ВИЧ/СПИД: Мифы и реальность.
методическая разработка по теме
Несмотря на то, что ВИЧ-инфекция распространилась до эпидемии и продолжает распространяться, часто молодые люди и подростки недостаточно хорошо информированы в этом вопросе. Информации, которую они получают из разных источников, не достаточно. Данное мероприятие посвящено рассмотрению проблемы ВИЧ/СПИДа, информированию о проблеме и формированию адекватного отношения к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spid_-_metodichka.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
ВИЧ/СПИД: Мифы и реальность.
Цель занятия: исследование степени информированности студентов, разрушение мифов, формирование навыков оценки степени риска, умение защищать себя от ситуаций риска инфицирования, формирование навыка сопротивления социальному давлению, умение сказать «нет».
План работы.
Упражнение «Калейдоскоп»
Цель: актуализация проблемы ВИЧ/СПИДа.
Необходимые материалы: не требуются
Описание: Участники выстраиваются в колонну друг за другом. Ведущий предлагает ряд утверждений, на которые можно ответить «согласен» (при этом участник делает шаг вправо), «не согласен» (при этом участник делает шаг влево).
ВИЧ и СПИД – это одно и то же.
- Группы риска по ВИЧ - это только те, кто употребляет наркотики и ведут беспорядочную половую жизнь.
- Есть средства, которые на 100% защищают от заражения ВИЧ.
- Можно иметь в крови ВИЧ и не знать об этом.
- Люди, заразившиеся ВИЧ, сами в этом виноваты.
- Можно быть больным СПИДом и при этом выглядеть здоровым.
- ВИЧ – инфицированная мать может родить здорового ребенка.
- Женщине, зараженной ВИЧ, следует запретить иметь детей.
- ВИЧ переносится насекомыми.
- Есть риск заражения ВИЧ-инфекцией в маникюрном кабинете.
- При СПИДе снижается сопротивляемость организма к инфекциям.
- Интимная связь с наркопотребителем - очень опасен риском заражения ВИЧ.
- ВИЧ передается через кровь.
- Проблема ВИЧ/СПИДа не актуальна для жителей нашего города.
- Принудительное обследование на ВИЧ - единственный способ сдержать распространение инфекции.
- Люди без симптомов болезни могут быть источником ВИЧ.
- ВИЧ быстро погибает вне организма.
- Существует высокоэффективная терапия ВИЧ/ СПИДа
- Женщины чаще заражаются ВИЧ-инфекцией, чем мужчины.
- Достаточно одного незащищенного полового акта с носителем вируса, что бы заразиться ВИЧ-инфекцией.
- Только взрослые болеют ВИЧ.
- Я знаю, что такое период «окна»
- Это предусмотрительно – избегать контакта с человеком, имеющим ВИЧ.
- Заражение ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этого вируса, наказывается лишением свободы.
- СПИД может быть вылечен, если начать лечение рано.
- Есть таблетки, которые предохраняют от ВИЧ.
- Диагноз, результаты обследования являются врачебной тайной.
- Можно дожить до старости, будучи ВИЧ – инфицированным.
- Я не такой человек, чтобы заразиться ВИЧ.
Работа в малых группах, мини-лекция, ответы на вопросы
Цель: Предоставление информации о ВИЧ/СПИД, разъяснение вопросов, возникших в предыдущем упражнении
Необходимые материалы: бумага, ручки.
Описание: Каждому участнику предлагается записать на листе бумаги те вопросы, либо аспекты проблемы, которые нуждаются в уточнении. Ведущий отвечает на вопросы, используя материалы мини-лекции.
Даже если вопросов не возникло, ведущий дает информацию о ВИЧ в доступной форме, освещая темы, затронутые в Калейдоскопе
Работа по теме занятия.
Информация для педагога ВИЧ - Вирус Иммунодефицита Человека СПИД – Синдром Приобретенного Иммунодефицита Человека, развивающийся в процессе прогрессирования болезни. ВИЧ-инфекция – долготекущее заболевание, вызываемое Вирусом Иммунодефицита Человека, который относится к ретровирусам, с момента заражения до момента смерти в среднем может пройти от 2-3-х до 20 и более лет. При попадании в кровоток человека ВИЧ поражает определенную категорию клеток, имеющих на поверхности специальные так называемые CD-4-рецепторы. К ним относятся иммунные клетки: Т-лимфоциты и макрофаги. Вирус проникает внутрь этих клеток и начинает размножаться, тем самым сокращая срок жизни лимфоцитов. Если человек не предпринимает никаких мер для борьбы с ВИЧ, то через 5-10 (иногда и до 20) лет иммунитет – способность организма противостоять различным болезням – начинает постепенно снижаться, и развивается СПИД, синдром приобретенного иммунодефицита. Иммунная система ослабевает, то есть развивается иммунодефицит: человек оказывается уязвим для многих инфекций, которые называют оппортунистическими. К ним относятся пневмоцистная пневмония, туберкулез, кандидоз, опоясывающий лишай и др. Стадии заболевания: Первая стадия инкубации – это период от момента заражения до появления реакции организма в виде клинических проявлений острой инфекции и/или выработки антител, продолжительность составляет от 3 недель до 3-х месяцев, в единичных случаях может затягиваться до года. Вторая стадия – стадия первичных проявлений, может протекать в нескольких формах:
Третья стадия – в этот период отмечается постепенное снижение иммунитета, человек может выглядеть и чувствовать себя практически здоровым. Продолжительность - от 2-3-х до 20 и более лет. Четвертая стадия – это стадия вторичных заболеваний, на фоне иммунодефицита развиваются вторичные заболевания, начало СПИДа. Пятая - терминальная стадия – имеющиеся у больных вторичные заболевания приобретают необратимое течение, даже адекватно проводимое лечение не эффективно и больной погибает в течение нескольких месяцев. Источник ВИЧ-инфекции, зараженный человек, находящийся в любой стадии болезни, в том числе и в период инкубации. ВИЧ распространен повсеместно - во всех странах и континентах. Женщины и девушки более уязвимы к ВИЧ-инфекции в силу ряда биологических и социальных факторов. Важно соблюдать право каждой женщины на полноценную семейную жизнь и продолжение рода. При своевременном проведении профилактических мероприятий ВИЧ-положительные женщины дают жизнь здоровым детям в 98% случаев ВИЧ может попасть в организм человека через кровь, со спермой и влагалищными выделениями, от ВИЧ-инфицированной матери к ребенку во время беременности, во время родов, при грудном вскармливании. Передача ВИЧ возможна:
ВИЧ не передается при:
Группы риска:
Диагностика. В настоящее время для лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции используют следующие методы: -метод обнаружения антител к ВИЧ (серологические методы – ИФА, иммунный блотинг) -методы обнаружения антигенов и генного материала ВИЧ (ПЦР) Период «окна» - это когда ВИЧ уже есть, а антител еще нет. Этот период длится 2-3 месяца. При умышленном заражении людей, лицами знающими о наличии у себя ВИЧ, в отношении них предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 5 лет. В естественных условиях ВИЧ может сохраняться в высохших биологических жидкостях человеческого организма в течение нескольких часов, в жидкостях, содержащих большое количество вирусных частиц, таких как кровь и семенная жидкость – в течение нескольких дней, а в замороженной сыворотке крови активность вируса сохраняется до нескольких лет. При нагревании до температуры 70-80 градусов вирус гибнет через 10 минут. Через 1 минуту инактивируется 70% этиловым спиртом. Терапия ВИЧ до сих пор остается сложнейшей и нерешенной проблемой, т.к. не существует средств, позволяющих радикально вылечить больных ВИЧ-инфекцией, в связи с этим лечебные мероприятия направлены на предупреждение или замедление прогрессирования болезни. В настоящее время разработана высокоактивная антиретровирусная терапия (ВААРТ), которая позволяет добиться удлинения продолжительности жизни и отдаления времени развития СПИДа. (см.прил. о ВИЧ) Люди, получающие ВААРТ, находятся, в сложных условиях, так как лечение дорогостоящее и не всем доступно; сопровождается пожизненным приемом большого количества лекарств и выраженными побочными эффектами. Не забывайте - главная защита - любовь и верность. |
Резюме: Проблема ВИЧ/СПИДа заслуживает пристального внимания. Человек имеет риск заболеть этим заболеванием. Но для этого необходимо знать факторы риска и уметь их контролировать. Это то заболевание, которое может быть побеждено знанием, пониманием, стремлением к телесному и душевному здоровью, а также – духовному богатству человека.
Вариант 1. Ролевая игра «Василина и Егор»
Цель: эмоциональное включение в проблему, формирование навыка отстаивания своих позиций
Необходимые материалы: не требуются
Описание: Участники делятся на 2 либо 4 команды (в зависимости от количества участников). Предлагается следующая ситуация.
Василина и Егор встречаются уже 6 месяцев. Егор очень хочет начать интимные отношения, но Василина хочет отложить эти отношения до брака. Каждый раз, когда они встречаются Егор «давит» на Василину, которая боится потерять Егора.
Одна команда составляет список доводов в пользу Егора, другая в пользу Василины. В одной команде определяются роли Егора и его друзей и близких, в другой - определяются роли Василины и ее подруг и близких.
Разыгрывается ситуация. Упражнение заканчивается обсуждением.
Резюме ведущего: У каждого человека есть право сказать «нет», если он чувствует, что происходящее противоречит его интересам. Конечно, это может задеть других людей, и наша задача – быть предельно тактичными, но твердыми в разговоре с ними.
Вариант 2.
Схема: «Ефросинья и Ануфрий» (модификация из пособия «Я хочу провести тренинг» Новосибирск 2003. «Гуманитарный проект»)
Жили-были на свете молодые люди, обозначим их так: Ефросинья и Ануфрий. Однажды они встретились и полюбили друг друга. У них никогда раньше не было таких чистых и доверительных отношений, такой настоящей любви.
Все, что было в прошлом у каждого, не имело для них никакого значения. Это были случайные встречи, несерьезные отношения, да и было их совсем не много. У Ефросиньи был один короткий, летний роман. И у Ануфрия раньше были близкие отношения с 2-мя девушками.
Но у бывшего друга Ефросиньи было много девушек, он вообще был человек несерьезный. А одна из бывших подруг Ануфрия была легкомысленной, из-за этого они и расстались. Вторая его девушка просто уехала в другой город и бросила его. И у тех, в общем-то посторонних людей, тоже были какие-то сексуальные отношения в прошлом.
Если расширять эту схему дальше, то люди, которых мы изобразим, наверняка не знакомы главным героями. Ефросинья и Ануфрий, скорее всего, даже не слышали о них. А зачем о них вспомнили мы? Потому что, вступая в сексуальные отношения даже с очень любимым и близким человеком, мы одновременно контактируем с микрофлорой всех его предыдущих партнёров.
Кроме того, кто-то из 36 изображённых на схеме людей мог быть чем-то инфицирован, например ВИЧ-инфекцией, и не знать об этом. Таким образом, человек, предполагающий, что он не рискует своим здоровьем, и что он ведет вполне упорядоченную личную жизнь, в наше время может подвергать себя заражению ИППП. Единственный выход - это верность единственному(ой) супругу(е) на всю жизнь и воздержание до брака.
Вариант 3 Упражнение «Ранжирование карточек по степени риска заразиться ВИЧ-инфекцией»
Цель: закрепление знаний о ВИЧ-инфекции
Необходимые материалы: карточки со следующими надписями:
- Поцелуй в щеку
- Инъекция в лечебном учреждении
- Половая жизнь в браке
- Переливание крови
- Пользование чужой зубной щеткой
- Плавание в бассейне
- Глубокий поцелуй
- Уход за больным СПИДом
- Укус комара
- Множественные половые связи
- Прокалывание ушей
- Проживание в одной комнате с ВИЧ-инфицированным человеком
- Нанесение татуировки
- Объятия с больным СПИДом
- Пользование общественным туалетом
- Укус постельного клопа
Описание. Задача участников - ранжировать карточки по степени риска заражения ВИЧ–инфекцией, Карточки выстраиваются в линию, где один конец обозначает 100 % риск заражения, а другой - невозможность заражения.
Завершение работы.
Цель: подведение итогов занятия
Необходимые материалы: не требуются
Описание. Ведущий, подводя итоги, акцентирует внимание на опасности рискованного поведения, а также на том, что даже так называемый «безопасный секс» не дает полной гарантии здоровья. Подчеркивается важность целомудрия и верности партнеру.
Группа высказывается на тему:
Что нового произошло за время занятия?
Что удивило, оказалось неожиданным?
Домашнее задание
Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия.
Необходимые материалы: рабочая тетрадь
Описание: Участникам группы предлагается написать эссе на тему «Защити себя от ВИЧ».
литература:
- ПРОГРАММА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ/СПИДА И РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА «ЛадьЯ» .Сирота Н.А. , Воробьева Т.В. , Ялтонская А.В. , Рыдалевская Е.Е. , Яцышин С.М. , Микляева А.В. , Кудрявцева Н.В. , Москва ,2009г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мифы о детях с ограниченными возможностями здоровья
Человек любознателен с самого рождения. Изучая окружающий мир, познавая его, малыш растёт и развивается. На основе накопленных знаний и опыта выстраивается вся наша жизнь. Но что происходит, когда мы ...
Разработка открытого классного часа, посвященного Дню пожилого человека «Возраст. Мифы и реальность»
Возрастание доли пожилого населения, изменение их роли в обществе в меняющихся социально-экономических условиях предполагает необходимость по-новому осмыслить феномен старения молодыми людьми.Современ...
Методическая разработка кураторского часа: " Мифы и реальность употребления алкоголя "
Кураторский час на тему: "Мифы и реальность употребления алкоголя" проводится в группах 3-го курса специальности 08.02.07 "Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кон...
Презентация "ВИЧ - инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий" классный час
Классный час "ВИЧ-инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий". Цель классного часа - познакомить учащихся со СПИДом и мерами по его профилактике. Дать учащимися представление о передаче ВИЧ-инфекц...
«Наркомания: реальность и мифы»
8 февраля в группе 48 прошёл классный час на тему «Наркомания; реальность и мифы». Цель: целенаправленно формировать осознанное отрицательное отношение к наркотикам, содействовать сох...
Троянская война. Мифы и реальность
Методическая разработка интегрированного урока по истории падении Трои, история 5 класс...
Классный час «Электронные сигареты: Мифы и реальность» 19.03.2024
19 марта 2024 года в группе Ф321 был проведен классный час в виде круглого стола о вреде электронных сигарет. Многие молодые люди воспринимают электронные сигареты как "прикольный" гаджет, р...