Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Обществознание».
рабочая программа на тему
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Обществознание». Содержание и структура КОС разработаны на основе рабочей программы по учебной дисциплине. КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля, рубежного контроля и промежуточной аттестации в форме экзамена. Конечными результатами освоения учебной дисциплины являются знания и умения обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._kos_obshchestvoznanie.docx | 143.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ- ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОХТИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
СПб ГБ ПОУ «ОХТИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрено и согласовано: на заседании методической комиссии гуманитарных дисциплин Протокол № ___ от __________2015 Председатель МК гуманитарных дисциплин _____________ Т.И. Любавина | «Утверждаю»:
Зам. директора по УПР __________________ М.А. Лысых «______»________________ 2015 |
Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
«Обществознание»
Разработчик:
Т. И. Любавина,
преподаватель общественных дисциплин
Санкт- Петербург
2015
Пояснительная записка
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Обществознание».
Содержание и структура КОС разработаны на основе рабочей программы
по учебной дисциплине.
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля, рубежного контроля и промежуточной аттестации в форме экзамена.
Конечными результатами освоения учебной дисциплины являются знания и умения обучающегося.
Текущий контроль.
При осуществлении текущего (рубежного) контроля проводится тестирование
по темам:
▪ Природа человека, врожденные и приобретенные качества
▪ Общество как сложная система
▪ Духовная культура личности и общества
▪ Наука и образование в современном мире
▪ Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
▪ Социальная роль и стратификация
▪ Социальные нормы и конфликты
▪ Важнейшие социальные общности и группы
▪ Политика и власть. Государство в политической системе
▪ Участники политического процесса
Тематические тесты для проведения текущего (рубежного) контроля составлены в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средне – специальных учебных заведений социально – экономического профиля.
Цель тестового контроля – проверка и закрепление полученных знаний по дисциплине «Обществознание».
Тесты представлены в одном или в двух вариантах в зависимости от формы текущего контроля, предусмотренного календарно – тематическим планом.
Задания распределены по разделам курса.
Каждый тест состоит из 16 вопросов. Задания различаются по содержанию и степени сложности: задания с выбором ответа, задания на соответствие, задания с кратким ответом.
Итоговый контроль.
Итоговый контроль освоения учебной дисциплины осуществляется
при проведении комплексного письменно – устного экзамена.
Экзаменационная работа состоит из 2 частей, которые различаются
по содержанию, степени сложности и числу заданий.
Системообразующим признаком для каждой части работы является форма заданий:
─ часть 1 содержит задания с выбором ответа;
─ часть 2 содержит задания с кратким ответом.
К каждому из заданий с выбором ответа в первой части работы предлагается
4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Задание считается выполненным верно, если учащийся выбрал номер правильного ответа.
Задание считается невыполненным в следующих случаях:
а) указан номер неправильного ответа;
б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер
правильного ответа;
в) номер ответа не указан.
В заданиях с кратким ответом второй части работы ответ дается соответствующей записью в виде слова (например, право), словосочетания (например, социальный статус), набора букв или цифр (например, 1342).
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
В контрольно – оценочные средства (КОС) включены тестовые задания, которые позволяют проверить знания и умения по учебной дисциплине, ответы к заданиям, критерии оценки выполнения заданий.
СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
для проведения оценки качества подготовки
по учебной дисциплине общепрофессионального цикла
«Обществознание»
1. Назначение.
Данная работа предназначена для проведения процедуры оценки результата освоения дисциплины «Обществознание» общепрофессионального цикла.
2. Документы, определяющие содержание КИМ.
Содержание и структура тестовых заданий по учебной дисциплине «Обществознание» разработаны на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии.
- Рабочая программа по учебной дисциплине.
3. Содержание и структура тестовых заданий.
Тестовые задания охватывают все темы учебной дисциплины.
В тестовые задания включены задания базового и повышенного уровня
сложности (1,2, 3 уровень освоения учебного материала по учебной дисциплине).
Работа состоит из заданий различных типов: с выбором правильного ответа
из 4 возможных и заданий более сложных, на установление соответствия,
последовательности действий, конструирования ответа.
4. Распределение заданий по уровню сложности.
В тестах используются задания базового и повышенного уровней сложности.
Уровень сложности | Число заданий | Максимальный балл за задания данного уровня сложности | Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу |
Базовый | 13 | 13 | 72 % |
Повышенный | 3 | 6 | 28% |
Итого: | 16 | 19 | 100% |
5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Задание с выбором ответа (задание группы А) считается выполненным,
если выбранный обучающимся номер ответа совпадает с верным ответом.
Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл.
Задание с кратким ответом (задание группы В) считается выполненным,
если записанный ответ совпадает с верным ответом.
Задания с кратким ответом оцениваются в 2 балла.
Максимальный балл за всю работу – 19.
Минимальное количество баллов, подтверждающее освоение выпускником учебной дисциплины составляет 7 баллов (более 50% правильно выполненных заданий базового уровня). Это соответствует отметке «3».
50% -«3» (7-11 баллов)
70%- «4» (12-16 баллов)
100%- «5» (17-19 баллов)
6. Время выполнения теста.
Примерное время на выполнение заданий составляет:
- для заданий базового уровня сложности – от 1 до 2 минут;
- для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут.
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
7. Дополнительные материалы и оборудование.
Дополнительных материалов и оборудования не требуется.
Тестовый контроль №1.
Тема: Природа человека, врожденные и приобретенные качества.
Вариант 1.
1. Философская категория, обозначающая существование человека в реальном мире:
1) сознание
2) бытие
3) абстракция
4) автономия
2. Духовное и телесное в человеке:
1) противостоят друг другу
2) независимы друг от друга
3) предшествуют друг другу
4) связаны друг с другом
3. Индивидуальность – это:
1) биологические особенности человека
2) индивид в обществе
3) специфическое проявление человеческих, социальных, духовных и
психологических особенностей.
4) развитая личность
4. Характерное для человека проявление активности, выражающееся
в преобразовании внешнего мира:
1) деяние 3) чувства
2) деятельность 4) отношение
5. Деятельность человека и поведение животного характеризуются:
1) механизмом самоконтроля
2) выдвижением цели
3) удовлетворением потребностей
4) осознанным выбором средств
6. Верны ли следующие суждения:
А. Главным в характеристике личности является общественная сущность.
Б. Новорождённый человек является личностью
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
7. Человек, в отличие от животного, способен:
1) проявлять эмоции
- заботиться о потомстве
- совершать привычные действия
- предварительно обдумывать своё поведение
8. К социальным потребностям человека относится потребность:
1) в отдыхе 3) в общении
2) в самосохранении 4) в пище и воде
9. Тип мировоззрения, отличительной особенностью которого является то, что оно
формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт
и здравый смысл:
1) научное 3) религиозное
2) обыденное 4) научное
10. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся:
1) привычки 3) влечения
2) мотивы 4) эмоции
11. Признаком человеческой деятельности, в отличие от действий животных,
является:
1) целеполагание
2) проявление активности
3) приспособление к окружающему миру
4) взаимодействие с природой
12. Единство типичных видов жизнедеятельности человека определяется понятием
1) целеполагание 3) продолжительность жизни
2) уровень жизни 4) образ жизни
13. Игра, в отличие от общения:
1) помогает познанию окружающего мира
2) доставляет удовольствие
3) даёт человеку опыт действия с предметами
4) является видом деятельности
14. Вид деятельности, свойственный только человеку, в отличие от животного:
1) научное творчество 3) добывание пищи
2) забота о потомстве 4) общение
15. Труд в отличие от общения:
1) связан с использованием специфических орудий
2) является видом деятельности человека
3) доставляет человеку удовольствие
4) предполагает наличие цели
16. Верны ли следующие суждения:
А. Истинная свобода не предполагает ответственности, она потому и есть свобода,
что ни от чего не зависит.
Б. Истинная свобода непременно предполагает ответственность, так как
ответственность определяет границы свободы.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Тестовый контроль №1.
Тема: Природа человека, врожденные и приобретенные качества.
Вариант 2.
1. Человек, согласно современным представлениям - существо:
1) духовное 3) биологическое
2) биосоциальное 4) социальное
2. Человек как участник общественных отношений и сознательной деятельности:
1) личность 3) индивидуальность
2) объект 4) индивид
3. Социальное начало в человеке:
1) неразрывно связано с биологическим
2) предшествует биологическому
3) противоположно биологическому
4) противоречит биологическому
4. Верны ли следующие суждения:
А. Главным в характеристике личности является ее общественная сущность.
Б. Новорождённый человек является индивидом, но не личностью.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
5. Какая наука является лишней в перечне наук, изучающих человека:
1) социология 3) антропология
2) психология 4) экономика
6. Основа человеческого существования – это:
1) деятельность 3) любовь
2) удовлетворение потребностей 4) дружба
7. Деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее:
1) моделирование 3) познание
2) творчество 4) изучение
8. Какой признак является лишним в определении понятия
«деятельность человека в отличие от деятельности животного»:
1) целеполагание
2) приспособление к окружающей среде
3) проявление активности
4) преобразование окружающей среды
9. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся:
1) привычки 3) мотивы
2) влечения 4) эмоции
10. Тип мировоззрения, отличительной особенностью которого является то, что оно
основывается на вере:
1) научное 3) религиозное
2) мифологическое 4) обыденное
11. Верны ли следующие суждения?
А. Ответственность личности проявляется в том, что человек свободно и осознанно
выбирает социально одобряемые формы поведения.
Б. Свобода никак не связана с ответственностью: быть свободным – значит делать
что угодно, не оглядываясь на других.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
12. Что из предложенного относится к видам деятельности, характерной только
для человека?
1) добывание пищи 3) научное творчество
2) забота о потомстве 4) общение
13. Игра отличается от труда тем, что:
1) допускает использование вспомогательных предметов
2) самоценна для человека
3) может иметь коллективный характер
4) предполагает общение
14. Игра, в отличие от общения:
1) помогает познанию окружающего мира
2) доставляет удовольствие
3) даёт человеку опыт действия с предметами
4) является видом деятельности
15. Известный писатель работает над новым произведением.
Какой вид деятельности иллюстрируется данным примером?
1) экономическая
2) политическая
3) социальная
4) духовная
16. Что общего у таких видов деятельности, как общение и игра?
1) предполагает обязательное наличие партнёра
2) допускает использование определённых правил или норм
3) может иметь индивидуальный характер
4) помогает познавать окружающий мир
Тестовый контроль №2.
Тема: Общество как сложная система.
Вариант 1.
1. К характеристике общества в широком смысле слова относится утверждение, что
оно есть:
1) территория, на которой живут люди
2) всё население Земли
3) группа людей, объединившихся для поддержки друг друга
4) прошлое, настоящее и будущее человечества
2. К числу основных подсистем общества как системы относится:
1) церковь
2) класс предпринимателей
3) природа
4) политика
3. Примером общественных отношений можно считать отношения:
1) между природой и обществом
2) между человеком и техникой
3) между социальными группами
4) между географическими условиями и разделением труда
4. Наиболее общие знания об обществе в целом даёт:
1) политология 3) география
2) философия 4) экономика
5. К наукам, изучающим общество, не относится:
1) социология 3) генетика
2) география 4) философия
6. Понятие «общественный прогресс» означает:
1) переход от низшего к высшему
2) переход от высшего к низшему
3) возврат к отжившим общественным отношениям
4) неизменность общественной жизни
7. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется:
1) определяющей ролью социальной сферы
2) господством экономической сферы
3) независимостью сфер общественной жизни
4) сложными взаимосвязями и взаимовлияниями всех сфер
8.Западная цивилизация характеризуется:
1) активностью человека, которая направлена на самосозерцание
2) положением, при котором власть выше закона
3) преобладанием экономических методов стимулирования труда
4) преобладанием коллективного труда
9. Для традиционного общества характерно:
1) интенсивное производство
2) особое внимание к соблюдению традиций, обычаев
3) научное познание как одна из высших ценностей
4) соблюдение прав человека
10. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует общество как
1) часть природы
2) динамическую систему
3) весь окружающий человека материальный мир
4) не подверженную изменениям систему
11. Определение: «Процесс перехода от традиционного, аграрного общества
к обществам современным, индустриальным» относится к понятию:
1) модернизация 3) революция
2) эволюция 4) реформа
12. Верны ли следующие суждения?
А. Современный мир целостен и непротиворечив.
Б. Современный мир противоречив и поэтому не может быть целостным.
1) верно только А 3) оба суждения верны
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
13. Определение: «Коренной качественный переворот во всей социально-
экономической и политической структуре общества» относится к понятию:
1) контрреволюция 3) революция
2) реформа 4) контрреформа
14. Характерной чертой эволюционных изменений в жизни общества является:
1) постепенные процессы
2) революционные изменения
3) регрессивная направленность
4) скачкообразные перемены
15. Какой признак относится к постиндустриальному обществу?
1) возникновение и лидерство массовой культуры
2) развитие индивидуализированного сознания
3) наличие однородного характера культуры
4) преобладание устной передачи информации
16. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?
А. Глобальные проблемы порождены деятельностью одной страны или группы
стран.
Б. Глобальные проблемы угрожают существованию всего человечества, основам
жизни на Земле.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Тестовый контроль №2.
Тема: Общество как сложная система.
Вариант 2.
1. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие общества и природы?
1) создание славянской азбуки
2) подсечно-огневое земледелие восточных славян
3) сбор дани с подвластных племен
4) написание свода законов «Русская правда»
2. Для традиционного общества характерно:
1) длительное существование общины
2) широкое участие народа в общественной жизни
3) занятие основной массы населения в сфере услуг
4) признание в качестве главной ценности права и свободы личности
3. К какой сфере общественной жизни относятся художественное творчество,
научные исследования?
1) экономической 3) политической
2) социальной 4) духовной
4. Процесс удовлетворения биологических потребностей общества непосредственно
относится к сфере общественной жизни:
1) экономической 3) политической
2) социальной 4) духовной
5. Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризует общество как:
1) часть материального мира
2) социальную среду обитания человека
3) целостную систему
4) совокупность общностей
6. Общество, характеризующееся признаками:
1) развитой системой разделения труда
2) массовым производством товаров на рынок
3) механизацией и автоматизацией производства
4) научно-технической революцией
называется ______________ .
7. Найдите в приведенном списке черты общества как динамической системы и
запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.
1) обособление от природы
2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов
3) способность к самоорганизации и саморазвитию
4) выделение из материального мира
5) постоянные изменения
6) возможность деградации отдельных элементов
8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Социальные институты общества выступают его важнейшими _____________ (1).
Их можно рассматривать как устойчивую совокупность людей, ____________ (2) которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных ___________ (3). К основным институтам общества относятся семья, ___________ (4) и школа.
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже и единственном числе.
Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
А) государство Д) парламент
Б) деятельность Е) признак
В) заповеди Ж) элементы
Г) нормы
9. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствую позицию
из второго столбца.
Проявление человеческой деятельности Сфера жизни общества
1) деятельность какой- либо партии А. духовная
2) открытие воскресной школы для верующих Б. экономическая
3) взаимодействие владельца предприятия и работников В. политическая
4) осуществление научного эксперимента
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 |
10. И общество и природа
1) являются динамическими системами
2) создаются в процессе целенаправленной деятельности людей
3) развиваются независимо от сознания людей
4) носят характер закрытых систем
11. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие,
ученые характеризуют общество как:
1) систему
2) независимую от природы часть материального мира
3) часть природы
4) материальный мир в целом
12. Реформа, в отличие от революции:
- носит всеобъемлющий характер
- является формой социальной динамики
- проводится, как правило, по инициативе сверху
- приводит к глубоким изменениям в общественной жизни
13. Общество как динамическую систему характеризует:
- изменяемость некоторых видов растений
- наличие различных сфер общества
- обновление форм взаимодействия социальных групп
- изолированность от природы
14. Верны ли следующие суждения? Понятие «общество»
А. применимо к объединению людей, связанных общими интересами
Б. может обозначать совокупность подсистем и социальных институтов
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
15. Взаимодействие общества и природы иллюстрирует пример:
- урегулирование межэтнического конфликта
- законотворческая деятельность государства
- изменение экологического законодательства
- увеличение выпуска техники для сельского хозяйства
16. Установите соответствие между значениями понятия «общество» и примерами
их употребления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПОНЯТИЕ «ОБЩЕСТВО»
1) Расцвет средневекового западноевропейского
общества продолжался несколько веков.
2) Под обществом понимают все способы А) в широком значении
взаимодействия людей
3) Общество собаководов организовало Б) в узком значении
очередную выставку.
4) Общество – это прошлое, настоящее
и будущее человечества.
5) Общество любителей изящной словесности
избрало своего председателя.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тестовый контроль №3.
Тема: Духовная культура личности и общества.
Вариант 1.
1. Первоначально слово «культура» означало:
1) совокупность духовных ценностей
2) средства производства
3) особенный тип общественного устройства
4) возделывание почвы
2. Преобразовательная деятельность человека, в результате которой создаются
нематериальные ценности, называется:
1) материальной культурой
2) духовной культурой
3) культурой потребления
4) культурой производства
3. Общим для научного и художественного творчества является:
1) обоснованность предположений
2) стремление к осмыслению действительности
3) стремление к достоверности
4) формирование чувства прекрасного
4. Культура, создаваемая анонимными творцами, часто не имеющая
профессиональной подготовки, называется:
1) элитарной 3) народной
2) массовой 4) духовной
5. Звезда телесериалов снялась в некоммерческом чёрно – белом фильме, сложном
по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков,
но в прокате не смогло собрать сколько–нибудь значимых средств.
К какой культуре данное произведение?
1) массовая 3) элитарная
2) народная 4) духовная
6. Какая черта характерна исключительно для массовой культуры:
1) общедоступность
2) сложность и противоречивость
3) связь с творчеством
4) высокий уровень коммерциализации
7. Искусство характеризуется тем, что оно:
1) выполняет функцию социального управления
2) основано на вере в сверхъестественное
3) отражает действительность в образно – символической форме.
4) комплексно описывает и объясняет явления и события
8. Подберите обобщающее слово: движение «ЭМО», «готы», «реперы», хард-рок,
сленг:
1) молодёжная субкультура 3) элитарная культура
2) массовая культура 4) народная культура
9. Культура в широком смысле слова – это:
1) все виды преобразовательной деятельности
2) виды искусства
3) производство духовных ценностей
4) образованность человека
10. К духовным ценностям относится:
1) микроскоп 3) научное открытие
2) компьютер 4) телевидение
11. Накопление культурных ценностей по вертикали означает:
1) появление новых произведений искусства
2) углубление знаний о культуре
3) передачу культурных ценностей от поколения к поколению
4) реставрацию памятников культуры
12. Спецификой массовой культуры является:
1) зрелищность 3) оригинальность
2) доступность 4) узнаваемость
13. Верны ли следующие суждения?
А. Элитарная культура враждебна массовой культуре.
Б. Элитарная культура повышает уровень массовой культуры.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
14. Реклама является обязательной и неотъемлемой частью:
1) национальной культуры 3) массовой культуры
2) элитарной культуры 4) народной культуры
15. Верны ли следующие суждения о классификации культуры?
А. Формы культуры определяют ее носители.
Б. Формы культуры определяет природно – географический фактор.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
16. Фундаментом духовной жизни общества является:
1) познание 3) наука
2) искусство 4) культура
Тестовый контроль №3.
Тема: Духовная культура личности и общества.
Вариант 2.
1. Определение: «Результат деятельности человека и общества, совокупность
материальных и духовных ценностей, созданных человеком» относится
к понятию:
- искусство 3) наука
- творчество 4) культура
2. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культура – совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального,
нравственного, эстетического развития людей.
Б. Культура – совокупность исторически сложившихся форм совместной
деятельности людей.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
3. Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к массовой культуре?
1) фортепианный концерт
2) философское эссе
3) детективный роман
4) героическая былина
5) телевидение
6) сказка
7) радиотрансляция эстрадного концерта
4. Верны ли следующие суждения о субкультуре?
А. Субкультура – совокупность норм и ценностей культуры преступного слоя
общества.
Б. Субкультура – автономное целостное образование внутри господствующей
культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
5. Определение: «Культура, создаваемая привилегированной частью общества, либо
по ее заказу, профессиональными творцами» относится к понятию:
- народная культура
- массовая культура
- элитарная культура
- национальная культура
6. Какие из указанных примеров могут быть отнесены к народной культуре?
1) мюзикл 6) поговорки
2) кино 7) законы
3) пляски 8) обряды
4) анекдоты 9) балет
5) сказки 10) загадки
7. Верны ли следующие суждения об отношениях общества и культуры?
А. Возникновение и развитие культуры не связано с материально-
производственной деятельностью человека.
Б. Возникновение и развитие культуры является результатом социальной
деятельности человека.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения об элитарной культуре?
А. Элитарная культура является коммерческой.
Б. Элитарная культура выступает предметом оживленных споров среди
искусствоведов и критиков.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
9. Какому понятию соответствует следующее определение?
«Способность человека отдавать предпочтение высоким
(художественным, научным, религиозным) интересам перед корыстными,
материальными, приземленными стремлениями – это …»
Ответ: _______________________
10. Вставьте пропущенное слово:
«… - это особая форма общественного сознания и духовная деятельность по
освоению и воплощению эстетических ценностей».
11. Установите соответствие между видами культуры и их объектами :
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ ВИДЫ КУЛЬТУРЫ
А. пластмасса
Б. музыкальный образ 1) материальная культура
В. японский сад камней
Г. живопись 2) духовная культура
Д. рубило первобытного человека
А | Б | В | Г | Д |
12. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого
пронумеровано.
(1) В истории общественной мысли существовали различные, зачастую
противоположные точки зрения на культуру. (2) Часть философов называла
культуру средством закабаления людей. (3) Другой точки зрения
придерживались те ученые, которые считали культуру средством облагораживания
человека, превращения его в цивилизованного члена общества. (4) Это говорит о
широте, многомерности содержания понятия «культура».
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
13. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Культура в самом широком смысле слова определяется как ______________ (1)
организации и развития человеческой жизнедеятельности и ее ____________ (2).
Это понятие отражает объект, который включает все созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, процессов, ____________(3), все, что уже сделано, делается и даже в некотором смысле то, что будет сделано человечеством. Культура жизни общества включает проблемы хозяйственного и политического _______________(4) социальных ________________ (5) как свое основание. В культуре выделяются три основные формы духовной деятельности или ее основные языки: наука, искусство и __________________ (6)».
А) отношение Г) нравственность Ж) исследование
Б) смысл Д) организация З) результат
В) регулирование Е) способ И) институт
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
14. К духовной жизни общества относятся:
1) знания
2) вера, чувства, способности человека
3) стремления и цели людей
4) все указанное выше
15. Верны ли следующие суждения о межкультурных взаимодействиях?
А. Знакомство с культурой другого народа помогает лучше понять его духовные
ценности.
Б. В сохранении культурного многообразия особую роль играют процессы
межкультурного взаимодействия.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
16. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся
к понятию «искусство».
Субъективность, образность, научность, яркость, эмоциональность,
символичность.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
Ответ: ____________________
Тестовый контроль №4.
Тема: Наука и образование в современном мире.
1. Наука как система знаний не включает:
1) теории 3) суждения
2) слухи 4) факты
2. Образование в современном мире отличает:
1) исключительно светский характер
2) многообразие путей получения
3) обязательность высшего образования
4) исключительно государственный характер
3. Верны ли следующие суждения?
А. Наука – это система знаний.
Б. Наука – это производство знаний.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
4. Система образования регулируется:
1) государством 3) социальными группами
2) обществом 4) отдельными людьми
5. Гуманизация образования – это:
1) уменьшение учебной нагрузки
2) возможность получить образование в другой стране
3) внимание к индивидуальным особенностям личности
4) свободное посещение занятий
6. Верны ли следующие суждения о науке?
А. Цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений.
Б. Цель науки – теоритическое отражение действительности в форме знаний.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
7. Какую функцию науки иллюстрирует внедрение разработок по использованию
ультразвука для сверления и резки металлов?
- культурно – мировоззренческую 3) социальную
- производственную 4) нравственную
8. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?
А. В процессе образования человек овладевает социальным опытом, происходит
его социализация.
Б. Образование непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
9. Проблему повышения социально – нравственной ответственности ученого в наши
дни определяет:
- борьба за авторские права
- появление новых научных открытий
- стремление к научной истине
- неоднозначность последствий научных открытий
10. Экстенсивный путь развития образования означает:
1) увеличение разнообразных типов образовательных учреждений
2) увеличение количества преподаваемых дисциплин
3) интеграция учебных дисциплин
4) повышение качества преподавания
11. Какой признак характеризует среднее образование в Российской Федерации?
1) государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке
2) преподавание на иностранных языках является обязательным
3) среднее образование является в РФ обязательным
4) учащийся не может быть исключен из образовательного учреждения
12. Верны ли следующие суждения о самообразовании?
А. Самообразование необходимо для заочной формы обучения.
Б. Самообразованием необходимо заниматься для повышения индивидуального
уровня культуры.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
13. Найдите в приведенном ниже списке черты, отличающие науку от других форм
культуры. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- образность
- логичность изложения
- опора на символы
- обоснованность
- системность
- достоверность
- эмоциональность
14. Верны ли следующие суждения о гуманизации образования?
А. Гуманизация образования представляет собой интеграцию образовательной
системы.
Б. Гуманизация образования представляет собой массовое распространение
среднего и высшего образования.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
15. Определение: «Сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка
и теоритическая систематизация объективных знаний о действительности»,
относится к понятию:
- образование 3) наука
- творчество 4) искусство
16. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны
с понятием «наука».
Закон, теория, культ, понятие, факт, гипотеза.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «наука».
Ответ: ________________________
Тестовый контроль №5.
Тема: Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
1. Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных
на общественном мнении, называется:
1) догмой 3) культом
2) правом 4) моралью
2. Искусство характеризуется тем, что оно:
1) выполняет функцию социального управления
2) основано на вере в сверхъестественное
3) отражает действительность в образно – символической форме.
4) комплексно описывает и объясняет явления и события
3. Специфической характеристикой религии является:
1) использование символики, образов
2) обращение к эмоциям человека
3) вера в лучшее будущее
4) вера в реальность чуда
4. К мировым религиям относится:
1) конфуцианство 3) синтоизм
2) иудаизм 4) буддизм
5. К мировым религиям не относится:
1) христианство 3) иудаизм
2) буддизм 4) ислам
6. Нормы морали охраняются:
1) государством 3) церковью
2) обществом 4) политическими партиями
7. Закончите фразу:
«Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и
основанных на общественном мнении – это …»
Ответ: ___________________
8. К моральным нормам относятся:
1) уважение к другим народам
2) верховенство закона
3) преданность и любовь к Отечеству
4) бережное отношение к природе
5) талант
6) любовь к искусству
7) честное исполнение долга
9. Определение: «Система общечеловеческих норм, правил и требований
к поведению личности во всех сферах ее жизни и деятельности» относится
к понятию:
1) мировоззрение 3) религия
2) нравственность 4) менталитет
10. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Мораль опирается на общественное мнение.
Б. Мораль опирается на идеи добра и зла.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
11. Мораль характеризуется следующим признаком:
1) имеет исторический характер
2) обладает относительной самостоятельностью
3) может находиться в критическом отношении к принятому образу жизни
4) не зависит от общественного мнения
12. Верны ли следующие суждения о религиозной вере?
А. Религиозная вера включает веру в спасительную силу для души человека
ритуальных действий.
Б. Религиозная вера включает веру в объективно – истинное знание о природной
и социальной действительности.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
13. Верны ли следующие суждения о сущности религии?
А. Религия – это определенные взгляды и представления людей, основанные на
вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
Б. Религия – это соответствующие обряды и культы.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
14. Искусство характеризуется тем, что оно:
1) основано на вере в сверхъестественное
2) отражает действительность в образно – символической форме
3) выполняет функцию социального управления
4) комплексно описывает и объясняет события и явления
15. Определение: «Совокупность взглядов и представлений, система верований и
обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность» относится
к понятию:
- мораль 3) мировоззрение
- религия 4) философия
16. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, связаны
с понятием «мораль».
Гипотеза, обычай, социальная норма, поведение, верование.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мораль».
Ответ: ______________________
Тестовый контроль №6.
Тема: Социальная роль и стратификация.
Вариант 1.
1. Признак, характеризующий стратификационную группу:
1) пол 3) образование
2) цвет глаз 4) особенности характера
2. Люмпенами называют людей, которые:
1) опустились «на дно» общества
2) занимаются физическим трудом
3) занимают промежуточное положение в обществе
4) имеют малый доход
3. Что хочет изменить герой книги А. Дюма «Двадцать лет спустя» Портос,
мечтающий стать бароном?
- социальное происхождение 3) социальный статус
- семейное положение 4) профессию
4. Окончив институт, К. пришел работать в школу учителем. Через пять лет его
назначили на должность директора. Данный факт является примером:
- горизонтальной социальной мобильности
- вертикальной социальной мобильности
- социальной стратификации
- социальной адаптации
5. Представление о том, что учащийся должен отвечать на уроке, служит примером:
- социальной мобильности 3) социального статуса
- социального положения 4) социальной роли.
6. Образец поведения, признанный целесообразным для людей определенного
социального статуса, называется:
1) нормой 3) эталоном
2) ролью 4) этикой
7. Статус, полученный от рождения, называется:
1) предписанный 3) врожденный
2) достигнутый 4) имущественный
8. Восходящую вертикальную мобильность иллюстрирует пример:
1) начальник цеха получил приглашение занять должность главного конструктора
завода
2) актер перешел из одного областного театра в другой
3) баскетбольный тренер перешел из одной команды высшего дивизиона в другую
4) офицер разжалован в прапорщики
9. В обществе укоренилось представление о том, что студент должен успешно
сдавать экзамены. Этот пример иллюстрирует особенности его:
1) социальной роли
2) социального положения
3) социального статуса
4) социальной мобильности
10. Деление общества на группы называется:
1) социальное перемещение
2) социальная дифференциация
3) социальная адаптация
4) социальное поведение
11. Маргиналами называют:
1) наиболее богатых членов общества
2) наиболее бедных членов общества
3) деклассированные элементы
4) пограничные слои и группы
12. Социальный статус приобретается в результате:
1) трудовой деятельности
2) процесса обучения
3) семейного воспитания
4) социализации
13. Верны ли следующие суждения?
А. Страты выделяют по одному существенному признаку.
Б. В основу стратификации общества положено множество критериев.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
14. Верны ли следующие суждения по поводу социальной мобильности?
А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность.
Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
15. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?
А. В последнее десятилетие в России возросла социальная дифференциация
населения.
Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих
массовых интеллектуальных профессий.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
16. К показателям предписанного статуса личности относится:
1) карьера
2) возраст
3) квалификация
4) образование
Тестовый контроль №6.
Тема: Социальная роль и стратификация.
Вариант 2.
1. Закончите предложение: «Изменение человеком или группой своего социального
положения в обществе называется…»
Ответ: __________________
2. Установите соответствие понятий, приведенных в первом столбце, определениям,
приведенным во втором столбце.
ПОНЯТИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
1. Горизонтальная мобильность | А. Перемещение из одной страты в другую. |
2. Социальная дифференциация | Б. Положение человека в обществе. |
3. Социальный статус | В. Разделение общества на группы, занимающие разное положение. |
4. Вертикальная мобильность | Г. Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 |
3. Установите соответствие между сферами проявления социальной
дифференциации, приведенными в первом столбце, и их характеристикой,
приведенной во втором столбце.
СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
1. Экономическая | А. Род деятельности, занятия |
2. Политическая | Б. Доход, его величина, деньги |
3. Профессиональная | В. Объем власти |
Ответ:
1 | 2 | 3 |
4. Вставьте пропущенное слово.
«Социальная … - это группа людей, выделяемая на основе дохода, власти,
престижа, образования и отличающаяся от других по своему стилю жизни и
менталитету».
Ответ: ___________________________
5. Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ПОНЯТИЯ |
А. Принятое в обществе правило, определяющее рамки поведения человека. | 1. социальное неравенство |
Б. Действия человека, соответствующие его социальному статусу. | 2. социальная норма |
В. Перемещение человека из одной социальной группы в другую. | 3. социальная роль |
Г. Разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение. | 4. социальная стратификация |
Д. Неодинаковый доступ представителей различных групп общества к социальным благам. | 5. социальная мобильность |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
6. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено
определенной буквой.
(А) Социологи выделяют несколько факторов социальной мобильности.
(Б) Часть из них являются объективными – государственный режим, социально –
экономическая и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации.
(В) Некоторые факторы связаны с активностью самой личности – уровень
образования, карьера и др.
(Г) Но как бы ни складывались внешние обстоятельства, индивидуальная
мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью
деятельности человека.
Определите, какие положения текста носят
- фактический характер
- характер оценочных суждений
А | Б | В | Г |
7. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом.
Б. Между понятиями «социальная роль» и «социальный статус» различий нет.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Социальные нормы регулируют жизнь общества.
Б. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к
другому или другим лицам.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
9. Критерием социальной стратификации является:
1) доход 3) авторитет
2) мобильность 4) неравенство
10. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А. Социальные роли определяют социальный статус человека.
Б. Исполнение социальной роли зависит от личностных качеств человека.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
11. Молодежь как социальную группу отличает:
1) общность быта
2) единство политических взглядов
3) однородность, отсутствие дифференциации
4) сходные черты сознания и поведения
12. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Социальная норма включает правило поведения и санкцию, а члены общества
формируют свои представления об образце выполнения данного правила.
Б. Социальная норма предполагает, что все члены общества ожидают от других
людей её соблюдения.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
13. Замужество, изменение гражданства, смена профессиональной деятельности –
это проявления:
- общественной нестабильности
- социальной дифференциации
- социального неравенства
- социальной мобильности
14. Для обозначения перехода человека из одной социальной позиции в другую
служит понятие:
- социальная адаптация
- социальная мобильность
- социальный статус
- социальная роль
15. Высшие не должны общаться с низшими – ни есть вместе, ни смотреть на их
женщин. Такие отношения характерны для стратификации
- классовой
- профессиональной
- кастовой
- территориальной
16. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно
изменяют свой ___________ (А). Это явление получило название социальной
__________ (Б). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения,
не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________(В)
мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы
в другую, то есть ______________ (Г). _____________ (Д) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека.
Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном обществе и т.п. Каналами мобильности выступают социальные _____________ (Е): семья, школа, собственность, церковь, армия и т.п.».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем потребуется для
заполнения пропусков.
- миграция
- мобильность
- горизонтальная
- институт
- статус
- вертикальная
- группа
- стратификация
- маргинализация
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Тестовый контроль №7.
Тема: Социальные нормы и конфликты.
1. Глубинная причина всех социальных конфликтов – это:
1) несовпадение интересов
2) различные воззрения социальных групп
3) зависть людей друг к другу
4) несовпадение экономических, политических и духовных интересов и
возможностей
2. Предписание снимать пальто и шляпу при посещении театра, не шуметь
во время спектакля иллюстрирует пример социальной нормы:
- традиций 3) права
- морали 4) этикета
3. Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося поведения?
А. Отклоняющееся поведение всегда имеет противоправный характер.
Б. Все формы отклоняющегося поведения влекут за собой уголовное наказание.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
4. Поведение, не соответствующее требованиям социальным нормам, называется:
1) аморальным 3) безнравственным
2) девиантным 4) противоправным
5. Самостоятельное регулирование индивидом своего поведения согласно
общепринятым социальным нормам – это:
- самоконтроль 3) социализация
- самообразование 4) самореализация
6. Какому понятию соответствует следующее определение?
«Правила, требования общества к человеку, в которых более или менее точно
определены объем, характер, а также границы возможного в его поведении».
Ответ: _________________
7. В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось чистить
ногти, мыть руки, «не дуть в ушное». Это примеры:
- норм этикета 3) традиций
- норм морали 4) ритуалов
8. Нарушение правил поведения в общественном месте – это пример:
1) социальной нормы
2) формальной негативной санкции
3) конформного поведения
4) отклоняющегося поведения
9. Применение санкций для обеспечения соблюдения социальных норм составляет
основу:
- социализации
- социального контроля
- социальной адаптации
- отклоняющегося поведения
10. Установите соответствие нормативных систем, приведенных в первом столбце, и
конкретных примеров, приведенных во втором столбце.
НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА | ПРИМЕР |
1. Право | А. Уважение к старшим |
2. Мораль | Б. Право граждан на участие в выборах с 18 лет |
3. Политические нормы | В. Соблюдение церковных обрядов |
4. Обычаи, традиции | Г. Единство места и время действия в пьесе |
5. Религиозные нормы | Д. Почетное место за столом предоставляется имениннику |
6. Эстетические нормы | Е. Назначение главой правительства лидера партии, победившей на выборах |
7. Организационные нормы | Ж. Продолжительность рабочего дня |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
11. Социальный контроль выражается:
1) в применении санкций
2) в наличии публичной власти
3) в укреплении государства
4) в независимости судов
12. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены
в законах.
В. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется
конформизмом.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
13. Верны ли следующие суждения о социальных санкциях?
А. Главная цель санкции – смягчать социальное расслоение общества.
Б. Санкции призваны обеспечивать выполнение людьми социальных норм.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
14. Что из перечисленного не является девиантным поведением?
1) выступление против существующего политического режима
2) злоупотребление спиртным
3) употребление наркотиков
4) футбольное хулиганство
15. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом,
к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВЫРАЖЕНИЯ САНКЦИЙ | ВИДЫ САНКЦИЙ |
А. проявление недружелюбия | 1) формальные негативные санкции |
Б. наложение штрафа | |
В. объявление выговора | 2) неформальные негативные санкции |
Г. объявление бойкота | |
Д. отказ от сотрудничества |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
16. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Отклоняющееся поведение может быть полезно для общества.
Б. Проявлением позитивного отклоняющегося поведения в обществе является
научно – изобретательская деятельность.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Тестовый контроль №8.
Тема: Важнейшие социальные общности и группы.
1. Древнейшей этнической формой организации людей является:
1) нация 3) класс
2) племя 4) народность
2. Комитет солдатских матерей представляет собой социальную общность:
1) профессиональную 3) демографическую
2) этническую 4) политическую
3. К неопределенной социальной группе относятся:
1) крестьяне 3) маргиналы
2) студенты 4) пенсионеры
4. К числу отличительных признаков семьи как социальной группы относится:
1) совместная деятельность
2) общий быт
3) общие политические взгляды
4) общая цель
5. К. родился в Берлине, его родители уехали из России сразу после революции
1917 г. К. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордился тем, что
он русский. Это проявление признаков общности:
1) демографической 3) этносоциальной
2) территориальной 4) конфессиональной
6. Какой признак отличает молодежь как социальную группу?
1) однородность, отсутствие дифференциации
2) сходные черты поведения
3) общность политических убеждений
4) единство уровня доходов.
7. Основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены
которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью:
1) род 3) сословие
2) семья 4) элита
8. Причиной возникновения конфликтов на этнической почве является:
1) усиление инфляционных процессов в экономике
2) ущемление прав национальных меньшинств
3) экологические проблемы в регионах
4) имущественная дифференциация населения
9. К малой социальной группе относятся:
1) интеллигенция
2) преподаватели
3) семья
4) выпускники школ
10. Любая социальная группа характеризуется:
1) малочисленностью состава 3) неформальным контролем поведения
2) общностью социального статуса 4) родственными отношениями
11. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и
национальных отношений между ними – это:
- характер общества 3) структура общества
- политика общества 4) социальная мобильность
12. И семья, и коллектив сотрудников являются:
1) социальной стратой
2) общественным институтом
3) этнической общностью
4) малой группой
13. По какому признаку выделены такие социальные общности, как католики,
православные и протестанты?
- территориальному 3) социально – классовому
- этническому 4) конфессиональному
14. Верны ли следующие суждения об этнических общностях?
А. На основе усиления межплеменных связей складываются народности.
Б. Люди, принадлежащие к одной нации, говорят на одном языке, объединены
общностью исторических и культурных традиций.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
15. Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную
общность, как парижане?
- социально – классовый
- этносоциальный
- демографический
- территориальный
16. Одним из признаков народа как этнокультурной общности является:
1) единое гражданство
2) единство убеждений
3) общность социального статуса
4) общность религии
Тестовый контроль №9.
Тема: Политика и власть. Государство в политической системе.
Вариант 1.
1. Что из указанного связано c понятием «власть»:
1) самопознание 3) авторитет
2) социализация 4) урбанизация
2. Институтом политической системы, обладающим монополией на
правотворчество, представляющим интересы общества в целом, является:
1) средства массовой информации
2) государство
3) партии
4) общественные движения
3. Понятие легитимность означает:
1) терпимость к другим мнениям
2) правомочность власти
3) противостояние политических идей
4) приведение к присяге главы государства
4. Определение, соответствующее понятию «государство»:
1) единственный собственник всех средств производства, опирающийся на
властные структуры
2) высшее руководство, получающее наибольшие выгоды от господствующего
положения в обществе
3) основные направления по упорядочению общественных отношений
4) основной институт политической системы
5. К политической деятельности не относится:
1) выпуск акций открытым акционерным обществом
2) регистрация политической партии
3) выборы Президента РФ
4) проведение митинга
6. Функцией государства является:
1) наличие государственного аппарата
2) суверенитет
3) поддержание общественного порядка
4) разделение властей
7. Политический плюрализм означает:
1) противостояние официальному курсу
2) множественность политических взглядов и группировок
3) взаимное стремление к положительному результату
4) единство взглядов
8. Является общественно – политический движением, а не партией:
1) «Гринпис» 3) «Единая Россия»
2) «Справедливая Россия» 4) «ЛДПР»
9. Классической формой представительной демократии называют:
1) парламент
2) партию
3) президентскую власть
4) политические движения
10. Какие три типа основных избирательных систем действуют в мировой
политической практике:
1) парламентская, президентская, смешенная
2) двухпартийная, однопартийная, многопартийная
3) пропорциональная, мажоритарная, президентская
4) пропорциональная, мажоритарная, смешанная
11. Какую форму правления описывает известный афоризм:
«Король царствует, но не правит»:
1) дуалистическую монархию
2) парламентскую монархию
3) абсолютную монархию
4) сословно – представительную монархию
12. Демократический режим характеризуется:
1) господством одной обязательной идеологии
2) верховенством исполнительной власти в системе разделения властей
3) командно – административными методами управления
4) защитой прав и свобод граждан
13. В современной России сложилась:
1) однопартийная система
2) двухпартийная система
3) многопартийная система
4) беспартийная система
14. Партия, не имеющая непосредственного доступа к власти, и поэтому
вынужденная бороться за неё и применять косвенные средства влияния на
государство, называется:
1) закрытой
2) открытой
3) оппозиционной
4) правящей.
15. Разновидностью республиканской формы правления не является:
1) президентская
2) абсолютная
3) смешанная
4) парламентская
16. По форме правления государство может быть:
1) монархическим
2) федеративным
3) унитарным
4) тоталитарным
Тестовый контроль №9.
Тема: Политика и власть. Государство в политической системе.
Вариант 2.
1. Специфической чертой политической власти, в отличие от иных видов власти,
является:
1) обращение ко всем гражданам страны
2) отношения господства и подчинения
3) неопределённость требования и гарантий
4) проявление в совокупности обычаев и традиций
2. Консервативные партии характеризуются:
1) призывами к ликвидации принудительной власти государства
2) призывами к отстаиванию традиционных путей развития страны
3) призывами к радикальным преобразованиям общества
4) жесткостью организации
3. Политикой древние греки называли:
1) искусство ведения домашнего хозяйства
2) ораторское искусство
3) искусство управления государством
4) политический талант
4. Какой признак отличает республику от других форм правления?
1) передача власти по наследству
2) власть, ограниченная парламентом
3) выборная власть
4) передача верховной власти своему преемнику
5. Власть опирается:
1) на авторитет 3) на право
2) на силу 4) на все вышеперечисленное
6. Самым главным политическим институтом является:
1) общество
2) государство
3) право
4) политическая партия
7. Любое государство характеризуется:
1) разделением властей
2) наличием армии
3) осуществлением тотального контроля над личностью
4) многопартийностью
8. Политическая партия — это организация, которая:
1) борется за власть
2) решает хозяйственные вопросы
3) объединяет людей по интересам
4) образуется стихийно
9. Кто является источником власти в демократической стране?
1) народ
2) передовой общественный класс
3) представители крупного бизнеса
4) интеллектуальная элита общества
10. Верны ли следующие суждения о политической системе?
Политическая система является механизмом:
А. формирования политической власти
Б. осуществления политической власти
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
11. Верны ли следующие утверждения о средствах массовой информации?
Средства массовой информации как политический институт:
А. Не оказывают существенного воздействия на формирование настроений
в обществе.
Б. Служат для распространения в обществе определенных политических взглядов и
идей.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
12. К формам территориально-государственного устройства относится:
1) федерация 3) монархия
2) демократия 4) республика.
13. Исключительным признаком правового государства является:
1) суверенитет
2) наличие национальной валюты
3) институт президентства
4) разделение властей
14. Оппозиционные политические партии:
1) имеют большинство в законодательном собрании
2) выражают интересы определенных социальных групп
3) определяют темпы экономического развития
4) определяют состав правительства
15. Вставьте пропущенное слово: «Основными формами правления являются
… и республика».
Ответ: _____________________
16. Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками
ПРИЗНАКИ | ТИП ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА |
1. Разделение властей | А. Тоталитарный |
2. Политический плюрализм | Б. Демократический |
3. Политический монополизм | |
4. Всеобщие выборы |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 |
Тестовый контроль №10.
Тема: Участники политического процесса.
1. Ниже перечислены признаки политической партии и общественно –
политического движения.
- общественное объединение
- пропаганда
- общность идеологии
- постоянный характер деятельности
- агитация
- выражение конкретных политических интересов
- выработка политической программы
- борьба за власть
- наличие аппарата управления
- добровольное объединение
- отсутствует цель завоевания политической власти
- участники не объединены общностью идеологических взглядов
- после достижения целей самораспускаются
Впишите в таблицу цифры, обозначающие признаки политической партии и общественно – политического движения, а также признаки, являющиеся общими для обоих общественных объединений.
Признаки политической партии | Признаки общественно – политического движения | Общие признаки |
2. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ПОНЯТИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
1. Политическая система | А. Процесс разработки, принятия и реализации политических решений |
2. Политическая коммуникация | Б. Правовые, политические и моральные правила, лежащие в основе жизнедеятельности политической системы |
3. Политическое управление | В. Механизм формирования и осуществления политической власти |
4. Политические нормы | Г. Распространение и передача политической информации |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 |
3. Верны ли следующие утверждения о средствах массовой информации?
Средства массовой информации как политический институт:
А. Не оказывают существенного воздействия на формирование настроений
в обществе.
Б. Служат для распространения в обществе определенных политических взглядов и
идей.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
4. Верны ли следующие утверждения о либеральной политической идеологии?
Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет:
А. Равенство людей перед законом и судом.
Б. Обязательную поддержку богатыми неимущих социальных слоев.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
5. При характеристике человека как гражданина указывают на его:
1) семейное положение 3) партийность
2) профессию 4) права и обязанности
6. Верны ли следующие утверждения об основах конституционного строя РФ?
А. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности,
единстве системы государственной власти.
Б. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить
его.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
7. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:
«Основой политики является …».
Ответ: __________________
8. Вставьте пропущенные слова:
«Формирование местного бюджета, управление муниципальной собственностью,
охрана общественного порядка, решение вопросов местного значения относятся
к полномочиям органов …».
Ответ: _________________
9. Что из указанного относится к функциям государства?
1) выражение интересов страны на международной арене
2) выдвижение кандидатов на выборах
3) создание религиозных организаций
4) выплата компенсаций акционерам разорившихся предприятий
5) осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти
10. Верны ли следующие суждения об общественных организациях?
А. Общественные организации выступают в роли посредника
между государством и населением.
Б. Общественные организации играют большую роль в духовной сфере жизни
общества.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
11. Верны ли следующие суждения о деятельности политических партий?
А. Политические партии участвуют в формировании и деятельности органов
государственной власти.
Б. Политические партии создают свои средства массовой информации.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
12. Верны ли следующие суждения о деятельности политических партий?
А. Политические партии могут заниматься предпринимательской деятельностью.
Б. Политические партии могут выполнять функции политической социализации.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
13. Верны ли следующие суждения о политических движениях?
А. Политические движения стремятся к достижению власти.
Б. Политические движения выражают мнения определенных групп граждан.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
14. Определение: «Взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми
в процессе политической деятельности» относится к понятию:
- политические отношения
- политическая деятельность
- политический институт
- политическая партия
15. Опосредованное политическое участие граждан осуществляется через:
1) участие в избирательных кампаниях
2) деятельность избранных депутатов
3) участие в деятельности политических партий
4) реакции на импульсы, исходящей от политической системы общества
16. Верны ли следующие суждения о непосредственном политическом участии
граждан?
А. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в митингах,
демонстрациях.
Б. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в обращениях и
письмах к представителям власти.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
КЛЮЧИ
Тестовый контроль №1.
Тема: Природа человека, врожденные и приобретенные качества.
Вариант 1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
2 | 4 | 3 | 2 | 3 | 1 | 4 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 |
Тестовый контроль №1.
Тема: Природа человека, врожденные и приобретенные качества.
Вариант 2.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
2 | 1 | 1 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 4 | 4 |
Тестовый контроль №2.
Тема: Общество как сложная система.
Вариант 1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
4 | 4 | 3 | 2 | 2 | 1 | 4 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 |
Тестовый контроль №2.
Тема: Общество как сложная система.
Вариант 2.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
2 | 1 | 4 | 1 | 3 | индустриальное | 3,5,6 | Ж,Б,Г,А | А-2,4 Б-3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | А-2,4 Б-1,3,5 |
Тестовый контроль №3.
Тема: Духовная культура личности и общества.
Вариант 1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
4 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 1 | 3 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 1 | 4 |
Тестовый контроль №3.
Тема: Духовная культура личности и общества.
Вариант 2.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
4 | 1 | 3,5, 7 | 2 | 3 | 3,4,5, 6,8, 10 | 2 | 2 | духовность | искусство | А-1 Б-2 В-1 Г-2 Д-1 | 1-А 2-Б 3-Б 4-А | 1-Е 2-З 3-И 4-В 5-А 6-Г | 4 | 3 | научность |
Тестовый контроль №4.
Тема: Наука и образование в современном мире.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 | 1 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2,4, 5,6 | 3 | 3 | культ |
Тестовый контроль №5.
Тема: Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 2 | мораль | 1,3, 4,7 | 2 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | гипотеза |
Тестовый контроль №6.
Тема: Социальная роль и стратификация.
Вариант 1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
3 | 1 | 3 | 2 | 4 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 4 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2 |
Тестовый контроль №6.
Тема: Социальная роль и стратификация.
Вариант 2.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
социальная мобильность | 1-Г 2-В 3-Б 4-А | 1-Б 2-В 3-А | страта | А-2 Б-3 В-5 Г-4 Д-1 | А-1 Б-1 В-1 Г-2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | А-5 Б-2 В-3 Г-1 Д-6 Е-4 |
Тестовый контроль №7.
Тема: Социальные нормы и конфликты.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
4 | 4 | 4 | 2 | 1 | социальные нормы | 1 | 4 | 2 | 1-В 2-А 3-Е 4-В 5-Д 6-Г 7-Ж | 1 | 4 | 2 | 1 | А-2 Б-1 В-1 Г-2 Д-1 | 3 |
Тестовый контроль №8.
Тема: Важнейшие социальные общности и группы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
2 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 |
Тестовый контроль №9.
Тема: Политика и власть. Государство в политической системе.
Вариант 1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
3 | 2 | 2 | 4 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 4 | 2 | 4 | 3 | 3 | 2 | 1 |
Тестовый контроль №9.
Тема: Политика и власть. Государство в политической системе.
Вариант 2.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 4 | 2 | монархия | 1-Б 2-Б 3-А 4-Б |
Тестовый контроль №10.
Тема: Участники политического процесса.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
1-4,6,7,8,9 2-11,13 3-1,2,3,5, 10,12 | 1-В 2-Г 3-А 4-Б | 2 | 1 | 4 | 3 | власть | местное самоуправ ление | 1,4,5 | 1 | 3 | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.05. Безопасность жизнедеятельности
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». КОС включа...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности в рамках основной образовательной программы
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные тех...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств по учебной дисциплине "Охрана труда"
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Охрана труда» КОС включают контрольные материал...
Комплект контрольно-оценочных оценочных средств МДК.01.01 КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ основной образовательной программы специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИ...
Комплект фондов оценочных средств по учебной дисциплине ОГСЭ 05. Физическая культура для специальности 36.02.01 Ветеринария
Комплект фондов оценочных средств (ФОС) предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины (УД) Физическая культура входящего в состав профессиональной образовательной программы по спец...
Комплект фондов оценочных средств по учебной дисциплине ОГСЭ. 04 «Иностранный язык в профессиональной деятельности»
Комплект фондов оценочных средств (ФОС) предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины ОГСЭ. 04 «Иностранный язык в профессиональной деятельности» профессиональной образ...