Индивидуальная работа с обучающимся по коррекции и развитию мотивов учебной деятельности
статья на тему
рекомендации по повышению мотивации к учению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_uchebnoy_deyatelnosti_studentov.docx | 39.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Индивидуальная работа с обучающимся
по коррекции и развитию мотивов учебной деятельности».
подготовил педагог-психолог
ОГАПОУ
«Белгородский
строительный колледж»
Н.В. Деркач
Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Теперь рассмотрим частный случай мотивации - учебная мотивация.
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими и т. д.); в- четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к детям, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.
Наблюдение за работой педагогов показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации. Многие педагоги, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз студент пришел к нам учиться, то он должен делать все то, что рекомендует программа. Встречаются и такие преподаватели, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью студента движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны преподавателя, классного руководителя или родителей, плохой оценки и т.д.
Часто в первый же день пребывания в колледже студент узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше. В таких случаях у студентов постепенно формируется страх перед колледжем, страх перед педагогом, а чаще равнодушие как защитная реакция. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал не благополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.
Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место.
Вот и представьте себя на месте студента, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти на занятия. Он знает, что преподаватель снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передалось студентам группы, поэтому многие из них относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом студент знает, что ничего хорошего его в колледже не ждет, но он все-таки как на «каторгу» идет в колледж, идет в свою группу.
Если аналогичная ситуация складывается у педагога, то он долго не выдерживает и меняет место работы. Педагог должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что это неизменно приводит к развитию невроза как у студентов, так и у самих преподавателей.
Причина спада учебной мотивации студентов:
1. У студентов подростков (16-17 лет) наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
2. Отношение студента к преподавателю.
3. Отношение преподавателя к студенту.
4. У девушек 16-17 лет снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
5. Личная значимость предмета.
6. Умственное развитие студента.
7. Продуктивность учебной деятельности.
8. Непонимание цели учения.
9. Страх перед колледжем.
В свете современных концепций образования, перспективным направлением совершенствования профессиональной подготовки студентов и повышения их учебной мотивации может считаться повышение роли самоорганизации студентов в учебном процессе.
Самоорганизация в широком смысле слова можно рассматривать, как умение организовать себя на достижение своих целей. Самоорганизация всегда находится в тесной взаимосвязи с мотивацией и самомотивацией, которая представляет собой устремление (или подталкивание себя) к цели, основанное на внутренних убеждениях человека. Самомотивация - естественный ускоритель самоорганизации к самообучению.
В основе поведения человека находится «рефлекс цели» - стремление достигнуть намеченного результата. Для этого нужна постоянная собственная психологическая установка: не останавливаться на достигнутом, не бояться трудностей и уважать, оценивать полученные знания и умения с позиций достижения цели. Конкретные цели человек ставит для исполнения потребностей, которые бывают трех типов:
природные, естественные (пища, питье, жилище, семья и т.п.);
социальные (общение, признание, положение);
личностные (самореализация человека в обществе, в деле, в семье и т.п.).
Получение профессии позволяет реализовать все виды потребностей молодого человека и понимание этого формирует у него столь мощную мотивацию к обучению, что возникает комплексная способность к самообучению. Однако существовавшие до сих пор методы обучения не были настроены на использование подобной мотивации.
Со времен Я.А. Каменского - средневекового педагога - применялась «знаниевая модель» обучения, когда человек последовательно и механически углублялся в предмет: знания, навыки, умения. При этом образование строилось на том, что человек должен был усвоить любым способом (понимать, зубрить) определенный объем знаний. На этих знаниях путем повторений вырабатывалось умение, которое в процессе дальнейших тренировок и упражнений превращалось в устойчивый профессиональный навык выполнять качественно какую-либо работу.
Эта модель позволила обучить грамоте и трудовым навыкам людей прошлых эпох - феодализма и раннего капитализма. Но в ней недостаточно учитываются личность и способности к самообучению. Поэтому мотивация к обучению чаще всего проявляется как внешнее стимулирование: угроза наказания или лишения удовольствий, еды, питья, сна. Продуктивность такой модели обучения в современных условия недостаточна, а форма ее противоречит представлениям о правах личности и демократических свободах.
К настоящему времени усилиями многих прогрессивных педагогов-новаторов создается на практике новая «способностная модель» обучения.
Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство.
Студент, обученный на принципах данной модели, не будет задавать себе в процессе самоопределения вопрос: нравится мне это дело или нет? Он уже знает, что нравиться может лишь то, что у него самого получается. А получается то, к чему есть способности. Поэтому ощущение удовольствия от получаемых знаний, сделанной вещи служит ему сигналом того, что он на правильном пути. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что данная модель приучает человека прислушиваться к себе, изучать себя, строить себя и свою судьбу, исходя из собственных ресурсов личности: способностей, ума, нравственности и характера.
Однако помимо понимания процесса мотивации следует использовать в процессе самообучения особый акт настройки личности и организма, который называют установкой. Она как бы находится между мотивацией и деятельностью. У студентов установка выступает как готовность к обучению данной специальности путем преодоления сложности предмета, преодоления собственной лени или инертности. Наличие сильной установки означает обретение социальной зрелости личности студента, его готовности к гармоническому развитию и как человека, и как специалиста.
На формирование установки к деятельности и готовности к обучению. необходимо:
выработать способность контролировать себя и поддерживать устойчивое произвольное внимание при изучении материала;
сдерживать свои эмоции, свою импульсивность при выслушивании других, а также формировать рассудительность при ответах;
вырабатывать способность к элементарным обобщениям;
вырабатывать способность давать функциональное определение значения слов, находить их иное выражение (синонимы);
тренировать память, чтобы создать объем кратковременной памяти не менее 4-х смысловых единиц, что позволит быстро запоминать фразу.
Эти развитые способности позволят быть активным при восприятии и усвоении лекционного материала: слушать, писать краткий конспект, составлять свои логические схемы и образные иллюстрации и таблицы.
В процессе обучения также необходимо сохранять эмоциональную сторону жизни: музыка, стихи, живопись, природа постоянно должны быть вкраплены в студенческую жизнь и в учебную деятельность.
Для поддержания способности к самомотивации рекомендуется использовать различные приемы и упражнения. Эти упражнения способствуют выработке динамического стереотипа в поведении студентов, что способствует более продуктивной мотивации к обучению.
Приложение.
Цикл индивидуальных психокоррекционных упражнений
на развитие самомотивации обучающихся к учебной деятельности.
Упражнение 1. «Доска визуализации».
На эту доску вы вешаете рисунки или картинки всех ваших вознаграждений, которые вы хотите получить за достижения своих целей. И потом смотрите на неё и как бы начинаете чувствовать, что уже владеете все этим и чувствуете себя так, как будете себя чувствовать, когда будете владеть этой наградой. Ещё можно закрыть глаза, что представить и почувствовать, как вы этим владеете. Этот метод лучше комбинировать с умственной зарядкой, чтобы ваше подсознание чётко понимало: какая вещь на вашей доске визуализации связана из ваших целей. Это метод способен творить чудеса.
Упражнение 2. «Умственная зарядка или эмоциональная
визуализация ваших целей».
Каждый день вы закрываете глаза и начинаете чувствовать себя, так как будто вы уже достигли своей цели. И главное вызвать как можно более чёткие и сильные эмоции. С первого раза может и не получиться, всё придёт с практикой. Главное как минимум 3 месяца делать такие умственные зарядки, и тогда вы сможете полностью раскрыть их потенциал. У этого приёма много применений: достижение целей и мотивация, эмоциональный настрой на успех или удачу (удачный день), изменение взаимоотношений с людьми.
Упражнение 3. «Благодарность».
Его можно использовать в двух вариантах: для переключения сознания с плохого на хорошее или же для мотивации других людей. Первый вариант: если вы чем-то недовольны в своей жизни и постоянно на этом концентрируетесь. То проделайте такое простое упражнение: составьте список всего, за что вы благодарны жизни и каждое утро начинайте с его прочтения используя второй приём «повторение ваших целей с желанием их прочувствовать». Это придаст вам дополнительной бодрости и переключит с негатива на позитив. Второй вариант: если вам надо, чтобы кто-то за вас что-то сделал. Начните его благодарить за то, что он уже сделал вам до этого.
Упражнение 4. Идентификация с любимым животным.
Цель: Отождествляясь (идентифицируясь) с кем-то или с чем-то, можно ускорить мотивационные превращения своей личности.
Когда мы отождествляемся с героем, когда, стремясь наследовать его, воображаем ситуации, в которых мы осуществляем социально желаемые действия, то это имеет определённое влияние на нашу личность.
Соответствующие изменения наблюдаются и при идентификации с любимым животным (которое, преодолевая препятствия, стремится достичь своего). Отождествляясь с таким животным, вы способны актуализировать свою настойчивость и повысить мотивацию достижения.
Задания
- Выберите одно животное, которому присущи черты, которые вы стремитесь развить. Попробуйте отождествиться, ассоциироваться с животным, которое будет настойчиво, невзирая на трудности и препятствия, направляться к своей цели.
- Побудьте в образе этого животного и попытайтесь не менее пяти минут преодолевать в воображении трудности, стремясь достичь своего.
- Ответьте на вопросы:
- С каким животным вы отождествлялись (ассоциировались)?
- Какие ситуации, связанные с достижением цели, вы воображали?
- Что вы ощущали, переживали в этот момент?
Упражнение 5. Указывая ошибки - отметьте улучшение.
Довольно часто педагоги и родители указывают на недостатки, ошибки, слабости студентов, вследствие чего у них формируется чувство беспомощности, снижается самооценка. Взрослым следует не только указывать на ошибки, но и акцентировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные изменения в определённом компоненте деятельности:
Пример.
- Пусть ошибок ещё много, но они не такие серьёзные, как те, которые ты так часто допускал раньше.
- Пусть трудностей ещё немало, но ведь в этом компоненте ты продвинулся далеко вперёд.
- Пусть не всё ещё удаётся, но обрати внимание, над этим ты хорошо поработал, и уже видны позитивные изменения. Следовательно, есть возможности развития и в других аспектах деятельности.
Всегда можно найти и отметить позитивные моменты, улучшения определённых аспектов деятельности. Но некоторые родители и педагоги склонны считать, что если указать на ошибки, то ребенок будет стремиться не повторять их. Но такая стратегия часто вызывает нежелательный эффект: если указывать только на недостатки, не поощряя, не подбадривая человека, то со временем у него появляется отвращение к такой деятельности (и негативное отношение к субъекту воспитательного процесса: к педагогам или родителям).
Для того чтобы побуждать ребёнка к учению (или взрослого к работе), следует обязательно отмечать позитивные изменения, обращать внимание на то, что именно у человека получается лучше.
Задание:
Замечая свои недостатки и ошибки, акцентируйте внимание на достижениях, изменениях в лучшую сторону.
Упражнение 6. «Попроси самого себя».
Цель: Это упражнение следует выполнять тогда, когда вы должны сделать что-то важное, но вам не хватает побуждения (желания и энергии работать).
Человек может просить и побуждать к деятельности не только других, но и самого себя. Иногда, когда нет желания работать (но вы осознаете важность дела), общение с самим собой, убеждение и просьба, обращённые к самому себе, помогают преодолеть трудности самоорганизации.
Прибегая к разнообразным вариантам влияния на себя, вы можете найти наилучшие приёмы самопобуждения (которые в большей мере, чем другие, отвечают вашей индивидуальности). Человек накапливает опыт влияния на других людей; так же он может тренироваться и в самопобуждении.
Задания
1. Попросите себя обязательно выполнить что-то важное для вас. Можете использовать аналогичные приёмы, когда просите других выполнить что-то. Используйте:
- убеждение в необходимости деятельности;
- просьбы и ласковые слова.
2. Напишите 2 варианта просьбы и убеждения самого себя. Выберите наилучшие варианты.
3. Выработайте общие правила, принципы убеждения самого себя.
Анализ:
- Отметьте эффективность упражнения в баллах;
- Выясните, какая именно форма просьбы (формула самопобуждения) наиболее эффективна для вас.
Пример. Надежда (студентка-первокурсница) поставила перед собой цель – улучшить показатели изучения английского языка до стабильных отличных результатов. Осознавая необходимость систематических занятий, она, однако, не могла себя организовать на ежедневную работу. Позже, взявшись за дело серьёзно, девушка стала убеждать и просит сама себя:
«Надя, я тебя прошу, перестань бездельничать! Берись за ум, ты же способная и такая умница! Я тебя умоляю, работай ежедневно над английским. Ты же знаешь, что только систематические занятия принесут результаты. Ты же молодчина и всегда сможешь найти хотя бы часок для этого важного дела. Ты же настоящая красавица, а будешь нравиться окружающим ещё больше, когда овладеешь английским.
Я всё поняла и обещаю себе, что буду добросовестной, буду работать ежедневно, осознавая, что только систематические занятия гарантируют успех. Я обязательно выполню свою просьбу».
Таким образом, прося и убеждая саму себя, студентка смогла преодолеть свои трудности в самоорганизации и впредь ежедневно (а не эпизодически, как это было раньше) работала над совершенствованием английского языка.
Упражнение 7. Упорядочивание сада.
Цель: Это упражнение рекомендуется выполнять тогда, когда вы перегружены делами и не знаете, за что приняться в первую очередь.
Процедура
1. Представьте себе, что ваша жизнь, ваши дела - это заброшенный сад, в котором вы стремитесь навести порядок. Вы пытаетесь возродить его, оживить старые кусты и деревья. Некоторые растения так разрослись, что не видно земли и тропинки.
2. Представьте себе, что вы начали с определённой части сада, подрезаете ветви, пересаживаете деревья, поливаете их (т.е. делаете всё, чтобы оживить, возродить сад). Вы стремитесь к тому, чтобы отдельные кусты, деревья и цветы лучше развивались.
3. Вы пытаетесь протоптать и упорядочить тропинки, ведущие к различным уголкам сада.
4. Вы стремитесь придать саду эстетический, гармоничный вид. Вы делаете всё, чтобы отдельные кусты, деревья и цветы согласовывались, дополняя друг друга, образуя прекрасный растительный ансамбль.
По аналогии с упорядочиванием сада пытайтесь упорядочить свои учебные дела. Стремитесь, чтобы отдельные виды вашей деятельности согласовывались, дополняли, обогащали друг друга.
Упражнение 8. Эстетические ассоциации.
Цель: Выполнение этого упражнения даст возможность перенести энергию, мотивационный заряд и позитивные эмоции с приятного для вас объекта на предмет вашей деятельности.
Процедура.
1. Попробуйте ассоциировать вашу деятельность, её предмет с определённым, приятным для вас объектом. Закройте глаза. Пытайтесь вызывать приятные образы, которые связаны с ассоциируемым объектом, например, цветком. Позже запишите эти образы и ассоциации.
2. Потом вызовите из памяти образы, связанные с вашей деятельностью. Пытайтесь ассоциировать вашу деятельность с образами, которые появлялись в ходе предыдущего задания (цветок). Не оценивайте образы, которые возникают у вас. Пусть они сами по себе свободно всплывают. Запишите ассоциации и образы, которые возникли в связи с деятельностью.
3. Попробуйте ассоциировать вашу деятельность с другими символами, объектами, существами и явлениями природы (например, с солнцем, мифологическими героями, которыми вы восхищены, приятными звуками и т.п.).
4. Проведите анализ данного упражнения. Насколько эффективно было выполнение предложенных заданий? Какие символы, объекты лучше всего ассоциировались с вашей деятельностью? Запишите их и используйте в дальнейшей работе.
Упражнение 9. Позитивное отношение к ошибкам
(не ошибается только тот, кто ничего не делает).
Невзирая на банальность этого изречения, следует признать, что действительно активные люди допускают большее число ошибок, но они и значительно чаще достигают успеха, чем пассивные люди.
Следует осознавать, что ошибок и неудач не стоит пугаться; над ними необходимо работать, поскольку они очень полезны как материал для самоусовершенствования и стимул к деятельности.
Задания
1. Поразмышляйте и запишите свои высказывания, которые выражали бы позитивное отношение к неудачам и ошибкам и перспективу их преодоления. Эти изречения вы можете применять для поддержки как своей мотивации, так и мотивации других людей.
2. Тщательно проанализируйте неудачу, которую вы пережили недавно (или когда-то раньше). Поразмышляйте над каждой ошибкой, определите, какие ваши навыки и способности недостаточно развиты и нуждаются в совершенствовании. Поразмышляйте над методами, которые будете использовать, работая над развитием определённых навыков и способностей. Заполните следующую таблицу:
1. Придумайте 4 варианта девизов (для себя и для других), которые помогли бы вам реагировать на собственные неудачи и ошибки. Например,: «Ошибки - это замечательно! Я теперь знаю, над чем работать».
2. Ваш сын (студент) неудачно выполнил какое-то задание, потерпел поражение, вследствие чего потерял веру в себя, разочаровался и не желает так же интенсивно, как раньше, заниматься этим делом или учебным предметом. Что бы вы сказали? Каким образом можно не только успокоить ребёнка, но и побудить, вдохновить его на работу и достижения?
Упражнение 10. Дамоклов меч. Мотивация ОТ. Мотивация «К».
Мотивация «ОТ». Проговорить про себя, прочувствовать, проникнуться идеей того, что - «если я этого для себя не сделаю, то я всю свою оставшуюся жизнь, все своих оставшихся 30-40 лет жизни так и буду жить: не умея любить, попадая в депрессуху по любому поводу, не пользуясь уважением, не умея планировать время и деньги, оставаясь внутренне несвободным...».
И здесь, если действительно прочувствовать весь ужас того, что вся оставшаяся жизнь может быть такой :-) - то может возникнуть вполне хороший стимул, чтобы что-то начать делать уже сейчас.
Мотивация «К». Представить в красках, вживую, свое возможное счастливое будущее. Буквально почувствовать, какого это жить в шкуре успешного человека. «Когда я умею...». И если картинка достаточно яркая и привлекательная - то возникает желание к ней тянуться, возникает желание делать эти славные, милые и добрые упражнения.
Сделать себе «дамоклов меч». Если ты хочешь что-то сделать, например, выучить английский язык, но чувствуешь, что тебе может не хватить энергии - то делай следующее: всем своим друзьям и знакомым расскажи про этот твой план; со многими из них спорь на шоколадки и конфеты, что ты таки сумеешь за 2 месяца выучить 3000 слов на английском и т.д.
И тогда через некоторое время, все твои друзья при встрече будут тебя спрашивать: «Ну как? Как идут дела? Сколько слов выучил?»... И зная, что за это свое «хвастовство» придется отвечать - волей-неволей, но упражнения делать будешь...
Памятка для студентов.
Самомотивация по достижению поставленных жизненных целей.
- Общайтесь с людьми, в том числе разных поколений, такое общение помогает понимать другого человека, уважать и учитывать его точку зрения, узнавать историю жизни и жизненные принципы прошлых поколений (родителей, бабушек и дедушек, прабабушки), обсуждать волнующие моих современников темы и через общение с другими людьми также развивать свою личность.
- Читайте литературу, которая помогает расширять кругозор, стать более интересным собеседником, развивать личность, составлять своё мнение по разнообразным жизненным ситуациям и вопросам, анализировать опыт и осмысливать поступки других людей (исторических личностей и т.п.), брать положительный пример и стремиться быть хоть чуточку похожим на героев прошлого.
- Смотрите научно-познавательные, документальные и художественные фильмы, которые также как и литература помогают узнавать новое о разных сторонах мироздания (нашей планете, других государствах, религии, науке, медицине, культуре и т.п.), думать и сопереживать героям, брать что-то новое для себя.
- Учитесь, т.к. верна поговорка «век живи, век учись» или как говорил Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю» и надо учиться всю жизнь от рождения (первые шаги, слова до глубокой старости).
- Занимайтесь спортом, т.к. занятия спортом не только тренируют тело, но и воспитывают силу воли, терпение, помогают бороться с ленью, преодолевать себя, развивают самоуважение.
- Работайте над собой с психологической точки зрения, а именно: не унывайте, не сдавайтесь, не отступайте от намеченной цели, радуйтесь каждому дню, воспринимайте позитивно любой свой опыт (даже неудачный), верьте в себя и в победу.
Список литературы.
- Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 1. - С. 33-48.
- Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. - Эксмо, 2010. - 160 с
- Г.В.Черняева. Мотивация саморазвития личности//Полигнозис, 2003
- Интернет источник http://www.gennadij.pavlenko.name/about/motivations
- Интернет источник http://www.elitarium.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы стимулирования учебной деятельности и развития мотивов учения у обучающихся на уроках английского языка.
Проблема мотивации в учении возникает по каждой дисциплине. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы её развития и стимулирования с учётом специфи...
Презентация "Способы и приёмы развития мотивации учебной деятельности"
Что более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке, как вызвать интерес к предмету. Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников....
Работа с интерактивной доской на уроках в начальной школе YIII вида как метод психолого-педагогической коррекции интеллектуального развития детей
В данной работе описан опыт работы с интерактивной доской на уроках в начальной школе YIII вида...
Дипломная работа "Математический кружок как средство развития универсальных учебных действий"
В данной работе рассматриваются понятия универсальных учебных действий. Рассматриваются теоретические основы организации внеурочной деятельности по математике с младшими школьниками...
1.1. Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития обучающихся, с которыми работает педагог-психолог
Справка педагога-психолога по коррекционно-развивающей работе с обучающимися...
Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи
В этом перспективном планировании находится вся индивидуально-коррекционная работа с ребенком. Все поэтапно расписано....