МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ ПО "ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ"
методическая разработка на тему

Настоящая Тематика контрольных работ предназначена для самостоятельной подготовки к выполнению контрольных работ по дисциплине «Основы философии» для студентов- заочников ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_po_fil_4.docx44.87 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Баймакский сельскохозяйственный колледж с. Ургаза

Республика Башкортостан

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ

ПО  СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ:

             35.02.07. Механизация сельского хозяйства

         36.02.01. Ветеринария

         38.02.07.Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Ургаза 2013

РАССМОТРЕНО

на заседании цикловой комиссии

общеобразовательных дисциплин

Протокол №_____

От__________________20____

Председатель:

______________Мусина Ж.М.

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям среднего профессионального образования 110809 механизация сельского хозяйства, утвержденном Приказом Минобрнауки РФ от 05.10.2010г №370,

111801 Ветеринария, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 04.09.2009г №326,

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 17.05. 2010г №282

Утверждаю:

Зам. директора по учебной работе:

_______________Кузнецова О.П.

Разработчик: ГБОУ СПО «БСХТ»

Мухитов Иршат Фаритович,  преподаватель общеобразовательных дисциплин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Настоящая Тематика контрольных работ предназначена для самостоятельной подготовки к выполнению контрольных работ по дисциплине «Основы философии» для студентов- заочников ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум.

        Вариант контрольной работы определяется по конечной дву шифрам студента зачетной книжке, напротив которой указан номер контрольной работы. Напротив шифры указано несколько номеров, студент может самостоятельно выбрать любое из предложенных заданий, не меняя компоновку вопросов. Контрольная работа состоит из двух частей:

   а) Первые 3 вопроса по темам;

   б) Тест на размышление;

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1,11,

23,40

5,12,

26,39

7,13,

28,38

2,14,

27,37

3,15,26,36

1,16,22,35

3,17,21,34

7,11,23,33

8,19,

28,32

10,12,29,31

1

8,12,

25,31

2,11,

24,33

8,12,

26,36

1,12,

27,37

5,12,

30,38

8,19,

29,39

2,18,

28,40

3,20,

27,36

9,17,

26,35

10,16,25,34

2

5,16,

24,33

9,17,

23,32

3,11,

22,33

9,20,

21,34

2,12,

30,35

3,14,

29,36

6,18,

28,37

8,17,

27,38

1,11,

26,39

9,19,

25,40

3

3,17,24,34

4,20,23,39

5,12,22,38

4,11,22,37

8,11,

26,36

4,16,

21,35

7,15,

20,34

4,17,

21,33

2,14,

22,32

4,16,

23,31

4

8,20,

24,37

1,12,

25,37

4,12,

26,33

3,15,

27,34

5,11,

28,35

6,12,

29,36

6,13,

30,37

1,12,

29,38

1,13,

28,39

10,14,27,40

5

3,14,

26,36

8,14,

25,35

8,14,

24,34

3,17,

23,33

5,19,

22,32

6,11,

21,31

8,20,

29,37

7,17,

28,38

6,16,

27,40

8,13,

30,39

6

1,14,

26,31

6,15,

25,32

3,17,

24,33

4,15,

25,34

1,19,

26,35

8,16,

28,36

7,11,

27,38

2,15,

26,38

9,19,

25,39

5,20,

24,40

7

9,18,

23,32

9,17,

26,39

3,15,

24,35

2,14,

23,36

3,13,

25,37

9,17,

29,40

9,14,

27,39

8,11,

21,38

6,16,

22,37

4,12,

23,36

8

6,20,

21,33

2,19,

30,33

6,19,

29,34

4,11,

22,35

8,19,

21,37

6,18,

28,36

6,17,

27,37

4,17,

28,40

9,11,

26,38

10,18,27,39

9

1,18,

30,35

7,15,

29,34

8,14,

28,36

9,18,

27,38

3,13,

26,37

6,17,

30,40

2,16,

24,39

4,19,

25,31

6,19,23,32

10,17,22,33

Инструкция по выполнению контрольной работы

Контрольная работа   выполняется всеми студентами.

К зачету не допускаются контрольные работы, выполненные не по своему варианту.

Литература. Помимо предложенного списка литературы, студент вправе использовать самостоятельно подобранные источники.  

Требования к объему контрольной работы.

Объем текста контрольной работы не должен превышать 16-18 страниц тетрадного формата в рукописном виде. При этом текст работы пишется разборчивым почерком на обеих сторонах тетрадного листа.

Общие положения учебной дисциплины

 Философия относится к циклу «Общие гуманитарные  и социально-экономические дисциплины». Цели преподавания философии  состоят в том, чтобы формировать у студентов научное мировоззрение, гуманистическую культуру, экологическое сознание; ознакомить студентов с основными философскими учениями, научить анализировать социально-значимые проблемы и процессы; привить культуру мышления, способность в письменной и устной речи логично излагать мысли; выработать у студентов целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, в обществе; морально-этических норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде и умение учитывать их при разработке экологических, технических и социальных проектов, потребность в творческом овладении мировым философским наследием, развить интерес к самостоятельному изучению истории мировой и отечественной философии, а также современной философии зарубежного Востока и Запада.

Необходимость изучения философии определяется Универсализм, сомнение, рефлексия, гуманистическая направленность философского знания способствуют выработке системного видения мира, личностного понимания глубинных проблем человеческого существования, развивает способность к теоретическим обобщениям и глубокому обоснованию идей; укрепляет убежденность в необходимости следования принципам гуманизма, толерантности и справедливости.

Особое внимание обращается на изложение тех проблем современной философии, которые способствуют формированию мировоззрения современного специалиста. Изучение философии обеспечивает такие основы профессиональной подготовки как: знание философских методов исследования и умение  их использовать в решении профессиональных проблем; использование в своей работе философских принципов объяснения мира: развития, причинности, детерминизма, всеобщей связи явлений;   способность рационализировать и оптимизировать свою профессиональную деятельность; творческое отношение к любому виду и форме профессиональной деятельности.

Необходимые термины по предмету «Основы философии»

Агностицизм – учение, отрицающее возможность достоверного познания мира, закономерностей природы и общества.

Антропология (философская) – это философские взгляды на природу и сущность человека, который выступает исходным началом и центральным объектом философского анализа.

Апологетика – течение в раннем христианском богословии, ставившее перед собой задачу защиты христианской веры с помощью доводов разума, философских аргументов.

Бытие – категория, фиксирующая основу существования; в структуре философского знания выступает предметом онтологии; в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.

Гносеология – теория познания, один из основных разделов философии, изучающий отношения человека и мира в процессе познания.

Дедукция – метод познания, для которого характерен переход от общего к частному и единичному, выведение единичного из общего.

Диалектика – учение о всеобщей связи явлений и развитии, которое происходит из-за наличия противоречий в окружающем мире и сознании.

Духовность – сложное, производное от термина «дух». Духовность – реальность, не сводимая к вещественному, материальному, ощутимому чувствами. Это надчувственное, идеальное образование. Духовность – специфически человеческое качество. Духовность, её содержание, её направленность – это та или иная система ценностей.

Знание – адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий.

Идеализм – направление в философии, которое признает первичным дух, сознание, идею.

Индукция – метод познания, для которого характерен переход от частного и единичного к общему, выведение общего из единичного.

Картина мира – понятие, обозначающее сформированную мировоззрением определенной эпохи систему знаний о мире, его причинах, структуре, порядке взаимодействия составных частей, взгляды на природу человека, его место и роль в целостной организации миропорядка.

Коммунизм – тип общества, основанный на общественной собственности на средства производства.

Католицизм – одно из направлений в христианстве, главой которого является папа римский.

Материализм – направление в философии, признающее первоосновой всего существующего материю.

Материя – независимая от человека и любого сознания реальность. Она вечна и является источником всего, что нас окружает.

Механистическая картина мира – представления о мире, согласно которым все явления вызываются причинами, родственными механическому взаимодействию, и оцениваются в соответствии с законами (классической) механики. Механистическая картина мира сложилась в эпоху Просвещения, когда естественные науки стали самостоятельно исследовать мир природы, используя собственную естественнонаучную терминологию.

Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрение – это не только система представлений о мире, но и система норм и правил поведения людей по отношению друг к другу и к окружающему миру, единых для определенного сообщества.

Общество -  основополагающая категория философии и социологии. В широком смысле понимается как отделившаяся от природы часть мира, представляющая собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, групп и отдельных индивидов.

Проблемы глобальные – это проблемы, которые затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности; решение их возможно только совместными усилиями; от того, в каком направлении будет осуществлено (или не осуществлено) их решение, зависят судьбы всего человечества.

Пессимизм – мировоззрение, для которого характерно негативное отношение к действительности, ожидание в будущем наихудшего варианта развития событий.

Православие – одно из направлений в христианстве, которое не имеет единого церковного центра, состоит из самостоятельных поместных православных церквей.

Скептицизм  – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины. Родоначальником античного скептицизма является Пиррон, который не допускал возможности достоверного знания и не верил в возможность рационального обоснования норм поведения.

Субъект – познающий индивид или социальная группа, активное начало в познании.

Теология  – богословие, учение о Боге. Совокупность основанных на текстах, принимаемых как божественное откровение, религиозных доктрин о сущности и действии Бога.

Тоталитаризм – диктаторский режим, одной из главных черт которого является подавление личности и господство всеобщего страха.

Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение мировоззренческих вопросов для выработки целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

Философская система – такая концепция, которая включает в себя важнейшее из философского знания и отвечает на все основные философские вопросы.

Экзистенциализм, или философия существования, – направление философии, которое ориентировано, прежде всего, на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.

Этика – раздел философии, изучающий мораль, нравственность.

Эстетика – учение о прекрасном, его сущностях, законах, формах и нормах.

Вопросы контрольной работы

  1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.
  2. Культура. Субкультура. Контркультура.
  3. Основные идеи психоанализа З. Фрейда и К. Юнга
  4. Религия как феномен культуры.
  5. Русская философия 19-20 вв.
  6. Основополагающие категории человека: творчество и счастье.
  7. Философия Ф. Бэкона и Р.Декарта.
  8. Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость.
  9. Философия сознания.
  10. Античная философия.
  11. фундаментальные характеристики человека: неповторимость, незаменимость.
  12. Три стороны сознания.
  13. Античная философия. Сократ и Платон.
  14. Возникновение экологических проблем и их решение.
  15. Сознание и бессознательность.
  16. Спор славянофилов и западников об историческом пути России.
  17. Сознание и познание.
  18. Мировые религии.
  19. Современная философия.
  20. Сознание, мышление, язык.
  21. Основополагающие категории человеческого бытия: любовь, вера.
  22. Учение о познании.
  23. Внутренняя и внешняя культура.
  24. Человек как главная философская проблема.
  25. Философия и история.
  26. Элитарная и массовая культура.
  27. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, и к природе.
  28. Русская религиозная философия.
  29. Взаимоотношения человека и природы.
  30. Философия и глобальные проблемы современности.

  1.   Тест на размышление:

Продукт труда крестьянства – продукция сельскохозяйственного производства, продукт труда рабочего - промышленная продукция, результат труда повара – вкусно приготовленное блюдо и т.д. Что является результатом труда философа? Что предоставляет собой конечный продукт его деятельности и в чем его значение?

  1. Большинство недоразумений и обвинений в адрес философии возникает из-за того, что нарушаются её границы и путаются цели. Поэтому надо поставить вопрос: чего не может философия?

 Чего не может философия, но это может дать наука?

 Чего не может дать философия, но может дать Откровение?

 Что может философия?

33.В чем состоит различие жреца (мага), священника и философа как представителей различных типов мировоззрения?

34.Философию трудно понять без выяснения ее отношений с другими видами духовной деятельности. Допустим, что существует два мира - опытный и сверхопытный. Существуют также два основных способа реакции на мир - эмоциональный и рациональный. В этом случае получается, что:

  • эмоциональное освоение опытного – искусство;
  • рациональное освоение опытного – наука;
  • эмоциональное освоение сверхопытного – религия.

Тогда, что такое философия в контексте этих рассуждений?

35.Какие из перечисленных вопросов являются философскими?

  1. В чем смысл существования человека?
  2. Каковы пути разрешения экологического кризиса?
  3. Возможны ли небелковые формы жизни?
  4. Как решить продовольственную проблему человечества?
  5. В чём сущность гравитации?
  6. Возможно ли создание искусственного интеллекта?
  7. Расширяется ли Вселенная?
  8. Что такое свобода?
  9. В какой мере нравственные качества личности обусловлены генетической программой?

Сделайте вывод о специфике философского знания.

36.Какие из приведенных ниже суждений относятся к философским?

  1. Всякое явление причинно обусловлено.
  2. Вечный двигатель невозможен.
  3. Цель оправдывает средства.
  4. Количество энергии в замкнутой системе сохраняется.
  5. Все элементарные частицы должны иметь структуру.
  6. Жизнь есть способ существования белковых тел.
  7. Мир познаваем.
  8. Бог есть или нет? Невозможно наверняка знать.
  9. Все материальные объекты имеют энергию.

37.Как бы Вы ответили на вопрос: является ли философия наукой?

38.Проанализируйте ниже приведенные высказывания о предмете философии. Укажите, какие специфические стороны и функции философии в них выделены?

  1. «Философия есть учение об отношении Я и не – Я, или, что то же самое отношение между мышлением и бытием» (Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988, с. 198).
  2. Каждое новое научное направление возникало в результате предшествующего философского анализа… благодаря которому философия получила название «матери всех наук» ( Л. Фейербах)..
  3. Предметом философии является всеобщее в системе «мир-человек» … это наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру (Алексеев К., Панин А. Диалектический материализм. М., 1987).
  4. «Мы прибегаем к философии всякий раз, когда имеем дело с обобщениями, выходящими за пределы отдельной науки или комплекса наук. Мы прибегаем к ней, когда нам приходится иметь дело с определением моральных ценностей» (Данем Б. Человек против мифов. М., 1961).

39.Зачем человеку нужно мировоззрение? Какому делу служила философия за 2,5 тысячи лет своего существования? Что дала она человечеству, от каких бед его избавляла?

40.Ниже перечислены основные области философского знания. Выберите соответствующее тому или иному философскому термину содержание, представленное в правой колонке:

Гносеология                                - Учение о структуре бытия

Онтология                                        - Учение о системе ценностей

Натурфилософия                                - Теория познания

Аксиология                                - Обобщенное описание жизни природы

Антропология                                - Учение о сущности Красоты

Этика                                        - Учение о человеке

Эстетика                                        - Нравственная философия

Рекомендуемая литература для выполнения контрольный работы

Основная литература:

  1. Губин В.Д. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. Москва «Форум инфра-М», 2005 г..
  2. Радугин А. А. Философия: курс лекции. М.: Центр, 2000

Дополнительная   учебная литература:

  1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. М. 1979 год
  2. Хрестоматия по истории философии в 3т. «Владос», Москва, 2000 г.
  3. Фрейд «Психоанализ, религия, культура», Москва 1992 год.
  4. Бердяев Н. «Основные проблемы русской мысли», Москва. Наука 1990 год
  5. Бердяев Н. «О назначении человека», Москва 1996 год
  6. Гаспаров М.Л. «Занимательная Греция», Москва 1996 год
  7. Лосев А.Ф. «Платон. Аристотель», Молодая гвардия 1993 год.
  8. Паскаль Б. «Мысли» Из-во Сабашниковых, 1995 год
  9. Сорокин П.А. «Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество», Политиздат 1992 год.
  10. Толстой Л.Н. «Путь жизни», Высшая школа, 1992 год
  11. Чаадаев П.Я. «Философские письма», Современник, 1989 год
  12. Фрак С.Л. «Смысл жизни. Духовные основы общества», Республика, 1992 год.
  13. Фромм Э. «Искусство любить», Педагогика, 1990 год

Экзаменационные вопросы по дисциплине « Основы философии»

  1. Философия, ее роль в жизни человека и общества
  2. Основные функции философии
  3. Философия и мировоззрение
  4. Основные проблемы философии
  5. Философия и мифология
  6. Античная философия классического периода
  7. Философия эллинизма
  8. Философия средних веков
  9. Философия эпохи Возрождения
  10. Философия Нового времени
  11. Немецкая классическая философия
  12. Марксистская философия
  13. Русская философия: основные направления и особенности развития
  14. Русская философия об исторической самобытности России
  15. П.Я.Чаадаев о судьбе России
  16. Западники и славянофилы о судьбе России
  17. Постклассическая философия второй половины XIX- начала XXвека  
  18. Философия XX века
  19. Категория бытия в философии
  20. Понятие материи и ее основных свойств
  21. Диалектика: ее принципы, законы и категории
  22. Сознание: его происхождение и сущность
  23. Сознание, мышление, язык
  24. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда
  25. Общественное сознание: идеология и общественная психология
  26. Теория познания и ее основные проблемы
  27. Познание и практика
  28. Проблема истины. Истина и заблуждение
  29. Знание и вера
  30. Здравный смысл, наивный реализм и научное знание
  31. Формы и методы современного научного познания человека
  32. Биологическое и социальное в человеке
  33. Фундаментальные характеристики человека
  34. Индивид и личность
  35. Смысл и цель жизни человека
  36. Понятие и природа ценностей
  37. Человек во вселенной: взгляд науки
  38. Религиозная версия мироздания
  39. Человек и природа, современные проблемы экологии
  40. Понятие общества. Основные сферы жизни общества
  41. Современные концепции исторического развития
  42. Проблема «конца истории»
  43. Проблемы современного информационно-технического общества. Сущность НТР
  44. Понятие культуры и ее состав
  45. Человек в мире культуры
  46. Восток – Запад – Россия: цивилизационные типы
  47. Массовая и элитарная культуры
  48. Внутренняя и внешняя культура
  49. Культура и религия
  50. Культура и цивилизация
  51. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения
  52. Искусство, его виды и функции
  53. Мировые религии: их роль в истории
  54. Значение веры в жизни современного человека
  55. Проблемы и перспективы современной цивилизации
  56. Происхождение государства и его сущность
  57. Наука и ее влияние на будущее человечества
  58. Закономерности и перспективы развития человечества
  59. Перспективы развития философии в XXI веке.

Составил: преподаватель гуманитарных дисциплин  Мухитов И. Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания и контрольная работа для студенто-заочников образовательны учреждений СПО по дисциплине "Техническая механика"

В методических указаниях представлены: общие рекомендации по выполнению контрольной работы с примерами решений; варианты контрольной работы; зкзаменационные вопросы....

Экзаменационные тестовые задания по химии для студентов заочников; Контрольные задания и методические указания по их выполнению для студентов заочников 3 курса

Экзаменационные тестовые задания по химии для студентов заочниковКонтрольные задания и методические указания по их выполнению для студентов заочников 3 курса...

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников

Математика - инструмент познания. Она развивает методы решения широких классов задач, которые постоянно встречаются на практике. Однако изучение математики невозможно без решения учебных задач и систе...

Инженерная графика - Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по специальности 08.02.01 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"

Целью изучения дисциплины «Инженерная графика» является усвоение студен­тами знаний и умений, необходимых для выполнения и чтения чертежей.По данной дисциплине предусматривается выполн...

Методические указания и контрольные задания для студентов – заочников Волховского политехнического техникума по предмету "Математика"

Данное методическое пособие поможет  педагогам провести занятия по предмету "Математика"  в группах, обучающихся по специальности ....

Методические указания и контрольные задания для студентов – заочников по специальности 23.02.07

Данное методическое пособие ставит своей целью оказание помощи студентам-заочникам в организации их работ по овладению системой знаний и умений в объеме действующей программы по математике.Основной фо...