Доклад на тему: "Профилактическая и реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья."
статья по теме
Профилактика - это своевременно предпринимаемое воздействие на ребенка с целью сохранения функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов.
Реабилитация - целенаправленный процесс возвращения ребенка, получившего инвалидность или имеющего те или иные жизненные ограничения, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включения его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_detmi_s_ovz_doklad_parshikova.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактическая и реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Подготовила педагог-психолог МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе
Паршикова Елена Александровна
Профилактика - это своевременно предпринимаемое воздействие на ребенка с целью сохранения функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов.
Реабилитация - целенаправленный процесс возвращения ребенка, получившего инвалидность или имеющего те или иные жизненные ограничения, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включения его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий.
Профилактическая и реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в каждом образовательном учреждении захватывает все структуры деятельности образовательного учреждения.
Основными направлениями социально-реабилитационной деятельности в МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе социальная, педагогическая.
Педагогическая реабилитация решает вопросы восстановления, коррекции и компенсации утраченных и нарушенных функций в процессе образования.
Социальная реабилитация - постоянное активное приспособление ребенка к условиям социальной среды.
Коллектив ДДТ и специалисты социально-психологического сопровождения стремятся максимально подготовить ребенка с ОВЗ к жизни в социуме, создав оптимальные условия для успешной коррекции нарушений в развитии, воспитания и обучения.
Центральными в работе педагогов-психологов является развивающая и коррекционная работа.
Коррекционная работа направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении, учебе, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
Реабилитационная деятельность, осуществляемая педагогами - психологами через коррекционно-развивающие занятия, является основным звеном успешной социализации и адаптации воспитанников.
Проводимые для обучающихся тренинговые занятия по краткосрочному курсу «Формирование правильного отношения к себе и другим» помогают ребенку с ОВЗ адаптироваться к учебной группе, формируют чувство единения и сплочения детского коллектива.
В ходе данного курса «Путешествие в страну счастья» - так называлась тема психологического занятия, создает положительный эмоциональный настрой, помогает воспитанникам расслабиться, отдохнуть и снять напряжение.
Особое большое внимание педагоги-психологи уделяют формированию коммуникативных умений и навыков, развитию творческих способностей, умению детей с ОВЗ вести диалог, беседу, умению размышлять и рассуждать. Умело подобранные упражнения в данной коррекционно-развивающей и профилактической работе помогают формировать умения понимать, слушать и слышать друг друга, развитие чувства уверенности, умения работать в коллективе.
Кроме групповых и индивидуальных занятий, диагностик, мониторингов и исследований, в работе с детьми, а в особенности с детьми с ОВЗ, педагог-психолог должен выступает в роли стабилизатора. Воспитанники и педагоги постоянно обращаются за помощью в разрешении конфликтных ситуаций, обсуждают возникшие сложные проблемы в группах и совместно намечают пути их разрешения.
Коррекционное направление работы специалистов психологического сопровождения детей с ОВЗ представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.
Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, динамики хода и эффективности коррекции, проведения диагностических процедур.
В начале учебного года в ДДТ проходят психолог-педагогические семинары и методические объединения, на которых постоянно поднимаются вопросы личностного развития каждого обучающегося.
Именно на таких заседаниях изучаются проблемы в развитии каждого ребенка и определяются пути их решения, в которых должен быть заинтересован каждый педагог.
Все этапы коррекционно-педагогической деятельности учащихся отражать в индивидуальной карте сопровождения обучающегося.
Данная карта ведется для детей, которые проходят обучение по профилактическим и коррекционно-развивающим программам и позволяют увидеть динамику развития ребенка, результаты коррекционной работы.
Важным условием успешной коррекционной работы является комплексность педагогического воздействия.
Поэтому специалисты службы сопровождения (социальный педагог, педагог-психолог) планируют взаимодействие между педагогами, отслеживают результативность обучения ребенка в объединениях и фиксируют это в карте.
При работе с детьми с ОВЗ с отклонениями в развитии цели коррекционной работы можно разделить на группы:
Сфера функционирования в природно-социальной среде.
Главная цель | Конкретная цель |
Формирование принятого в обществе поведения. Расширение сферы выполняемых социальных ролей. | Обучение взаимодействию в групповых музыкально-двигательных играх. Выполнение роли участника мероприятий. |
Сфера навыков.
Главная цель | Конкретная цель |
Формирование навыков, понятий. Совершенствование зрительного восприятия | Введение понятия товарищество. Тренировка навыка восприятия по памяти положения трех и более предметов |
После того, как будут сформулированы цели коррекционной работы, целесообразно указать какие методы и приемы будет использованы для их реализации.
Цели:
- Развитие элементарного навыка принятия решений.
- Развитие чувства коллективизма эмпатии.
Методы:
Направляемая беседа, сюжетно-ролевая игра, карточки для индивидуальной работы, выполнение релаксационных занятий и т.д.
После того, как были поставлены цели, педагог-психолог приступает к их реализации посредством методов и приемов коррекционной работы, отслеживая результат, который должен отражать:
- происшедшие изменения по сравнению с исходным состоянием учащегося
- как протекали эти изменения
- к чему они в результате привели.
При появлении трудностей в обучении и поведении учащихся (агрессивное поведение, эмоциональный срыв, снижение успеваемости, апатия и т. д.), рассматриваются иные цели и методы работы психолога.
Главные цели | Конкретные цели |
Формирование социальной роли учащегося в коллективе. Развитие умения организовывать свой досуг. | 1.Обучение взаимодействию в группе во время игры. 2.Освоение различных ролей во время игры (ведущей, сотруднической, подчиняющейся). 3.Привыкание к необходимости делиться |
Методы и приемы работы: организованная игра, инсценировка сказок, подвижные игры и эстафеты на свежем воздухе.
Педагог-психолог осуществляет контроль за выполнением рекомендаций, анализирует совместно с педагогами результаты работы, корректирует поставленные цели (в случае необходимости), вносит результаты повторной диагностики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Воспитателям: · необходимо проявлять к ребенку доброе и заботливое отношение, показывая пример поведения и отношения к нему другим детям, со...
Реабилитационная работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья
Профессионально-реабилитационный центр имеет многолетний опыт работы по комплексной реабилитации и социализации молодых инвалидов.Задача социального педагоа центра-оказание помощи в приспособлении к н...
Работа тьютора на уроке незаменима с детьми с ограниченными возможностями здоровья ..
Тьтор помогает ребёнку с ОВЗ с выполнением заданий на уроке ,усваивать программу ..Является другом и наставником учащегося...
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Особенности развития ребёнка с ОВЗ могут приводить к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Зачастую нарушается связь ребёнка с социумом как источником ра...
Организация работы учителя физической культуры с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В данной статье рассмотрим некоторые методы и подходы, которые могут помочь учителю эффективно работать с детьми с овз...
Коллективное творческое дело, как основное направление досуговой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на семинар «Формирование социальных позиций с учетом психофизических особенностей у подростков с ОВЗ»...