Лекция на тему - Ценности социальной работы
план-конспект занятия по теме
Данная лекция читавется в рамках общепрофессиональной дисциплины " Теория и методика социальной работы" , для студентов заочного обучения, базовой подготовки специальности 040401 " Социальная работа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cennosti.docx | 115.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕКЦИЯ « Ценности социальной работы»
Преподаватель: Лоншакова О.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
В результате освоения дисциплины « Теория и методика социальной работы» студент должен обладать общими компетенциями (ОК), включающими способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
В результате освоения дисциплины « Теория и методика социальной работы» студент должен обладать профессиональными компетенциями (ОК), включающими способность
Наименование компетенции | Код компетенции |
Способность диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи | ПК-1.1 |
Способность координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента | ПК-1.2 |
Способность осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа | ПК-1.3 |
Способность создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам | ПК-1.4 |
Способность проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов | ПК-1.5 |
Способность диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи | ПК-2.1 |
Способность координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей | ПК-2.2 |
Способность осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж) | ПК-2.3 |
Способность создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС | ПК-2.4 |
Способность проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей | ПК-2.5 |
Способность диагностировать ТЖС у лиц из групп риска | ПК-3.1 |
Способность координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска | ПК-3.2 |
Способность осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж) | ПК-3.3 |
Способность создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска | ПК-3.4 |
Способность проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска | ПК-3.5 |
Способность осуществлять исследование и анализ ТЖС клиента с определением субъектов деятельности (организации и учреждения) | ПК-5.1 |
Способность определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента | ПК-5.2 |
Способность осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов | ПК-5.3 |
Тема : «Ценности социальной работы»
Цели обучения
1. Базовые понятия социальной работы как профессии
2. Базовые ценности, знания и навыки социальной работы
3. Определение экосистем
4. Определение сильных сторон
Основные понятия
1. Ценности социальной работы
2. Экосистемы
3. Отношения «социальный работник — клиент»
Методика обучения
1. Презентация: лекция и слайды PowerPoint
2. Дискуссия в малых группах
3. Экосхемы
Учебные материалы
1. Бумага для всех участников
2. Распечатка презентации PowerPoint
3. Доска или доска с откидными листами
Слайд 1
Что такое социальная работа? Ценности и знания |
Слайд 2
Задачи обучения 1. Понять базовые ценности, знания и навыки социальной работы 2. Понять, что такое экосистемный анализ 3. Понять, что такое анализ положительных качеств человека |
Слайд 3
Основные концепции 1. Ценности социальной работы 2. Экосистемы 3. Взаимоотношения социальный работник-клиент |
Слайд 4 ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА?
Дискуссия в малых группах
Вместе со студентами обсуждаем следующее:
1. Как вы должны работать с клиентами?
2. Какова цель вашей работы?
3. Какими убеждениями вы руководствуетесь?
Обучающиеся должны выбрать представителя, который будет вести записи ирасскажет о результатах дискуссии.
Студенты обсуждают вопросы в течение 15 минут, после чего все группы
объединяются, и представитель каждой группы рассказывает о результатах
дискуссии.
Записи ведутся на доске.
Тренинг начинается с обсуждения того, что такое социальная работа как
профессия. Прежде всего группа должна достигнуть взаимопонимания
относительно целей социальной работы. Рассказав друг другу о том, как ониработают с клиентами, участники смогут определить главные цели своей
работы.
После обсуждения целей можно перейти к дискуссии об убеждениях,
которыми мы руководствуемся в своей работе.
Что, по вашему мнению, важно в нашей работе? Как мы можем лучшим
образом помочь нашим клиентам? Какое отношение к клиентам мы должны
вырабатывать? Убеждения, которыми мы руководствуемся в работе, и есть
ценности социальной работы как профессии.
Что такое социальная работа? 1. Как вы работаете с клиентами? 2. Какова цель социальных работников? 3. Какими убеждениями вы руководствуетесь? |
Слайд 5 Определение социальной работы – Международная федерация
социальных работников (МФСР)
Прочитать вслух определение участникам
Международная федерация социальных работников (МФСР) Определение социальной работы • Социальная работа способствует социальным изменениям в обществе, решению проблем в человеческих взаимоотношениях и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь. Основываясь на теориях человеческого поведения и социальных систем, социальная работа включается в процесс на этапе, когда человек взаимодействует с окружающей средой. Права человека и социальная справедливость – фундаментальные принципы социальной работы. Принято на Общем собрании МФСР, Монреаль, Квебек, Канада, 25-27 июля 2000 г. |
Слайд 6 Членство в МФСР
Как видно из слайда, множество стран вступили в Международную федерациюсоциальных работников
Слайд 7 Базовые компоненты социальной работы в США
Наша работа основана на ряде убеждений или ценностей. Как видно на данномслайде, ценности являются центральными в социальной работе
Базовые составляющие социальной работы в США |
Слайд 8: Ценности социальной работы – Международная федерация
социальных работников
Международная федерация социальных работников приводит следующий список,как основные ценности социальной работы.
Прочитать слайд вслух студентам.
Базовые ценности социальной работыкак профессии (Национальная ассоциация социальных работников) • Достоинство человека • Социальная справедливость • Преданность делу • Принципиальность и честность • Профессионализм |
Слайд 9: Давайте рассмотрим принципы социальной работы, разработанные
Кевином Барнсом-Сини (см. перечень в разделе «Волонтерская служба за
рубежом (ВСР)»)
Пункты, выделенные жирным шрифтом, можно отнести к ценностям
самоопределения.
1. Задача социального работника — помочь человеку обдумать свой выбор.
2. Отношения «социальный работник — клиент» — важная составляющая
работы.
3. Отношения должны строиться на уважении к клиенту.
4. Уважение к клиенту подразумевает, что социальный работник верит в то,
что клиент способен помочь себе сам.
5. Социальный работник должен уметь показать клиенту, что уважает его и
открыт новой информации.
6. Социальный работник помогает клиенту поверить в то, что он сам в
состояние контролировать свою жизнь.
7. Контролировать — значит принимать решения, действовать сообразно им иуметь оценивать результаты.
8. Социальный работник помогает клиенту научиться свободно рассказывать
о себе.
9. Социальные работники стремятся понять чувства клиента, не только факты.
10. Клиент не выбирает эмоции и не должен чувствовать себя виноватым за
свои чувства.
11. Клиент может самостоятельно решать, что делать, и несет ответственность
за свои поступки.
12. Если человек делает что-то «плохое», это не значит, что он плохой.
13. Социальный работник должен воспринимать клиента как личность, даже
если его поведение неадекватно.
14. Если после обсуждения нескольких вариантов действий клиент меняет
поведение, это может принести ему пользу.
15. Клиент обретает уверенность в себе, если может самостоятельно
принимать решения.
16. Даже небольшие изменения могут помочь клиенту лучше контролировать
свою жизнь
Данные положения схожи с ценностями социальной работы, которые были
изложены Международной федерации социальных работников.
Социальные работники верят в самоопределение клиента. То есть наша работазаключается в том, чтобы дать клиенту возможность помочь самому себе. Мы недолжны говорить ему, что делать, или контролировать его поступки. Если человекломает ногу, ему нужен костыль. Социальные работники и есть те самые костыли.
Но мы должны помнить, что нельзя становиться костылем навеки и что наша
задача — помочь человеку снова научиться ходить.
Принципы социальной работы (автор – Кевин Барнс-Сини) Раздел ВСР То же относится ксамоопределению клиента |
Слайд 10: Давайте рассмотрим некоторые Международные принципы
социальной работы.
Международные стандартысоциальной работы |
Слайд 11: Кодекс этики ( 1)
Международная федерация социальных работников разработала стандарты
Этического Кодекса.
Прочитать слайд вслух обучающимся
Кодекс этики (1) • Ответственность за клиента – Приоритетность интересов клиента – Осведомленность о возможном конфликте интересов* – Право клиента на самоопределение • В том числе клиентов, посещающих занятия принудительно • Осознанное согласие – Осведомленность о культурных факторах |
Слайд 12: Конфликт интересов *
Рассмотрим определение конфликта интересов
Прочитать слайд вслух
Конфликт интересов* • Обстоятельства, в которых находится социальный работник, мешают установлению полноценных поддерживающих отношений – Пример: социальный работник женат наначальнице клиента |
Слайд 13: Кодекс этики -2
Прочитать слайд вслух
Кодекс этики (2) • Ответственность за клиента – Конфиденциальность** – Ведение документации – Завершение терапии – Профессионализм • Обучение, тренинги, супервизия и оценка • Ответственность перед коллегами • Ответственность на рабочем месте |
Слайд 14: Конфиденциальность
Рассмотрим определение конфиденциальности
Прочитать слайд вслух
Очень важным является то, что не только социальные работники, но и работникиклиник и других организации, думают о том, как сохранить конфиденциальностьклиентов, например, хранение информации в закрытых кабинетах, а такжеправила, согласно которым штат не обсуждает отдельных клиентов.
Конфиденциальность • Защита информации о клиентах: -- информация о том, что они получают помощь; -- социальный работник не может обсуждать информацию, раскрытую ему клиентом, с коллегами или друзьями; -- социальный работник может нарушить конфиденциальность только с разрешения клиента (осознанное согласие) или в соответствии с законодательством. |
Слайд 15: Какие знания нам необходимы, чтобы помочь нашим клиентам? ЗНАНИЯ • Какие знания необходимы нам, чтобыпомогать клиентам |
Слайд 16 Слайд 16: Базовые знания в социальной работе
В частности, социальный работник должен знать, как понять клиента и его
проблему. Понимание в социальной работе строится на анализе экосистем.
Базовые знания в социальной работе Понимание клиента и его проблемы. Понимание строится на анализе экосистем. |
Слайд 17: Парадигма «человек в среде»
Человек и его проблемы рассматриваются во взаимосвязи со средой.
Базовые теоретические положения • Парадигма «человек в среде» С |
Слайд 18: Двойной акцент на человека и среду
Акцент нашей работы делается на отношения между человеком и средой.
Акцент на отношения человека и среды Человек и его проблемы рассматриваются во взаимосвязи со средой |
Слайд 19: Способы помощи социального работника
Прочитать слайд вслух
Иногда мы должны помочь клиенту измениться. Иногда мы должны помочь ему изменитьсреду. Иногда мы должны помочь клиенту изменить его отношения со средой. |
Слайд 20: Что такое СРЕДА?
Что такое СРЕДА? |
Слайд 21: Мы понимаем среду с точки зрения экосистем, окружающих человека.
Личные установки
Семья
Сообщество
Политическая/культурная среда
Также нам нужно проанализировать факторы защиты и риска в каждой системе.
Среда с точки зрения Экосистем Оценка факторов защиты и риска. |
Слайд 22: Что мы пониманием под факторами защиты и риска?
Прочитать слайд вслух учащимся
Что мы понимаем под факторами защиты и риска? • Факторы защиты —это те факторы, которые помогают человеку, семье и сообществу. • Факторы риска—это факторы, повышающие степень уязвимости человека, семьи или сообщества перед стрессами, болезнями и социальными проблемами. Мы будем обсуждать факторы защиты и риска в течение всего семинара. |
Слайд 23: Рассмотрим пример:
Пример: Мать, у которой ребенок с церебральным параличом.
Обсудите в группах, какие аспекты жизни матери и ребенка необходимо знать социальным работникам, используя экосистемный анализ.
Пример Мать и ребенок, у которого церебральныйпаралич Групповое упражнение: какие аспекты их жизни мы должны роанализировать сточки зрения экосистем? |
Слайд 24: Знание - Оценка
Попросите группы, чтобы они привели примеры, которые бы соответствовали темсферам, которые перечислены на слайде
Знания – Оценка ситуации • Характер проблемы: понять контекст, в котором проблема возникла и существует (международный, государственный, социальный, культурный) • Мать: физические, психологические, социальные и финансовые аспекты (проблемы, потребности и ресурсы) • Ребенок: физические проблемы, потребности развития, социальные нужды • Система поддержки Неинституциональная: семья, друзья Институциональная: больница, школа |
Слайд 25: Экосхемы
Экосхемы позволяют нам отразить отношения, которые существуют между
клиентом и его средой.
Экосхема Схема, описывающая отношения клиента иего среды. |
Слайд 26: Давайте построим экосхему для женщины и ее ребенка, больного
церебральным параличом.
Группа должна построить экосхему.
В экосхемах мы можем использовать линии, которые будут отражать характеротношений. Отношения могут быть позитивными и поддерживающими или жеконфликтными и отстраненными. С помощью этих линий социальный работник иклиент рассматривают позитивные и негативные отношения клиента.
Рассмотрим экосхему женщины. У женщины есть еще два ребенка. Она не
получает поддержки от своего мужа и своих родителей. Она может рассчитыватьтолько на своих близких друзей.
Слайд 26
Экосхема – инструмент, позволяющий описать социальныеотношения и ресурсы клиента. |
Слайд 27: Экосхема может также включать систему или службу оказания помощи.
Рассмотрим какую помощь получает женщина. Иногда могут существовать
различные службы оказания помощи, но они работают изолированно друг от друга.
Это может создавать ряд неудобств и путаницу для клиентов, а также снижатьэффективность помощи, которую они получают.
Экосхема системы оказания помощи Характер взаимоотношений? Помогают или мешают матери? |
Слайд 28:
Итак, мы обсудили теорию, которая лежит в основе практики социальной работы,и теперь мы готовы перейти к обсуждению навыков. Навыки также основываютсяна экосистемном анализе. Мы пытаемся работать со всеми различнымисистемами.
Прочитать слайд вслух
Навыки – Помощь – Услуги Работайте по всем направлениям • Среда (культурная и социальная), которая является источником проблемы и/или препятствует ее решению. • Социальные системы – координация институциональной помощи. • Семья – помощь семьям (например, разъяснительная работа по проблеме). • Личность – физические, социальные, психологические,финансовые потребности (а также предоставлениеинформации и разъяснительная работа). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое занятие на тему - Ценности социальной работы
Данная разработка практического занятия по теме- ценности социальной работы предназначена для студентов заочного обучения, базовой подготовки, специальности 040401 " социальная работа"...
тема : Принципы социальной работы по дисциплине Теория и методика социальной работы
Данная учебная презентация на тему: " Принципы социальной работы" может быть полезна преподавателям специальности 040401 " Социальная работа" для СПО , студентам очной и заочной форм обучения по специ...
Лекция - Субъект и объект социальной работы по дисциплине Теория и методика социальной работы
Данная лекция предназначена для преподавателей специальности 040401 " Социальная работа" СПО, для студентов специальности 040401 " Социальная работа", очной и заочной форм обучения , базовой подготовк...
Курсовая работа студентки Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы
Курсовая работа студентки Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы...
Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 Социальная работа Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы
Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 " Социальная работа" Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- особенности социальной работы за рубежом, ее отличие о...
Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами
Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 " Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами" может быть...
Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами
Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 " Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами"...