Из опыта работы с элективным курсом
статья на тему
Статья знакомит с результатами работы по курсу "История Великобритании", который был разработан и апробирован втечении 3-х лет. Статья интересна тем, кто должен сам разработать пояснительную записку к элективному курсу. Отвечет всем современным требования ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
элективный курс | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
В соответствии с одобренной Минобразованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трёх типов: базовых, профильных, элективных. Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углублённое изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Таким образом, речь идёт о создании вариативных моделей образования, которые сочетали общие задачи, характерные для открытого, развивающего обучения в старшей школе, с профильной, целенаправленной специализацией процесса обучения. Эта система профильной ориентации образования могла бы гибко реагировать на реальный социальный заказ, на региональные особенности и профессиональные возможности учительских коллективов. Одним из наиболее распространённых профилей – является информационно-технологический. В этих условиях возникает проблема места и роли базовых учебных предметов, в частности истории, их интегративного потенциала. Созданный курс «История Великобритании» - это попытка решить данное противоречие «разорванной» интеграции, вариант перехода от «внутрипредметной» интеграции к «межпредметной». Элективный курс «История Великобритании» был апробирован мною в течение трёх лет. При разработке данного курса, был учтён опыт преподавания учебного курса «Всеобщей истории», предмета «Мировая художественная культура», разделы «Страноведение» в предметных областях географии и английского языка в школах с углублённым изучением английского языка. Но цель этого курса была несколько иная, чем у всех вышеперечисленных курсов и предметов, в результате чего и сам курс видоизменился. Данная программа должна была помочь учащимся не только расширить свои знания по курсу «История Великобритании», но и помочь в освоении основных методов работы с дополнительной литературой, разными формами заданий, и таким образом подготовиться к сдаче экзамена в форме ЕГЭ. Данный курс был рассчитан на преподавание в течение двух лет. Целью курса было помочь учащимся рассматривать, всякое общественное явление прошлого и современности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации школьников в окружающем мире. Элективный курс решает следующие задачи: - дать учащимся знания о развитии британского общества с древнейших времён до наших дней; - стимулировать интерес к британской культуре, науке, искусству, определить её исторический вклад в мировой процесс и её современную роль; - развивать творческое мышление учащихся, их познавательную активность, самостоятельность суждений; - развивать потребности и умения самостоятельно обогащать свои знания, которые являются важным средством совершенствования человека; - помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней; - создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определённым видом профессиональной деятельности, или отказался от него; реализация индивидуального обучения, через проектную работу (создание в конце курса туристического маршрута по Великобритании с разработкой мини-путеводителя).
Отобранное содержание любого элективного курса должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям старшеклассников, а с другой – предоставляя ученику возможный опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию. В отборе учебного материала особое внимание уделялось тем историческим фактам, которые можно было увидеть и в других предметных областях. Исходя из целей, поставленных курсом, особое внимание уделялось историческим личностям, этнографическим сведениям, традициям культурного наследия, социальному поведению человека в рассматриваемый период, что позволяет понять роль человеческого фактора в историческом развитии. Данный курс изучает развитие Великобритании с древнейших времён до наших дней. Первый год охватывает историческое развитие до конца XVIII века. Второй год посвящён изучению исторических процессов с начала XIX века до наших дней. Особое внимание в программе уделено развитию социально-экономическим и международным вопросам, что позволяет реализовать программу в проблемном русле. В первую очередь, объектами развёрнутого изучения курса становится прошлое народов и государств, в которых имели место события и явления, оказавшие наибольшее воздействие на ход мирового исторического процесса на протяжении длительного времени. При систематическом изложении истории Великобритании рассматривались вопросы её историко-географического положения, экономической, политической, социальной и культурной жизни. В учебном курсе, при отборе материала из истории страны, используется метод доминантного развёрнутого изучения тех аспектов её развития, которые имеют наибольшую общеисторическую значимость. При отборе содержания учитывалось и то, насколько раскрываемые в курсе проблемы актуальны для современной молодёжи, как опыт истории помогает понять суть человека, его поступки. С этой точки зрения не последнюю роль играет освещение культурных традиций общества, так как на примере Великобритании можно увидеть разные народы, их обычаи и традиции и главное, умение уживаться в одном политическом пространстве. На примере Великобритании можно увидеть религиозные, национальные и расовые противоречия, а также показать механизмы их решения. Для выполнения целей и задач курса можно выделить следующие методики преподавания: междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения; обучение через опыт и сотрудничество (посещение туристических фирм); интерактивность (метод проектов); личностно - деятельностный подход в обучении; лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное на достижение общей образовательной цели. На протяжении всего курса характерно применение методов развивающего обучения: проблемно-познавательных, творческих, исследовательских заданий; применение приёмов, способствующих формированию эмоционально-ценностного и ценностно-осознанного отношения учащихся к истории Великобритании и её наследию; использование традиционных для обучения истории типов уроков, активизирующих познавательную деятельность учащихся (уроков-экскурсий, лабораторных уроков, игровых уроков и т.д.) и особых типов исследовательских уроков. Основные задачи курса, поставленные в начале работы, были полностью реализованы. Удалось дать учащимся знания о развитии британского общества с древнейших времён до наших дней, что подтвердили срезовые тесты по каждой теме; стимулировать интерес к британской культуре, науке, искусству, на примере исследовательских работ по темам: «Образование в Великобритании», «Культура Англии» и др.; определить её исторический вклад в мировой процесс и её современную роль, на примере проблемных заданий обозначенных в учебной рабочей тетради; развивать творческое мышление учащихся, их познавательную активность, самостоятельность суждений, что показали уроки-диспуты; развивать потребности и умения самостоятельно обогащать свои знания, которые являются важным средством совершенствования человека. Предполагаемый результат (ключевой задачей) элективных курсов является формирование особых интеллектуальных навыков, гибкому реагированию на все изменения окружающей социальной среды. К концу курса учащиеся должны легко ориентироваться не только в истории Великобритании, но и в истории других стран, а главное они смогут легко ориентироваться в потоке информации и критически оценивать полученные данные, что немаловажно для будущего информационного общества. Таким образом, школьники, получая исторические знания о Великобритании, одновременно приобретают некую социальную ориентацию в современном политическом процессе. Использование в качестве ведущих следующих методов: проблемного обучения, исследовательского, диалогового, экскурсионного создало условия для формирования оценочных суждений о значение историко0культурного наследия Великобритании, о значимости для всего мира социально-политического и культурного наследия. В помощь учащимся 10-11 классов была разработана рабочая тетрадь. Данное методическое пособие составлено таким образом, что вопросы помогут не только систематизировать знания учащихся, но и дополнить эти знания какими-нибудь новыми фактами. Выполняя последовательно все задания, учащиеся готовятся к основной защите своего проекта. За годы моей работы был накоплен богатый дидактический материал, который лёг в основу данной тетради. Задания, как правило, разноуровневые, предназначенные для учащихся разного уровня подготовки. Большинство заданий рассчитано на активизацию познавательного интереса у школьников, развитие у них логического мышления. Курс был построен таким образом, что учащиеся на уроках являлись не только пассивными слушателями, но и активными составителями некоторых заданий, вошедших в данную рабочую тетрадь. Этот опыт соавторства оставлен в некоторых темах в данном издании. Некоторые уроки были дополнены документальными и художественными фильмами, что наряду с первоисточниками помогало составить более полную картину мира или наоборот помочь составить критическое отношение к увиденному. Данный курс способствовал расширению исторического и культурного кругозора за счёт вовлечения в процессе освоения истории источниковедческого материала, актуализации и осмыслению повседневных знаний и опыта, развитию умений исследовательской деятельности и овладению способами познания историко-культурного наследия, применению полученных знаний и умений в учебной и повседневной практике. В результате работы, курс «История Великобритании» помог формированию у старшеклассников оценочных суждений, осознанию себя участником исторического процесса, преемником наследия прошлого, содействовал развитию диалогового мышления, формированию толерантности, а для некоторых определил и их дальнейший выбор образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку
Представлена презентация элективного курса по русскому языку на тему: "Работа с текстом..Языковые особенности"...
Элективный курс " Дом и дизайн"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Согласовано...
Рукоделие: вышивка шелковыми лентами (ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ 9-11 лет)
В программу курса вошла технология работы с шелковыми лентами, использование которой может варьировать в зависимости от конкретных запросов учащихся. В дальнейшем решение этой задачи поможет формиров...
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов по настольному теннису
Программа предназначена для углубленного освоения игры в настольный теннис, может применяться в школах со спортивным уклоном, а также в общеобразовательных школах. Курс рассчитан на 360 часов....
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ)
Социальная адаптация выпускников сельской школы...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Терминология в профессии «Автомеханик» ( учебный курс для учащихся 1-2 курсов ОУ СПО, 16 часов)
Данный элективный курс «Терминология в профессии “Автомеханик”» составлен для учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования , которые выбрали профессию автомеханика и хо...
Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций
Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций...