Конспект урока "Древняя Финикия"
план-конспект урока на тему
Номинация «Современные средства обучения в образовательном процессе» Выполнила: Игнатова Анжелика Александровна, учитель истории и обществознания I квалификационной категории МАОУ «СОШ № 57» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методическая тема "Интерактивная доска SmartBoad как эффективное средство организации исследовательской деятельности учащихся 5-х классов на уроке истории" Задачи: • представление успешного опыта применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе; • развитие и популяризация новых результативных форм и методов учебной работы педагогов, активно использующих ИКТ и современные средства обучения в педагогической практике; • обмен опытом, обсуждение вопросов, возникающих в связи с интеграцией в образовательном процессе педагогических, информационных и коммуникационных технологий; • организация профессионального взаимодействия педагогов. Методическая разработка урока истории по теме «Древняя Финикия» составлена в соответствии с ФГОС (второго поколения). Содержание темы реализуется через авторскую программу А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой по «История Древнего мира. 5 класс., учебник «История Древнего мира» А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой, изд-во «Просвещение», 2012 г., раздел «Древний Восток». Уровень развития класса соответствует психическим и физиологическим нормам данного возраста. Учащиеся обладают повышенной мотивацией к изучению истории, уровнем обученности по истории, имеют опыт работы на интерактивной доске SmartBoad, уверенные пользователи ПК (умеют осуществлять поиск в сети интерент по ссылкам – т.е. копировать, вставлять в окно и др.). Урок занимает важное место в системе уроков курса Древний мир, т.к. способствует формированию у учащихся понимания особенностей религиозных представлений древних египятн, развивает комуникативные УУД. Урок построен в системе деятельностного метода, в основе которого лежит идея организации понимания и принятия учащимися на личностно-значимом уровне нормы учебной деятельности, т.е. нормы и ценности самоизменения и саморазвития. Новизна данной методической разработки заключается в том, что ребенок во время урока не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной научно-исследовательской деятельности, в том числе и интернет (пользуясь доской SmartBoad). Кроме того, на уроке истории дети занимаются стихотворчеством. Актуальной задачей на уроке является обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Виды универсальных учебных действий, которые отрабатываются на уроке: Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. • личностное, жизненное самоопределение; • действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К регулятивным универсальным учебным действиям относятся: • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. К общеучебным универсальным действиям относятся: • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • поиск и выделение необходимой информации; • структурирование знаний; • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Важно отметить такое общеучебное универсальное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Логическими универсальными действиями являются: • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; • подведение под понятие, выведение следствий; • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; • доказательство; • выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, современных средств коммуникации. Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Основными целями урока являются – формирование умений реализации новых способов действий и формирование системы понятий. Этапы урока: 1. Организационный момент А) Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок. Б) Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебный процесс. 2. Актуализация знаний А) фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Б) обоснование данных затруднений, фиксация затруднений 3. Проблемное объяснение нового материлала. А) Формулировка и согласование цели урока, построение проекта выхода из затруднения (плана действий) Б) Реализация построенного проекта - Распределение объема работы, принятие на себя определенных ролей участниками проекта (командир, секретарь, спикер, эксперт); - Осуществление поиска информации (в учебнике, в интернете с помощью доски SmartBoad; ссылок, которые заранее подготовил для длетей учитель); - Анализ и отбор методов представления найденной информации В) Представление конечного продукта деятельности (первичное закрепление во внешней речи) Г) Оценка командиром, а потом экспертами качества работы каждого участника проекта, самооценка, оценка учителя. 4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и повторение. А) Повторение Б) Организация выполнения самостоятельной работы через выявление и исправление допущенных ошибок В) По результатам выполнения самостоятешльной работы создать ситуацию успеха. 5. Итог урока (рефлексия с использованием SmartBoad). Дидактические принципы: • Принцип сознательности и активности; • Принцип наглядности; • Принцип прочности; • Принцип доступности; • Принцип связи теории с практикой; • Принцип систематизации и последовательности; • Принцип научности Приемы стимулирования деятельности: Учитывала возрастные особенности детей младшего подросткового возраста. Сурпризный момент, расширенная предметная познавателная среда (артефакты в посылке можно потрогать) – мотивируют детей на активную исследовательскую деятельность. Одобрение, похвала, доброжелательный взгляд, спокойный и уверенный голос – считаю важными способами стимулирования любой полезной для детей деятельности науроке. Это порождает доброжелательную и доверительную атмосферу при общении. Создание ситуации успеха (по принципу открытых перспектив – в случае затруднения оказание помощи учителем или более сильными одноклассниками), подбадривание, помощь при подборе материала во время самостоятельной деятельности – это вселяет уверенность в свои силы и облегчает выполнение даже самых трудных заданий. При распределении ролей во время групповой деятельности учитывала то, чтобы каждый ребенок «примерил» на себя роль командира, спикера, эксперта и др. Именно то, что я не формировала специально группы, по принципу психологического комфорта или уровню знаний, ставит детей в ситуацию, когда они вынуждены активно работать «чтобы не подвести команду» и брать на себя роли, которые им трудны или кажутся менее престижными. Тема «Древняя Финикия» Цель урока: познакомить учеников с образом жизни древних финикийцев. Задачи: 1. Формировать умение давать нравственно-этическую оценку событий и явлений с точки зрения моральных норм (например, отрицательное отношение к работорговле, пиратству). Формировать умение оценивать результаты деятельности других людей и свои собственные. 2. Формировать умение принимать учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию (мобилизовывать свои силы для преодоления препятствий) для ее решения. 3. Развивать умение самостоятельно выделять проблему, ставить учебные цели и задачи, на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не усвоено; прогнозировать (предвосхищать) результат своей деятельности; умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от создавшихся условий; умение осуществлять поиск информации в различных источниках, сравнивать простые однородные факты, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования; представлять результаты своей деятельности в различных форматах (таблицах, публичных выступлениях); анализировать и обобщать данные таблиц, рисунков, результаты своей и групповой деятельности. 4. Формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками, определяя функции участников и способы взаимодействия; тактично управлять поведением партнеров, корректировать и оценвать его действия; умение достаточно точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение владеть монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Содержание учебного материала, который должны усвоить учащиеся. Учащиеся должны научиться давать определение терминам пурпур, финикийцы, «живой товар», благовония; научиться рассказывать, каким образом финикийцы выплавляли стекло и красили ткани; определять на карте местоположение Древней Финикии; рассказывать о том какие основные занятияя были у древних финикийцев (торговля, мореплавание, пиратство, работорговля), какой была религия, письменность. Средства обучения: проектор, интерактивная доска Smart Boad; ноутбуки для каждой команды, которые подключены к сети интеренет; набор предметов связанных с историей Древней Финикии (ракушка, пурпурная ткань, картина с изображением корабля и надписью «живой товар», винград, песок, сода, стеклянные шарики (бусы) и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 461 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация
«Современные средства обучения в образовательном процессе»
Выполнила: Игнатова Анжелика Александровна,
учитель истории и обществознания
I квалификационной категории
МАОУ «СОШ № 57»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая тема "Интерактивная доска SmartBoad как эффективное средство организации исследовательской деятельности учащихся 5-х классов на уроке истории"
Задачи:
- представление успешного опыта применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе;
- развитие и популяризация новых результативных форм и методов учебной работы педагогов, активно использующих ИКТ и современные средства обучения в педагогической практике;
- обмен опытом, обсуждение вопросов, возникающих в связи с интеграцией в образовательном процессе педагогических, информационных и коммуникационных технологий;
- организация профессионального взаимодействия педагогов.
Методическая разработка урока истории по теме «Древняя Финикия» составлена в соответствии с ФГОС (второго поколения).
Содержание темы реализуется через авторскую программу А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой по «История Древнего мира. 5 класс., учебник «История Древнего мира» А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой, изд-во «Просвещение», 2012 г., раздел «Древний Восток».
Уровень развития класса соответствует психическим и физиологическим нормам данного возраста. Учащиеся обладают повышенной мотивацией к изучению истории, уровнем обученности по истории, имеют опыт работы на интерактивной доске SmartBoad, уверенные пользователи ПК (умеют осуществлять поиск в сети интерент по ссылкам – т.е. копировать, вставлять в окно и др.).
Урок занимает важное место в системе уроков курса Древний мир, т.к. способствует формированию у учащихся понимания особенностей религиозных представлений древних египятн, развивает комуникативные УУД.
Урок построен в системе деятельностного метода, в основе которого лежит идея организации понимания и принятия учащимися на личностно-значимом уровне нормы учебной деятельности, т.е. нормы и ценности самоизменения и саморазвития.
Новизна данной методической разработки заключается в том, что ребенок во время урока не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной научно-исследовательской деятельности, в том числе и интернет (пользуясь доской SmartBoad). Кроме того, на уроке истории дети занимаются стихотворчеством.
Актуальной задачей на уроке является обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Виды универсальных учебных действий, которые отрабатываются на уроке:
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
• личностное, жизненное самоопределение;
• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
К общеучебным универсальным действиям относятся:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Важно отметить такое общеучебное универсальное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
Логическими универсальными действиями являются:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, современных средств коммуникации.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Основными целями урока являются – формирование умений реализации новых способов действий и формирование системы понятий.
Этапы урока:
- Организационный момент
А) Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок.
Б) Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебный процесс.
- Актуализация знаний
А) фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Б) обоснование данных затруднений, фиксация затруднений
3. Проблемное объяснение нового материлала.
А) Формулировка и согласование цели урока, построение проекта выхода из затруднения (плана действий)
Б) Реализация построенного проекта
- Распределение объема работы, принятие на себя определенных ролей участниками проекта (командир, секретарь, спикер, эксперт);
- Осуществление поиска информации (в учебнике, в интернете с помощью доски SmartBoad; ссылок, которые заранее подготовил для длетей учитель);
- Анализ и отбор методов представления найденной информации
В) Представление конечного продукта деятельности (первичное закрепление во внешней речи)
Г) Оценка командиром, а потом экспертами качества работы каждого участника проекта, самооценка, оценка учителя.
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и повторение.
А) Повторение
Б) Организация выполнения самостоятельной работы через выявление и исправление допущенных ошибок
В) По результатам выполнения самостоятешльной работы создать ситуацию успеха.
5. Итог урока (рефлексия с использованием SmartBoad).
Дидактические принципы:
- Принцип сознательности и активности;
- Принцип наглядности;
- Принцип прочности;
- Принцип доступности;
- Принцип связи теории с практикой;
- Принцип систематизации и последовательности;
- Принцип научности
Приемы стимулирования деятельности:
Учитывала возрастные особенности детей младшего подросткового возраста. Сурпризный момент, расширенная предметная познавателная среда (артефакты в посылке можно потрогать) – мотивируют детей на активную исследовательскую деятельность.
Одобрение, похвала, доброжелательный взгляд, спокойный и уверенный голос – считаю важными способами стимулирования любой полезной для детей деятельности науроке. Это порождает доброжелательную и доверительную атмосферу при общении.
Создание ситуации успеха (по принципу открытых перспектив – в случае затруднения оказание помощи учителем или более сильными одноклассниками), подбадривание, помощь при подборе материала во время самостоятельной деятельности – это вселяет уверенность в свои силы и облегчает выполнение даже самых трудных заданий.
При распределении ролей во время групповой деятельности учитывала то, чтобы каждый ребенок «примерил» на себя роль командира, спикера, эксперта и др. Именно то, что я не формировала специально группы, по принципу психологического комфорта или уровню знаний, ставит детей в ситуацию, когда они вынуждены активно работать «чтобы не подвести команду» и брать на себя роли, которые им трудны или кажутся менее престижными.
Тема «Древняя Финикия»
Цель урока: познакомить учеников с образом жизни древних финикийцев.
Задачи:
1. Формировать умение давать нравственно-этическую оценку событий и явлений с точки зрения моральных норм (например, отрицательное отношение к работорговле, пиратству). Формировать умение оценивать результаты деятельности других людей и свои собственные.
2. Формировать умение принимать учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию (мобилизовывать свои силы для преодоления препятствий) для ее решения.
3. Развивать умение самостоятельно выделять проблему, ставить учебные цели и задачи, на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не усвоено; прогнозировать (предвосхищать) результат своей деятельности; умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от создавшихся условий; умение осуществлять поиск информации в различных источниках, сравнивать простые однородные факты, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования; представлять результаты своей деятельности в различных форматах (таблицах, публичных выступлениях); анализировать и обобщать данные таблиц, рисунков, результаты своей и групповой деятельности.
4. Формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками, определяя функции участников и способы взаимодействия; тактично управлять поведением партнеров, корректировать и оценвать его действия; умение достаточно точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение владеть монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Содержание учебного материала, который должны усвоить учащиеся.
Учащиеся должны научиться давать определение терминам пурпур, финикийцы, «живой товар», благовония; научиться рассказывать, каким образом финикийцы выплавляли стекло и красили ткани; определять на карте местоположение Древней Финикии; рассказывать о том какие основные занятияя были у древних финикийцев (торговля, мореплавание, пиратство, работорговля), какой была религия, письменность.
Средства обучения: проектор, интерактивная доска Smart Boad; ноутбуки для каждой команды, которые подключены к сети интеренет; набор предметов связанных с историей Древней Финикии (ракушка, пурпурная ткань, картина с изображением корабля и надписью «живой товар», винград, песок, сода, стеклянные шарики (бусы) и др.
















По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Этикет телефонного звонка". Конспект игрового занятия " Прогулка по саду"
Представлен конспект занятия по этикету,которое учит воспитанников культурно общаться по телефону....

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Моделирование конспекта НОД (плана - конспекта) по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта
Задание 14 22.12.2021 Чтение чертежей ,условные обозначения ,записать основы в конспект .Внимание 24 числа контроль пройденного по форме вопрос ответ ,присылать ответы и фото конспектов нужно будет мне на почту ,ответ без фотографии конспекта Незачет!
, Чертеж это полноценный документ ,выдаваемый на одну конкретную деталь или целую металлоконструкцию. Он содержит всю информацию, которая может понадобиться сварщику. Профессиональное чтение сварочных...
Конспект лекции Составление опорного конспекта Нравственные начала исследовательской деятельности
Составление опорного конспекта Нравственные начала исследовательской деятельности...

Конспект занятия по рисованию " Храбрый Петушок" План -конспект в старшей группе.Нетрадиционное рисование ладошками и пальцами рук.
Конспект занятия по рисованию " Храбрый Петушок" План -конспект в старшей группе.Нетрадиционное рисование ладошками и пальцами рук.Тема: «Храбрый Петушок» (рисование ладошкой)Про...

Словарный диктант. Междуречье,Финикия. 5 класс
Словарный диктант по истории Древнего мира. Междуречье, Финикия...