Тренинг по профилактике правонарушений среди подростков
методическая разработка на тему

Кузнецова Алла Владимировна

Данная разработка направлена на повышение правовой грамотности, культуры поведения и соблюдения порядка в общественных местах молодежью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

 «Ровеньский политехнический техникум»

Тренинг по профилактике правонарушений

среди подростков

Кузнецова

Алла Владимировна

педагог-психолог

Оглавление

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение

«Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, передавая свой жизненный опыт, другое, более важное, он получает сам».

  1. Введение

Проблема культуры молодых людей является актуальной и в XXI веке. Безусловно,  наш век индустриализации, модернизации, урбанизации и научных инноваций способствует интеллектуальному и культурному росту молодых людей. Но процесс воспитания молодежи, передачи лучшего культурного опыта поколений требует постоянного совершенствования.

Ведь по словам И.Гете именно «поведение - это зеркало, в котором каждый демонстрирует свой облик».

Данные социологических исследований, показывают, что молодые люди, учащиеся колледжей, общеобразовательных школ, студентов вузов страны, они не обладают качествами культурного человека, не знают элементарных правил этикета, редко обсуждают вопросы культуры одежды, культуры общения и другие важные аспекты культуры человека

На сегодняшний день проблем у молодежи великое множество, это и алкоголь, хулиганство, проблемы с наркотиками, отсутствие культуры поведения, культуры правового поведения и т.д. В этих вопросах говорить о благополучии можно лишь в случае хорошего семейного воспитания или качественной работы педагогов в образовательных учреждениях. Но в большей степени это зависит и от самого человека. Нельзя не согласиться с мнением, что «каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, передавая свой жизненный опыт, другое, более важное, он получает сам».

Молодежная среда формирует свои приоритеты, поведение,  навыки, но при этом в ней должны культивироваться лучшие образцы поведенческой культуры человечества.

Именно поэтому необходимо выработать действенные механизмы повышения культурного правового уровня молодых людей, проводить активную просветительскую и воспитательную работу с молодежью, прежде всего и с учетом ее потребностей. В нашем районе для благополучного становления уже сделано очень многое, это  Школа бокса, построен Физкультурно оздоровительный комплекс, в 2013 году построен Плавательный бассейн, созданы кружки, секции для гармонично развитой личности. Все организации района заинтересованы и делают все возможное чтобы правонарушения среди подростков не совершались, этому способствуют мероприятия проводимые в районе – так в начале этого учебного года были проведены «Зарядка с чемпионом», «Кросс в сосновом лесу», был проведен конкурс «Новые имена» во всех этих мероприятиях наши студенты заняли призовые места, и это не все мероприятия которые направлены на снижение правонарушений среди подростков. И здесь мы  говорим о том, что наша слаженная работа должна заинтересовать подростков, не дать им совершать правонарушения и преступления, продолжать повышать правовую культуру.

Данная разработка направлена на повышение правовой грамотности, культуры поведения и соблюдения порядка в общественных местах молодежью.

Цель - повышение правовой культуры молодежи и формирование у молодых людей навыков соблюдать правила этики и культурного поведения в обществе, знание нормативно правовой базы.

Также не маловажно объединить усилия семьи, и образовательного учреждения по обеспечению системной и качественной воспитательной работы с молодежью, культивировать в молодежной среде ценности культурных традиций старшего поколения, совершенствовать работу с молодыми людьми повышению правовой культуры молодежи.

Интересы молодежи сегодня очень разносторонни, их запросы требуют совершенствовать воспитательную работу, а главное – молодежь готова усвоить лучший опыт культуры поведения в обществе, она способна не только получать знания, но и воплощать их в жизнь.

Именно поэтому проведение подобных занятий,  для молодежи актуально и очень необходимо. Данная работа должна проводится не перманентно, а системно. И главное, не навязывать, а обсуждать, советоваться с молодыми людьми, помогать им ориентироваться в непростых реалиях современного мира.

Ф. Ларошфуко говорил, что «можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению». Поэтому актуальной проблемой остается проблема защиты правовой культуры от ее не востребованности в будущих поколениях. Этого нам ни в коем случае нельзя допустить.

  1. Нередко подросток, нарушив закон, думает, что он совершает всего лишь безобидный проступок. И это опасное заблуждение. А с помощью нашего тренинга мы постараемся научиться обходить эти заблуждения.

Но сначала мы должны совместно принять правила поведения на тренинге, которые должны соблюдать все участники.

Принятие правил групповой работы. Ведущий озвучивает основные пункты, к которым участники делают дополнения:

1. То, что происходит в группе, не должно негативно влиять на взаимоотношения.

2. Нельзя унижать и оскорблять.

3. Нельзя употреблять нецензурные выражения.

4. Обращаться друг к другу только по имени.

5. Говорить по одному, при желании высказаться необходимо, поднять руку. 6. Указания тренеров не обсуждаются.

7. Нельзя выходить из группы без разрешения ведущего и т. д.

Кроме того, определяются штрафные санкции для нарушителей. Вывод участника за дверь является крайней мерой наказания. Самым оптимальным наказанием за нарушение правил является лишение права голоса на одно упражнение. Обычно подростки достаточно тяжело переживают, что им не разрешают высказать свое мнение, и этот фактор позволяет поддерживать дисциплину в группе. Необходимо, чтобы подростки сами предлагали большинство пунктов правил. Это мотивирует их на выполнение: «Меня не заставляют, а я сам так решил».

  1. Знакомство «Что скрывается за именем»

Каждый участник в течение 5 минут готовится представить свое имя остальной команде, не называя его обычным способом, а используя «намеки». Т.е., он может назвать, нарисовать или показать - обозначить через другие ассоциации свое имя. Каждый участник может использовать только три намека – например, три устные ассоциации, или одну устную, один рисунок и еще одно движение. Команда пробует угадать его имя.

Шеринг: - Какие идеи показались вам самыми интересными, продуктивными?

- Считаете ли вы, что выбранные вами образы, оказались удачными, понятными для окружающих?

- Хотели бы вы что-либо изменить, если бы еще раз показывали свое имя.

  1. Обсуждение в группе «Что хорошего и что плохого происходило в последние дни в моей жизни». Подростки рассказывают о том, что происходило с ними в последние дни, что было хорошего, а что плохого и почему. Это упражнение развивает у ребят способность к анализу и собственного поведения, и поведения своих друзей. Поэтому на вопрос «почему» следует требовать обязательного ответа, отказы от объяснений не должны приниматься.

3. Упражнение «Что такое ответственность»

Цель. Формирование представления об ответственности 
Задачи. Сформировать представление об ответственности за свои поступки; убеждение, что умеющий нести ответственность за свои поступки достоин уважения; умение прогнозировать последствия своих поступков и навык их анализа. 
Вводная частьАктуализация знаний студентов о том, что такое ответственность. Предлагается рассмотреть разницу между понятиями «ответить на вопрос» и «Ответить за проступок» («базар»). Почему бывает трудно отвечать за свои поступки. В высказываниях подчеркнуть, что нести ответственность часто мешают страх наказания, унижения, опасение, что тебя не поймут и не простят. 
Основная часть. Формирование и уточнение представлений о том, что близкие люди, могут простить Друг другу большую часть житейских проступков; что умение прогнозировать последствия своего поведения и анализировать свои поступки помогает избегать ошибок в дальнейшем. 
Студентам предлагается привести примеры непоправимых ошибок и обычных, житейских ошибок. Подчеркнуть в высказываниях студентов, что большинство проступков подростков не являются непоправимыми ошибками.
Студентам предлагается придумать пример типичного житейского проступка (в группах или индивидуально). Затем желающий или представитель одной из групп рассказывает об этом проступке, а остальные (им предлагается занять позицию близких людей, друзей или родителей) анализируют его причины, пытаются найти оправдание ему. В высказываниях обучающихся еще раз подчеркнуть, что большинство рядовых проступков подростков не являются непоправимыми ошибками, которые близкие люди ему не смогут простить: 
Обучающимся предлагается вспомнить испытанные ими чувства, когда происшествие, связанное с их проступком, закончилось: чувство вины, облегчение, желание, чтобы это больше не повторилось. Предлагается, вспомнив какой-либо свой проступок, подумать как можно было бы поступить, чтобы не случилось неприятностей, При этом на раздумья дается не более одной-двух минут (не предлагать— высказываться, если дети не проявят такого желания; как вариант этого задания, можно привести пример из кинофильма или литературного произведения). Обратить внимание участников на то, что стремление предвидеть последствия своих поступков, а также умение анализировать то, что уже случилось, может помочь в дальнейшем в похожих обстоятельствах не совершать ошибок. 
Заключительная частьОтработка личной стратегии. Обсудить смысл житейской мудрости «Не ошибается тот, кто - ничего не делает». Подвести участников к выводу о том, что доблесть не в том, чтобы никогда не совершать ошибки, а в умении признавать их; 
Обобщение полученных знаний. Обсудить, какие черты характера людей чаще всего приводят к неправильным поступкам, какие помогают их избежать (ответы можно записать на доске или бумаге в два столбика). I 
Подросткам предлагается закончить фразы: «Я чаще всего поступаю неправильно, потому что... (привести в качестве примера особенности своего характера)» и «Чтобы не совершать ошибок в поведении, мне следует опираться на такую черту своего характера, как...» 

  1. Упражнение «Сказка за сказкой»

Цель: Формирование представлений о необходимости законов.

Содержание:  подросткам предлагается сочинить сказку про тридевятое царство-государство, в котором жили-были король и его народ. Группа делится на две подгруппы. Каждой дается свое задание. Первая группа пишет сказку про царство, где существуют законы и король следит за их исполнением. Вторая подгруппа сочиняет сказку про жизнь в царстве государстве без законов. На творчество отводится 15 минут.
Каждая подгруппа зачитывает свою сказку. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:

  • В какой стране народу жилось лучше?
  • Нужно ли контролировать исполнение законов?
  • Нужны ли законы вообще?

Заметки для ведущего.  Не нужно останавливать подростков в выражении их фантазии. Пусть придумывают, это развивает способность к анализу своих чувств и поступков.

  1. Групповая дискуссия «Может ли несовершеннолетний привлекаться к правовой ответственности» Участникам предлагается ответить на вопрос, с какого возраста и за какие правонарушения несовершеннолетний привлекается к ответственности. Ведущий не поправляет ребят и не хвалит за правильные ответы, а лишь выслушивает предположения. Эти предположения записываются на ватмане и обсуждаются в группе.
  2. Информационно – правовая часть «Правовая ответственность несовершеннолетнего»  Ведущий рассказывает подросткам о действующем законодательстве РФ, определяющем ответственность несовершеннолетних. «Несовершеннолетние несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения. В каждой школе существует устав, в котором оговариваются правила поведения в школе, правила посещения занятий. Если ученик, достигший возраста 14 лет, неоднократно нарушал устав, его исключают из школы. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении. В случаях причинения материального ущерба несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет обязан его возместить. Если у него нет доходов, то ущерб возмещают его родители или опекуны. Причинением ущерба считается не только лишение человека какой-либо вещи или денег, а также те случаи, когда ему приходится тратить средства на лечение из-за нанесенного вреда здоровью. Но несовершеннолетние подлежат и уголовной ответственности за совершенные преступления. Преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации. Здесь и далее приводится правовая информация для ведущего, подросткам она дается в виде, доступном их возрасту и пониманию. Уголовная ответственность несовершеннолетних

 Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

 К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. ВИДЫ наказаний, назначаемых несовершеннолетним

 Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

 а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) арест;

е) лишение свободы на определенный срок. 67 Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности: за убийство; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; кражу; грабеж; разбой; вымогательство; неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения; умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложника; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; хулиганство при отягчающих обстоятельствах; вандализм; хищение либо вымогательство оружия; боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Убийство - лишение человека жизни. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - нанесение травмы, опасной для жизни человека или повлекшей за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившейся в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшей значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью - нанесение травмы, не опасной для жизни человека и не повлекшей тяжелых последствий, но вызвавшей длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Изнасилование - половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего. Вымогательство - требование передачи чужого имущества или права на имущество под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.

Грабеж - открытое хищение имущества.

Кража - тайное овладение чужим имуществом.

Терроризм - совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Захват или удержание лица в качестве заложника - деяния, совершенные в целях принуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий - сообщение в милицию или иные правоохранительные организации информации, зная о том, что она ложная.

Хулиганство - грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Вандализм - осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, рассматриваются в Уголовном кодексе как преступление. Так что, то, что вы, ребята, несовершеннолетние, не освобождает вас от ответственности перед законом, и поэтому вы обязаны выполнять законы и подчиняться им» 

  1. Просмотр видео ролика о правонарушениях
  2. Составление памятки.

Как же не допустить правонарушение? Давайте совместно составим памятку, которую так и назовем -   как не допустить правонарушение.

  1. Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
  2. Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом)
  3. Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему)
  4. Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым
  5. Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность
  1. Рефлексия «Получение обратной связи» - участники по кругу высказывают свое мнение о занятии, что понравилось, что оказалось трудным.
  1. Заключение. Упражнение «Чемодан» Каждому участнику предлагается «собрать» себе чемодан в долгую жизненную дорогу. В этот чемодан нужно сложить все то, что они узнали на занятии, чему научились. После этого чемодан сдается в «багаж» — передается ведущему. Записи используются для оценки результативности тренинга. Некоторым ребятам может потребоваться помощь ведущего в определении приобретенного багажа знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профилактике правонарушений среди молодёжи в ПОУ

   Развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственно – устойчивые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобил...

План работы по профилактике правонарушений среди студентов ГПОУ «Ухтинский медицинский колледж»

Данный план работы содержит перечень мероприятий по профилактике правонарушений среди студентов. Будет полезен руководителям групп, преподавателям дисциплин при планировании работы по обеспечению прав...

Комплексно-целевая программа ( для работы в общежитии) «Профилактика употребления ПАВ и правонарушений среди подростков»

В совремменных условиях серьёзно обострились проблемы социальной дезаринтации подростков. Перед каждым образовательным учереждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отк...

Организация работ по профилактике правонарушений среди воспитанников детского дома «Құлыншақ» «КАКИМИ ИМ БЫТЬ?» 2015-2018 г.г.

Проблема отклоняющего поведения детей и подростков всегда была актуальной. Девианты – это дети и подростки с неадекватной социализацией, т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности и нормы обществ...

Взгляд на современные технологии профилактики правонарушений среди несовершеннолетних

Возможное обсуждение педагогами образовательного учреждения новых технологий...

Родительское собрание Тема: Профилактика правонарушений среди подростков.

Цели: профилактика преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.Задачи: ознакомить родителей с видами ответственности, которую несут несовершеннолетние правонарушители и их родители,...