ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Иванько Вадим Юрьевич

Проблемы гуманизации профессионального образования связаны с глобальными изменениями, происходящими в современном мире, где главной ценностью и достоянием постепенно становится личность. В человеческие отношения властно входят гуманитарные проблемы, общечеловеческие ценности, учитывающие интересы не только живущих, но и будущих поколений людей. Гуманизация образования означает ориентацию на раскрытие способностей отдельных индивидов, формирование гуманистического мировоззрения и основанных на нём социально-ценных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanko_statya.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИВАНЬКО В.Ю.,

мастер производственного обучения

ГБОУ СПО «Государственный агротехнический колледж»

 Проблемы гуманизации профессионального образования связаны с глобальными изменениями, происходящими в современном мире, где главной ценностью и достоянием постепенно становится личность. В человеческие отношения властно входят гуманитарные проблемы, общечеловеческие ценности, учитывающие интересы не только живущих, но и будущих поколений людей. Гуманизация образования означает ориентацию на раскрытие способностей отдельных индивидов, формирование гуманистического мировоззрения и основанных на нём социально-ценных качеств личности.

         В настоящее время высшее профессиональное образование определяется как сфера общенациональных стратегических интересов России, приоритетами которой являются системные подходы и решения, ценности мировой и отечественной культуры, гуманистическая мораль, гражданственность, мировоззренческие взгляды и методологические решения, ориентированные на формирование новых поколений специалистов, способных к творческой, профессионально-ответственной деятельности, составляющих высшее достояние общества и государства. Определение проблем гуманизации профессионального образования является одним из факторов гуманизации не только российского социума, его общественного уклада и государственного устройства, но и диалога России с другими странами, с общемировым сообществом и с историческим временем.

         Но решение проблем гуманизации профессионального образования в нашей стране отягощено рядом обстоятельств и комплексов. Прежде всего, негативно сказывается инерция инструментально-технократического подхода к высшему образованию. Проблемы гуманизации профессионального образования связаны с отказом от технократических тенденций, которые за последние 200 лет сложились в мировой системе образования под влиянием рационалистического взгляда на мир; со стремлением преодолеть явно обозначившийся раскол культуры, образования на гуманитарную и техническую составляющие, преодолеть их нарастающее обособление.

        Проблемы гуманизации профессионального образования требуют создания нового поколения учебников и учебно-методических пособий, отказа от прежней их установки на описание, ориентированность в первую очередь на развитие творческого, критического гуманитарного мышления личности. Но гуманизация высшего образования отнюдь не сводится к преподаванию так называемых гуманитарных и социально-экономических наук. Гуманизирована должна быть вся система образования, его приоритеты и ориентации, образовательные программы, условия обучения и практика преподавания всех наук, ибо все они, каждая по-своему, должны быть подчинены главной цели – образованию личности как активного и социально эффективного субъекта отношений и деятельности.

          Проблемы гуманизации профессионального образования являются важнейшими проблемами современного высшего образования. Они тесным образом связаны с такими явлениями, как демократизация и глобализация высшей образовательной системы, превращением ее из элитарной в массовую. Гуманизация во многом обусловливает эффективность высшей системы образования и является одной из современных парадигм ее развития.

       Проблема гуманизации общества,  в целом, и образования, в  частности,  является приоритетной в общественном сознании с середины XX столетия.  В 1990г.  на международном  симпозиуме  "Философия образования в перспективе XXI века" признана необходимость всему мировому сообществу  сосредоточить внимание на гуманизации образования. Гуманизация образования,  будучи одной из мировых тенденций,  является и основным  принципом реформирования образования в нашей стране. Это имеет объективные причины, так как в настоящее время цивилизационный процесс характеризуется глобальными экологическими проблемами,  экспансией  техносферы,  дегуманизацией общества. В нашей стране эти негативные явления усугубляются государственно-политическими,  экономическими   изменениями, которые  привели  к  экономической  нестабильности,  резкому расслоению и социальной незащищенности  большинства  населения,  межэтническим  и национальным конфликтам,  утрате ценностных ориентиров и глубокому нравственному кризису.

       По-прежнему пути выхода из кризиса ученые видят в изменении отношения к личности, в совершенствовании самого человека, возрастании его духовного потенциала,  в повышении его ответственности за судьбы мира,  то есть в гуманизации всех сфер жизни общества и, в первую очередь, образования.

       Сегодня мы говорим о модернизации промышленности, экономики, науки и понимаем, что она не состоится без подготовленных по-новому, в инновационной системе образования, кадров. Модернизация образования – важнейшая точка приложения сил. Модернизационные процессы в образовании  в свою очередь тесно связаны с гуманизацией: самого образовательного процесса, принятия управленческих решений и научно-исследовательской деятельности в сфере образования.

      В педагогике по сути постоянно наличествуют два направления: технократическое (авторитарное) и гуманистическое (личностно ориентированное), при  этом укорененность в практике значительно сильнее у первого. На протяжении последних 15-20 лет внимание к вопросам гуманизации достаточно устойчивое.

        Гуманизация образования большинством исследователей понимается  как создание условий,  направленных на раскрытие и развитие способностей человека,  его позитивную самореализацию,  в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей,  содержания,  организации и  средств  его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом - средой.

Понятие "гуманизация"  является  производным  от термина "гуманизм", толкований которого существует множество. По определению И.Канта,  это "чувство блага в отношениях с другими".

           В науке лет двадцать наблюдается тенденция,  выражающаяся  в  отношении  к обучающемуся как к субъекту образовательного процесса. В чем суть гуманистического подхода? Каждый обучающийся рассматривается как уникальная целостная личность, для развития которой необходимо создание определенных условий.  Следовательно, целью образования становится развитие личности, а задачей - создание  условий  для этого развития.  В этом случае формирование знаний, умений и навыков является средством достижения цели. Образование из функционального,  превращающего  годы обучения лишь в подготовку к будущим социальным функциям, становится развивающим, создающим новые смыслы и отношения к жизни, проживаемой «здесь и сейчас».

          Наряду с идеологизированной постановкой главной цели обучения – подготовки советского гражданина-строителя коммунизма - и более подробных «обслуживающих» трактовок этой цели в  70-80-е  гг. XXвека стали намечаться конкретизированные цели,  в которых прослеживается задача сформировать личность с заданными  качествами (Ю.К. Бабанский,  М.М. Поташник и др.), проектировался "конечный  результат"  педагогической работы. Эти цели касались свойств и качеств учащегося, а также сформированности  знаний,  умений, навыков на определенном этапе обучения.

Однако нередко  прагматичность  традиционного,  формального подхода приводила к пониманию социального заказа общества на эмпирическом  уровне и,  соответственно,  к такому же уровню постановки целей обучения. Например, в 70-80 гг. XX века недостаточность  подготовленных рабочих в сфере производства привела к введению в школах профориентации в качестве учебного предмета и обязательному получению какой-либо рабочей специальности,  обычно далекой от интересов выпускника и никогда им  не востребованной;  увеличение  числа  бракоразводных процессов послужило основанием введения  "Этики  и  психологии семейной жизни" и т.п. В 90-е гг. XX в. возникновение гимназий и лицеев в стране диктовалось не столько целями развития личности, сколько целью  подготовки для поступления в вузы, причем в условиях, когда не столько упало качество обучения в школе, сколько стали завышенными относительно единых на тот момент школьных программ требования вузов. На практике логика целеполагания сводилась либо к идеологическому компоненту,  либо к прагматически понимаемому заказу общества.

           С позиций гуманистической парадигмы  не может быть одного источника целеполагания, их, как минимум, три: общество, обучающийся, преподаватель, а можно предложить боле дробное деление. Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник, А.С. Белкин, В.В. Сериков и др.  предложили многоступенчатое построение целей,  среди которых особо выделяются:  цель общесоциальная (для общества);  цель  институциональная  (для  ПУЗ, школы, семьи и т.п.); цель функциональная (для разных аспектов процесса обучения);  цель ситуационная.  На каждом этапе (ступени) цели уточняются и конкретизируются.

           Цели являются источником мотивации к обучению и должны быть приняты учениками и студентами. Это означает, что цели должны либо совпадать  с их целями,  либо быть поставленными совместно с педагогом в ходе учебной деятельности, либо в ходе определенной работы по социализации и т.д. должны стать легитимными для учащихся (например, общесоциальные цели).

            Цели при гуманистическом подходе  полнее совпадают  с целями личности в подростковом  и молодом возрасте,  которому  присущи: специфическая социальная активность, усвоение норм и  ценностей взрослого мира,  настойчивое  самоопределение,  несущее осознание себя в обществе, учет своих возможностей, формирование мировоззренческих позиций и оценочных представлений об окружающем мире и людях.  Главная цель процесса обучения при гуманистическом подходе - развитие личности -  изменяет взгляд на старшеклассника или студента,  позволяет при сохранении его прежнего зависимого по  объективным  причинам статуса и невозможности всегда действовать по своему усмотрению (но стремлении к самостоятельности) дать ему  ощущение принятия решений,  значимости его роли, влияния его личности на процесс обучения.

          К.Роджерс в противовес традиционной системе образования с  консервативностью,  иерархичностью  структуры "руководство-подчинение", контролированием поведения, сознания человека, объектным отношением к нему предложил гуманистическую систему взглядов на процесс обучения,  которая строится на следующих принципах:

- открытость общения (само раскрытие как обучающихся, так и преподавателя);

- проявление  всех потенциалов человека (реализация того, что заложено в человеке как возможность);

- целостный  подход  к  развитию и обучению (интеграция интеллектуального, телесного и духовного начал);

- акцент  на обучение через опыт (имитация на уроке реальных жизненных ситуаций,  где сочетается развитие  эмоциональной и когнитивной сфер учащегося);

- индивидуальный подход, т.е. уникальный стиль обучения каждого человека (концентрация внимания на потребностях, интересах, эмоциях обучающихся);

- изменение роли учителя (он - фасилитатор обучения, то есть создатель определенной атмосферы в обучении,  при которой обучающиеся находят внимательное и поддерживающее отношение окружающих);

- предельно  активная роль обучающегося (самостоятельность в выборе того, чему, как и сколько он будет учиться);

- введение  понятия "свободы учения" (рассмотрение личных качеств и особенностей поведения  учителя  через  призму того,  насколько они способны обеспечить учащимся эту свободу).

         Итак, основные позиции относительно гуманизации образования обозначены, конечно, можно было бы порассуждать о новейших исследованиях в этой области, но, на наш взгляд, основное сказано в 80-90-е годы XX в. Очевидно, что накопилось множество теоретических изысканий, однако слабо представлены механизмы. Формирование педагогических условий является и поныне «белым пятном», если судить по практике педагогической деятельности и разработанности научно-методической базы.

Список литературы:

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение,1985.
  2. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать. — М.: Просвещение, 1991
  3. Поташник М.М. от «педагогических шмонов» - к диагностике. // Народное образование. -1997. -№1.
  4. Роджерс К. О групповой психотерапии.- М.:Гиль-Эстель,1993.
  5. Сериков В.В.  Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы среднего профессионального образования

Современное общество диктует необходимость обучать, что должен знать и уметь человек, приступающий непосредственно к реальной профессиональной деятельности. Модернизация системы образования Росии треб...

Гуманизация современного образования.

Наиболее актуальным на данный момент является внедрения технологий гуманитаризации и гуманитаризации в обучение. Ведь гуманитаризация предполагает усиление взаимосвязи естественного образования с гума...

Проблемы среднего профессионального образования

Проблемы среднего профессионального образования...

Актуальные проблемы среднего профессионального образования.

Главной задачей профессиональных учебных заведений является развитие личности в процессе приобретения ими профессии, специальности  в соответствии с собственными интересами, способностями и социа...

"Актуальные проблемы современного профессионального образования"

статья, в которой описаны проблемы профессионального образования....

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Проблемы среднего профессионального образования

Аксиома о том, что народное творчество составляет один из наиболее значительных глубинных пластов художественной культуры России и является основой формирования национального самосознания, – не ...

Сборник: Актуальные проблемы подготовки кадров, статья "Проблемы повышения качества профессионального образования"

Сборник статей по результатам работы конференции содержит оригинальные материалы ведущих и молодых ученых, посвященные актуальным вопросам подготовки кадров в системе среднего и высшего профессиональн...