конспект открытого занятия
план-конспект урока на тему
Предоставляю Вашему вниманию конспект открытого занятия по Социальной психологии. Тема "Виды общения. Социальный статус"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_obshchenie.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока на тему:
«Содержание общения. Виды общения. Общение – основа человеческого бытия. Социальная роль»
Время проведения: 90минут
Общение как социально-психологическое явление
1.Понятие общения(15мин)
Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому.
В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.
Самостоятельная работа студента: эссе на тему: «Мой личный опыт».
Вопросы обучающимся:
- Какой цели служит общение?
- Что можно решить, или чего нельзя при помощи общения?
- Как вам в жизни помогает умение общаться?
(Фронтальный опрос) –(10-15мин)
Выходит, то каждый из нас понимает, то исходя из ваших ответов общение необходимо человечеству
Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения).
Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения (записываем опорные термины) –(10мин)
Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи.
Презентация на тему: «Виды общения»
СЛАЙДЫ 1-6.
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
Общение может быть непосредственным и опосредованным
Непосредственное общение – это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.
Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию.
Непосредственное общение может быть формальным и межличностным.
Оно может также осуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе.
Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга.
Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.
Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.
Общение может быть межличностным и массовым.
Межличностное общение — взаимодействие между несколькими людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения.
К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы.
Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации.
Массовое общение может быть прямым и опосредованным.
Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.
Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.
Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует.
Уровни общения
Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами.
Доминирующими оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.
1. Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания.Иногда это уровень обозначают как конвенциональный (конвенция – «соглашение»).
2. Следующий уровень общения – информационный.
Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей.
3. Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека.
Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом.
Функции общения
Функции общения определяются по различным критериям:
1. эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, самопознания (А. В. Мудрик);
2. установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения (А. Б. Добрович);
3. сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А. А. Брудный);
4. контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко)
СЛАЙДЫ 7-8
Оценка уровня общительности (Ряховского) – 15 мин.
Вопросов всего 16, отвечать нужно быстро, не задумываясь, и варианта три - "да" (2 очка),
-"иногда" (1 очко)
- "нет" (0 очков).
- Вы переживаете перед важной деловой встречей?
- Вы стесняетесь выступать с докладами и отчетами?
- Вы откладываете визит к врачу до последнего?
- Вы стремитесь избегать командировок в неизвестные вам места?
- Вы делитесь переживаниями с близкими?
- Вас раздражает, когда к вам обращаются прохожие?
- Верите ли вы, что существует проблема "отцов и детей"?
- Вы стесняетесь напоминать знакомым о денежном долге?
- Если вам подадут недоброкачественное блюдо в кафе, вы будете разбираться?
- Оказываясь один на один с незнакомцем, вы не заведете беседу?
- Вас приводит в ужас любая длинная очередь и вы готовы отказаться от своих намерений, лишь бы избежать ее?
- Вы опасаетесь участвовать в комиссиях по рассмотрению конфликтов?
- У вас есть собственные критерии оценки произведений искусства и никаких чужих мнений вы не приемлете?
- Случайно услышав где-либо ошибочное высказывание, вы промолчите?
- Вам не нравится помогать людям разбираться с рабочими проблемами?
- Вы охотнее пишете, чем произносите свое мнение?
Уровень общительности: результаты
Обратная связь, вопросы обучающимся (5-7мин)
- Согласны ли вы с результатом теста?
- Понимаете ли вы, какие сложности возникают у вас в общении?
- Как вы думаете, что мешает эффективному общению?
Ключевыми словами являются: Эффективное общение, функции общения, уровни общения (записываем опорные термины)
СЛАЙДЫ 9-11
Социальные статус и роль.
Социальная роль - модель поведения ориентированная на соответствующий статус. У человека может быть множество ролей. Т.Е. речь об активности статуса.
Социальные роли подразделяются на основные (типичные – мама, дочь и пр.) и ситуационные роли (покупатель).
Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей, положение, занимаемое индивидом в соответствии с возрастом, полом, социальным происхождением, профессией и другими социально значимыми показателями.
Разновидности социального статуса:
Предписанный - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться.
Приобретенный (достигаемый) статус - статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).
Статусный набор:
Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими статусами. Совокупность социальных статусов называется статусным набором. (Р.Мертон) = главный статус + статусный набор (статус в семье, в малых группах, профессионально-должностной и т.п.)
Главный статус – статус, по которому индивида выделяют окружающие, определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения, с которым человека идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин чаще всего – статус, связанный с работой, профессией, для женщин – домохозяйка, мать. Хотя возможны и иные варианты. Главный статус относителен: он не связан однозначно с полом, профессией, расой. Главным является статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Деловая игра (10минут)
Делимся на три команды. Задание: в двух трех фразах донести до оппонента, что его мнение ошибочно (оппонентами будут – начальник вашего цеха, ваш подчиненный, ваш равный по статусу сослуживец)
Рефлексия (5мин)
- Что полезного приобретено в ходе занятия?
- Какие вопросы остались открытыми?
Спасибо за сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия по дисциплине «Ритмика» ( студентов педагогического колледжа специальности «Дошкольное образование» - 2 курс)
«Творчеству можно учить, но это учение особое, оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям» - И. Я. Лернер . Профессия педагога даёт широкий спектр возможностей для творчества, сл...
конспект открытого занятия по теме"Восток: Япония и Индия"
Конспект открытого занятия представляет собой методическую разработку диагностики знаний обучающихся по двум пройденныи темам: "Япония" и "Индия"....
Конспект открытого занятия по ритмике для детей 5-6 лет в студии "Капельки"
Дети путешествуют в царство Деда Мороза. С помощью различных игр и танцев перевоплащаются то в снежинки, то в новогодние шары, то в дождик, то в стеклянные бусы и всё это происходит для того, что бы у...
КОНСПЕКТ открытого занятия по озеленению Тема: «Распространение и размножение семян в природе»
Тема : Распространение семян в природе. Тип занятия: комбинированное. Цель урока: 1. Познакомить учащихся с различными способами распространения семян растений. 2...
КОНСПЕКТ открытого занятия по озеленению Тема: «Лечебные свойства комнатных растений каланхоэ, герани, алоэ»
Тема : «Лечебные свойства комнатных растений каланхоэ, герани, алоэ» Цели: 1. Познакомить воспитанников с лечебными свойствами комнатных растений. Закрепить навыки ухода за р...
Конспект открытого занятия "Щенок" из бросового материала
Мне кажется, такая форма конспекта открытого занятия очень удобна и понятна для присутствующих на занятии коллег. Легко отследить ход и время занятия. К конспекту прилагается кросворд для детей....