ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социальная адаптация у студентов к обучению в колледже»
проект на тему
Исследовательская работа "Социальная адаптация у студентов к обучению в колледже"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
КРАСНОДАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Социальная адаптация у студентов к обучению в колледже»
Краснодар, 2014
Социальная адаптация у студентов к обучению в колледже.
В России последние десять лет большое внимание уделяется программам эффективного обучения для воспитания молодых специалистов. Многое делается для того, чтобы студенты чувствовали себя комфортно в той новой обстановке, в которую они попали после школы.
Интенсификация образования диктует необходимость полноценного включения студентов в учебно-воспитательный процесс с первого дня их пребывания в колледже. «Начальный период обучения специфичен своей напряжённостью, важностью для личностного и профессионального становления будущего специалиста».[1] В этой связи естественно то внимание, которое уделяют преподаватели личности начинающего студента, процессу его вхождения в образовательную среду колледжа и адаптации в ней.
Под адаптацией мы понимаем процесс привыкания приспособления личности к новым условиям среды. Очевидно, что рассмотрение процесса адаптации студентов к обучению в колледже должно включать ряд аспектов:
- психолого-педагогический (связанный с приспособлением студентов к новой дидактической системе, принципиально отличающейся от форм и методов школы);
- социально-психологический (имеющий связь с усвоением учащимися социальных норм, установлением и поддержанием социального статуса в новом коллективе);
- мотивационно-личностный (определяющий формирование позитивных учебных мотивов и личностных качеств);
- психофизический (предполагающий, приспособление функций и реакций организма к требованиям новой среды).
Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения.
В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками.
По результатам диагностического исследования, в котором принимали участие студенты очного отделения в количестве 97 человек, проведенного в ГБПОУ КК КГТК г.Краснодара установлено, что на базе основной школы выбирают обучение в колледже, т.к. хотят самостоятельности - 27% , были неуспешны в школе - 10%, боятся ЕГЭ и того, что их аттестаты после одиннадцатого класса, будут значительно хуже - 31%, не хотят терять время в школе - 11%, сами не знают зачем поступили в колледж – 7%.
Студенты на базе 11 классов поступают в колледж в основном потому, что не поступили в ВУЗ, или имеют слабые знания, и в ВУЗ поступать было бесполезно -86 %, и только 14 % хотели поступить именно в данный колледж.
Анализ этих данных говорит о том, что необходимо вести активную работу по адаптации студентов первого года обучения, а именно их психолого-педагогического сопровождения.
Однако в организации профессиональной подготовки студентов существует ряд проблем. Одна из них состоит в том, что учебный процесс на первом курсе осуществляется без учёта специфики ситуации, которая заключается в адаптации студентов к обучению в колледже. Наиболее типичные их проявления – тревога за неспособность полноценно включиться в учебный процесс. Решение этой проблемы, на наш взгляд, неразрывно связано с необходимостью целенаправленно организованного педагогического содействия, выявления педагогических условий, реализация которых позволит оптимизировать процесс адаптации студентов к обучению.
В соответствии с существующей теорией, у каждого человека есть концептуальная модель внешнего мира, по которой формируется план и программа поведения. У людей с высоким уровнем тревожности эта модель является неустойчивой, что в экстремальной ситуации может приводить к отказу от деятельности.[2] (18, стр 69)
К факторам, ухудшающим адаптацию в экстремальной или сложной ситуации, относится недостаток информации. Этот фактор считается основной причиной дезадаптации [4;с.109]. Именно из-за недостатка информации могут включаться эмоции и начинаться стрессовые состояния [13; с. 122].
Облегчает адаптацию опыт человека, особенно в преодолении трудностей, хорошее здоровье и волевые качества [20; с. 93].
Адаптация происходит во время взаимодействия факторов внешней среды и организма человека. Эти адаптогенные факторы, к которым происходит адаптация, могут быть экологическими, физиологическими, социальными, психологическими, профессиональными.
Педагогические коллективы ссузов осознают важность управления адаптацией к профессиональной деятельности, влияние результатов адаптации на процесс становления будущего специалиста. Вместе с тем даже в старейших профессиональных учебных заведениях страны отсутствует действенная, постоянно обновляющаяся система работа по решению данной проблемы. Проводимые же мероприятия охватывают незначительное число адаптантов, не продолжительны, формальны, а проводимая работа не подвергается соответствующей проверке.
Адаптация студентов к условиям обучения в колледжах и техникумах имеет свою специфику. Основной составной частью проблемы адаптации считают преодоление "дидактического барьера" [3; с. 15]. то есть перестройку школьного отношения к учебному процессу.
Жертвами "дидактического барьера" могут оказаться люди с совершенно разным уровнем общих и специальных способностей. Успешность в обучении может быть не только и не столько показателем общей одаренности или высокой трудоспособности, но и показателем адаптированности.
Следующий фактор воздействия - питание. Будем говорить о студентах, живущих в общежитии и вынужденных пользоваться столовой. Непривычным может быть вид пищи, ее вкусовые качества, может быть недостаточным ассортимент продуктов. Также известно, что во многих странах сейчас очень популярно обезжиренное питание, чем не может похвастаться русская кухня.
Кроме физиологических факторов, не могут не оказывать воздействие социальные факторы, то есть новая, а скорее "чужая" социальная среда. Из опроса студентов известно, что некоторые студенты, если не все, испытывают после приезда "культурный шок". Возникает когнитивный диссонанс, если воспользоваться определением Л.Фестингера, между заочными представлениями учащихся о великой русской культуре и очным, даже очевидным, еще, к сожалению, встречающимся, бескультурьем на бытовом уровне, особенно в магазинах, на почте, телеграфе, то есть в местах, которые они часто вынуждены посещать.
Студенты, приезжающие на учебу в Россию, Белоруссию, живут, как правило, в общежитии. Это непростая ситуация даже для иногородних российских, белорусских студентов. Для иностранных же студентов часто общежитие является камнем преткновения в адаптационном процессе. Во-первых, значительное количество из данного контингента ухудшает свои жилищные условия при приезде, во-вторых, общежитие - это не только временное место жительства для студентов, но и место для самостоятельных занятий, которые по имеющимся методическим расчетам занимают не менее 40% учебного времени [1; с. 93].
Основным фактором, к которому надо адаптироваться, является учебный процесс, так как учеба - главная цель приезда в нашу страну.
Самым заинтересованным лицом в вопросе преодоления трудностей обучения был и остается сам студент. Именно он, начиная с первого дня учебы, вынужден искать конкретные пути к преодолению информационного барьера, практически решать для себя вопрос о том, как справиться с учебной программой за семестр, курс, несколько курсов, за все время обучения вколледже, не став при этом ни язвенником, ни неврастеником, ни научным сектантом-затворником, ни "узкокоридорным специалистом", неспособным мало-мальски перестроиться в рыночной экономике. Что же предпринимает студент?
Не имея возможности ждать разрешения всех вопросов на управленческом уровне, он прибегает к спонтанной (стихийной) саморегуляции в освоении учебного материала: сортируя информацию на свой страх и риск, что-то учит, что-то схватывает по верхам, что-то отбрасывает вовсе. Он внимательно выслушивает лишь половину лекции, едва понимает четверть ее, почти ничего не успевая при этом записывать. Он с трудом отвечает на семинаре, а на практическом занятии забывает подчас элементарное. И конечно, действия его часто случайны, ошибочны: отброшенное в спешке как необязательное спустя время оказывается вдруг чрезвычайно важным. Естественно, что хроническое неуспевание, недописывание и недоучивание в семестре превращает экзаменационную сессию для студента, переживающего за результаты своего труда, в сокрушительный стрессор, а каждый экзамен - в двустороннюю пытку: для экзаменатора и экзаменуемого. Таким образом, мы возвращаемся к тому, с чего начали, - к студенческим перегрузкам. Создается впечатление, что выхода нет [20; 100 c.].
Однако поинтересуйтесь, как сдают или сдавали сессию ваши предшественники - студенты старших курсов. Вы заметите, что ряд из них завершают семестр вполне успешно. Случайность? Везение? Это и будут те студенты, которые сумели сориентироваться в непривычно сложных условиях, выработать для себя какую-то систему в занятиях, интуитивно нащупать или у кого-то позаимствовать готовые приёмы самоорганизации - в записывании тех же лекций, в подготовке тех же практических и семинарских занятий, даже, может быть, в психологической самоподготовке к особо ответственным моментам учебы. Конечно, со временем, ценой больших или меньших потерь, почти каждый студент освоит рациональные приемы учения, но только не на первом курсе - здесь "успешных" всегда будет меньшинство, если ... Если обучение искусству учиться и дальше пускать на самотек.
Таким образом, можем заключить, что цель вуза - воспитать творческого специалиста и цель студента - стать таковым - будут достигаться в гораздо большей степени, если параллельно с мерами по усовершенствованию учебных программ, по реорганизации в системе высшего образования научить студента самостоятельно работать с учебным материалом, самоорганизовываться, самовоспитываться [32].
Студенчество составляет особую социальную группу населения. Экономические трудности, ухудшающаяся экологическая обстановка, крушение основных морально-этических сторон воспитания и возрастающая учебная нагрузка, связанная с инновациями образовательных специальных программ, не могли не сказаться на здоровье студенческой молодежи. Сегодня около 30% студентов первокурсников имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Отмечена стойкая тенденция к увеличению распространения патологии сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта (В.Б. Розанов, А.А. Александров, Т. И. Волкова, и др.). Характерной особенностью состояния здоровья современных студентов является сочетание нескольких отклонений одновременно [26; c.108].
Обучение в вузе относится к категории умственного труда и отличается рядом особенностей. Умственная деятельность многих работников выражается в реализации интеллектуальных способностей при решении различных производственных и научных задач. У студентов она определяется процессом обучения и заключается в усвоении все возрастающего объема учебного материала, то есть в накоплении знаний и развитии интеллектуально-эмоциональной сферы. Известно, что умственный труд сопровождается функциональными изменениями в деятельности сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной систем. Это обуславливает нервно-эмоциональное напряжение, приводящее к нарушению систем адаптации, что, в свою очередь, ведет к переутомлению, нарушению здоровья в их доклинических формах.
Установлена связь личностной тревожности с уровнем способностей. Высокие показатели успеваемости демонстрировали студенты, обладавшие одновременно высоким уровнем способностей и высоким уровнем личностной тревожности. Наличие высоких показателей этих качеств в отдельности не способствовало достижению успехов в учебе. Более того, высокие показатели личностной тревожности при низком уровне общих способностей требовали от организма студентов наиболее значительных затрат для обеспечения удовлетворительной успеваемости. Значительно меньшей физиологической ценой обходился этот уровень успеваемости студентам, обладавшим противоположными характеристиками [7; c.81].
При рассмотрении проблемы умственной работоспособности на первый план, как правило, выдвигаются аспекты, связанные с оценкой результата деятельности, выяснения роли индивидуальных психофизиологических особенностей, поиском путей максимального использования интеллектуальных ресурсов личности и т.д. [17; c.89]. При этом в значительно меньшей степени уделяется внимание вопросу о том, какой физиологической стоимостью дается эта деятельность и каково ее влияние на функциональное состояние человека.
Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде колледжа служит:
- Подготовка первокурсников к новым условиям обучения.
- Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.
- Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов.
- Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.
Работа рассчитана на первый год обучения и предлагает проведение мероприятий, которые условно можно разделить на 3 этапа.
- Первый этап (сентябрь, октябрь) - предполагает оценку соматического и психологического статуса первокурсников, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в колледже; социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательную среду.
- Второй этап (ноябрь, декабрь) - заключается в комплексном индивидуально-психологическом обследовании студентов, выработке рекомендаций и разработке индивидуальных программ для адекватного усвоения учебного материала и адаптации первокурсников в новой образовательной среде.
- Третий этап (второй семестр) - предусматривает использование полученной информации для проведения семинаров, индивидуальных и групповых консультаций педагогов для предотвращения возникновения проблемных ситуаций в учебном процессе; коррекционно-просветительскую работу со студентами для формирования сплоченных студенческих коллективов и помощи дезадаптированным студентам; консультаций и просвещения родителей студентов, не адаптировавшихся к работе в новой среде.
Показателями адаптации первокурсников к новой среде является их приспособленность к различным требованиям учебного процесса без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой.
На каждом этапе работа ведется со студентами, преподавателями и родителями соответственно.
На первом, профилактическом, этапе со студентами проводятся тренинги знакомства, с целью скорейшего формирования сплоченных студенческих групп; диагностические исследования с целью выявления проблем в развитии психических процессов, посещение уроков с целью выявления проблем в организации коллективов и адаптации, бывших абитуриентов к учебному процессу.
Преподаватели по результатам диагностики консультируются и им даются рекомендации по оптимизации процессов обучения.
Для родителей проводятся общеколледжные и групповые собрания с целью знакомства с психофизиологическими особенностями студентов 15-17 лет и роли родителей в процессе адаптации студента - первокурсника к новой среде.
На втором этапе осуществляется диагностика удовлетворенности студентов образовательной средой, что включает в себя особенности взаимоотношения с педагогами, удовлетворенность работой библиотеки, столовой, организацией досуга, отношениями в учебной группе и с группой в целом. Так же определяются мотивы учения, мотивы выбора профессии и данного учебного заведения, а кроме этого диагностика ценностных ориентацией и особенностей самооценки.
Данные психодиагностического исследования показали, что:
- 45,7% студентов, принявших участие в психодиагностическом исследовании, имеют низкий уровень мотивации учения и профессионального самоопределения;
- 38,8% студентов, показали недостаточность умений и навыков самостоятельного умственного труда;
- 22,3% студентов, имеют ценностные ориентации, направленные на внеучебную деятельность;
- 17,5% студентов, изменились условий труда, быта и отдыха;
- 16,8% студентов, имеют сложные межличностные отношения в студенческой группе и с преподавателями.
На третьем этапе педагогом-психологом осуществляется коррекционно-просветительская работа. Для студентов проводятся тренинги личностного роста, уверенности в себе, социально-психологические тренинги, направленные на сплочение студенческих групп, классные часы, консультации студентов, педагогов, родителей. Для педагогов - семинары по проблемам мотивации, особенностям построения эффективного общения и проблемам целеполагания.
В январе - педагогические консилиумы по определению первичных результатов работы и корректировке программ развития студенческого сообщества первокурсников. В апреле - заключительная диагностика динамики позитивных изменений адаптивности студентов - первокурсников и выявление группы “риска”. По результатам диагностики проводятся педагогические консилиумы с целью подведения итогов работы по адаптации первокурсников к новой образовательной среде.
Такая комплексная работа в течение первого года обучения дает следующие результаты: количество студентов, не адаптировавшихся к новой образовательной среде на начало года составляет 20%-25% к концу года эти показатели снижаются до 6%-5%. Мы считаем эти результаты очень обнадеживающими, так как не адаптируются к новой образовательной среде колледжа к концу года только те студенты, которые имеют серьезные личностные проблемы и им требуется специализированная психотерапевтическая помощь.
План мероприятий на период адаптации
Задачи работы | Содержание деятельности | Срок | Ответственные | |
1. Подготовка первокурсника к учебной деятельности | Диагностика личностных характеристик первокурсников | сентябрь | Социально-психологическая служба | |
Классные и общеколледжные родительские собрания “Адаптация первокурсников к обучению” | сентябрь | Социально-психологическая служба | ||
Консультирование преподавателей, родителей по проблемам оказания психолого-педагогической помощи студентам в адаптационный период | в течение года | Социально-психологическая служба | ||
Оказание индивидуальной помощи студентам в период адаптации | в течение года | Социально-психологическая служба | ||
Посещение занятий с целью организации коллектива, адаптации первокурсников к учебному процессу | ежемесячно | Социально-психологическая служба | ||
Определение степени удовлетворенности учебными предметами и образовательной средой в целом | ноябрь, апрель | Социально-психологическая служба | ||
2. Установление и поддержание социального статуса студента в новом коллективе | Социально-психологический тренинг знакомства | сентябрь | Социально-психологическая служба | |
Изучение структуры межличностных отношений и психологического климата в группе первокурсников | ноябрь, апрель | Социально-психологическая служба | ||
Социально-психологический тренинг общения | декабрь | Социально-психологическая служба | ||
Консультирование преподавателей, родителей по проблемам общения, воспитания | в течение года | Социально-психологическая служба | ||
3. Формирование у студентов позитивных учебных мотивов | Изучение уровня мотивации учебной деятельности | ноябрь | Социально-психологическая служба | |
Психологический тренинг уверенности в себе | декабрь, | Социально-психологическая служба | ||
Профориентационные классные часы в группах нового набора | октябрь | кураторы | ||
Психолого-педагогические консилиумы по выявленным проблемам | октябрь, ноябрь | Социально-психологическая служба | ||
Психолого-педагогические консилиумы по коррекции программ развития | январь, апрель | Социально-психологическая служба | ||
Бонус-игра “Банк Колледжа” | сентябрь-декабрь | Социально-психологическая служба | ||
4. Предупреждение и снятие у студентов психологического дискомфорта, связанного с учебной деятельностью | Обучение психологической само регуляции | в течение года | Социально-психологическая служба | |
| Индивидуальная работа со студентами, направленная на снятие состояния тревожности, агрессии и страхов | в течение года | Социально-психологическая служба | |
Индивидуальная работа с дезадаптированными студентами и помощь социальному педагогу в работе со студентами, “группы риска” | в течение года | Зав.отделений, кураторы |
[1] Локтева О. В. Взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студентов к обучению в ВУЗе. Минск 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по адаптации студентов нового набора к обучению в колледже
Материал для программы «Адаптация» (программа колледжа, план психолога, вариант анкеты, результаты опроса)....
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Социальная адаптация у студентов к обучению в колледже»
Исследовательская работа "Социальная адаптация у студентов к обучению в колледже"...
«Психологическое консультирование студентов первого курса на этапе их адаптации к обучению в колледже»
Время студенчества является важным периодом жизни, так как оно во многом определяет будущее человека, его личностный рост и профессиональную социализацию. Это период интенсивной работы над собой в цел...
Научно-исследовательская работа "ПрименениеVR-тренажёров на занятиях производственного обучения"
На протяжении уже более двух столетий в различных отраслях промышленности внедряются новые технологии и создаются новые рабочие места. Сегодня отрасли промышленности проходят через захватывающие измен...
Организация и проведение исследовательской работы студентов в рамках кружка «Медицинский и социальный уход» Тема: «Отношение студентов медицинского колледжа к проблеме грудного вскармливания»
Модель профессионального развития студента включает в себя содержательные блоки педагогической деятельности объединенные, системообразующей целью подготовки специалистов, максимально ориентированных н...
Организация и проведение исследовательской работы студентов в рамках кружка «Медицинский и социальный уход» Тема: «Отношение студентов медицинского колледжа к проблеме грудного вскармливания»
Модель профессионального развития студента включает в себя содержательные блоки педагогической деятельности объединенные, системообразующей целью подготовки специалистов, максимально ориентирова...
Отчет по научно-исследовательской работе студентов «Биологический возраст студентов Кыштымского филиала ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»
Для современного общества актуальной является проблема преждевременного старения. Чтобы мотивировать людей на осуществление...