ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему
Проблемы гуманизации профессионального образования связаны с глобальными изменениями, происходящими в современном мире, где главной ценностью и достоянием постепенно становится личность. В человеческие отношения властно входят гуманитарные проблемы, общечеловеческие ценности, учитывающие интересы не только живущих, но и будущих поколений людей. Гуманизация образования означает ориентацию на раскрытие способностей отдельных индивидов, формирование гуманистического мировоззрения и основанных на нём социально-ценных качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivanko_statya.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
мастер производственного обучения
ГБОУ СПО «Государственный агротехнический колледж»
Проблемы гуманизации профессионального образования связаны с глобальными изменениями, происходящими в современном мире, где главной ценностью и достоянием постепенно становится личность. В человеческие отношения властно входят гуманитарные проблемы, общечеловеческие ценности, учитывающие интересы не только живущих, но и будущих поколений людей. Гуманизация образования означает ориентацию на раскрытие способностей отдельных индивидов, формирование гуманистического мировоззрения и основанных на нём социально-ценных качеств личности. В настоящее время высшее профессиональное образование определяется как сфера общенациональных стратегических интересов России, приоритетами которой являются системные подходы и решения, ценности мировой и отечественной культуры, гуманистическая мораль, гражданственность, мировоззренческие взгляды и методологические решения, ориентированные на формирование новых поколений специалистов, способных к творческой, профессионально-ответственной деятельности, составляющих высшее достояние общества и государства. Определение проблем гуманизации профессионального образования является одним из факторов гуманизации не только российского социума, его общественного уклада и государственного устройства, но и диалога России с другими странами, с общемировым сообществом и с историческим временем. Но решение проблем гуманизации профессионального образования в нашей стране отягощено рядом обстоятельств и комплексов. Прежде всего, негативно сказывается инерция инструментально-технократического подхода к высшему образованию. Проблемы гуманизации профессионального образования связаны с отказом от технократических тенденций, которые за последние 200 лет сложились в мировой системе образования под влиянием рационалистического взгляда на мир; со стремлением преодолеть явно обозначившийся раскол культуры, образования на гуманитарную и техническую составляющие, преодолеть их нарастающее обособление. Проблемы гуманизации профессионального образования требуют создания нового поколения учебников и учебно-методических пособий, отказа от прежней их установки на описание, ориентированность в первую очередь на развитие творческого, критического гуманитарного мышления личности. Но гуманизация высшего образования отнюдь не сводится к преподаванию так называемых гуманитарных и социально-экономических наук. Гуманизирована должна быть вся система образования, его приоритеты и ориентации, образовательные программы, условия обучения и практика преподавания всех наук, ибо все они, каждая по-своему, должны быть подчинены главной цели – образованию личности как активного и социально эффективного субъекта отношений и деятельности. Проблемы гуманизации профессионального образования являются важнейшими проблемами современного высшего образования. Они тесным образом связаны с такими явлениями, как демократизация и глобализация высшей образовательной системы, превращением ее из элитарной в массовую. Гуманизация во многом обусловливает эффективность высшей системы образования и является одной из современных парадигм ее развития. Проблема гуманизации общества, в целом, и образования, в частности, является приоритетной в общественном сознании с середины XX столетия. В 1990г. на международном симпозиуме "Философия образования в перспективе XXI века" признана необходимость всему мировому сообществу сосредоточить внимание на гуманизации образования. Гуманизация образования, будучи одной из мировых тенденций, является и основным принципом реформирования образования в нашей стране. Это имеет объективные причины, так как в настоящее время цивилизационный процесс характеризуется глобальными экологическими проблемами, экспансией техносферы, дегуманизацией общества. В нашей стране эти негативные явления усугубляются государственно-политическими, экономическими изменениями, которые привели к экономической нестабильности, резкому расслоению и социальной незащищенности большинства населения, межэтническим и национальным конфликтам, утрате ценностных ориентиров и глубокому нравственному кризису. По-прежнему пути выхода из кризиса ученые видят в изменении отношения к личности, в совершенствовании самого человека, возрастании его духовного потенциала, в повышении его ответственности за судьбы мира, то есть в гуманизации всех сфер жизни общества и, в первую очередь, образования. Сегодня мы говорим о модернизации промышленности, экономики, науки и понимаем, что она не состоится без подготовленных по-новому, в инновационной системе образования, кадров. Модернизация образования – важнейшая точка приложения сил. Модернизационные процессы в образовании в свою очередь тесно связаны с гуманизацией: самого образовательного процесса, принятия управленческих решений и научно-исследовательской деятельности в сфере образования. В педагогике по сути постоянно наличествуют два направления: технократическое (авторитарное) и гуманистическое (личностно ориентированное), при этом укорененность в практике значительно сильнее у первого. На протяжении последних 15-20 лет внимание к вопросам гуманизации достаточно устойчивое. Гуманизация образования большинством исследователей понимается как создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей человека, его позитивную самореализацию, в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом - средой. Понятие "гуманизация" является производным от термина "гуманизм", толкований которого существует множество. По определению И.Канта, это "чувство блага в отношениях с другими". В науке лет двадцать наблюдается тенденция, выражающаяся в отношении к обучающемуся как к субъекту образовательного процесса. В чем суть гуманистического подхода? Каждый обучающийся рассматривается как уникальная целостная личность, для развития которой необходимо создание определенных условий. Следовательно, целью образования становится развитие личности, а задачей - создание условий для этого развития. В этом случае формирование знаний, умений и навыков является средством достижения цели. Образование из функционального, превращающего годы обучения лишь в подготовку к будущим социальным функциям, становится развивающим, создающим новые смыслы и отношения к жизни, проживаемой «здесь и сейчас». Наряду с идеологизированной постановкой главной цели обучения – подготовки советского гражданина-строителя коммунизма - и более подробных «обслуживающих» трактовок этой цели в 70-80-е гг. XXвека стали намечаться конкретизированные цели, в которых прослеживается задача сформировать личность с заданными качествами (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник и др.), проектировался "конечный результат" педагогической работы. Эти цели касались свойств и качеств учащегося, а также сформированности знаний, умений, навыков на определенном этапе обучения. Однако нередко прагматичность традиционного, формального подхода приводила к пониманию социального заказа общества на эмпирическом уровне и, соответственно, к такому же уровню постановки целей обучения. Например, в 70-80 гг. XX века недостаточность подготовленных рабочих в сфере производства привела к введению в школах профориентации в качестве учебного предмета и обязательному получению какой-либо рабочей специальности, обычно далекой от интересов выпускника и никогда им не востребованной; увеличение числа бракоразводных процессов послужило основанием введения "Этики и психологии семейной жизни" и т.п. В 90-е гг. XX в. возникновение гимназий и лицеев в стране диктовалось не столько целями развития личности, сколько целью подготовки для поступления в вузы, причем в условиях, когда не столько упало качество обучения в школе, сколько стали завышенными относительно единых на тот момент школьных программ требования вузов. На практике логика целеполагания сводилась либо к идеологическому компоненту, либо к прагматически понимаемому заказу общества. С позиций гуманистической парадигмы не может быть одного источника целеполагания, их, как минимум, три: общество, обучающийся, преподаватель, а можно предложить боле дробное деление. Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник, А.С. Белкин, В.В. Сериков и др. предложили многоступенчатое построение целей, среди которых особо выделяются: цель общесоциальная (для общества); цель институциональная (для ПУЗ, школы, семьи и т.п.); цель функциональная (для разных аспектов процесса обучения); цель ситуационная. На каждом этапе (ступени) цели уточняются и конкретизируются. Цели являются источником мотивации к обучению и должны быть приняты учениками и студентами. Это означает, что цели должны либо совпадать с их целями, либо быть поставленными совместно с педагогом в ходе учебной деятельности, либо в ходе определенной работы по социализации и т.д. должны стать легитимными для учащихся (например, общесоциальные цели). Цели при гуманистическом подходе полнее совпадают с целями личности в подростковом и молодом возрасте, которому присущи: специфическая социальная активность, усвоение норм и ценностей взрослого мира, настойчивое самоопределение, несущее осознание себя в обществе, учет своих возможностей, формирование мировоззренческих позиций и оценочных представлений об окружающем мире и людях. Главная цель процесса обучения при гуманистическом подходе - развитие личности - изменяет взгляд на старшеклассника или студента, позволяет при сохранении его прежнего зависимого по объективным причинам статуса и невозможности всегда действовать по своему усмотрению (но стремлении к самостоятельности) дать ему ощущение принятия решений, значимости его роли, влияния его личности на процесс обучения. К.Роджерс в противовес традиционной системе образования с консервативностью, иерархичностью структуры "руководство-подчинение", контролированием поведения, сознания человека, объектным отношением к нему предложил гуманистическую систему взглядов на процесс обучения, которая строится на следующих принципах: - открытость общения (само раскрытие как обучающихся, так и преподавателя); - проявление всех потенциалов человека (реализация того, что заложено в человеке как возможность); - целостный подход к развитию и обучению (интеграция интеллектуального, телесного и духовного начал); - акцент на обучение через опыт (имитация на уроке реальных жизненных ситуаций, где сочетается развитие эмоциональной и когнитивной сфер учащегося); - индивидуальный подход, т.е. уникальный стиль обучения каждого человека (концентрация внимания на потребностях, интересах, эмоциях обучающихся); - изменение роли учителя (он - фасилитатор обучения, то есть создатель определенной атмосферы в обучении, при которой обучающиеся находят внимательное и поддерживающее отношение окружающих); - предельно активная роль обучающегося (самостоятельность в выборе того, чему, как и сколько он будет учиться); - введение понятия "свободы учения" (рассмотрение личных качеств и особенностей поведения учителя через призму того, насколько они способны обеспечить учащимся эту свободу). Итак, основные позиции относительно гуманизации образования обозначены, конечно, можно было бы порассуждать о новейших исследованиях в этой области, но, на наш взгляд, основное сказано в 80-90-е годы XX в. Очевидно, что накопилось множество теоретических изысканий, однако слабо представлены механизмы. Формирование педагогических условий является и поныне «белым пятном», если судить по практике педагогической деятельности и разработанности научно-методической базы. Список литературы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы среднего профессионального образования
Современное общество диктует необходимость обучать, что должен знать и уметь человек, приступающий непосредственно к реальной профессиональной деятельности. Модернизация системы образования Росии треб...
Гуманизация современного образования.
Наиболее актуальным на данный момент является внедрения технологий гуманитаризации и гуманитаризации в обучение. Ведь гуманитаризация предполагает усиление взаимосвязи естественного образования с гума...
Проблемы среднего профессионального образования
Проблемы среднего профессионального образования...
Актуальные проблемы среднего профессионального образования.
Главной задачей профессиональных учебных заведений является развитие личности в процессе приобретения ими профессии, специальности в соответствии с собственными интересами, способностями и социа...
"Актуальные проблемы современного профессионального образования"
статья, в которой описаны проблемы профессионального образования....
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Проблемы среднего профессионального образования
Аксиома о том, что народное творчество составляет один из наиболее значительных глубинных пластов художественной культуры России и является основой формирования национального самосознания, – не ...
Сборник: Актуальные проблемы подготовки кадров, статья "Проблемы повышения качества профессионального образования"
Сборник статей по результатам работы конференции содержит оригинальные материалы ведущих и молодых ученых, посвященные актуальным вопросам подготовки кадров в системе среднего и высшего профессиональн...