Троянская война. Мифы и реальность
план-конспект урока
Методическая разработка интегрированного урока по истории падении Трои, история 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
troyanskaya_voyna._mify_i_realnost.1doc.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 5 классе
«Троянская война .Мифы и реальность»
Цели:
Предметные:
- Дать учащимся сведенья о личности Гомера, Г Шлимана.
- Формирование у учащихся общих представление о причинах, событиях, целях, и результатах Троянской войны по поэме Гомера.
- Знакомство учащихся с основными героями поэмы Гомера - научит находить исторические реалии в художественном тексте «Илиада».
- Знакомство с историей происхождения крылатых выражений
Личностные:
- Формирование толерантного отношения к истории другого народа.
- Формирование уважительного отношения к достижениям культуры другого народа.
- Повышение интереса к предмету.
- Воспитание многосторонне развитой культурную личности, приобщение учащихся к богатейшему культурному наследию человечества, расширение кругозора учащихся;
- Воспитание гуманизма, приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям, воспетым в поэме Гомера.
Метапредметные:
- Развитие навыков работы с картой, ориентирование по сторонам света, расширение географического кругозора.
- Развитие навыков групповой работы.
- Развитие монологической речи учащихся, умение вести дискуссию.
- Развитие умения работать с различными источниками информации, умений формировать собственную точку зрения, делать вывод на основе полученных сведений;
- Развитие навыков решения исторических задач.
6. Формировать в сознании учащихся целостную картину мира, умение рассматривать явления культуры в их многообразии и сложности;
Оборудование: Карта настенная, презентация, репродукции картин в виде пазлов, атласы, карточки с филвордом по именам героев, фрагменты х/ф «Троя»
Тип урока: интегрированный: история и литература.
Этап урока | Деятельность учителя | Содержание | Деятельность учеников |
Актуализация знаний | Приветствие учащихся Учитель литературы Беседа с классом по вопросам к картинкам Учитель литературы | Здравствуйте и садитесь. Сегодня мы собрались поговорить великом наследии великого народа о его героическом прошлом, о доблести и чести. Мужестве и любви, о вымысле и реальных исторических событиях. А начать наш разговор я хотела бы сегодня так: Что пояс красоты ему дала Венера. В его творениях сокрыт бесценный клад: Они для всех веков как бы родник услад. Он, словно чародей, все в перлы обращает, И вечно радует, и вечно восхищает. Одушевление в его стихах живет, И мы не сыщем в них назойливых длиннот. Хотя в сюжете нет докучного порядка, Он развивается естественно и гладко, Течет как чистая, спокойная река. Все поражает в нем - и слово, и строка, Любите искренне Гомера труд высокий, И он вам преподаст бесценные уроки..
Итак, сегодня у нас будет не необычный урок, урок истории и литературы. Нам с вами вновь предстоит вернуться в Древнюю Грецию, в удивительный мир героев Гомера. А главное , нам предстоит найти ответ на вопрос: может ли литературное произведение быть историческим источником? А выше названные предметы помогут нам открыть тайну прошлого и окунуться в мир былых героев великих побед и великих трагедий. Итак, в путь в путешествие! Музыка | Слушают Эпиграф под музыку. На доске открываются картинки, смысл которые должны определить дети «Яблоко раздора» «Троянский конь» «Ахиллесова пята» Учащиеся отвечают на вопросы Под музыку начинается путешествие. |
Задание на повторение. Практическая работа учащихся с картой Открытие новых знаний. Вопрос №1. Гомер и его поэма «Илиада».
Вопрос №2 Г. Шлиман и раскопки Трои Вопрос №3 Причины троянской войны | Учитель истории
Рассказ Организация практической деятельности учащихся –работа с картой Рассказ Организация самостоятельной групповой работы с текстом Беседа с классом по материалу | Путешествие предстоит долгое. Нам предстоит узнать интересные факты об героическом прошлом греческого народа. Определить где вымысел, а где правда. Как мечта может стать реальностью. И наконец, выяснить, что означают данные выражения, скрывающиеся в каждом из трёх рисунков. Итак, чтобы отправиться в увлекательное путешествие, мы должны проверить насколько вы хорошие лоцманы и не сможете ли вы нас доставить нас до места. Давайте вспомним географическое положение Древней Греции. На каком полуострове расположена Древняя Греция? Водами каких морей омывается С Запада? С Востока? С именем, какого мифического персонажа связано название моря? Молодцы! Все справились! Теперь уверенно можно идти вперед! Отдать швартовы Пока мы находимся на пути, давайте вспомним, что принесло известность Гомеру и что нам известно об этом человеке. Право руля! Курс на Балканский полуостров. В наши дни ученые считают, что поэмы “Илиада” была созданы в VII в. до н.э. Раньше поэмы Гомера считались просто литературными произведениями, не связанные с действительностью. Весь мир того времени склонялся к мнению, что они соединили содержание различных мифов. Прошло много веков «Илиада» оставалась излюбленным чтением многих поколений. Но читатели воспринимали прочитанное как сказку, удивительную , захватывающую , но не имеющую никого отношения к действительности. Так было до появления в конце 19 века археолога – любителя Генриха Шлимана, Произошло важное событие, вследствие которого историки изменили своё мнение о содержании поэмы Итак, Шлиману удалось раскопать легендарную Трою. Но возникает вопрос : если в поэме Гомера идет речь о взятии Трои, то почему она называется « Илиадой» Итак, в основе поэмы Гомера “Илиада” лежит миф о последнем – десятом годе Троянской войны. Ее название происходит от второго названия города Троя – Илион. Каким же он был? Видео фрагмент ( реконструкция Трои) Город строился постепенно, как показано на слайде. Когда же туда прибыло греческое войско, он выглядел так. Давайте совершим виртуальное путешествие по древнему городу Троя, который окружен двумя рядами крепостных стен. В первой стене находятся городские ворота, за которыми - дворцы знати. За второй же стеной на возвышении величественно расположился дворец правителя. Широкие улицы города вымощены камнем. Но увы с историей не поспоришь, древний город существовал и был разрушен на 10 год войны. причины, которой нам нужно установить. Известно, что существует миф о начале Троянской войны. Фрагмент мифа наши ребята подготовили и готовы вам его показать. Перед вами карточки с заданиями, на которых отпечатаны тексты с рассказами о причинах Троянской войны. Найдите в тексте мифические причины и исторические причины Троянской войны. Карточка № 1 (Приложение 1) Археологические раскопки показали, что греки начали заселять запад Малой Азии ещё в XV – XIV в.в. до н. э. Переселение в Малую Азию связано с перенаселением Греции. Ощущая потребность в новых землях, Эллада всё дальше устремлялась на северо-запад Малой Азии. Около 1275 г. до н. э. в Трое произошло землетрясение. Этим решили воспользоваться греки. Война с Троей требовала большой армии, но не все хотели идти на Трою. Однако страх перед главным организатором военного похода могущественным царём Микен Агамемноном заставил несогласных подчиниться. Незадолго до 1200 г. до н. э . Троя была полностью разрушена. Этой победой завершился период могущества ахеян (греков), после чего для них наступили долгие годы упадка. Карточка № 2 Парис был судьёй в споре трёх главных греческих богинь: Геры, Афины и Афродиты – за звание самой красивой. Он должен был вручить одной из них золотое яблоко (яблоко раздора) Парис присудил яблоко Афродите, и она помогла ему похитить самую прекрасную женщину Европы – Елену жену царя Спарты Менелая. В поход за Еленой в Трою отправились 28 героев – царей, среди которых был хитроумный царь Итаки Одиссей. Благодаря его выдумке – огромному деревянному коню, в котором спрятались вооруженные греки, - на 10 году сражений была взята и разрушена Троя. Итак, согласно мифу, причиной троянской войны стал спор из-за яблока. Давайте запишем это с одной стороны листка, а с другой запишем причину, о которой говорят сегодня ученые. Посмотрите на карту и вспомните, какие народы на рубеже 3-2-тыс. до н.э. завоевывают Балканский полуостров? Итак, народа стало много, что мы можем предположить дальше? Правильно, людям необходимо куда-то переселяться. Куда? Совершенно верно. Один из Вариантов в Малую Азию. - Так что же послужило действительной причиной Троянской войны? Тогда запишем еще одну причину: переселение части греков на полуостров Малая Азия. | Работа с картой и атласами Ребята показывают на настенной карте объекты Ответ учащегося - историческая справка о Гомере ( Аня Чистякова) Рассказ учащегося о Г. Шлимане и его открытии. Работа с презентацией- путешествие по древнему городу. Инсценировка мифа. Самостоятельная групповая работа по выявлению мифических и исторических причин войны. Работа с текстами на карточках. Ответы учащихся. Записывают в тетрадь причины троянской войны. |
Видеофрагмент фильма «Троя» | Переселившись в Малую Азию, греки вступили в столкновение с жителями Трои, что привело, по мнению современных учёных, к войне, которая началась около 1200 г. до н.э. Греки разграбили и сожгли Трою. | Слушают, просматривают видео отрывки | |
Вопрос №4 Повторение эпизодов Троянской войны | Организует работу с различными источниками информации в группах по 4 человека. Демонстрирует эпизоды из х/ф «Троя» Постановка задач. Беседа с классом по содержанию эпизодов | А теперь давай те поговорим о события по последнего года войны. Теперь я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека. Возьмите пазлы. Соберите картину, прочитайте текст, который у вас есть и на основании текста и картины придумайте название этого эпизода. (Приложение 2) Теперь я показываю картину, та группа, у которой был этот эпизод, говорит, как они его назвали и кратко пересказывает суть. А остальные ребята записываю название эпизода в тетрадь. Иллюстрации эпизодов эпизода представлены картинами известного художника…….Это не случайность. Ведь интерес к поэмам Гомера был всегда. Фрагмент №1 к.ф. «Троя» (Месть Ахилеса) В эпизоде с троянским конем вопрос: Троянцы были очень отважными воинами и только хитростью греки смогли завоевать Трою, с помощью деревянного коня. Как вы думаете, как троянцы могли перехитрить Одиссея и узнать, что в коне кто-то спрятался.? Фрагмент №2к.ф. «Троя» ( Троянский конь) | Выполняют задание в группах. Анализ картины и отрывка из поэмы или мифа. По 1 человеку от группы рассказывает о результатах работы. Записывают в тетрадь хронологию событий. |
Вопрос№ 5 Получение новых знаний. Крылатые выражения. | Учитель литературы Организует работу с филвордами и заполнение таблицы. Беседа с классом по вопросам. | Итак, Троянская война завершилась победой греков над троянцами. В каждом из сражавшихся лагерей было множество славных героев. Найдите их имена на карточке с филвордом и запишите их в таблицу. Каждый из этих героев очень ярко проявил себя себя в сюжете поэмы. О каждом из них можно сказать одним словом, которое заключает в себе образную характеристику. Иначе говоря, каждому герою можно подобрать эпитет. И попробуйте к каждому имени героя подобрать 1-2эпитета , характеризующие его. Запишите в таблицу. Прочитайте, что у вас получилось не повторяясь. (Приложение 3) Трои – далёкое прошлое, но интерес к нему был и будет всегда. А теперь вновь вернёмся к нашим мифическим и говорящим предметам, вспомним, с какими эпизодами Троянской войны они связаны, как они связаны с нашей современностью – стали крылатыми выражениями. Что означает каждое выражение? (Крылатые выражения) «Ахиллесова пята» В “Илиаде” воспеваются военные события и подвиги героев: Ахиллеса, Агамемнона, Менелая, Гектора и др. Главный герой “Илиады” – Ахиллес, сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фитии в Фессалии, совершил под Троей множество подвигов, но на десятый год войны был убит стрелой Париса, хотя, согласно мифу, он должен быть неуязвим. Он обладал большой силой: его мать, богиня Фетида, выкупала его еще младенцем в реке, текущей в подземном “царстве мёртвых”- Каково современное значение этого крылатого выражения? Выражение “Троянский конь ” тоже стало крылатым. - Каково современное значение этого выражения? «Яблоко раздора» Каково современное значение этого крылатого выражения? (Приложение 4) | Отгадывают в парах имена, зашифрованные в филвордах и разносят их в таблицу (приложение №3) Записывают в таблицу крылатые выражения и смысл. Отвечают на вопросы учителя. |
Заключительный этап урока. Рефлексия | Учитель истории Беседа учителя по вопросам | -Теперь уже зная содержание поэм Гомера, их героев и поступки вы теперь уже можете ответить: что в героических поэмах является мифом, а что реальностью. Почему интерес к поэме Гомера бал всегда? Чему учит нас Гомер на примерах своих героев? Какие качества воспитывает. Почему это произведение актуально. Нужно ли сегодня учить это произведение в школах? | |
Задание на дом | - Все остались на плаву? Наше путешествие заканчивается. Ура! Мы возвращаемся. Домашнее задание прочитать п 27, нарисовать иллюстрации к эпизодам поэмы Иллиада» Посадим дерево в честь героев заметой войны, где будут ваши листочки- оценки сегодняшнего урока. Зелёный- было интересно, я активно работал, жёлтые- повторил и закрепил материал, коричневый-не работал, но внимательно слушал. |
Приложение 1.
Карточки (раздаточный материал)
Карточка № 1
Археологические раскопки показали, что греки начали заселять запад Малой Азии ещё в XV – XIV в.в. до н. э. Переселение в Малую Азию связано с перенаселением Греции. Ощущая потребность в новых землях, Эллада всё дальше устремлялась на северо-запад Малой Азии. Около 1275 г. до н. э. в Трое произошло землетрясение. Этим решили воспользоваться греки.
Война с Троей требовала большой армии, но не все хотели идти на Трою. Однако страх перед главным организатором военного похода могущественным царём Микен Агамемноном заставил несогласных подчиниться. Незадолго до 1200 г. до н. э . Троя была полностью разрушена. Этой победой завершился период могущества ахеян (греков), после чего для них наступили долгие годы упадка.
Карточка № 2
Парис был судьёй в споре трёх главных греческих богинь: Геры, Афины и Афродиты – за звание самой красивой.
Он должен был вручить одной из них золотое яблоко (яблоко раздора) Парис присудил яблоко Афродите, и она помогла ему похитить самую прекрасную женщину Европы – Елену жену царя Спарты Менелая.
В поход за Еленой в Трою отправились 28 героев – царей, среди которых был хитроумный царь Итаки Одиссей. Благодаря его выдумке – огромному деревянному коню, в котором спрятались вооруженные греки, - на 10 году сражений была взята и разрушена Троя.
Приложение №2.
Описания к картинам-пазлам.
Эпизод «прощанье Гектора»
Так говоря, удалился от них шлемоблещущий Гектор.
Он подошел к своему для жизни удобному дому,
Но не нашел белолокотной там Андромахи в чертоге.
С сыном-младенцем она и с красиво одетой служанкой
В башне стояла, рыдая и горькой печалью терзаясь.
Близко к нему подошла, обливаясь слезами, супруга,
Стиснула руку, и слово сказала, и так говорила:
"О нехороший! Погубит тебя твоя храбрость! Ни сына
Ты не жалеешь младенца, ни матери бедной. И скоро
Буду вдовою я, скоро убьют тебя в битве ахейцы»…
Ей отвечая, сказал шлемоблещущий Гектор великий:
"Все и меня это сильно тревожит, жена; но ужасно
Я бы стыдился троянцев и длинноодеждных троянок,
Если б вдали оставался, как трус, уклоняясь от боя.
Эпизод «Поединок Гектора и Ахиллеса»
Ахиллес подошел к нему близко,
Грозный, как бог Эниалий, боец, потрясающий шлемом.
После того как, идя друг на друга, сошлись они близко,
Первым Пелиду сказал шлемоблещущий Гектор великий:
"Больше, Пелид, от тебя я не буду бежать, как доселе!
Так он сказал и, взмахнув, метнул длиннотенную пику.
Не промахнулся, в средину щита Ахиллеса ударил,
Но далеко от щита отскочила она.
Эпизод «Приам у Ахиллеса»
Приам же, моля Ахиллеса, такое сказал ему слово:
"Вспомни, подобный богам Ахиллес, об отце твоем милом!
Я ж, бесконечно несчастный, сынов народил превосходных
В Трое широкой, - и в жизни из них никого не осталось!
Кто же единственный был и единственный Трои защитник,
Тот был недавно тобою убит, защищая отчизну, -
Гектор. И ради него прихожу к кораблям я ахейским
Выкупить тело его, и несу неисчислимый выкуп.
Сжалься, Пелид, надо мною, яви уваженье к бессмертным,
Вспомни отца твоего! Я жалости больше достоин!
Делаю то я, на что ни один не решился бы смертный:
Руки убийцы моих сыновей я к губам прижимаю!"
Эпизод «Оплакивание Гектора»
Тело они положили. Певцов, зачинателей плача,
Возле него посадили, которые с грустным стенаньем
Песни плачевные пели, а жены им вторили стоном.
Плач белорукая после того зачала Андромаха,
Голову Гектора мужеубийцы обнявши руками:
"Молод из жизни ушел ты, мой муж дорогой, и вдовою
В доме меня покидаешь. И мал еще сын наш младенец,
Нами, злосчастными, на свет рожденный, тобою и мною.
Юности он не достигнет, я думаю. Прежде наш город
Будет разрушен. Погиб ты, хранитель его, защищавший
Трою саму, и почтенных супруг, и детей несмышленых!»
Приложение 3.
Греки и их союзники | Эпитеты | Троянцы и их союзники | Эпитеты |
Одиссей Ахиллес Патрокл
| Хитроумный Неуязвимый Отчаянный | Приам Гектор Парис | Сломленный, седовласый Мужественный, патриот Влюблённый |
Приложение 4
6. Крылатые выражения | Яблоко раздора Ахиллесова пята Троянский конь | Предмет, причина спора (основано на греческом мифе. Богиня Эрида покатила между гостей на свадебном пире золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». В числе гостей были богини Гера, Афина и Афродита, которые заспорили о том, кому из них получить яблоко. Спор их разрешил Парис, сын троянского царя Приама, присудив яблоко Афродите. В благодарность Афродита помогла Парису похитить Елену, жену спартанского царя Менелая, из-за чего и произошла Троянская война. Уязвимое место Коварные дары, несущие с собой гибель для тех, кто их получает; тайный, коварный замысел |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВИЧ/СПИД: Мифы и реальность.
Несмотря на то, что ВИЧ-инфекция распространилась до эпидемии и продолжает распространяться, часто молодые люди и подростки недостаточно хорошо информированы в этом вопросе. Информации, которую они по...
Мифы о детях с ограниченными возможностями здоровья
Человек любознателен с самого рождения. Изучая окружающий мир, познавая его, малыш растёт и развивается. На основе накопленных знаний и опыта выстраивается вся наша жизнь. Но что происходит, когда мы ...
Истории, мифы и легенды о женской шляпке.
По-моему, даму в шляпе забыть нельзя", - говорила Софи Лорен....
Разработка открытого классного часа, посвященного Дню пожилого человека «Возраст. Мифы и реальность»
Возрастание доли пожилого населения, изменение их роли в обществе в меняющихся социально-экономических условиях предполагает необходимость по-новому осмыслить феномен старения молодыми людьми.Современ...
Методическая разработка кураторского часа: " Мифы и реальность употребления алкоголя "
Кураторский час на тему: "Мифы и реальность употребления алкоголя" проводится в группах 3-го курса специальности 08.02.07 "Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кон...
«Наркомания: реальность и мифы»
8 февраля в группе 48 прошёл классный час на тему «Наркомания; реальность и мифы». Цель: целенаправленно формировать осознанное отрицательное отношение к наркотикам, содействовать сох...
Классный час «Электронные сигареты: Мифы и реальность» 19.03.2024
19 марта 2024 года в группе Ф321 был проведен классный час в виде круглого стола о вреде электронных сигарет. Многие молодые люди воспринимают электронные сигареты как "прикольный" гаджет, р...