РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)
рабочая программа на тему

Орехова Дина Геннадьевна

Рабочая программа  учебной дисциплины «Обществознание» может быть использована при реализации других основных образовательных программ СПО, предполагающих реализацию программ среднего общего образования с учетом профиля получаемого образования.

составлена на основе Федерального государственного образовательного основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего общего  образования базового уровня.

             Рабочая учебная программа рассматривает последовательность изучения учебного материала, демонстраций и практических работ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_obshchestvo_gruppa_1.doc312 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования и науки

Краснодарского края

государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Курганинский аграрно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)

по  профессии 23.01.03 «Автомеханик», группа № 1

г. Курганинск, х. Красное Поле, 2014 г.

Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения «Общеобразовательных дисциплин по общим гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам»

Протокол № 1от «28» августа  2014 г.

Руководитель

_______________________Д.Г. Орехова

                     Утверждаю:

Директор ГБПОУ  КК  « КАТТ»

___________________П.Ф. Середа

«_____» ________________ 2014 г.

 

Утверждена  на заседании педагогического совета

протокол № 1  от «29» августа 2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины  «Обществознание»  для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (одобрена ФГУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки России, 2008 г.) по  профессии среднего профессионального образования 23.01.03 Автомеханик,  утвержденного приказом Министерства  образования  и науки Российской Федерации № 701 от «02» августа 2013 г.,  зарегистрирован Минюст  РФ № 29498  от 20 августа 2013 г.).

Организация разработчик: Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Курганинский аграрно-технологический техникум».

Разработчик:

Орехова Д.Г., преподаватель истории и обществознания, первой  категории ГБПОУ КК  «КАТТ»

                                           ___________

                                                                                                         (подпись)

Рецензенты:

Шепель А.В., заместитель директора по НМР ГБПОУ  КК «КАТТ»  

Квалификация по диплому:                                                         к.п.н                                                               ___________

                                                                                                                (подпись)

Закора  В.В., учитель истории и обществознания, высшей категории МАОУ СОШ № 4  г. Курганинска

                                     ___________

                                                                                      (подпись)

Новикова Т.А, преподаватель обществознания и истории ГБПОУ КК «Лабинский социально-технический техникум» г. Лабинск

Квалификация по диплому:  учитель истории и обществознания                                                   ___________

                                                                                   (подпись)                                                     

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

      ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    16

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

      УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (включая экономику и право)

1.1. Область применения рабочей программы

           Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС  по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик.

                   Рабочая программа  учебной дисциплины «Обществознание» может быть использована при реализации других основных образовательных программ СПО, предполагающих реализацию программ среднего общего образования с учетом профиля получаемого образования.

составлена на основе Федерального государственного образовательного основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего общего  образования базового уровня.

                Рабочая учебная программа рассматривает последовательность изучения учебного материала, демонстраций и практических работ.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

                Учебная дисциплина «Обществознание» относится к  базовой общеобразовательной подготовке.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

1.4.  Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

         максимальная учебная нагрузка студента - 238 часа, в том числе:

        обязательная аудиторная учебная нагрузка  - 159 часов;

        самостоятельная работа студента  – 79 часов.


2.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

238

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

159

в том числе:

практические занятия

52

Самостоятельная работа студента (всего)

79

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета                                             


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,  практические работы, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Содержание учебного материала

3

4

 Социальные науки.  Специфика объекта их изучения.

Методы исследования. Значимость социального знания.

2

Самостоятельная работа:

1

СР.1 Составить тезисы.

1

Раздел № 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

32

1,2

Тема 1.1.  Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Содержание учебного материала

12

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Виды деятельности. Творчество.

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.

    Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение.

8

Практические занятия:

4

2

Практическая работа № 1 «Деятельность и мышление».

Практическая работа № 2 «Проблема познаваемости мира».

Практическая работа № 3 «Человек в группе. Многообразие мира общения».

Практическая работа № 4  «Выбор профессии».

Тема 1.2. Общество как сложная система.

 

Содержание учебного материала

8

1,2

Представление об обществе как сложной динамической системе. Специфика общественных отношений.  Основные институты общества, их функции.  Общество и природа. Цивилизация и общество. Многовариантность общественного развития.  Модернизация. Понятие общественного прогресса.  Общество. Особенности современного мира, его противоречия. Процессы глобализации.  Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Человек. Общество. Познание.

6

Практические занятия:

2

2,3

Практическая работа № 5  «Общество      и природа. Значение техногенных революций».

Практическая работа № 6  «Смысл и цель истории. Цивилизация и формация».

Самостоятельная работа за  раздел № 1

11

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

СР № 4 Сообщения по теме «Формирование характера», «Конфликт  и пути разрешения», «Ненаучное познание – что это?», презентации к урокам «Познание», «Основные виды профессиональной деятельности».  

СР № 5 Анализ документа при подготовке к практическому занятию.

СР № 6 поиск  и обзор литературы по изучаемым темам в разных источниках.

Ср № 7, 12 Подготовить сообщения по темам: «Общество», «Общественный прогресс», «Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века».

СР № 9 Дифференцированные задания на индивидуальных листах.

6

Тематика домашней работы:

СР № 2: Составить опорный конспект.

СР № 3: Составить план (сложный).

СР № 8, СР № 11  Составить таблицу.

СР № 10: Анализ газетной публикации.  

5

Раздел № 2  Основы знаний о духовной культуре человека и общества

30

Тема 2.1.   Духовная культура личности и общества.

Содержание учебного материала

2

2

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

1

Практические занятия:

Практическая работа № 7  «Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет».

1

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире

Содержание учебного материала

4

2

Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

3

Практические занятия:

1

2

Практическая работа № 8 « Наука. Естественные и социально – гуманитарные науки».

Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Содержание учебного материала

14

1,2

Мораль в жизни людей. Основные принципы и нормы морали. Религия как феномен культуры. Мировые религии.  Буддизм. Христианство. Мусульманство. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.  Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусства.                                                                                                                Тенденции духовной жизни в современной России. Духовная  культура человека и общества.

8

Практические занятия:

6

2

Практическая работа № 9  «Гуманизм. Добро и зло»

Практическая работа № 10 «Моральный выбор. Моральный самоконтроль»

Практическая работа № 11 «Моральный идеал»

Практическая работа № 12 «Мировые религии»

Практическая работа № 13 «Свобода совести»

Практическая работа № 14  «Искусство и его роль  жизни человека и общества

Самостоятельная работа за раздел № 2

10

Тематика внеаудиторной работы:

СР № 13 Составить кроссворд по теме «Духовная культура личности».

СР №  16 Обзор литературы и электронных источников информации.

СР №  18 Проанализировать документ.

СР № 19 Подготовить сообщение по теме «Патриотизм».

СР №  22 Подготовить сообщение по теме: «Религия как феномен культуры».

5

Тематика домашней работы:

СР №  14 Составить опорный конспект.

СР №  15,20  Терминологическая работа по теме «Этика науки», подготовить сообщение «Образование в России и зарубежом».

СР № 17 Составить краткий конспект.

СР № 21 Составить кроссворд.  

5

Раздел  № 3 Экономика

62

Тема 3.1.  Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи.

Содержание учебного материала

9

2

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

5

Практические занятия:

3

2

Практическая работа № 15 «Ограниченность ресурсов. Факторы производства»

Практическая работа № 16 «Типы экономических систем»

Практическая работа № 17 «Основные доходы и расходы семьи»

Контрольная работа.

1

Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.

Содержание учебного материала

17

2

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.

Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

13

Практические занятия:

4

2

Практическая работа № 18  Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда.

Практическая работа № 19 Основы менеджмента.

Практическая работа № 20 Виды налогов. Государственные расходы.

Практическая работа № 21  Денежно-кредитная политика.

Тема 3. 3.  ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция.

Содержание учебного материала

11

2

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства

7

Практические занятия:

4

2,3

Практическая работа № 22 « Экономический рост и развитие. Экономические циклы»

Практическая работа  № 23 «Предложения труда. Факторы предложения».

Практическая работа  № 24 « Понятие безработица».

Практическая работа  № 25 «Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции».

Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.

Содержание учебного материала

3

2

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.

2

Практические занятия:

1

2

Практическая работа  № 26 «Россия в мировой экономике».

Тема 3.5. Основы предпринимательской деятельности

Содержание учебного материала

5

1

Предпринимательство. Основы бизнес планирования. Законы ценообразования. Затраты  и результаты предпринимательской деятельности. Конкуренция. Основы бизнес планирования.

5

Самостоятельная работа за раздел № 3

21

Тематика внеаудиторной работы:

СР №  30 , 31 Терминологическая работа по теме: «Основы менеджмента».

СР №  32 Составить таблицу то теме: «Функции государства в экономике».

СР №  33 Составить таблицу по теме: «Налоги. Виды налогов».

СР №  35 Подготовить сообщение по теме: «Денежная кредитная политика».

СР №  36  Поиск и обзор литературы по заданной теме «основы налоговой политики государства».

СР №  38, 39  Составление тематической таблицы по теме: «Безработица».

СР №  40 Составление теста по материалам темы: «деньги. Процент. Банковская система».

СР №  41 Подготовить сообщение: «Инфляция».

СР №  42 Составить тезисы по теме: «основные проблемы экономики России».

СР №  43  Проект: Моделирование бизнес идеи.

12

Тематика домашней работы:

СР №  23 Составить опорный конспект по теме: «Экономика как наука и хозяйство».

СР №  24 Составить схему по теме: «Специализация и обмен».

СР №  25, 26, 27 Составить тезисы ответ по теме: «Рациональный потребитель и семейный бюджет».

СР №  28 Подготовить вопросы для взаимоопроса

СР №  29 Составить тезисы по теме: «Основные источники бизнеса» .

СР №  34 Составить простой план по теме: «Государственный бюджет».

СР №  37 Графическое изображение структуры текста: «Экономические циклы.

9

Раздел № 4. Социальные отношения

 

30

2

Тема 4.1. Социальная роль и стратификация.

Содержание учебного материала

6

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

4

Практические занятия:

2

2

Практическая работа  № 27 Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Практическая работа  № 28 Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Тема 4. 2. Социальные нормы и конфликты.

Содержание учебного материала

7

2

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

4

Практические занятия:

2

2

Практическая работа   №29 «Социальная и личностная значимость здорового образа жизни»

Практическая работа  № 30  «Пути разрешения социальных конфликтов»

Контрольная работа.

1

Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы.

Содержание учебного материала

7

1-2

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

5

Практические занятия:

2

2

Практическая работа  № 31 «Молодежь как социальная группа»

Практическая работа  № 32 «Быт и бытовые отношения»

Самостоятельная работа за раздел № 4

10

Тематика внеаудиторной работы:

СР №  45 Подготовить вопросы для дискуссии по теме: «Многообразие социальных ролей».

СР №  46 Подготовить презентацию по теме: «Социальный статус и престиж».

СР №  47  Решение познавательных задач, с актуальным соц. Содержанием.

СР №  48 Подготовить сообщение по теме: «Социальная значимость здорового образа жизни».

СР №  49 Подготовить реферат по теме: «Социальный конфликт».

СР №  53 Подготовить реферат по теме: «Молодежь как социальная группа».

6

Тематика домашней работы:

СР №  44 Составление тематической таблицы по теме: «Социальная стратификация».

СР №  50 Составить опорный конспект по теме: «Пенсионная реформа».

СР №  51 Составить краткий конспект по теме: «Этнические общности».

СР №  52  Анализ нормативной документации.

4

Раздел № 5  Политика как общественное  явление.

 

30

Тема 5.1.  Политика и власть.  Государство в политической системе

Содержание учебного материала

8

1-2

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.

Правовое государство, понятие и признаки.

2

Практические занятия:

6

2

Практическая работа  № 33 «Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты»

Практическая работа  № 34 «Государственный суверенитет»

Практическая работа  № 35 «Политическая идеология»

Практическая работа  № 36 «Формы государства, формы правления»

Практическая работа  № 37 « Признаки демократии. Демократия, ее основные ценности»

Практическая работа  № 38 «Правовое государство, понятие и признаки».

Тема 5.2. Участники политического процесса

Содержание учебного материала

12

2

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

10

Практические занятия:

2

2

Практическая работа  № 39 « Гражданское общество и государство».

Практическая работа  № 40 «Политические партии и движения, их классификация».

Самостоятельная работа за раздел № 5

10

СР №  57 Поиск и обзор литературы по индивидуально заданной теме.

СР №  58 Тестовые задания на индивидуальных  листах.

СР №  59 Составление схемы по теме: «Политическое лидерство».

СР №  60 Тестовые задания на индивидуальных  листах.

СР №  61, 62  Подготовить вопросы для взаимоопроса по теме: «Избирательная компания в Российской Федерации».

 СР №  63 Подготовить сообщение по теме: «Местное самоуправление».

7

Тематика домашней работы:

СР №  54 Подготовить вопросы для взаимоопроса по теме: «Политика как общественное явление».

СР №  55, 56  Терминологическая работа по теме: «Политическая система. Политические институты».

3

Раздел  № 6

 Право

48

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений.

Содержание учебного материала

11

Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

6

Практические занятия:

5

2,3

Практическая работа  № 41  «Цели и  задачи изучения права».

Практическая работа  № 42  «Система права. Частное и публичное право».

Практическая работа  № 43  «Система права. Частное и публичное право».

Практическая работа  № 44  «Правомерное и противоправное поведение».

Практическая работа  № 45  «Юридическая  ответственность и ее задачи».

Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации.

Содержание учебного материала

8

1

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.

Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.

Права и обязанности налогоплательщика.

6

Практические занятия:

2

2

Практическая работа  № 46  «Законодательная власть. Институт президентства».

Практическая работа  № 47  «Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства».

Тема 6.3. Отрасли Российского права.

Содержание учебного материала

10

1-2

 Гражданское право и гражданские правоотношения.

Физические лица. Юридические лица.

Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.

Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Защита прав потребителей.

Семейное право и семейные правоотношения.

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Трудовое право и трудовые правоотношения.

Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.

Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.

5

Практические занятия:

5

2

Практическая работа  № 48 «Гражданско-правовые договоры».

Практическая работа  № 49 «Личные неимущественные права граждан».

Практическая работа № 50 Защита прав потребителей.

Практическая работа  № 51 «Коллективный договор. Трудовое право».

Практическая работа  № 52  «Уголовное право. Уголовная  ответственность».

Тема 6. 4. Международное право.

Содержание учебного материала

3

2

Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

1

Дифференцированный зачет.

2

Самостоятельная работа по разделу № 6

16

Тематика внеаудиторной работы:

СР №  64 Подготовить вопросы для взаимоопроса по теме: «Юриспруденция как общественная наука».

СР №  65 Составление схем по теме: «Цели и задачи изучения права».

СР №  67 Подготовить вопросы для взаимоопроса по теме: «Право отношения».

СР №  68, 69 Работа с источником (анализ документа).

СР №  70 Составление тематической таблицы.

СР № 71 Написать реферат по коррупции.

СР №  72 Законспектировать по теме: Основные конституционные права и обязанности граждан.

СР №  73 Сообщение: Понятие гражданства».

СР №  77,78 Составит тематическую таблицу: «Административное право».

СР № 79 Работа с источником (анализ документа).

12

Тематика домашней работы:

СР №  66 Оформить практическую работу по теме: «Система права. Частное и публичное право».

СР №  74 Составить сравнительную таблицу.

СР №  75 Составить тезисы по теме: «Гражданско – правовые договоры» .

СР №  76 Составить схему по теме: «Семейное право

4

ВСЕГО:

238


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Истории и обществознания».

Оборудование учебного кабинета:                                                                                                       - посадочные места по количеству  обучающихся;                                                                                    - рабочее место преподавателя;                                                                                                                  - комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание».

Технические средства обучения:

 компьютер с выходом в сеть Интернет;

- видеопроектор;

- презентации;

 видеофильмы;

- электронные пособия.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основная литература:

Важенин А.Г.  Обществознание. Учебное пособие для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. - М.:  Издательский центр «Академия», 2012.

Важенин А.Г.  Практикум по обществознанию. Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Методические рекомендации. –  М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Горелов А.А.  Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. Учебное пособие для начального и среднего профессионального образования. - М.:  Издательский центр «Академия», 2012.

Дополнительная литература:

Боголюбов Л. Н.Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов. – М., 2002.

Автономов В.С.  Экономика. Учебник для 10, 11 кл. начального профессионального образования. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.

Боголюбов Л.Н. Обществознание. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2003.

Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1999.

Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.

Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.

Никитин А.Ф. Обществознание. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.:  Дрофа, 2006.

Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Смирнов И.П.  Введение в современное обществознание. Учебник для начального профессионального образования. - М.:  Издательский центр «Академия», 2004.

Соколова С.В.  Основы экономики. Учебное пособие для начального профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Шкатулла В.И. Основы права. Учебное  пособие для начального профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

Яковлев А.И. Основы правоведения. Учебник для начального профессионального образования.-  М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.

Интернет-ресурсы:

http://fp.edu.ru/p1.html (Интернет-справочник «Все об учебниках»).
www.fihi.ru (Федеральный институт педагогических измерений).
http:// www.rustest.ru (Федеральный центр тестирования).
http://www.drofa.ru/documents/9405/history.pdf (издательство «Дрофа»).
http://www.russkoe-slovo.ru/catalog2005/o_umk10.shtml (издательство «Русское слово»).
http://www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=7482 (издательство «Просвещение»).
http://www.vgf.ru/tabid/114/Default.aspx(издательство «Вентана-Граф»).
http://www.mnemozina.ru/work/catalog/253/266(издательство «Мнемозина»).

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993г. – М., 2005.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5.   – Ст. 410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002.  – № 46. – Ст. 4532.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

8. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г. № 174-ФЗ (в ред. От 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.

 


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

 Знать:

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания

- тестовый контроль;

-оценка результатов выполнения практических работ;

-оценка результатов устного чтения;

-оценка выполнения домашней работы, контрольных  работ.

Дифференцированный зачет.

  Умения:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их су щественные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды,      общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике

- тестовый контроль;

-оценка результатов выполнения практических работ;

-оценка результатов устного чтения;

-оценка выполнения домашней работы, контрольных  работ.

Дифференцированный зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание включая экономику и право (08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство)

Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе примерной программы «Обществознание», рекомендованной ФИРО в соответствии с «Рекомендациями по организац...

Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание включая экономику и право (23.01.09 Машинист локомотива)

Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе примерной программы «Обществознание», рекомендованной ФИРО в соответствии с «Рекомендациями по организац...

Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание включая экономику и право (15.01.17 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию)

Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе примерной программы «Обществознание», рекомендованной ФИРО в соответствии с «Рекомендациями по организац...

Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание включая экономику и право (23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте)

Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе примерной программы «Обществознание», рекомендованной ФИРО в соответствии с «Рекомендациями по организац...

рабочая программа по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)" для профессии 23.01.10 "Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава"

Программа учебной дисциплины разработана по рабочей профессии среднего профессионального образования 23.01.10 "Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава"  в соответствии примерно...

Рабочая программа по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)" по профессии "СПО 08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства"

   Программа разработана на основе примерной  общеобразовательной программы учебной дисциплины Обществознание (включая экономику и право) для профессиональных образовательных орг...