Программа по профилактике правонарушений среди молодёжи в ПОУ
рабочая программа на тему

Устюжанина Лилия Юрьевна

     Развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственно – устойчивые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности.

     Обеспечение прав детей и молодежи на  полноценное личностное развитие является одной из главных задач работы педагогов с детьми.

Решая эту задачу педагогический коллектив общежития создает условия  для формирования социально зрелой личности готовой к жизненному самоопределению и ориентированной на высокие нравственные ценности

     Важным условием формирования социальной зрелости личности. Является продуманная и согласованная система воспитательной работы которую планирует и организует воспитатель общежития.

     Связывая свою судьбу с профессиональным образованиям, попадая из в городские условия из сельских школ, где существовал свой маленький мир, юноши и девушки часто попадают под чужое негативное влияние

     Слепое доверие и юношеский максимализм привлекают такую молодежь в асоциальные группы. И очень не многие могут противостоять этому. Влиянию. Необходимы такие  методы и формы воспитательной работы, которые помогли бы нашим учащимся реализовать свои способности на благо себе и другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prgramma_po_profilaktike_pravonarusheniy.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования   Хабаровского края

Краевое Государственное  образовательное учреждение

Начального профессионального образования

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 11»

ПРОГРАММА

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ПРИЕМОВ И ПОДХОДОВ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ,  УЧАЩИХСЯ ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИИ»

г. Комсомольск- на- Амуре

 2014 г

Пояснительная записка

 

     Развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственно – устойчивые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности.

     Обеспечение прав детей и молодежи на  полноценное личностное развитие является одной из главных задач работы педагогов с детьми.

Решая эту задачу педагогический коллектив общежития создает условия  для формирования социально зрелой личности готовой к жизненному самоопределению и ориентированной на высокие нравственные ценности

     Важным условием формирования социальной зрелости личности. Является продуманная и согласованная система воспитательной работы которую планирует и организует воспитатель общежития.

     Связывая свою судьбу с профессиональным образованиям, попадая из в городские условия из сельских школ, где существовал свой маленький мир, юноши и девушки часто попадают под чужое негативное влияние

     Слепое доверие и юношеский максимализм привлекают такую молодежь в асоциальные группы. И очень не многие могут противостоять этому. Влиянию. Необходимы такие  методы и формы воспитательной работы, которые помогли бы нашим учащимся реализовать свои способности на благо себе и другим.

     Период взросления у некоторых подростков проявляется в измемнениях поведенческого типа; грубость со взрослыми, падение авторитета мнений родителей и учителей, недостатки в поведении, конфликтность в среде общения, недоверчивость и даже враждебность к окружающим.

     Именно в этот период проявляется склонность к самоутверждению через совершение негативных поступков.

     Проблема совершения правонарушений подростками одна из самых наболевших, значительных проблем, с которыми сталкиваются воспитатели общежития тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с дивиантным поведением, проявляющемся в асоциальных действиях

     В связи с этим возникла потребность создания данной программы по работе с молодежью проживающей в общежитии

Качества программы воспитательной деятельности воспитателей общежития

  • Стратегическая устремленность и долгосрочная перспектива планирования процесса воспитания;
  • Направленность содержания воспитательной деятельности на развитие учащихся;
  • Системность осуществления воспитательного взаимодействия;
  • Ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности учащихся
  • Технологичность работы педагога;
  • Диагностическая оснащенность деятельности

Аналитическая часть

     Сегодня, в век новых информационных технологий молодежь ежедневно поглощает небольшие , а потому не сразу распознаваемые «дозы» яда  которые накапливаются в организме постепенно и со временем производят разрушительное действие.

     Все начинается незаметно, обыденно. Как же помочь подростку. Оказавшемуся в трудной ситуации, как не допустить трагедии?

     Зная и учитывая особенности работы с  молодежью  воспитателями  общежития была поставлена цель на ближайшие 3 года.

  • Создание условий для социальной адаптации  учащихся  проживающих в общежитии
  • Создание такой развивающей среды в системе досуга учащихся,, которая способствовала бы самоутверждению и самореализации личности в социуме на благо себе и другим

Задачи

1 Проанализировать причины, побуждающие подростов совершать преступления и правонарушения.

2 Воспитывать сознательную дисциплину по профилактике противоправных действий

3 Развивать творческий потенциал учащихся проживающих в общежитии, как одно из условий успешной социализации

4 Повышать роль и статус ученического самоуправления с целью направить лидерские качества учащихся на благо себе и окружающим.

5 Формировать потребность в здоровом образе жизни.

6Учить искусству жить среди людей через формирование коммуникативных умений  и навыков.

Периоды воспитательного процесса

Организуя воспитательный процесс  в общежитии по профилактике правонарушений, для более эффективной работы в данном направлении, необходимо  разграничить воспитательный  процесс на 3 периода

-организационный;

- основной;

-Итоговый;

     Организационный период воспитательного процесса является первым этапом жизнедеятельности в новых условиях. Юноши и девушки приезжают  в общежитие из разных населенных пунктов, других климатических условий,, другого круга общения, из другой ролевой структуры, другого событийного ряда, поэтому, в первую очередь, должна произойти адаптация, чтобы юноши и девушки комфортно чувствовали себя в новых условиях

     В оргпериод  необходимо  познакомить учащихся друг с другом, познакомить с работниками общежития и самим помещением общежития, социально – бытовыми условиями, включить юношей и девушек в систему взаимодействия, взаимоотношений, выработать и принять единые требования проживания, заложить     основы совместной коллективной деятельности, определить структуру коллектива.

СОДЕРЖАНИЕ и средства работы  с подростками, проживающими в общежитии в оргпериод.

Что нужно сделать воспитателю Для решения задач.

  1. Для  знакомства друг с другом и воспитателем

Включить подростка  в активную деятельность, предполагающую разностороннее  общение.

Создать доброжелательную атмосферу

Создать ситуацию неформального общения.

Помочь проявиться в лучших качествах.

Дать возможность попробовать себя в  разных видах деятельности.

Рассказать о себе самом, показать себя в деле.

Проявить доверие к подростку, показать его значимость, уважение к его личности.

Для принятия общих норм  и требования совместной деятельности

  • Познакомить с правилами проживания
  • Познакомить с правами и обязанностями проживающих и педагогов, работников МОП.
  • Договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу, выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым членом коллектива учащихся и педагогов общежития.

Как это сделать

Игры на знакомства, коллективные творческие дела, совместная деятельность на общую  пользу, творческие, музыкальные  конкурсные программы, дискуссионные формы – обсуждение проблем,, индивидуальные беседы, Диагностика интересов, «черный ящик» - пожелание от проживающих, общее подведение итогов на вечернем огоньке ежедневно.

Организационный сбор всех проживающих, огоньки общения, дела по законам и традициям, индивидуальная помощь подростку, совместное обсуждение проблем, нахождение решений.

  Позиция педагога в оргпериод

      Организационный период – это период предъявления четких требований и создание условий, при которых  выполнение этих требований для подростка необходимо, интересно, «выгодно». Воспитатель в данный период должен проявить себя ведущим, лидером, организатором.

     Эффективный прием взаимодействия с подростками повторять их мысли, высказывания, направляя их в нужное русло, редактировать, расставлять акценты.. При этом поддерживается уверенность  ребят в том, что это они сами приняли решение.

            Работа по предупреждению проблем в оргпериод.

Огпериод – это время, когда можно предотвратить основные проблемы, возникающие у подростков,  и при запущенности и не должном внимании к ним могут привести к негативизму и, как следствие, правонарушением.

АГРЕССИВНОСТЬ, непослушание – это один из механизмов защиты,, поэтому с помощью психолога вначале нахожу причины; не фиксирую внимание на самой ситуации,, не навешиваю ярлыков ребенку, включаю в  полезную деятельность,, где он может обрести новый статус,, ввожу изначальный запрет на агрессию («здесь мы общаемся так»)

ПАССИВНОСТЬ ИЛИ ИЗЛИШНЯЯ АКТИВНОСТЬ – нахожу для каждого поручения, совместно с психологом начинаю искать причины поведения, регулирую внимание.

СЛЕЗЫ, ЗАСТЕНЧИВОСТЬ – нахожу теплый эмоциональный контакт, помогаю найти общие интересы со сверстниками, часто веду беседы по «душам», предлагаю написать письмо домой, акцентирую внимание других учащихся на положительных качествах данных ребят.

БОЛЕЗНЕННОСТЬ – часто болезненность выступает как способ привлечения внимания. Что бы ее предотвратить необходимо опередить эмоции, оказываю повышенное внимание.

НЕУПРАВЛЯЕМОСТЬ – необходим тактильный контакт.

Этапы работы воспитателя  по профилактике противоправных действий

     На первом этапе работы с подростками по профилактике правонарушений, основываясь на опыте А.В. Ясмана применяю психологическую диагностику, способствующую выявлению причин  асоциального поведения учащихся, воситательные возможности педагогов общежития, семьи, типичное и своеобразное  в духовном мире подростка, положительные качества, на которые следует опираться в работе с подростком.

     Первый этап диагностики проводится в  форме наблюдения, анкетирования и сбора информации об учащихся. Собранная информация анализируется и фиксируется в социальном паспорте общежития (ПРИЛОЖЕНИЕ) и в бланки по разным направлениям, специально разработанные мною на основе опыта Н.И. Дереклеевой. Для работы с учащимися, проживающими в общежитии.

     Информация разделена на 4 раздела:

1Деятельность воспитателя по организации учебного процесса

2 Работа с коллективом учащихся.

3 Управление воспитательным процессом

4 Работа с родителями.

     Первый блок включает в себя:

  • Педагогическое наблюдения за процессом обучения учащихся, проживающих в общежитии;
  • Анализ информации, полученной в ходе педагогических наблюдений
  • Осмысление и внесение корректив;
  • Циклограмма работы воспитателя на учебный год;
  • Мониторинг учебного процесса наглядно для проживающих
  • Мониторинг  деятельности учащихся на благо себе и окружающим.

Работая над вторами разделом заполняю социальный паспорт, анализируя данные которого могу сказать в какой семье проживает подросток по типу воспитания и какой статус занимает данная семья

     После сбора и анализа данных необходимо  необходимо изучение причин асоциального поведения. здесь провожу диагностическое исследование по следующей схеме:

  • Что  искажено в духовном мире подростка и под влиянием каких причин;
  • Какие неблагоприятные условия существуют на данный момент;
  • С какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам подросток, а какие следует устранить с помощью семьи, воспитательной системы.
  • Были ли допущены педагогические  ошибки и как их исправить

На данном этапе психологом проводится подробное исследование каждого учащегося, затем выдаются подробные характеристики на каждого с личными рекомендациями по коррекции поведения.

     Далее проводится исследование уровня воспитанности учащихся. Данное исследование проводятся 2 раза в год- в начале года для выявления проблем и в конце года для отслеживание динамики  уровня воспитанности.

Профилактические занятия  по снижению уровня агрессии

Роль самоуправления в профилактике правонарушений

Еще одним важным составляющем в профилактике правонарушений является самоуправление в общежитии.

     Самоуправление в общежитии – это уникальная возможность юношей и девушек учиться самостоятельно управлять процессом жизнедеятельности, своими эмоциями. Как показывают диагностические исследования и личные наблюдения учащиеся, совершающие преступления это в основном лидеры, которые не знают как правильно реализовать свои способности. Не умение педагога направить данные качества в нужном направлении, не умение прислушаться к проблеме ребят, приводит к пагубным последствиям.

Считаю правильным включать таких учащихся в процесс самоуправления, для правильной реализации своих лидерских качеств

     На сегодняшний день  ученическое самоуправление в общежитии сконцентрировано на решение трех задач:

  • Стать условием реализации творческой активности и самодеятельности, в познавательном, культурном отношении
  • Стать реальной формой ученической демократии, с соответствующими правами, возможностями и ответственностью
  • Стать средством социально- правовой защиты.
  • Самоуправление в общежитии имеет свою структуру, принципы.

Важным критерием является самооценка собственных успехов

Устойчивой жизненной позиции, степень развития социальных контактов учащихся друг с другом

     Одним из главных критериев выбора в органы самоуправления является добровольность. По результатам наблюдения за проживающими в общежитии в период с2004 по 2011 год выявлено, что  учащиеся не желают быть зрителями воспитательного процесса, навязываемого педагогами, а активно учувствуют в постановке  и решении проблем самостоятельно. Поэтому я расширила сферу деятельности самоуправления, чтобы каждый желающий мог реализовать свои возможности.

     Для более эффективной работы в данном направлении и необходимо использовать мониторинг роста лидерского потенциала членов ученического самоуправления

МОНИТОРИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ЧЛЕНОВ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Список членов самоуправления

Организатор

Инициатор

Исполнитель

Творец

Пассивный

Иванов

Петров

Ежедневно работая с учащимися сфере самоуправления отслеживаю рост лидерского потенциала и затем правильно регулирую распределение «портфелей». Причем роли могут меняться в зависимости от того какую позицию в таблице на данный момент занимает член самоуправления. Таким образом каждый учащийся может попробовать себя за учебный год в разных качествах, что дает им возможность самоопределиться в жизни.

    Для того, чтобы процесс жизнедеятельности в общежитии был разнообразным и интересным, чтобы учащиеся могли оказывать помощь в организации и проведении интересных дел использую в своей работе методику «13 шагов», разработанную ДОЦ «Орленок»  

     Данная методика позволяет получить, во первых, несколько  практически готовых коллективных дел, для дальнейшей реализации их в общежитии. Данные мероприятия разработаны самими учащимися,, а значит интересны им  и пройдут более эффективно.

Во-вторых, подростки учатся словестно выражать свои эмоции, отстаивать свою точку зрения, учатся не только говорить, но и что не маловажно слушать оппонента.

     Возвращаясь к основной цели воспитательной работы по профилактике правонарушений можно заметить, что молодежь отдаляется от нас потому, что мы не умеем слушать и слышать их проблемы, а в тех асоциальных группах, куда они идут их, как им кажется, слышат. Поэтому данная методика обучения это один из шагов успеха.

     Таким образом можно с уверенностью сказать, что самоуправление в общежитии – это самостоятельный субъект в управлении собственными делами. В современном понимании – это менеджмент. Это не вседозволенность, а управление своими делами, которые входят в компетенцию учащихся

Работа с детьми сиротами по профилактике правонарушений.

     Юношеский возраст – это сам по себе возраст риска, эмоциональной неустойчивости А если это состояние вызвано такими психотравмирующими фактами как утрата родителей, хронические семейные конфликты, совершение отцом или матерью  преступления, повлекшие лишение свободы? Обстановка детства и наличие психотравмирующих эпизодов обуславливает  значительно более высокую степень невротизации, агрессии. Данная категория учащихся наиболее часто проявляют вербальную и невербальную агрессию. В силу несформированности ценности жизни , агрессия и правонарушения кажутся им наиболее простым способом самоутвердиться

     Задача воспитателя показать наиболее  безопасные и полезные способы самореализации, такие как вовлечение в органы самоуправления, вовлечение в различные виды деятельности.

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ – Подготовка и участие  в интеллектуальных виккторинах по предметам и историческим датам, правовых викторинах и диспутах.
  • ТРУДОВАЯ– Участие в рудовых делах, санитарных днях,
  • Худжествнно – эстетчкая – все учащиеся из категории сиро являются активными участниками студии «Технодизайн»
  • Спортивно – оздоровительная – педагогами общежития разработан план по ЗОЖ, где учащиеся активные участники и организаторы. план создан совместно учащиеся и педагогами.

План воспитательной работы по ЗОЖ

ЦЕЛИ:

1Способствовать развитию психических процессов

  1. Знакомить со способами укрепления здоровья
  2. Воспитывать интерес к самостоятельным занятиям спортом
  3. Обеспечить условия для выбора форм профилактики вредных привычек
  4. Формировать способность контролировать поведение
  5. Формировать умение противостоять стрессу

Сентябрь:

  • Экскурсия по городу «Здесь живут мои друзья»
  • Эстафета здоровья «Не скупись, от наркотика откажись»
  • Психологический практикум «Умей сказать нет»
  • Тренинг по профилактике агрессивного поведения
  • День здоровья – выезд на природу
  • Исследовательский проект «Хобби – карта» (Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность)

ОКТЯБРЬ:

  • Игра на сплочение коллектива «Веревочный курс»
  • Экскурсия в краеведческий музей
  • Психологическая игра «Огонек знакомства»
  • Шахматный турнир
  • Творческий проект «Кунцкамера» по профилактике вредных привычек
  • Игра «Курить-здоровью вредить»
  • Ситуационный правовой практикум «Подросток и алкоголь»
  • Анкетирование «Мое эмоциональное состояние»

НОЯБРЬ:

  • Тест опрос «Заядлый ли я курильщик»
  • Игра об опасности курения «Тихая дискуссия»
  • Дискотека «Скажем СПИДУ стоп, используя реп и хип-хоп»
  • Веселые старты
  • Телепросмотр фильма по ЗОЖ
  • Беседа «Энергетические напитки плюсы и минусы»
  • Занятия на базе КФГУ
  • Конкурс снежных скульптур «Зимние забавы»

ДЕКАБРЬ:

  • Эрудит – лото «Скажем СПИДу стоп»
  • Отдых на лыжной базе
  • Игра «Вершина успеха»
  • Просмотр и обсуждение фильма «Хранение и оборот наркотиков»
  • Ситуационная игра «Как сказать нет»
  • Занятия на базе КФГУ
  • Психологический практикум «Гнев неправедный»

ЯНВАРЬ:

  • Посещение плавательного бассейна
  • Посещение ледового корта
  • Тренинг «Планирование семьи»
  • Занятия на базе КФГУ

ФЕВРАЛЬ:

  • Выезд на лыжную базу
  • Ситуационная игра «СПИД словно рифы, не попадайся на мифы»
  • Занятия на базе КГФУ
  • Брейн-ринг «Кто виноват и что делать»
  • Турнир по мини – футболу

МАРТ:

  • Брейн – ринг «Спорт, спорт, спорт»
  • Круглый стол с приглашением нарко-контроля
  • Занятия на базе КФГУ
  • Веселые старты

АПРЕЛЬ:

  • Занятия на базе КФГУ
  • Фото =кросс «Планета здоровья»
  • Агитбригада «Открой для себя ЗОЖ»
  • Эстафета допризывника «Я служить должен»

МАЙ:

  • Составление кричалок «Жизнь без риска выбирай»
  • Игра «Эпидемия»
  • Акция «Меняем сигаретки на конфетки»
  • Конкурс по ОБЖ «Оказание первой медицинской помощи»
  • Фотокросс –«Крепкая семья – сильная страна»
  • Тест «Доживете ли вы до 70»
  • Занятие на базе КФГУ

Для получения успешного результата по профилактике правонарушений необходимо уделить внимание такому процессу, как перевоспитание. Ведущим условием данного метода является:

  • Воспитание в коллективе
  • Взаимовоспитание
  • Самовоспитание

Вместе с тем, для получения результата широко применяю метод индивидуального педагогического воздействия:

  • Требования
  • Перспектива
  • Общественное мнение
  • Оценка и самооценка
  • Поощрение и наказание

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по профилактике правонарушений среди студентов ГПОУ «Ухтинский медицинский колледж»

Данный план работы содержит перечень мероприятий по профилактике правонарушений среди студентов. Будет полезен руководителям групп, преподавателям дисциплин при планировании работы по обеспечению прав...

Тренинг по профилактике правонарушений среди подростков

Данная разработка направлена на повышение правовой грамотности, культуры поведения и соблюдения порядка в общественных местах молодежью....

Организация работ по профилактике правонарушений среди воспитанников детского дома «Құлыншақ» «КАКИМИ ИМ БЫТЬ?» 2015-2018 г.г.

Проблема отклоняющего поведения детей и подростков всегда была актуальной. Девианты – это дети и подростки с неадекватной социализацией, т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности и нормы обществ...

Взгляд на современные технологии профилактики правонарушений среди несовершеннолетних

Возможное обсуждение педагогами образовательного учреждения новых технологий...

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...

Родительское собрание Тема: Профилактика правонарушений среди подростков.

Цели: профилактика преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.Задачи: ознакомить родителей с видами ответственности, которую несут несовершеннолетние правонарушители и их родители,...