Духовно нравственное воспитание учащихся, проживающих в общежитии как средство успешной социализации.
статья на тему
Статья. Общежитие – это новый дом для учащихся, которые приехали учиться в профессиональные образовательные учреждения из отдалённых районов. Здесь же проживают и дети из категории сирот и дети оставшиеся без попечсения родителей. Всем вместе им необходимо адаптироваться как к новым условиям проживания. Так и друг к другу, что бывает крайне сложно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно нравственное воспитание учащихся, проживающих в общежитии как средство успешной социализации.
Общежитие – это новый дом для учащихся, которые приехали учиться в профессиональные образовательные учреждения из отдалённых районов. Здесь же проживают и дети из категории сирот и дети оставшиеся без попечсения родителей. Всем вместе им необходимо адаптироваться как к новым условиям проживания. Так и друг к другу, что бывает крайне сложно.
Сельская школа – это, к5ак правило, маленькая школа, как маленькая семья, со своими семейными традициями. Там знают и любят каждого ученика. Попадая в городские условия , на начальном этапе, такие ученики теряются в огромной массе детей.
Главная задача воспитателей общежития социализировать и адаптировать первокурсников к новым для них условиям.
Одним из важных направлений процесса социализации является духовно-нравственное воспитание.
Целью данной деятельности является формирование личности учащегося, которому присущи гуманистическая ориентированность и высокая гражданственность, направленность на профессиональный успех и творческая устремлённость, интеллигентность, социальная активность и коммуникабельность, приверженность духовно – нравственным и патриотическим традициям.
Другими словами, работая с молодёжью проживающей в общежитии необходимо создание условий для активной жизнедеятельности, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей учащихся в интеллектуальном, духовном, культурном и нравственном развитии.
Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому обучающемуся проживающему в общежитии. Нравственный воспитатель, через уклад жизни в общежитии вводит подростка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность молодому человеку или девушке предлагается самому, через собственную деятельность.
В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное _ совесть, нравственное осознание.
Явление нравственного составляет главную задачу воспитания в общежитии. Основополагающим любого воспитательного мероприятия в общежитии КГБ ПОУ № 11 является упор на нравственное начало.
Воспитатели общежития в системе наблюдают за ростом учеников. Ведь очень важно именно на ранних этапах выявить отклонения от нравственных норм.
Развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственно – устойчивые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности.
Обеспечение прав детей и молодежи на полноценное личностное развитие является одной из главных задач работы воспитателей с детьми.
Решая эту задачу, педагогический коллектив общежития создает условия для формирования социально зрелой личности готовой к жизненному самоопределению и ориентированной на высокие нравственные ценности
Важным условием формирования социальной зрелости личности. Является продуманная и согласованная система воспитательной работы которую планирует и организует воспитатель общежития.
Связывая свою судьбу с профессиональным образованиям, попадая из в городские условия из сельских школ, где существовал свой маленький мир, юноши и девушки часто попадают под чужое негативное влияние
Слепое доверие и юношеский максимализм привлекают такую молодежь в асоциальные группы. И очень не многие могут противостоять этому. Влиянию. Необходимы такие методы и формы воспитательной работы, которые помогли бы нашим учащимся реализовать свои способности на благо себе и другим.
Период взросления у некоторых подростков проявляется в измемнениях поведенческого типа; грубость со взрослыми, падение авторитета мнений родителей и учителей, недостатки в поведении, конфликтность в среде общения, недоверчивость и даже враждебность к окружающим.
Именно в этот период проявляется склонность к самоутверждению через совершение негативных поступков.
Проблема совершения правонарушений подростками одна из самых наболевших, значительных проблем, с которыми сталкиваются воспитатели общежития тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с дивиантным поведением, проявляющемся в асоциальных действиях
На первом этапе работы с подростками по профилактике правонарушений, основываясь на опыте А.В. Ясмана применяю психологическую диагностику, способствующую выявлению причин асоциального поведения учащихся, воситательные возможности педагогов общежития, семьи, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, положительные качества, на которые следует опираться в работе с подростком.
Первый этап диагностики проводится в форме наблюдения, анкетирования и сбора информации об учащихся. Собранная информация анализируется и фиксируется в социальном паспорте общежития (ПРИЛОЖЕНИЕ) и в бланки по разным направлениям, специально разработанные мною на основе опыта Н.И. Дереклеевой. Для работы с учащимися, проживающими в общежитии.
Информация разделена на 4 раздела:
1Деятельность воспитателя по организации учебного процесса
2 Работа с коллективом учащихся.
3 Управление воспитательным процессом
4 Работа с родителями.
Первый блок включает в себя:
- Педагогическое наблюдения за процессом обучения учащихся, проживающих в общежитии;
- Анализ информации, полученной в ходе педагогических наблюдений
- Осмысление и внесение корректив;
- Циклограмма работы воспитателя на учебный год;
- Мониторинг учебного процесса наглядно для проживающих
- Мониторинг деятельности учащихся на благо себе и окружающим.
Работая над вторами разделом заполняю социальный паспорт, анализируя данные которого могу сказать в какой семье проживает подросток по типу воспитания и какой статус занимает данная семья
После сбора и анализа данных необходимо необходимо изучение причин асоциального поведения. здесь провожу диагностическое исследование по следующей схеме:
- Что искажено в духовном мире подростка и под влиянием каких причин;
- Какие неблагоприятные условия существуют на данный момент;
- С какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам подросток, а какие следует устранить с помощью семьи, воспитательной системы.
- Были ли допущены педагогические ошибки и как их исправить
На данном этапе психологом проводится подробное исследование каждого учащегося, затем выдаются подробные характеристики на каждого с личными рекомендациями по коррекции поведения.
Далее проводится исследование уровня воспитанности учащихся. Данное исследование проводятся 2 раза в год- в начале года для выявления проблем и в конце года для отслеживание динамики уровня воспитанности.
Профилактические занятия по снижению уровня агрессии
Еще одним важным составляющем в профилактике правонарушений является самоуправление в общежитии.
Самоуправление в общежитии – это уникальная возможность юношей и девушек учиться самостоятельно управлять процессом жизнедеятельности, своими эмоциями. Как показывают диагностические исследования и личные наблюдения учащиеся, совершающие преступления это в основном лидеры, которые не знают как правильно реализовать свои способности. Не умение педагога направить данные качества в нужном направлении, не умение прислушаться к проблеме ребят, приводит к пагубным последствиям.
Считаю правильным включать таких учащихся в процесс самоуправления, для правильной реализации своих лидерских качеств
На сегодняшний день ученическое самоуправление в общежитии сконцентрировано на решение трех задач:
- Стать условием реализации творческой активности и самодеятельности, в познавательном, культурном отношении
- Стать реальной формой ученической демократии, с соответствующими правами, возможностями и ответственностью
- Стать средством социально- правовой защиты.
- Самоуправление в общежитии имеет свою структуру, принципы.
Важным критерием является самооценка собственных успехов
Устойчивой жизненной позиции, степень развития социальных контактов учащихся друг с другом
Одним из главных критериев выбора в органы самоуправления является добровольность. По результатам наблюдения за проживающими в общежитии в период с2004 по 2011 год выявлено, что учащиеся не желают быть зрителями воспитательного процесса, навязываемого педагогами, а активно учувствуют в постановке и решении проблем самостоятельно. Поэтому я расширила сферу деятельности самоуправления, чтобы каждый желающий мог реализовать свои возможности.
Для более эффективной работы в данном направлении и необходимо использовать мониторинг роста лидерского потенциала членов ученического самоуправления
МОНИТОРИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ЧЛЕНОВ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Список членов самоуправления | Организатор | Инициатор | Исполнитель | Творец | Пассивный |
Иванов | |||||
Петров |
Ежедневно работая с учащимися сфере самоуправления отслеживаю рост лидерского потенциала и затем правильно регулирую распределение «портфелей». Причем роли могут меняться в зависимости от того какую позицию в таблице на данный момент занимает член самоуправления. Таким образом каждый учащийся может попробовать себя за учебный год в разных качествах, что дает им возможность самоопределиться в жизни.
Для того, чтобы процесс жизнедеятельности в общежитии был разнообразным и интересным, чтобы учащиеся могли оказывать помощь в организации и проведении интересных дел использую в своей работе методику «13 шагов», разработанную ДОЦ «Орленок»
Данная методика позволяет получить, во первых, несколько практически готовых коллективных дел, для дальнейшей реализации их в общежитии. Данные мероприятия разработаны самими учащимися,, а значит интересны им и пройдут более эффективно.
Во-вторых, подростки учатся словестно выражать свои эмоции, отстаивать свою точку зрения, учатся не только говорить, но и что не маловажно слушать оппонента.
Возвращаясь к основной цели воспитательной работы по профилактике правонарушений можно заметить, что молодежь отдаляется от нас потому, что мы не умеем слушать и слушать их проблемы, а в тех асоциальных группах, куда они идут их, как им кажется, слышат. Поэтому данная методика обучения это один из шагов успеха.
Таким образом можно с уверенностью сказать, что самоуправление в общежитии – это самостоятельный субъект в управлении собственными делами. В современном понимании – это менеджмент. Это не вседозволенность, а управление своими делами, которые входят в компетенцию учащихся
Юношеский возраст – это сам по себе возраст риска, эмоциональной неустойчивости А если это состояние вызвано такими психотравмирующими фактами как утрата родителей, хронические семейные конфликты, совершение отцом или матерью преступления, повлекшие лишение свободы? Обстановка детства и наличие психотравмирующих эпизодов обуславливает значительно более высокую степень невротизации, агрессии. Данная категория учащихся наиболее часто проявляют вербальную и невербальную агрессию. В силу несформированности ценности жизни , агрессия и правонарушения кажутся им наиболее простым способом самоутвердиться
Задача воспитателя показать наиболее безопасные и полезные способы самореализации, такие как вовлечение в органы самоуправления, вовлечение в различные виды деятельности.
- ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ – Подготовка и участие в интеллектуальных виккторинах по предметам и историческим датам, правовых викторинах и диспутах.
- ТРУДОВАЯ– Участие в рудовых делах, санитарных днях,
- Худжествнно – эстетчкая – все учащиеся из категории сиро являются активными участниками студии «Технодизайн»
- Спортивно – оздоровительная – педагогами общежития разработан план по ЗОЖ, где учащиеся активные участники и организаторы. план создан совместно учащиеся и педагогами.
Таким образом, используя разнообразные приемы и подходы в работе с учащимися, проживающими в общежитии профессионального училища, по профилактике преступлений и правонарушений педагогический коллектив общежития добивается ежегодного снижения уровня преступлений и правонарушений среди учащихся, проживающих в общежитии. Успех так же зависит и от личности самого педагога и его профессионализма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Духовно - нравственное воспитание обучающихся, как средство успешной социализации"
Материалы данной презентации отражают работу педагогического коллектива общежития КГБ ПОУ № 11....
Доклад на МО «Создание условий по формированию профессионального самоопределения у воспитанников среднего звена с ОВЗ, как средство успешной социализации»
Актуальность и важность профессионального самоопределения детейс ОВЗ.Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности.Правильно выбранная профессия способствует дос...
программа нравственно-полового воспитания "ПЕРЕКРЕСТКИ СТАНОВЛЕНИЯ" для обучающихся, проживающих в общежитии на 2015-2018 учебный год
Программа по нравственно-половому воспитанию способствует созданию целостной системы нравственного развития в общежитии образовательной организации. Содержание программы предусматривает формирование в...
Движение «Абилимпикс» в Республике Северная Осетия-Алания как средство успешной социализации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья
В системе профессионального образования РСО-А сейчас учится свыше ста ребят с ограниченными возможностями здоровья. Они находятся в авангарде современных новаций, ведь ежедневная борьба с самим собой ...
Научно-исследовательская работа "Духовно-нравственное и творческое развитие будущих специалистов средствами хорового искусства"
В период социально-экономических преобразований в России процессы воспитания были отодвинуты на второй план, современная молодежь оказалась в водовороте проблем социального самоопределения. Произошла ...
Развитие коммуникативных навыков у обучающихся на уроках истории и обществознания как средство успешной социализации личности
Среднее специальное образование в Российской Федерации нацелено на создание компетентных профессиональных специалистов. Одним из условий является уметь владеть коммуникативными навыками. В...
Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»
Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...
- Мне нравится (1)