Взгляд на современные технологии профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
рабочая программа

Шмонова Татьяна Николаевна

Возможное обсуждение педагогами образовательного учреждения новых технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные технологии профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

 На сегодняшний день, специалистами в сфере профилактики правонарушений применяются следующие группы методов, направленные на исправление отклоняющегося, асоциального поведения несовершеннолетних:

методы разрушения отрицательного типа характера. Основным педагогическим приемом педагогического воздействия является специфический и спорный в некотором смысле прием «взрыва», который описал и внедрил в практику работы с беспризорниками А.С. Макаренко. Применение «взрыва» в качестве приема педагогического воздействия требует создания обстановки, при которой у несовершеннолетнего возникли бы новые, сильные, ведущие чувства, связанные с жизненными интересами, перспективами, отношениями с близкими людьми. Это своего рода специфическое средство воздействия, которое требует от специалиста проявления особого мастерства и определенных условий реализации.

методы перестройки мотивационной сферы и самосознания. К ним относятся приемы убеждения, переубеждения, направленные на объектное переосмысление достоинств и недостатков воспитуемого, переориентировку его самосознания.

методы перестройки жизненного опыта. К ним относятся приемы предписания, ограничения, переключения, регламентации образа жизни и пр., направленные на переучивание.

методы предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения. К ним относятся приемы поощрения и наказания, соревнования, положительная перспектива или положительный пример.

Таким образом, в комплексе мер педагогического воздействии/взаимодействия с несовершеннолетним применимы разнообразные приемы, как задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности несовершеннолетних, так и созидающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения педагогически запущенных подростков.

Так, к созидающим приемам воздействия относятся: проявление доброты, внимания и заботы; просьба; поощрение; прощение; проявление огорчения; поручительство; вовлечение подростка в совершение морально ценных поступков, создание условий для накопления им опыта правопаслушного поведения через приемы убеждения, доверие, моральную поддержку и укрепление веры в собственные силы; вовлечение в интересную деятельность; пробуждение гуманных чувств через нравственные упражнения; строящиеся на понимании динамики чувств и интересов воспитанника и другие.

Не менее действенными являются тормозящие приемы воздействия, грамотно используемые в процессе взаимодействия с подростком: осуждение; наказание; приказание; предупреждение; возбуждение тревоги о предстоящем наказании; проявление возмущения; выявление виновного; параллельное педагогическое действие, ласковый упрек, намек, мнимое безразличие, ирония, развенчание, немое недоверие и др.

В качестве вспомогательных применимы приемы организации внешней опоры социально одобряемого поведения, в том числе отказ от фиксирования отдельных отрицательных поступков.

Используя методы и примы педагогического воздействия/взаимодействия необходимо учитывать воспитательную функцию коллектива, которая предполагает:

доверие — подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

постепенное приучение к деятельности на общую пользу — поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общей значимостью;

поддержку коллективистических проявлений — поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;

недоверие — коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

отклонение недобросовестного и некачественного выполнения работы — коллектив заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;

осуждение безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

переключение критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;

включение подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.

Немаловажна и позиция подростка к самому себе, к оценке своих действий и поступков. Желание исправить свои негативные качества, ликвидировать отрицательные привычки, заняться своим самосовершенствованием и самовоспитанием. Только при личной заинтересованности подростка в самовоспитании, только при полном понимании им его необходимости целесообразно применять следующие приемы индивидуальной работы с подростком:

мобилизация внутренних сил подростка на выполнение задания — перед учащимся раскрываются его возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для него;

активизация (создание) целевой установки — с подростком разрабатываются правила повседневной деятельности (начатое дело выполнять до конца, не браться за множество дел сразу, качественно выполнять любую работу, оценивать ее результативность, анализировать ошибки);

контрастность — от регулярных неудач в деятельности подводить подростка к первым значительным успехам в ней;

стимулирование личного достоинства подростка, защита его самолюбия — предложение посильной деятельности, укрепление веры в успех, поддержка в трудных ситуациях;

требовательное доверие — подчеркивается неизбежность выполнении задания, но оказывается поддержка, укрепляется надежда на то, что подросток эту деятельность осилит;

поощрение — похвала — поддержка, похвала — побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие.

Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия/взаимодействия, применение различных форм и видов внеурочной деятельности в коррекционно-педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы совета профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ лицей на 2012-2013 учебный год.

Задачи совета:1.      Реорганизовать систему деятельности по предупреждению безнадзорности антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и ...

Программа по профилактике правонарушений среди молодёжи в ПОУ

   Развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственно – устойчивые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобил...

План работы по профилактике правонарушений среди студентов ГПОУ «Ухтинский медицинский колледж»

Данный план работы содержит перечень мероприятий по профилактике правонарушений среди студентов. Будет полезен руководителям групп, преподавателям дисциплин при планировании работы по обеспечению прав...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль мастера производственного обучения в работе по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних»

Сложная экономическая ситуация в стране, привела к появлению большего количества неблагополучных семей.    Снижение контроля со стороны родителей, упразднение детских центров, мест, где...

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...

Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних

Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних...

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Высокая ответственность».Цель проведения: снижение рисков возникновения правонарушений несовершеннолетних.Задачи: сни...