в ее реализации);
· расширения социального пространства (привлечение учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты города, области);
· ориентации на работу в современном правовом поле;
· конфиденциальности.
Проблема социализации выпускников. Трудности, которые испытывает выпускник УГВ, можно разделить на два блока:
1. Комплекс социальных затруднений: жилищно-бытовая неустроенность, неразвитость социальной сети, в которую включены выпускники, отсутствие мотивации к социальной реализации, не оформившиеся социальные навыки, отсутствие позитивных социальных связей и т. д.
2. Комплекс психологических затруднений: отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, значительные трудности в управлении и планировании своей жизни, депривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в
семье на собственных детей, низкая готовность самостоятельно решать жизненные задачи и т. п.
Неблагоприятными факторами постинтернатной социальной адаптации являются: низкий интеллект, снижение активности, инициативы, эмоциональная нивелировка, чрезмерная открытость и доверчивость, а также (особенно) психопатические черты - возбудимость, неустойчивость, ранние сексуальные и патологические влечения (лживость, бродяжничество,
воровство и т.д.), нервно-психические расстройства (интеллектуальная недостаточность и эмоционально-волевая незрелость).
Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях, что представляет значительные трудности их социальной адаптации, в том числе школьной.
Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, поступающих в детский дом с девиантным поведением до того, как они оказались в нем, и в первые месяцы после поступления оно наблюдается у 70% детей и подростков. Вместе с
психопатологическими проявлениями почти у половины поступающих воспитанников выявляется общее психическое недоразвитие, что затрудняет реабилитационный процесс.
Низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм.
Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска.
Выпускники УГВ испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Большинство выпускников не могут успешно адаптироваться к жизни. После выхода из УГВ выпускник не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему
приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых (родителей, родственников).
Во всех случаях, даже при относительно благоприятном прогнозе выпускники интерната нуждаются в долговременном социально-педагогическом сопровождении. Особенно тщательно тактика социально - педагогической постинтернатной поддержки должна быть обозначена в тех
случаях, когда отмечаются черты повышенного риска по социальной дезадаптации.
Деятельность службы постинтернатного сопровождения, будет осуществляться на базе отделения социально-правовой помощи и отделения психолого-педагогической помощи.
Оказание помощи выпускникам УГВ в социальной адаптации, получении профессии и трудоустройстве, подготовке к семейной жизни осуществляется специалистами Центра.
Включает в себя четыре направления:
- Информационно-аналитическое.
- Социально-правовое
3. Социально-психологическое.
4. Организационно-методическое.
- Информационно-аналитическое направление:
- создание банка данных о выпускниках, обратившихся за помощью, осуществление обмена необходимой информацией с организациями и учреждениями; анализ профессионально-личностного становления;
- ведение карт сопровождения; обследование ЖБУ;
- отслеживание результатов сопровождения.
- Социально-правовое
- защита личных, жилищных имущественных прав и интересов выпускников;
- предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации,
- получения профессионального образования и трудоустройства;
- социальный патронат;
- организация реабилитационных мероприятий для выпускников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
-Социально-психологическое
- организация работы по повышению психологической устойчивости;
- Организационно-методическое:
- организация деятельности (педагогов, администрации УГВ), направленной на поддержку выпускника;
- выпуск методических материалов, брошюр по организации индивидуального сопровождения и поддержки выпускника в процессе его социализации.
Алгоритм постинтернатного сопровождения выпускников
Выход из учреждения означает для ребёнка, оставшегося без попечения родителей, начало самостоятельной жизни, в которой на первый план выходят проблемы социальной адаптации.
Социальная адаптация означает включение личности в социальную среду через обретение социального статуса, места в социальной структуре общества
Содержание социальной адаптации затрагивает следующие категории: социальный статус, профессиональное самоопределение, сформированность социально значимых способностей, качеств; положение в обществе, в системе межличностных отношений ближайшего социального окружения; характерологические особенности и качества личности; возможность
проявления индивидуальности.
Основной технологией применяемой при сопровождении выпускников является кураторство (общественное попечительство/наставничество).
Алгоритм сопровождения выпускников состоит из следующих этапов:
подготовительный, деятельностный, постинтернатное сопровождение.
Необходимо использовать дифференцированный подход в работе с выпускниками.
Алгоритм постинтернатного сопровождения выпускников
- Сбор информации о выпускнике
- Организация межведомственного взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти
- Мониторинговое отслеживание успешности социальной адаптации
- Составление базы данных
- Проведение обследование ЖБУ
- Заполнение социально-педагогической анкеты
- Разработка индивидуальных планов сопровождения
- Защита социальных прав
- Трудовая адаптация
- Психологическая помощь
- Юридическая помощь
- Создание среды позитивного общения
- Работа с сетью социальных контактов
- Поддержка молодых родителей и матерей-одиночек
- Социальный патронат
Этап 1 – подготовительный.
Задачей подготовительного этапа является сбор и систематизация информации о проблемах выпускников в постинтернатной жизни, определение методов решения данных проблем.
Шаг 1. Сбор информации о выпускнике: учёба, работа, место жительства (фактическое и закреплённое).
Для сбора информации используется:
- личное дело выпускника;
- беседы с воспитателями;
- информация от родственников;
- информация, полученная в ходе обследования ЖБУ;
-индивидуальные беседы с выпускниками.
Шаг. 2. Составление базы данных.
На основе полученной информации составляется база данных о выпускниках детского дома, где отражается:
1. Ф.И.О.
2. Дата рождения
3. Место проживания
4. Место обучения
5. Место учёбы/работы
6. Выявленные проблемы.
По мере поступления дополнительной информации о выпускниках в базу данных вносятся изменения.
Шаг 3. Проведение обследования жилищно-бытовых условий. Для получения объективной информации о жизнедеятельности выпускника, специалистами проводится обследование жилищно-бытовых условий, результаты которого фиксируются в специально установленной
форме.
Шаг 4. Заполнение социально-педагогической анкеты. Социально-педагогическая анкета позволяет получить информацию об основных трудностях и проблемах выпускника. В процессе заполнения анкеты
необходимо выяснить, прежде всего интересы, потребности и возможности выпускника. Позиция специалиста выражается в поддержке, пробуждении ресурсов, актуализации средств и способов достижения поставленной цели.
Шаг 5. Обращение в службу выпускника. При установлении социального патроната над выпускником требуется его согласие. С выпускником заключается договор о постинтернатном сопровождении, в котором предусматриваются меры оказания социальной помощи лицу, меры
по защите его прав, права и обязанности сторон, порядок и условия расторжения договора, срок договора, порядок осуществления контроля. В течение 10 дней со дня обращения лица из числа детей-сирот издаётся приказ об установлении постинтернатного сопровождения из числа детей-сирот. Постинтернатное сопровождение осуществляют специалисты Центра.
Шаг 6. Заполнение индивидуальных планов постинтернатного сопровождения. После определения круга проблем выпускника, заполняется индивидуальный план постинтернатного сопровождения.
Этап 2 - Деятельностный этап.
Задачей деятельностного этапа является защита прав и интересов выпускников, реализация индивидуального плана постинтернатного сопровождения. Оказывается помощь выпускникам при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильём, получением образования,
трудоустройством, оказание ему юридической и медицинской помощи.
Защита социальных прав. Основной задачей службы постинтернатного сопровождения является информирование выпускников об их правах, и контроль за соблюдением данных прав.
В числе социальных гарантий находятся:
1. Получение жилья.
2. Бесплатное обучение и государственное обеспечение во время обучения.
3. Пенсии, пособия.
Специалисты Центра собирают информацию о жилье. Посещают квартиры, закреплённые за выпускниками, составляя акты обследования жилищно-бытовых условий.
Оказывается помощь в переоформлении пенсий.
Осуществляется сбор информации о месте обучения, получении ими государственных пособий. В случае выявления нарушений, специалисты оказывают содействие в разрешении конфликтной ситуации.
Юридическая помощь. Одной из основных задач службы является оказание помощи в защите прав и законных интересов выпускника. Выпускникам оказывается помощь в составлении ходатайств, жалоб, исковых заявлений. Работа Центра в данном направлении также подразумевает помощь в получении, замене, восстановлении утраченных документов, помощь в получении жилья, отстаивании своих прав на закреплённое жильё.
Мероприятия по юридической защите повышают юридическую грамотность и компетентность выпускников, позволяют самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях и, без проведения данной работы невозможна успешная адаптация выпускника в современном обществе.
Трудовая адаптация Решение проблем трудоустройства является частью адаптационного
процесса. Очень важно, чтобы бывший воспитанник УГВ, условия проживания которого отличаются от сверстников, правильно сориентировался, выбрал профессию по своим интересам, возможностям, затем успешно устроился на работу.
Большая часть выпускников обучаются в системе начального профессионального образования. Специалисты Центра взаимодействуют с мастерами начального профессионального образования.
Для неработающих выпускников создаются условия для активизации участия выпускника в своём трудоустройстве:
индивидуальные беседы по выбору профессии и формированию адекватного
понимания выпускником своих профессиональных возможностей и соответствующей им оплаты труда.
сотрудничество службы с центром занятости населения. Это помощь в подготовке документов для трудоустройства или на получение пособия по безработице.
Мероприятия по трудовой адаптации позволяют выпускникам решить вопросы трудоустройства и быть полноправными, материально независимыми членами общества.
Психологическая помощь. Психологом проводится комплексное изучение уровня социальных навыков, социальных сетей, уровня социальной адаптации. Также проводится диагностика профессиональной направленности и профпригодности. Психолог проводит лекции с выпускниками, индивидуальные беседы, осуществляет консультирование. Проводится коррекция сферы профессионального самоопределения. Специалистами организуются
упражнения и игры, направленные на развитие навыков эффективного общения и взаимодействия, повышение самооценки и уверенности в себе, развитие самостоятельности.
Работа с сетью социальных контактов. Важным моментом реабилитационной работы будет являться привлечение внешних сил с целью поддержать выпускника и перевести
ситуацию на социально приемлемый уровень. Внешние силы - это и
окружение выпускника по месту жительства, социальные партнёры (это могут быть представители НКО, церкви).
Вовлечение сети социальных контактов в реабилитационный процесс базируется на построении взаимосвязи различных социальных систем, окружающих выпускника, гармонизации их взаимодействия. «Сетевой» подход может рассматриваться как элемент, связывающий все три уровня (выпускник-ближайшее окружение-внешний мир) в единое целое, создающий единое пространство, целостную картину мира, в котором существует выпускник, что служит, прежде всего, основой для формирования устойчивого отношения к действительности.
Поддержка молодых родителей и матерей-одиночек
Существует большой риск того, что дети выпускников интернатных учреждений могут оказаться социальными сиротами. Факторами риска отказа матери от ребёнка являются:
- низкий уровень осознания материнской ответственности, несформированная мотивация к материнству;
- отсутствие жилья;
- семейная неустроенность, отсутствие мужа;
- склонность к асоциальному поведению, вредные привычки;
- медицинские проблемы, в т.ч. психологического характера;
- отсутствие родственников или близких людей, способных оказать помощь, психологическую поддержку;
- низкий уровень доходов или их отсутствие.
Без поддержки юные мамы не могут самостоятельно обеспечить себя и своего малыша всем необходимым для жизни. В ходе сопровождения оказывается помощь в оформлении необходимых документов, оказывается психологическая поддержка юных матерей, проводится работа по формированию у них адекватной самооценки, уверенности в собственных силах, оказывается
помощь в приобретении профессии. Назначенный куратор становится для них помощником, который вовремя подскажет и поможет справиться с трудностями.
Этап 3 – Постинтернатное сопровождение.
Мониторинговое сопровождение становится возможным при наличии нормальных условий жизни, трудоустройстве выпускника на постоянную работу со стабильным заработком, а также личностной зрелости выпускника, наличии развитой социально-поддерживающей сети (родственники, друзья, значимые люди).
Для организации своевременной поддержки выпускника УГВ в период социально-профессионального становления, направленной на благоприятную адаптацию в социуме, специалистами службы осуществляется социальный патронат выпускников.
В ходе социального патроната специалистом-куратором оказывается необходимый комплекс мер выпускнику, включающий юридическую, психолого-педагогическую, медицинскую поддержку; результаты работы фиксируются в картах социального сопровождения выпускника.
Критерии успеха выпускников:
· развитие чувства психологической защищенности и комфорта; осознанное принятие и выполнение общественных норм поведения, общения;
· позитивные изменения в развитии личности (включение в социально - полезную деятельность, стремление развивать свои склонности и способности, самоконтроль поведения, самостоятельное планирование и занятие личностно – значимыми видами деятельности);
· самостоятельное принятие решения и ответственность за него;
· активность, целеустремленность, работоспособность;
· саморазвитие личности, повышение самооценки и уверенности в своих силах;
· профессиональное самоопределение;
· умение адекватно реагировать в кризисных ситуациях;
· благоприятный социальный статус в учебном заведении и по месту работы;
· психологическая готовность к созданию семьи и рождению ребенка.
Отслеживание социальной адаптации выпускника УГВ осуществляется по следующим показателям:
- социальное положение (образование, трудоустройство);
- средства к существованию (стипендия, заработная плата, сберегательная книжка, социальные выплаты);
- семейное положение (женат/холост/замужем/незамужем; состав семьи,
психологический климат);
- законопослушность (правонарушения, алкоголизм, токсикомания и т.д.);
- жилищно-бытовые условия (состояние жилья, сохранность имущества,
оплата коммунальных услуг);
- отношения с кровными родителями, родственниками (поддерживает, не
поддерживает);
- круг общения (отношения с друзьями, детьми детского дома и
выпускниками).
Приложение № 1
Таблица контроля сформированности житейских умений и
навыков выпускников
(Составляется за 4 месяца до выпуска. Отметки ставятся ежемесячно.
Навыки и умения оцениваются по пятибалльной системе.)
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________
Возраст _______________ Место учебы________________________ Место работы__________
Житейские умения и навыки
1 2 3 4
1. Культура
самообслуживания и
организация быта:
- одевается чисто,
аккуратно
- следит за своей
одеждой, обувью
- умеет постирать свои
вещи
- может выполнить
мелкий ремонт и
утюжку вещей
- следит за прической,
ногтями, чистотой тела
- умеет поддерживать
жилище в чистоте,
может создать уют
- умеет готовить,
сервировать стол
2. Культура учебного
труда:
- умение организовать
работу (планировать)
- умение пользоваться
дополнительной
литературой
- настойчивость,
усидчивость
- трудолюбие
- организация помощи в
самоподготовке другим
детям
- умение довести дело до
конца
- аккуратность.
3. Культура общения:
- вежлив со
сверстниками
- не употребляет кличек
- не сквернословит
- может наладить
контакт, вести беседу
- уважителен со
старшими
- отношение к малышам
(может наладить игру,
опекает, следит за их
внешним видом).
- умеет просить помощь и
оказывать ее
4. Культура поведения
- за столом
- в общественных местах
- в транспорте
- в гостях
5. Бережное отношение
- к учебным
принадлежностям
- к вещам
- к продуктам
- к мебели
- умеет распределять и
расходовать денежные
средства
6. Психологические
показатели
- самооценка
- социальная
адаптированность
- сформированность
эмоциональных
привязанностей
- проявление
самостоятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по ПМ.01 «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» для студентов специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»
Данные методические рекомендации предназначены для студентов специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения», изучающих ПМ.01 "Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенси...
Методические рекомендации по выполнению практических работ МДК 02.01. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации. 030912 «Право и организация социального обеспечения»
Дисциплина «Организация работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации, органов и учреждений социальной защиты населения»относится к основной части общего гуманитарного и социально-экономическо...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ МДК 04.02 Социальное страхование 030912 «Право и организация социального обеспечения»__
Данные методические рекомендации предлагаются курсантам для организации внеаудиторной самостоятельной работы по Социальному страхованию. Методические рекомендации подготовлены в соответствии с основно...
Методические рекомендации по выполнению практических работ МДК 02.01. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации. 030912 «Право и организация социального обеспечения»
Данные методические рекомендации предлагаются обучающимся для подготовки к практическим занятиямЦель практических занятий – получить навык применения теоретичес...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине ОП.01 Экономика организации Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические рекомендациипо выполнению практических работ по дисциплине ОП.01 Экономика организации Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена спец...
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по МДК 01.01 Право социального обеспечения по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Методические рекомендации разработаны для оказания помощи студентам, обучающимся по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения при написании курсовой работы по МДК 01.01 Право ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ по учебной дисциплине СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ для обучающихся по профессии 08. 01. 26 Мастер по ремонту и обслуживанию систем жилищно-коммунального хозяйства
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» для обучающихся по профессии 08. 01. 2...