Комплект контрольно-оценочных средств по обществознанию
тест на тему
Комплект контрольно-оценочных средств по обществознанию для специальностей гуманитарного, социально-экономического и технического профилей начального и среднего профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kos_obshestvo.doc | 389 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области
ГПБОУ ВО
«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
Обществознание
Общеобразовательный цикл
Базовая дисциплина
для специальностей гуманитарного, социально-экономического и технического профилей
Воронеж, 2015
Комплект контрольно-оценочных средств разработан в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и в соответствии с примерной программой дисциплины, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008.
Авторы - преподаватели ВГПГК Лесных Л. П., Трибунских Н. И.
СОДЕРЖАНИЕ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ,
ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ НА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ЗАЧЕТЕ.
3.ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право).
КОС включают контрольные материалы для проведения рубежного контроля в форме контрольной работы, текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
КОС разработаны на основании положений:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего (полного) общего образования 2004 г. в редакции 2012 г.;
-программы учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право.
Для подтверждения освоения дисциплины обязательна констатация наличия (освоения) всех или большинства требуемых умений и знаний по дисциплине «Обществознание» (включая экономику и право) и сформированности общих компетенций.
Формы контроля и оценивания элементов учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право)
Таблица 1
Элементы учебной системы (темы) | Форма контроля и оценивания | |
Текущий контроль | Промежуточная аттестация | |
Введение: Социальные науки. Специфика изучения объекта и методы его исследования. | Входной контроль (тест) | ДЗ |
1. Начало философских и психологических знаний о человеке и обществе. а) Общество как сложная динамическая система. б) Человек как творец и творение культуры. | Устный опрос, экспресс-опрос «термин-определение», оценка за выполнение практической работы, защита рефератов, работа в группах, написание эссе по теме: 1. «Есть три вида различной лжи….» 2. «Человек победивший себя, становиться непобедимым». 3. «Сущность бытия». | |
2. Духовная сфера общества. | Устный опрос, экспресс-опрос «термин-определение», оценка за выполнение практической работы, разработка схемы иерархии нормативно-правовых документов по культурным ценностям, оценка по результатам контрольной работы (тест), защита рефератов, работа с информационными источниками, создание презентаций, защита проектов. | |
3. Экономика | Устный опрос, экспресс-опрос «термин-определение» оценка за выполнение самостоятельной работы, решение кроссвордов, защита рефератов, работа со справочной литературой и историческими источниками. | ДЗ |
4. Социальные отношения. | Оценка за работу с текстом учебника, дополнительным материалом, справочным документом, карточками, заполнение таблиц. | |
5. Политика как общественное явление. | Устный опрос, экспресс-опрос «термин-определение» оценка за выполнение практической работы, оценка по результатам контрольной работы (тест), защита рефератов. | |
6. Право. | Устный опрос, экспресс-опрос «термин-определение», оценка за работу в группах, за выполнение практических работ, подготовка и защита рефератов, индивидуальных проектов, написание эссе, тестирование «Уровень правовой культуры», оценка за выполнение карты-задания. |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ,
ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ НА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ЗАЧЕТЕ.
Знания и умения указаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право). Показатели оценки результата указаны в ниже представленных таблицах 2 и 3.
Сформированность общих компетенций может быть подтверждена как изолированно, так и комплексно. В ходе дифференцированного зачета предпочтение отдается комплексной оценке сформированность общих компетенций. Показатели оценки результата указаны в ниже представленной таблице 4. Процесс формирования общих компетенций отслеживается в процессе освоения учебной дисциплиной «Обществознание» (включая экономику и право) по завершению ее освоения.
В результате аттестации по учебной дисциплине «Обществознание» (вклю-
чая экономику и право) осуществляется комплексная проверка (оценка) сле-
дующих умений и знаний, а также динамики формирования общих компетен-
ций.
Таблица 2
Освоенные умения | Формы и методы контроля и оценки | Показатели оценки результата |
У1. Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; Осуществить поиск социальной информации, представленной в знаковых схемах, таблицах, диаграммах и др., аудиовизуальный ряд). | Текущий контроль: Оценка практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). | Оценка за выполненные работы. |
У2. Оперировать информационными объектами и источниками. Различать в представленной и информации факты и мнения разных авторов, уметь анализировать информацию. | Текущий контроль: Оценка индивидуальной работы, групповой, устный опрос. | Оценка за выполненные работы. |
У3. Анализировать тенденции развития общества в целом, как сложной динамической системы, а так же важнейших социальных институтов государства и права. | Текущий контроль: Оценка занятий, беседа, групповая работа, тестирование. | Оценка за выполненные работы. |
У4. Уметь характеризовать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений. | Текущий контроль: Оценка работы с текстом учебника, внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания). | Оценка за выполненные работы. |
У5. Извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно- популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизирует, анализирует и обобщает неупорядоченную социальную ин- формацию; различает в ней факты и мнения, аргументы и выводы | Текущий контроль: Устный опрос. Составление конспекта. Составление плана ответа. Индивидуальная работа. Групповая работа. | Оценка за выполненные работы. |
У 6.Описывать причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества) | Текущий контроль: Устный опрос. Работа в группах. | Оценка за выполненные работы. |
Таблица 3
Освоенные знания (знать/понимать) | Формы и методы контроля и оценки | Показатели оценки результата |
З 1. Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность современного общества. | Текущий контроль: Устный опрос, беседы, самостоятельное составление таблиц, схем, оценки по ре- зультатам выполнения практических ра- бот. | Оценка за выполненные работы. |
З 2. Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных от- ношений. | Текущий контроль: Опрос, терминологический диктант, хронологический тест, оценка практических работ. | Оценка за выполненные работы. |
З 3 Тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов. | Текущий контроль: Построение пирамиды «Иерархия уровней социологического значения общества». Устный (фронтальный) опрос на занятиях по пройденной теме. | Оценка за выполненные работы. |
З 4. Особенности социально-гуманитарного познания | Текущий контроль: Практические задания, выполнение индивидуальных заданий. | Оценка за выполненные работы. |
З5. Основные понятия предмета | Текущий контроль: Устный, письменный, тестовый. | Оценка за выполненные работы. |
Таблица 4
Освоенные общие компетенции | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - эффективность самостоятельной работы при изучении дисциплины; - выступление рефератами по темам своей профессии. | Оценка за выполненные работы. Наблюдение, оценка результатов деятельности. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | - правильная последовательность выполнения действий на практических работах во время освоения учебной дисциплины в соответствии с инструкциями; - обоснованность выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач, проблемных ситуаций. | Оценка за выполненные работы. Самооценка. |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | - правильная оценка рабочей ситуации в соответствии с поставленными целями и задачами через выбор соответствующих программ, инструментов. - самостоятельность текущего контроля и корректировка в пределах своих компетенций выполняемых работ; - полнота представлений за последствия некачественно и несвоевременной выполненной работы. | Оценка за выполненные работы. Самооценка. |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Поиск информации в научных текстах, исторических источниках, СМИ, Интернете. | Самооценка. |
ОК 5. Использовать ин- формационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - использование информационно – коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. | Оценка за выполненные работы. Самооценка. |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде. | - степень развития и успешность приме- нения коммуникационных способностей на практике (в общении с сокурсниками в ходе обучения); - полнота, понимание и четкость представлений того, что успешность и результативность выполненной работы зависит от согласованности действий всех участников команды работающих; - владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в коллективе. | Оценка за выполненные работы. Самооценка. |
3.ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Формой освоения теоретического курса учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право) является дифференцированный зачет.
Дифференцированный зачет проводится на завершающем этапе освоения учебной дисциплины «Обществознание». Зачет проводится в форме тестирования с элементами письменных контрольных вопросов.
Дифференцированный зачет по дисциплине «Обществознание» (включая экономику и право) преследует цель оценить работу обучающегося за курс, по-
лученные теоретические и практические знания, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач (приложение 4).
Типовые задания для оценки умений и знаний (таблица 5).
Таблица 5
Типовые задания для оценки умений и знаний
Тема | Приложение |
1.Введение (входной контроль). | Приложение № 1. |
2. Контрольная работа № 1. | Приложение № 2. |
3. Контрольная работа № 2. | Приложение № 3. |
4 Дифференцированный зачет по дисциплине «Обществознание» (включая экономику и право). | Приложение № 4. |
Таблица 6
Оценка сформированности общих компетенций.
№ тем | Выполнение проекта | Работа в малых группах | Решение ситуационной или проблемной задачи | Индивидуальное выполнение практической работы |
Введение | ОК- 1-6 | |||
Общество как сложная динамическая система | ОК - 3,4 | ОК – 4,5 | ОК – 1,6 | |
Человек как творец и творение культуры | ОК - 3,4 | ОК – 4,5 | ОК – 1,6 | |
Духовная культура личности и общества | ОК - 3,4 | ОК – 4,5 | ОК – 1,6 | |
Роль государства в экономике | ОК - 3,4 | ОК – 4,5 | ОК – 1,6 | |
Социальная роль и стратификация | ОК – 2, 3, 4, 6 | ОК - 3,4 | ОК – 4,5 | ОК – 1,6 |
Политика и власть | ОК - 3,4 | ОК – 4,5 | ОК – 1,6 | |
Правовое регулирование общественных отношений | ОК - 3,4 | ОК – 4,5 | ОК – 1,6 |
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1
Входные тестовые задания предмета:
«Обществознание» (включая экономику и право)
Вариант №1
1.Гражданин К.был уволен с работы. Для установления законности увольнения
он может обратиться
1) к депутату парламента
2) в суд
3) к президенту
4 )в профсоюз
2.В Государственной Думе происходит обсуждение нового законопроекта о
льготном налогообложении Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?
1) политическая
2) экономическая
3) духовная
4)социальная
3. Человек в отличие от животного способен
1)совершать привычные действия
2) предварительно обдумывать свои действия
3) проявлять эмоции
4) заботиться о потомстве
4. Страна А.с населением в 15млн.человек расположена в южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности страны А. к обществам традиционного типа?
1)верховная власть в стране передается по наследству
2)слабо развита сеть услуг
3)в стране проживает многонациональное население
4)основу хозяйства страны составляет аграрное производство
5. В государстве М. в руках президента сосредоточены полномочия главы правительства и главы государства. Какая форма правления в государстве М.
1) президентская республика
2) парламентская республика
3) федеративное государство
4) унитарное государство
6. Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?
А. В демократическом государстве исключены случаи нарушения прав человека
Б. В демократическом государстве закон гарантирует защиту прав национальных меньшинств
1) Верно только А.
2) Верно только Б
3) Оба суждения верны
4) Оба суждения неверны
7. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует ее как:
1) личность;
2) администратора;
3) интеллигентного человека;
4) профессионала;
8. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти; Б.
Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребно-
стей общества;
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны;
9. В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли
революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество Б.?
1. традиционному; 3) аграрному;
2. индустриальному; 4) информационному
10. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?
А. Глобальные проблемы угрожают существованию человечества как биологического вида;
Б. Глобальные проблемы не могут быть решены в отдельных странах, регионах
мира;
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения верны
11. Социальной потребностью человека является потребность в:
1) пище и воде; 3) физическом движении;
2) воздухе; 4) общении;
12. Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни
общества?
1)производителей и потребителей;
2) партий и государства;
3) родителей и детей
4) писателей и читателей;
13. Какой пример иллюстрирует связь общества и природы?
1) создание экологических заказников и заповедников;
2) проведение реформы системы образования;
3) существование сословного деления общества;
4) очередные выборы депутатов парламента;
14. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность проявляется в физических качествах и особенностях человека
Б. Формирование личности происходит на протяжении всей жизни человека.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны;
15. . Установите соответствие между правомочиями собственника и их содержанием
Правомочия Содержание
а) владение 1) возможность эксплуатации
имущества путем извлечения из него полезных свойств
б) пользование 2) нахождение вещи в собственности
в) распоряжение 3) возможность определения
юридической судьбы вещи путем изменения ее принадлежности, состояния.
16. Передача или продажа государственного имущества в частную собственность
а) приватизация б) национализация
в) протекционизм г) меркантилизм
17. Нормы права в отличие от норм морали
1)регулируют общественные отношения
2) обеспечиваются силой общественного мнения
3) соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле
4) выражаются в официальной форме.
18. Конституционной обязанностью гражданина является
1) работа на предприятии
2) участие в выборах
3)защита Отечества
4) членство в политических партиях
19. Верны ли следующие суждения о возникновении правоспособности и дее-
способности.
А. Правоспособность физического лица наступает с момента получения пас-
порта
Б. Полная дееспособность физического лица наступает с 18 лет.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны;
20. Здания заводских цехов, производственные помещения, станки относятся к
одному из основных факторов
1) капиталу
2)земле
3)предпринимательству
4)труду
21. В приведенном списке указаны черты сходства и различия традиционного и
индустриального обществ. Выберите и запишите в первую колонку таблицы
порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.
1) развитие промышленности;
2) наличие норм общественной жизни
3) признание прав и свобод граждан;
4) создание культурных ценностей;
Черты сходства | Черты различия |
22. Установите соответствие
Факты | Сферы жизни общества |
А) производство товаров и услуг; 1) экономическая;
Б) отношения «отцов» и «детей»; 2) социальная;
В) межнациональный конфликт;
Г) оказание банковских услуг;
23. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено
соответствующей буквой.
А.Проблема сохранения мира является одной из глобальных проблем современности. Б.Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо. В. Проведенные расчеты показывают, что существующий арсенал оружия способен уничтожить все живое на земле.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) оценочный характер
Запишите в таблицу
А | Б | В |
24. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «факторы производства». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Налоги, 2) предпринимательские способности,
3) капитал, 4) земля, 5) труд, 6) акции.
25.. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль. Этот пример иллюстрирует право собственника
а) распоряжаться имуществом
б) пользоваться имуществом
в) владеть имуществом
г) наследовать имущество.
Вариант 2.
1.Установите соответствие между правомочиями собственника и их содержанием
Правомочие | Содержание |
а) владение 1) возможность эксплуатации
имущества путем извлечения из
него полезных свойств
б) пользование 2) нахождение вещи в
собственности
в) распоряжение 3) возможность определения
юридической судьбы вещи
путем изменения ее
принадлежности, состояния.
2. Кто является источником власти в демократическом обществе?
а) народ
б) представители крупного бизнеса
в) передовой общественный класс
г) интеллектуальная элита общества
3. Верны ли следующие суждения о политике?
Политика – это деятельность
А. по управлению государством
Б. по осуществлению власти в обществе..
1) верно только А;
2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4)
оба суждения неверны;
4. Полезные ископаемые, вода, лес относятся к одному из основных факторов
1) капиталу
2)земле
3)предпринимательству
4)труду
5. Верны ли следующие суждения о возникновении правоспособности и дееспособности.
А. Правоспособность физического лица наступает с момента получения
паспорта
Б. Полная дееспособность физического лица наступает с 18 лет.
1) верно только А; 3) верны оба суждения
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны
6. Гражданин К.был уволен с работы. Для установления законности увольнения он может обратиться
1) к депутату парламента
2) в суд
3) к президенту
4) в профсоюз
7. В Государственной Думе происходит обсуждение нового законопроекта о
льготном налогообложении Какой вид деятельности иллюстрируется этим
примером?
1) политическая
2)экономическая
3)духовная
4)социальная
8. Человек в отличие от животного способен
1)совершать привычные действия
2)предварительно обдумывать свои действия
3) проявлять эмоции
4)заботиться о потомстве
9. Страна А.с населением в 15млн.человек расположена в южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности
страны А. к обществам традиционного типа?
1)верховная власть в стране передается по наследству
2)слабо развита сеть услуг
3)в стране проживает многонациональное население
4)основу хозяйства страны составляет аграрное производство
10. В государстве М. в руках президента сосредоточены полномочия главы
правительства и главы государства. Какая форма правления в государстве М.
а) президентская республика
б) парламентская республика
в) федеративное государство
г) унитарное государство
11. Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?
А. В демократическом государстве исключены случаи нарушения прав человека
Б. В демократическом государстве закон гарантирует защиту прав национальных меньшинств
а) Верно только А.
б) Верно только Б
в) Оба суждения верны
г) Оба суждения неверны
12. Верны ли следующие суждения о налогах
А. Налоги – единственный источник финансирования государственных про-
грамм. Б. Налоги – обязательные платежи граждан и хозяйственных
организаций, взимаемые в пользу государства.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Оба суждения неверны
13. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти;
Б. Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей общества;
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны;
14. В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, про-
изошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень
образованности населения очень высок. К какому типу относится общество Б.?
1)традиционному; 3) аграрному;
2)индустриальному; 4) информационному
15. В приведенном списке указаны черты сходства и различия традиционного
и индустриального обществ. Сначала выпишите черты сходства, а потом
различия.
1) развитие промышленности;
2) наличие норм общественной жизни
3) признание прав и свобод граждан;
4) создание культурных ценностей;
16. Социальной потребностью человека является потребность в:
1) пище и воде; 3) физическом движении;
2) воздухе; 4) общении;
17. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность проявляется в физических качествах и особенностях человека
Б. Формирование личности происходит на протяжении всей жизни человека.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны;
18. Получение наследства регулируется правом
а) административным
б) семейным
в) трудовым
г) гражданским
19. Признаком тоталитарного режима является:
а) монополия на власть одной политической партии
б) невмешательство государства в дела гражданского общества
в) обязанность граждан подчиняться законам
г) осуществлении выборов в органы государственной власти на альтернатив-
ной основе
20. Нормы права в отличие от норм морали
а) регулируют общественные отношения
б) обеспечиваются силой общественного мнения
в) соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле
г) устанавливаются государством
21.Переход предприятий из рук частных предпринимателей в государственную
собственность составляет суть
а) национализации б) инфляции
в) приватизации г) разгосударствления
22. Продажа или безвозмездная передача государственного имущества в собственность физических и юридических лиц называется _____________
23.Верховенство и полнота власти внутри страны и ее независимость во
внешней политике – это
а) политический режим
б) форма правления
в) государственный суверенитет
г) форма территориального устройства
24. Верны ли следующие суждения о налогах
А. Налоги – единственный источник финансирования государственных программ.
Б. Налоги – обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемые в пользу государства.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Оба суждения неверны
25. Хозяйственная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на получение прибыли называется _____________.
Приложение 2.
Контрольная работа № 1.
Предмет: «Обществознание» (включая экономику и право)
Вариант I
1. Общество, в отличие от природы
1) развивается закономерно 2) подвержено изменениям
3) творит культуру 4) является динамической системой
2. Экологический кризис относится к глобальным потому, что
1) затрагивает существование большинства землян 2) возник в эпоху экономической глобализации 3) порожден внеземными силами 4) не поддается
регулированию
3. Что из перечисленного характеризует постиндустриальное общество?
1) религиозный характер культуры 2) переход от натурального к товарному
производству 3) завершение промышленного переворота 4) развитие
информационных технологий
4. Страна А. с населением в 15 млн. человек расположена в южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществу традиционного типа?
1) основу хозяйства составляет аграрное производство 2) в стране проживает
многонациональное население 3) слабо развита сеть услуг 4) верховная
власть в стране передается по наследству
5. Верны ли следующие суждения о характере общественных изменений?
А. Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса.
Б. Темп общественных изменений возрастает.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не-
верны
6. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность в
1) трудовой деятельности 2) нормальном теплообмене 3) сохранении здоровья 4) физической активности.
7. Какой признак характеризует человека как личность?
1) физическое и психическое здоровье 2) особенности внешности
3) активная жизненная позиция 4) принадлежность к Homo sapiens
8. Деятельность человека и поведение животного характеризуются
1) механизмом самоконтроля 2) удовлетворением потребностей
3) выдвижением цели 4) осознанием выбора средств
9. Деятельность человека — это
1) форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и
самосовершенствование
2) процесс обмена информацией между людьми как равноправными субъектами познавательной и преобразовательной деятельности
3) система поступков и действий человека по обеспечению им своего существования, по взаимодействию с другими людьми
4) форма активности человека, основное содержание которой - отражение объективной реальности в его сознании, а результат — получение нового знания о себе.
10. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся
1) привычки 2) влечения 3) мотивы 4) эмоции
11. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?
А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.
Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической
программе.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
12. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности человека?
А. Человек овладевает знаниями в процессе изучения основ наук.
Б. Человек овладевает знаниями в ходе практической деятельности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения
неверны
13. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры.
Объектом данной деятельности являются
1) игровые умения младших школьников 2) старшеклассники, проводящие занятия
3) компьютеры, за которыми ведется обучение 4) компьютерные игры
14. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно
происходит
1) отражение внешних признаков познаваемого объекта 2) теоретическое
обобщение результатов наблюдений 3) формулировка возможных ответов на
возникающие вопросы
4) построение предположений, основанных на опыте
15. Представление — это
1) чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в сознании (памяти) после окончания непосредственного воздействия на органы чувств
2) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые
непосредственно воздействуют на органы чувств
3) отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа
4) форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов, явлений.
16. Относительная истина – это
1) непроверенное знание 2) научно не обоснованное знание
3) знание, противоречащее устоявшимся представлениям 4) неполное знание.
17. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. В социальном познании его субъект и объект совпадают.
Б. В социальном познании активно используется эксперимент.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не-
верны
18. Социальное неравенство проявляется в различии
1) доходов 2) способностей 3) темпераментов 4) духовных запросов
19. Для характеристики разделения общества на социальные группы используется
понятие
1) социальная мобильность 2) социальная стратификация
3) социальная интеграция 4) социальная дискриминация
20. К восходящей социальной мобильности относят
1) повышение по службе 2) создание семьи 3) рождение ребенка 4) вы-
ход на пенсию
Часть 2.
1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Уровни научного познания
…… теоретический
2. Ниже приведен перечень потребностей. Все они, за исключением одной, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека. Найдите и укажите термин, связанный с другим понятием.
Биологические, физиологические, социальные, органические, естественные.
3. Установите соответствие
ОБЩЕСТВЕННЫЕ СФЕРЫ - СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ИНСТИТУТЫ
1) политическая А) религия, искусство, театр
2) экономическая Б) торговля, банк, биржи
3) социальная В) власть, суды, парламент
4) духовная Г) классы, нации, сословия
4. Найдите в приведенном списке позиции, относящиеся к духовной сфере жизни
общества
1. развлекательная телепередача 2. научное исследование 3. повышение
по службе 4. судебное разбирательство 5. образовательный процесс
6. сословные различия
5. Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
(1) В Новгороде действует специальный центр общественного движения «Женский парламент», где для жительниц города и области проводят семинары преподаватели и психологи из России и зарубежных стран. (2) Администрация Новгородской области выделила «Женскому парламенту» 120 тысяч рублей. (3) радует то, что деньги, скорее всего, будут израсходованы на реализацию программы «Развитие лидерских качеств женщины». (4) Для будущего города важно, что новгородчанки будут лучше ориентироваться в современном мире и смогут конкурировать с мужчинами в бизнесе и политике.
6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Характеристика общества как ___ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры.
Е. основными элементами являются ____(2) общественной жизни и социальные
институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ____ (3) общества. ___ (4) в каждой сфере решают важные социальные задачи.
Они обеспечивают производство и распределение различных видов ___ (5), а также управление совместной ___ (6) людей.
A) целостность Б) система B) общество Г) социальные блага Д)
сфера Е) производство Ж) культура 3) социальные институты И) деятельность
Часть 3.
Перечислите любые три черты, характеризующие общество как открытую динамическую систему.
Вариант 1 (ответы)
Часть 1.
1. 3
2. 1
3. 4
4. 1
5. 2
6. 1
7. 3
8. 2
9. 1
10. 3
11. 2
12. 3
13. 1
14. 2
15. 1
16. 4
17. 1
18. 1
19. 2
20. 1
Часть 2.
1. Эмпирический – 1балл
2. Органические - 1 балл
3. ВБГА - 2 балла
4. 125 - 2 балла
5. ААББ - 2 балла
6. БДАЗГИ - 2 балла
Часть 3.
1. Связь общества с природой
2. Наличие подсистем и других структурных единиц
3. Взаимосвязь частей и элементов общественной структуры
4. Постоянные изменения в жизни общества
(3 черты – 2 балла; 1-2 – 1 балл)
Контрольная работа № 1
Предмет: «Обществознание» (включая экономику и право)
Вариант 2
1. Природа, в отличие от общества
1) испытывает влияние человеческой деятельности 2) является средой
обитания человека 3) изменяется в направлении от низшего к высшему 4)
способна развиваться независимо от человека
2. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества.
Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической духовной сферы общества
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения
неверны
3. Какое понятие характеризует как общество, так и природу?
1) система 2) весь материальный мир 3)формы и способы взаимодействия
людей
4) этап исторического развития
4. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. В современную эпоху прогресс охватил все области общественной жизни.
Б. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения
неверны
5. Какой признак присущ традиционному обществу?
1) развитое фабричное производство 2) создание основного продукта в сельском хозяйстве 3) завершение промышленного переворота 4) высоко-
развитая инфраструктура
6. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с
другими людьми, характеризуют его как
1) индивида 2) индивидуальность 3) организм 4) личность
7. Верны ли следующие суждения о сущностных чертах личности?
А.Сущностные черты личности обнаруживаются при изучении биологического
строения человека.
Б. Сущностные черты личности обнаруживаются посредством изучения взглядов человека на природу, общество, других людей.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения
неверны
8. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает:
1) знания, умения и навыки 2) чувства, память и волю 3) строение тела, силу и
ловкость 4) темперамент, внимание, воображение
9. Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектом данной деятельности являются
1) советы и рекомендации родителей 2) грядки с огурцами 3) старшие подростки; 4) инструменты и дачный инвентарь
10. К потребностям, связанным с природными свойствами человека, относятся поребности в:
1) уважении со стороны других 2) творческом самовыражении 3) общественном признании 4) физическом развитии
11. Изготовление орудий труда, необходимых для охоты (луков, стрел, охотничьего оружия), представляет собой пример деятельности
1) материально-производственной 2) ценностно-ориентировочной
3) прогностической 4) социально-преобразовательной
12. Что из перечисленных проявлений относится к сфере бессознательного?
1) твердое убеждение 2) благородное намерение
3) целенаправленное припоминание 4) творческое озарение
13. Житейские знания основаны на
1) эстетическом отношении к действительности 2) здравом смысле
3) интуитивном озарении 4) научном обобщении фактов
14. Только в процессе научного познания происходит
1) объяснение объективно действующих законов 2) применение знаний на
практике
3) отрицание предыдущих достижений познавательного процесса
4) формирование целостного образа мира
15. Верны ли следующие суждения об общении?
А. В процессе общения происходит обмен идеями, эмоциями, материальными предметами.
Б. В процессе общения осуществляется социализация личности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения
неверны
16. Истинное знание в отличие от ложного
1) добывается в процессе познавательной деятельности 2) соответствует пред-
мету познавательной деятельности 3) представляется с использованием научных
терминов
4) всегда теоретически обосновано
17. Верны ли следующие суждения о результатах познавательной деятельности?
А. Результат познания зависит от установок, целей и предыдущего опыта познающего
субъекта.
Б. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения
неверны
18. К среднему классу в экономически развитых странах относятся
1) неквалифицированные рабочие 2) менеджеры крупных предприятий
3) владельцы небольших фирм 4) лица, занятые физическим трудом
19. Сословное деление общества отражает
1) вид государственного устройства 2) тип социальной стратификации
3) характер экономических связей 4) особенность политической сис-
темы
20. Переход людей из одной социальной группы в другую называется
1) социальной дифференциацией 2) социальной мобильностью
3) социальным лифтом 4) социальными изменениями
Часть 2.
1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
критерии социальной ...
уровень виды культурные уровень
доходов деятельности ценности образования
2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «истина». Найдите и укажите термин, связанный с другим понятием.
Соответствие действительности; знание; конкретность; процесс; субъективность.
З. ОСОБЕННОСТ ТИПЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
СТРАТИФИКАЦИИ
A) юридическое закрепление прав 1) кастовая
и обязанностей за основными 2) сословная
социальными группами 3) классовая
Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества
B) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую
Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах
его оплаты
Д) запрет на браки с представителями других групп
4. Найдите в приведенном списке социальные потребности человека и укажите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания. Потребности:
1) в сне 2) в общении 3) в достижении статуса 4) в пище 5) в труде
6) в творчестве
5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)С появлением первых государств зародилось и право. (2) Современные демократические государства имеют разветвленную правовую систему. (3) Однако она далеко не всегда эффективна в защите интересов граждан. (4) Нельзя не признать, что и правовая культура населения остается низкой.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Понятие «____» (1) получило распространение с конца 1960-х гг. так принято называть проблемы, носящие ___(2) характер. Они затрагивают интересы каждого народа,
каждого человека, их решение возможно только совместными усилиями всех людей.
От того. В каком направлении будут осуществляться их решение, зависит ___(3) человечества как биологического вида. В этих проблемах также проявляется ____(4) социальных и природных основ жизни общества и отдельного человека. Одна группа
проблем связана с отношениями между государствами. Устранение__(5) экономического развития, сохранение мира — это одновременно и решение проблемы здоровья людей, и проблемы качества освоения природных ресурсов. Прекращение __ (6) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе.
А) выживание Б) общественный В) глобальные проблемы Г) гонка вооружений
Д) неравномерность Е) глобализация Ж) общечеловеческих 3) динамичность
И) неразрывность
Часть 3.
1. Назовите три вида общения и проиллюстрируйте каждый из них примером.
Вариант 2 (ответы)
1. 4
2. 3
3. 1
4. 4
5. 2
6. 4
7. 2
8. 1
9. 3
10. 4
11. 1
12. 4
13. 2
14. 1
15. 2
16. 2
17. 3
18. 3
19. 2
20. 2
Часть 2.
1. Стратификации - 1балл
2. Процесс - 1 балл
З. 22131 -2 балла
4. 2356 - 2 балла
5. ААББ - 2 балла
6. ВЖАИДГ - 2 балла
Часть 3. – 3 балла
1. Общение между реальными субъектами; примеры
2. Общение реального субъекта с иллюзорными партнерами
3. Общение реального субъекта с воображаемым партнером
4. Общение воображаемых партнеров
Приложение 3
Контрольная работа № 2
Предмет: «Обществознание» (включая экономику и право)
Вариант I
А1. И общество, и природа
1) являются динамическими системами 2) создаются в процессе целенаправленной деятельности людей 3) развиваются независимо от сознания людей 4) носят характер закрытых систем
А2. Революция и реформа являются
1) социальными институтами 2) формами общественных преобразований
3) элементами общества как системы 4) видами социальных связей
А3. Сущность проблемы Север – Юг заключается в
1) истощении природных ресурсов 2) разрыве в уровне экономического развития
регионов планеты 3) формировании сети международных террористических
организаций 4) росте культурного многообразия
А4. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А. Процессы, происходящие в одной сфере жизни, как правило, не влияют на процессы, происходящие в других ее сферах.
Б. Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения
неверны
А5. Какая социальная тенденция проявляется в условиях перехода к постиндустриальному обществу?
1) рост числа занятых в сфере информационных технологий 2) ослабление позиций среднего класса 3) увеличение притока сельского населения в города 4) ликвидация люмпенства как социального явления
А6. Человек, в отличие от животного, способен
1) проявлять эмоции 2) заботиться о потомстве 3) предварительно обдумывать свое поведение 4) удовлетворять свои потребности
А7. Известный писатель работает над новым произведением. Какой вид деятельности иллюстрируется данным примером?
1) экономическая 2) социальная 3) политическая 4) духовная
А8. Артисты государственного драматического театра играют новый спектакль по пьесе современного автора. Укажите субъект этой деятельности.
1) театральное представление 2) театральная труппа 3) декорации 4) драматический театр
А9. К существенным признакам, отличающим труд от игры, относится
1) наличие партнера 2) целесообразность 3) результативность 4) активный характер
А10. Верны ли следующие суждения о свободе личности?
А. Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным нормам
Б. Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения
неверны
А11. Верны ли следующие суждения о формировании личности?
А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.
Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения
неверны
А12. Верны ли следующие суждения о формах чувственного и рационального познания?
А. Ощущение, восприятие, понятие — это формы чувственного познания.
Б. Представление, суждение, умозаключение — это формы рационального познания.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения
неверны
А13. Определение: «Чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств» относится к понятию
1) гипотеза 2) представление 3)восприятие 4) ощущение
А14. Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется
1) критерием истины 2) объективной истиной
3) относительной истиной 4) абсолютной истиной
А15. Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Это пример деятельности
1) материально-производственной 2) учебно-познавательной
3) ценностно-ориентировочной 4) социально-преобразовательной
А16. Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях?
1) материально-производственной 2) социально-преобразовательной
3) духовно-практической 4) духовно-теоретической
А17. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом
этой деятельности выступает
1) земля 2) земледелец 3) выращиваемая культура 4) техника
А18. Кастовый строй является разновидностью
1) политического режима 2) государственного устройства
3) социальной стратификации 4) экономической системы
А19. В 20-30-е годы прошлого века значительная часть населения СССР изменила
свой социальный статус. Так, многие крестьян стали рабочими, представители
знати утратили свои привилегии. Эти факты отражают процесс
1) социальной мобильности 2) экономической дифференциации
3) политической стабилизации 4) социальной стратификации
А 20. Социализация личности заключается в (во)
1) приобщении к миру человеческой культуры 2) создании человеком того, чего нет в природе 3) индивидуальных особенностях сознания человека
4) взаимосвязях между отдельными людьми
Часть В.
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме:
…
биологические социальные духовные престижные экзистенциальные
В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «структура деятельности».
Субъект, цель, средства, индивид, объект, результат.
В3. Установите соответствие.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОНЯТИЯ
1) Человек, активно осваивающий и целенаправленно А) индивид
преобразующий природу, общество и самого себя Б) индивидуальность
2) отдельно взятый представитель всего рода человеческого В) личность
3) неповторимое своеобразие человека, набор его
уникальных свойств
В4. Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие социальную при-
роду человека.
1) интересы 2) мировоззрение 3) физиология 4) умения
5) наследственность 6) идеалы
В5. Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
(1) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не
только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (2) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести
к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (3) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS-зависимость». (4) Специалисты отделения вредных
привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием,
могут писать SMS сообщения по семь и более часов в день.
В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
На нашей планете существуют страны, резко различающиеся по своему общественно-экономическому ____(1) и соответственно по уровню ___ (2) населения.
С одной стороны, существует сравнительно небольшая группа___(3), с другой — большое число государств, в которых экономическое развитие характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является низким. Экономика___(4) основывается на добыче и экспорте сырьевых ресурсов. Отсталые и среднеразвитые страны составляют ___(5) населения планеты — около пяти миллиардов из шести. Общая тенденция современного развития, к сожалению, такова, что ____(6) между «золотым миллиардом» и остальной частью человечества не сокращается, а возрастает.
A) развитые страны Б) общество B) отсталые страны Г) подавляющее большинство Д) решение Е) уровень Ж) благосостояние 3) разрыв
И) развитие
Часть С.
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»?
Привлекая знания из курса «Обществознание», составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях.
Вариант 1 (ответы)
А1. 1
А2. 2
А3. 2
А4. 2
А5. 1
А6. 3
А7. 4
А8. 2
А9. 3
А10. 3
А11. 4
А12. 4
А13. 4
А14. 4
А15. 2
А16. 4
А17. 2
А18. 3
А19. 1
А 20. 1
Часть В.
В1.Потребности
В2. Индивид.
В3. ВАБ
В4. 1246
В5. АБАА
В6. ИЖАВГЗ
Часть С.
1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – ЭТО МНОГООБРАЗНЫЕ СВЯЗИ,
ВОЗНИКАЮЩИЕ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ И ВНУТРИ НИХ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ.
Приложение 4
Контрольная работа № 2
Предмет: «Обществознание» (включая экономику и право)
Вариант II
А1.Проявлением взаимозависимости общества и природы служит
1) экологический кризис 2) возрастание солнечной активности
3) кризис перепроизводства 4) усложнение общественной жизни
А2. Верны ли следующие суждения о сферах жизни общества?
А. Сферы общественной жизни являются подсистемами общества как целого
Б) Все сферы жизни общества неразрывно связаны между собой
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения
неверны
А3. Среди наук о человеке и обществе отдельные социальные институты, процессы,
социальные группы и общности являются предметом изучения
1) экономики 2) политологии 3) социологии 4) правоведения
А4. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?
1) аграрный тип общества 2) неразвитость институтов частной собственности
3) особая ценность человеческой индивидуальности 4) преобладание коллективистских форм сознания
А5. Верны ли следующие суждения об обществе и природе?
А. С ходом истории воздействие общества на природу возрастает.
Б. Природа – неисчерпаемая кладовая ресурсов для человечества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения
неверны
А6. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как
1) индивида 2) индивидуальность 3) организм 4) личность
А7. Социальной сущностью человека обусловлены его потребности в
1) понимании 2) отдыхе 3) питании 4) самосохранении
А8. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А.Одним из проявлений свободы человека выступает возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями.
Б.Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.
1) верно только А 2) верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения
неверны
А9.Учащиеся колледжа проходят практику на предприятии, производящем электронное оборудование. Деятельность учащихся является примером деятельности:
1) материально-производственной 2) учебно-познавательной
3) ценностно-ориентировочной 4) социально-преобразующей
А10. Какой признак характеризует человека как личность?
1) особенности внешности 2) общественная активность
3) свойства темперамента 4) физическое развитие
А11. Все формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, — это
1) адаптация 2) образование 3) воспитание 4) социализация
А12. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.
Б. Новорожденный человек является личностью.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не-
верны
А13. Результатом самопознания, в частности, является
1) накопление знаний о человеке и природе 2) познание ценностей общества
3) изучение социальных норм 4) представление о своих способностях
А14. Форма активности человека, направленная на преобразование окружающей действительности, - это
1) потребность 2) мотив 3) целеполагание 4) деятельность
А15. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?
А. Не только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях.
Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это
свойственно исключительно научному познанию.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не-
верны
А16. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?
1) описание фактов 2) проведение наблюдений 3) накопление экспериментальных данных 4) выдвижение гипотезы
А17. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.
Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не-
верны
А18. Касты, сословия, классы – это
1) типы социальной стратификации 2) этапы развития государства в новое время
3) социальные группы, присущие средневековому обществу 4) элементы социального статуса личности
А19. Социальное неравенство выражается в
1) изменении социального статуса человека 2) разном доступе к социальным
благам
3) многообразии социальных норм 4) особенностях поведения людей
А20. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Получение образования является средством социальной мобильности
Б. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не-
верны
Часть В.
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме:
Структура деятельности
мотив цель средства … результат
В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «биологические потребности человека».
Воспроизводство рода, питание, дыхание, движение, общение, отдых.
В3. Установите соответствие:
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А) создание необходимых людям благ 1) игра
Б) наличие воображаемой обстановки 2) общение
В) обязательное использование языка 3) труд
Г) необходимость специальной подготовки
В4. Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу.
1) приоритет коллективистских ценностей 2) рост численности рабочего класса
3) высокая социальная мобильность 4) использование информационных технологий
5) глобализация экономики и ресурсов 6) резкий подъем рождаемости
В5.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (2) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (3) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (4) Все действия человека продуманны и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют
свой ________ (1). Это явление получило название социальной ________ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________ (4).
________ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
А) миграция Б) мобильность В) горизонтальная Г) институт Д) статус
Е) вертикальная Ж) группа З) стратификация И) маргинализация
Часть С.
1. Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.
Вариант 2 (ответы)
А1. 1
А2. 3
А3. 3
А4. 3
А5. 1
А6. 4
А7. 1
А8. 3
А9. 2
А10. 2
А11. 4
А12. 1
А13. 4
А14. 4
А15. 1
А16. 4
А17. 3
А18. 1
А19. 2
А20. 3
Часть В.
В1. Действия
В2. Общение
В3. 3123
В4. 23
В5. ААББ
В6. ДБВАЕГ
Часть С.
1. Наличие ролевой системы
2. Совокупность учреждений
3. Регулирующих правил
4. Важных общественных функций
Дифференцированный зачет по предмету «Обществознание» включая экономику и право.
Контрольные вопросы по обществознанию
Вариант № I
1. Назвать 3 вида конкуренции.
2. Перечислить виды ценных бумаг.
3. Функции службы занятости.
4.Запишите пропущенное слово.
Примеры общностей, образованных по … принципу:
1) буддисты;
2) мусульмане;
3) христиане.
5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Архитектура
2) Искусство
3) Скульптура
4) Кино
5) Живопись
Ответ: ___________________
6. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА
1) национальность А) достигаемый
2) профессия Б) предписанный
3) пол
4) образование
5) социальное происхождение
7. Ниже приведен перечень терминов, Все они за исключением одного, связаны с понятием «общество».
Взаимодействие, стихийные силы, первичный коллектив, преобразование, воля.
Найдите и запишите термин, не связанный с понятием «общество»
Ответ____________________________________
8.Государство, главной задачей которого является достижение такого общественного процесса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности - это ...
а) Правовое б) Социальное в) Светское
9. В соответствии с Законом о выборах вся территория страны распределяется на:
а) 234 округа
б) 342 округа
в) 225 округов
10.Коллективный договор - ______ , регулирующий социально-трудовые от-
ношения в организации, заключаемый работниками и работодателем в лице
их представителей.
а) правовой акт
б)устав
в) приговор
Вариант№2
1. Функции денег.
2.Назвать виды банков по их деятельности.
3. Какие виды работ может предложить служба занятости безработному?
4. Запишите пропущенное слово.
Ведущие виды деятельности:
1) … 2) Игра 3) Общение 4) Труд.
Ответ:
5. Какое из приведенных в списке понятий объединяет, обобщает по смыслу остальные?
1)политика 2) общество 3) экономика 4) культура
Ответ:
6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Характеристика общества как__________(1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Е. основными элементами являются___________(2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовные сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ________(3) общества,___________(4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ___________(5), а также управление совместной__________(6) людей.»
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово, словосочетание может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) целостность
Б) система
В) общество
Г) социальные блага
Д) сфера
Е)производство
Ж) культура
З) социальные институты
И) деятельность
7. Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением одного, связаны с понятием
«Социальный институт». Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда и
относящийся к другому понятию.
Семья, бизнес, государство, фирма, образование, наука, право
Ответ: ________________
8.Жилищное и коммунально-бытовое обслуживание, землепользование,
соц. защита, рассмотрение жалоб по поводу работы городского транспорта - все
это входит в введение:
а) прокуратуры b) полиции с) районной администрации
9.Удостоверяют сделки, выдают свидетельства о праве на наследство, о праве
собственности на имущество супругов органы ....:
а) нотариата b) прокуратуры с)адвокатура
10.Иск – это ____________, с которым лицо (истец) обращается к суду
а) требование b) прошение с) ходатайство
Вариант№3
1. Какие экономические показатели характеризуют состояние производства?
2. Назовите основные причины инфляции.
3. Перечислить формы оплаты труда.
4.Запишите пропущенное слово.
Примеры общностей, образованных по … признаку:
- буддисты;
- христиане;
- мусульмане.
Ответ:
5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Архитектура
2) Искусство
3) Скульптура
4) Кино
5) Живопись
Ответ: ___________________
6. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА
1) национальность А) достигаемый
2) профессия Б) предписанный
3) пол
4) образование
5) социальное происхождение
7. Ниже приведен перечень терминов, Все они за исключением одного, связаны с понятием «общество».
Взаимодействие, стихийные силы, первичный коллектив, преобразование, воля.
Найдите и запишите термин, не связанный с понятием «общество»
Ответ____________________________________
8.Что выплачивается потребителю за каждый день (или час) просрочки
прежних (или новых) сроков?
a) Материальный ущерб
b) Неустойка
c) Моральный вред
9. Нормы этого раздела СК РФ регулируют основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей, права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей
а) Раздел IV СК РФ b) Раздел VI СК РФ с) Раздел VII СК РФ
10. Лица, не подлежащие уголовной ответственности:
а) лицо, находившееся в момент преступления в состоянии алкогольного опьянения.
b) достигшие возраста, установленного УК.
c) невменяемое лицо (психическая невменяемость).
Вариант№4
1. Виды предпринимательских рисков.
2. Принципы кредитования.
3. Назовите основные направления маркетинга.
4.Запишите пропущенное слово.
Виды этносов:
1) род 2) племя 3) нация 4) …
Ответ:
5. Социальная стратификация означает:
А) разделение общества на группы, занимающие разное положение в обществе;
Б) поддержку малообеспеченных групп населения;
В) усиление общественного контроля над различными социальными группами;
Г) повышение собственного социального статуса
6. Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию
из второго столбца.
ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ
СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ СТАТУСОВ
1) маргинал А) приобретенный
2) белорус Б) предписанный
3) председатель профкома
4) мужчина
5) 16-летний человек
6) брат
7. Ниже приведен перечень социальных групп. Все они, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из этого ряда и образованную по другому признаку.
Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики, демократы
Ответ _____________________________
8. Совместной собственностью супругов является имущество:
а) нажитое ими во время брака b) Подаренное на свадьбу
с) Купленное одним из супругов до сочетания браком
9. Имущественное право детей - это...
a) Право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке, установленном законом -
b) право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего интересы ребенка.
c) Ребенок также может быть заслушан в ходе любого судебного или административного разбирательства.
10.Система оплаты труда бывает
а) Тарифная и бестарифная b) Повременная и сдельная c) Коллективная
70-80 % - «3»
81-90 % - «4»
91-100 % - «5»
Итоговая контрольная работа
А1. Одной из подсистем общества как целого является
1) биосфера 2) духовная культура 3) природа 4) трудовой коллектив
А2. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество включает в себя все способы и формы взаимодействия людей.
Б. Общество представляет собой динамичную систему, в которой могут возникать новые и отмирать старые элементы.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. К числу подсистем и элементов общества относятся социальные институты.
Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изменениям.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А4. Какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу?
1) разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом 2) формирование кастовой системы в Древней Индии 3) строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае
4) издание Иваном IV в 1550 году нового Судебника
А5. Какой из признаков свойственен постиндустриальному обществу?
1) завершение промышленного переворота 2) присваивающий тип хозяйства
3) развитие электронных средств массовой коммуникации 4) особая ценность коллектива, общинность
А6. К отрицательным последствиям глобализации можно отнести
1) углубление международного разделения труда 2) распространение технических достижений 3) ослабление национальных культур 4) расширение международного сотрудничества
А7. Определение возможных последствий реформы льготных выплат представляет собой
деятельность
1) практическую 2) ценностно-ориентировочную 3) познавательную 4) прогностическую
А8. Деятельность человека, в отличие от поведения животных
1) носит узкоспециализированный характер 2) направлена на удовлетворение физиологических потребностей 3) предваряется целеполаганием 4) всегда носит индивидуальный характер
А9. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно
1) опирается на здравый смысл 2) использует понятия и суждения
3) создается в результате познавательной деятельности 4) соответствует предмету познания
А10. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека — это вседозволенность, возможность поступать согласно только своим желаниям.
Б. Свобода человека в обществе предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А11. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б. Человек может определить, каков он, прислушиваясь к мнению других людей о себе.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А12. Познавательная деятельность, в отличие от трудовой
1) предполагает соответствие цели и средств 2) ориентирована на процесс, а не на результат 3) осуществляется индивидуально 4) направлена на приобретение новых знаний
А13. И чувственное, и рациональное познание
1) формирует представления и знания о предмете 2) начинается с ощущения
3) дает наглядный образ предмета 4) использует логическое умозаключение
А14. Верны ли следующие суждения о процессе познания?
А. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека.
Б. В процессе познания определенное значение имеет интуиция человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А15. «Прометей принес людям свет знаний». Данное утверждение является примером знания
1) житейского 2) мифологического 3) научного 4) «паранаучного»
А16. Восприятие – это
1) форма рационального познания 2) психическое свойство, присущее только человеку
3) форма чувственного познания 4) способ объяснения мира
А17. Относительная истина в отличие от абсолютной
1) содержит объективное знание о предмете 2) всегда опирается на здравый смысл
3) может быть со временем опровергнута 4) является результатом чувственного и рационального познания
А 18. Среди каналов восходящей социальной мобильности социолог П.Сорокин выделял
1) родственные связи 2) накопленный личный опыт
3) расширение состава семьи 4) получение образования
А19. Перемещение человека в социальном пространстве без изменения социального статуса называется
1) восходящей социальной мобильностью 2) вертикальной социальной мобильностью
3) горизонтальной социальной мобильностью 4) нисходящей социальной мобильностью
А20. Верны ли следующие суждения о социализации личности?
А. Процесс социализации продолжается у человека всю жизнь.
Б. Важным институтом социализации выступают средства массовой информации
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Часть В.
В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с рациональным познанием. Найдите и укажите термин, связанный с другой формой познания.
Понятие, суждение, представление, умозаключение.
В2. Установите соответствие между основными потребностями человека и их конкретными
примерами.
ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТИ
А) температурная среда обитания 1) социальные
Б) питание 2) биологические
В) общение
Г) самореализация
В3. Найдите в приведенном списке позиции, относящиеся к социальной сфере жизни общества.
1) теория общественного развития 2) пособие по безработице 3) идея социальной справедливости 4) социальное расслоение общества
5) социальный статус личности 6) религиозное учение
В4. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)С появлением первых государств зародилось и право. (2) Современные демократические
государства имеют разветвленную правовую систему. (3) Однако она далеко не всегда эффективна в защите интересов граждан. (4) Нельзя не признать, что и правовая культура населения остается низкой.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное ____(1).
Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при
дальнейшем развитии познания. На пути к____(2) люди имеют дело с истинами относительными. Относительность наших знаний обусловлена рядом причин. Прежде всего сам мир бесконечно изменчив. Ограничены и___(3) человека. Кроме того, возможности познания зависят от реальных исторических условий и определяются уровнем развития духовной __(4), материального __(5), имеющимися средствами наблюдения и__(6). В итоге на каждом эта-
пе познания мы получаем знания неполные, незавершенные, невечные.
A) знание Б) эксперимент B) производство Г)критерий Д) относительная истина
Е) культура Ж) абсолютная истина 3) познавательные возможности
Часть С.
1. Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены?
Итоговая контрольная работа по обществознанию
(ответы)
А1. 2
А2. 3
А3. 1
А4. 3
А5. 3
А6. 3
А7. 4
А8. 3
А9. 4
А10. 2
А11. 3
А12. 4
А13. 1
А14. 2
А15. 2
А16. 3
А17. 3
А 18. 4
А19. 3
А20. 3
Часть В.
В1. Представление
В2. 2211
В3. 245
В4. ААББ
В5. АЖЗЕВБ
Часть С.
1. Аграрное (традиционное) общество – сельское хозяйство
2. Индустриальное общество – промышленность
3. Постиндустриальное общество – сфера услуг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.05. Безопасность жизнедеятельности
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». КОС включа...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности в рамках основной образовательной программы
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные тех...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Обществознание».
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Обществознание». Содержание и структура КОС разр...
Комплекты контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения. Контроль средствами ISpingSuite
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образованияПМ.04 Методическое обеспечение образователь...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств по учебной дисциплине "Охрана труда"
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Охрана труда» КОС включают контрольные материал...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств МДК.01.01 КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ основной образовательной программы специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИ...