Актуальные проблемы среднего профессионального образования
статья по теме
Современное общество диктует необходимость обучать, что должен знать и уметь человек, приступающий непосредственно к реальной профессиональной деятельности. Модернизация системы образования Росии требует повышения профессионализма преподавателей СПО. Концепция профессиональной подготовки специалистов не всега идет в ногу со временм. Трудно рассчитывать на повышение компетентности выпускников без изменения профессионального сознания и повышения уровня компетентности педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
атуальные проблемы СПО | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные проблемы среднего профессионального образования.
Третьякова Н.Д. КГБОУ СПО «Комсомольский –на-Амуре
авиационно-технический техникум».
Современное общество диктует необходимость обучать тому, что должен знать и уметь человек, приступающий непосредственно к реальной профессиональной деятельности испокон веков образование формировало человека разумного.
Вспомним ломоносовские строки:
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Лучше сказать нельзя: нужны люди воспитанные, обладающие трудолюбием (раченьем), системой знаний (как у Платона), хорошим мышлением (как у Ньютона).
Формировать человека разумного означает формировать нравственность и систему знаний, развивать психику – таковы необходимые черты разума. Мыслящий и нравственный человек, когда у него нет системы знаний по какой-либо проблеме, чувствует свою беспомощность; нравственный и знающий человек, но без гибкого, творческого мышления, превращается в догматика; все знающий, великолепно мыслящий, но безнравственный интеллектуал – это немалая опасность для людей, для общества.
Главной задачей профессиональных учебных заведений является развитие личности в процессе приобретения ими профессии, специальности в соответствии с собственными интересами, способностями и социальным заказом общества и государства.
Наша концепция.
Прежде чем приступать к решению проблемы формирования Личности, нужно изучить студента, его темперамент, характер, качества, способности, направленность.
Необходимо целенаправленно развивать на учебных занятиях
Модернизация системы образования России требует повышения профессионализма преподавателей СПО. Концепция профессиональной подготовки специалистов не всегда идет в ногу со временем. Трудно рассчитывать на повышение компетентности выпускников без изменения профессионального сознания и повышения уровня компетентности педагогов, без критического осмысления своего опыта работы, своих устоявшихся, но уже не работающих на разрешение современных проблем установок и стереотипов.
В настоящее время образование действительно переживает трудное время.
Общеизвестная статистика- девятый класс на «4» и «5» заканчивают лишь 16% учеников общеобразовательных школ. Нельзя не учитывать, что процесс обучения – это равное взаимодействие обучающего и обучаемого. Говорить обсуждать, находить возможные способы преодоления психолого-педагогических проблем СПО сегодня необходимо.
Предпосылки для проведения данной работы:
- Значительно усложнились задачи обучения.
- Учебно-воспитательный процесс стал более многофакторным и многопрофильным. Перед педагогами поставлено много вопросов:
а) как обеспечить усвоение более сложного и объемного учебного материала всеми студентами, т.е. как разрешить противоречия между возрастной сложностью и возможностями;
б) как добиться положительного отношения к учению;
в) как обеспечить успешное усвоение всех учебных предметов при все более ярко проявленной направленности интересов лишь на определенную группу предметов;
г) как учесть противоречия между возрастной самостоятельностью и сложившимися традициями активного управления;
д) как учесть в процессе обучения все более растущую информированность подрастающего поколения.
И этот перечень вопросов можно было бы бесконечно долго продолжать.
Актуальность выбранной темы определила цель исследования: выявить оптимальные, приемлемые в современных условиях формы, методы, приемы, технологии, позволяющие преодолеть психолого-педагогические проблемы сегодняшнего среднего профессионального образования.
Объектом исследования является совместная деятельность преподавателя и студентов.
Предмет исследования – психолого-педагогические проблемы СПО.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи. На основе проведенного анкетирования педагогов техникума, выявить:
- наиболее актуальные психолого-педагогические проблемы;
- проанализировать имеющуюся научную литературу и опыт работы по данным проблемам отечественных и зарубежных педагогов;
- составить практические рекомендации деятельности преподавателя.
Исследование проходило поэтапно.
Первый этап (диагностический)– составление вопросов для анкеты и ее проведение.
Педагогам техникума предлагалось проранжировать 14 предполагаемых проблем в зависимости от степени значимости.
Второй этап – обработка полученных результатов
место | название проблемы |
1 | Педагогические методы и приемы, для формирования ценностного отношения к учению. |
2 | Влияние оценки на личностное развитие студентов. Система контроля и самоконтроля, возможности применения оценки и самооценки студентов. |
3 | Методы стимулирования и мотивация учебно-познавательной деятельности студентов. |
4 | Специфика самостоятельной работы студентов. Место домашних заданий в системе самостоятельных работ студентов. |
5 | Нетрадиционные уроки и их педагогическая ценность для личностно-ориентированного развития студентов. |
6 | Возрастные особенности мыслительной деятельности и психологические условия ее активизации в обучении. |
7 | Социально-психологическая характеристика общения и особенности коммуникации в педагогической деятельности. Средства новых информационных технологий в процессе обучения, возможности и ограничения их применения, методика использования. |
8 | Психолого-педагогическое обоснование возможностей и необходимости использования интерактивных форм и методов обучения. |
9 | Этапы и психолого-педагогические условия формирования и развития компетенции студентов. |
10 | Специфика педагогического общения с подростками как субъектами обучения. Приемы устранения барьеров общения в образовательном процессе. |
11 | Проектная методика обучения и возможности ее реализации в системе образования. |
12 | Сущность педагогической диагностики. Критерии оценки достижения планируемых результатов обучения и развития студентов. |
13 | Значение рефлексии. Развитие навыков саморегуляции у преподавателей. |
Анализируя результаты данной анкеты, пришли к выводу, что больше всего педагогов техникума волнуют вопросы:
-личностно-ориентированного обучения,
-вопросы дидактики и методики преподавания,
-и психологии развития личности
Далее, в перспективе - разработка и составление практических рекомендаций для преподавателей техникума
Личностно ориентированное обучение.
Это — одно из новых и перспективных направлений в педагогике, находящееся в стадии становления. Чтобы оно было сформировано полностью, должны быть четко определены его цели, задачи, особенности, дидактические принципы, технологии.
В качестве основных приоритетов выбраны: развитие личности студента, его индивидуальности, творческих способностей, мышления, способностей к активной самостоятельной деятельности.
Психологическое строение деятельности образуют следующие составляющие:
Структура деятельности
Таким образом принципиальное отличие такого образования от традиционного состоит в том, что учебная информация, задаваемая для усвоения, выступает в качестве средства, а не цели.
Чтобы реализовать эту идею, преподавателю необходимо иметь особый дидактический материал.
Особая образовательная среда, должна соответствовать трем основным требованиям:
1) вариативность (возможность свободного выбора детьми средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив);
2) гибкость (умение педагога изменять план своего воздействия на студента);
3) открытость (готовность педагога использовать возникающие у студентов в процессе совместной деятельности идеи и предложения).
Использование метода рефлексии, относящегося прежде всего к организации мышления, для того, чтобы показать студенту, как он достигал правильного решения, как вырабатывал суждение, как шел к выводам. Смещение акцента с полученного результата (ответа) на рефлексию процесса его достижения — еще одна отличительная особенность личностно ориентированного образования.
Таким образом учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность студента в усвоении материала и данного вида деятельности;
Обучение нужно строить так, чтобы ставились задачи, вызывающие у студентов затруднения, т.е. такие, какие они не в состоянии решить, опираясь только на имеющиеся знания. Для решения должны требоваться размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка. Обращение к дополнительной литературе, наблюдения, исследования, консультации.
При оценивании работ отметки выставляются не за конечный результат, а за процесс его получения; при этом студенту нужно сравнивать не с другом или одногруппником, а с самим собой, но вчерашним.
В своей концепции модернизации образования Министерство образования РФ констатирует, что всестороннее развитие личности студента на основе его внутреннего потенциала является первостепенной целью. Оно предопределяет направления модернизации образования, которое будет ориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личностной сущности студента..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы среднего профессионального образования
Проблемы среднего профессионального образования...
Актуальные проблемы среднего профессионального образования.
Главной задачей профессиональных учебных заведений является развитие личности в процессе приобретения ими профессии, специальности в соответствии с собственными интересами, способностями и социа...
"Актуальные проблемы современного профессионального образования"
статья, в которой описаны проблемы профессионального образования....
О реализации проекта, направленного на обсуждение актуальных направлений и перспектив совершенствования кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России в системе общего и среднего профессионального образования
В статье рассматривается ход выполнения проекта по исследованию вопросов совершенствования кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и с...
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Проблемы среднего профессионального образования
Аксиома о том, что народное творчество составляет один из наиболее значительных глубинных пластов художественной культуры России и является основой формирования национального самосознания, – не ...