Современные педагогические технологии в преподавании предметов цикла социально-экономических дисциплин
статья по теме

В статье представлен краткий обзор педтехнологий, используемых преподавателями социально-экономических дисциплин Ейского педагогического колледжа, что позволяет стимулировать интерес студентов к изучаемым предметам, формировать у них умения и навыки, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedtehnologii.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Усатая Н.Н.

Современные педагогические технологии в преподавании предметов цикла  социально-экономических дисциплин

     Несмотря на сохраняющиеся кризисные явления, характеризующие современную систему образования, самоутверждение и выживание человека во многом осуществляется на базе образования.

     Сегодня в системе среднего профессионального образования происходит поиск путей перехода к новой образовательной парадигме, которая подразумевает становление компетентности, эрудиции, творческих начал и культуры личности.

     В решении этих задач ведущая роль принадлежит циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин, так как обновление общества невозможно без значительного повышения уровня культуры в целом. А в наше время остро ощущается дефицит знаний из экономических, социально-политических, философских, правовых и других общественных и гуманитарных наук.

     В этой связи, приспосабливаясь к ситуации сокращения количества учебных часов, необходимых для изучения того или иного  курса, преподаватели социально-экономических дисциплин осуществляют поиск эффективных форм обучения в целях активизации познавательной деятельности студентов.

     В сфере приобщения к культуре большую роль играет преподавание истории. Преподаватели ПЦК социально-экономических дисциплин в процессе работы со студентами используют различные формы активного  обучения:  семинары (дискуссии, круглые столы), практикумы (ролевые и ситуационные игры), что позволяет уходить от чрезмерной детализации изучаемой темы, а акцентировать внимание на понимании закономерностей исторического процесса,  мировоззренческом представлении об узловых моментах истории как мировой, так и истории России.

     Проблемное изложение учебного исторического материала обусловливает творческо-поисковую деятельность студентов. Так, при изучении исторической роли конкретной личности в тот или иной период истории студенты обсуждают различные точки зрения, сложившиеся в современной исторической науке, формируя личностную оценку изучаемых проблем.

     Развитие рыночных отношений в современном обществе обусловили необходимость формирования экономических знаний. В этой связи преподавателями предметно-цикловой комиссии социально-экономических дисциплин разработан комплекс задач и упражнений, применение которых в ходе учебного процесса позволяет не только выявлять качество усвоения изученного материала, но и способствует повышению интереса студентов к изучаемому предмету. Так, студенты довольно активно рассчитывают, на какую реальную величину сократилась полученная стипендия с учетом уровня инфляции; каковы альтернативные издержки получения образования; какую сумму денег надо положить в банк при конкретном уровне процентной ставки, чтобы  через определенный период времени получить желаемую; наконец, выгодно ли вкладывать деньги в банк в условиях сложившейся экономический ситуации; и т.д.

     Для повышения познавательной активности студентов в ходе изучения предметов социально-экономического цикла преподаватели ПЦК социально-экономических дисциплин акцентируют внимание на вопросах прикладного характера. Так, студенты, обучающиеся по специальности «Гостиничный сервис» и «Туризм», завершая курс изучения социально-экономических дисциплин, разрабатывают программы конкретно-социологического исследования тенденций, характеризующих уровень развития отечественной индустрии гостеприимства. Навыки, получаемые студентами в ходе подобного рода исследований, могут быть применимы будущими специалистами в своей профессиональной деятельности для изучения различных параметров микро- и макросреды.

     Уровень общей и профессиональной культуры предполагает и существенную долю правовых знаний. В неразрывной связи с понятием «право» находится понятие «правосознание», формированию которого отводится значительная роль в ходе изучения курса права. На уроке преподаватель ориентирует студентов на выражение собственных  взглядов, убеждений, которые сформировались у них на обыденном уровне и непосредственно (эмоционально) отражают правовые отношения студентов в их повседневной жизнедеятельности. Затем предлагается  серия ролевых игр, когда один и тот же студент выступает в разной ролевой ситуации. Например, сначала он играет роль пешехода, а затем сотрудника ГИБДД, или роль студента, а затем роль классного руководителя, или роль подчиненного, а затем роль начальника и т.д.  Смена ролей позволяет студенту соотнести личностные представления о правах и обязанностях с нормами права, регулирующими те или иные конкретные правоотношения, что в итоге обеспечивает углубление правовых знаний и повышение уровня правовой культуры студентов.

     Таким образом, использование разных методов и методик стимулирует творческие способности обучающих и обучающихся, реализует потребность в самораскрытии и саморазвитии себя, обеспечивает единство теоретических знаний с практическими навыками, что в итоге повышает качество образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных компьютерных технологий в преподавании предметов общеобразовательных дисциплин (биологии, географии, химии)

Я использую компьютер более чем в 90% уроков и внеклассной деятельностиЯ использую:Готовые электронные изданияТестовые оболочкиИнтернет-ресурсыСобственные разработки в среде Microsoft Office...

Метод проектов как современная педагогическая технология в преподавании специальных дисциплин профессионального модуля ПМ 01

Метод проектов как современная педагогическая технология в преподавании специальных дисциплин  профессионального модуля  ПМ 01...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Целью моей работы является исследование и обобщение современных методов и форм преподавания занятий для дальнейшего использования в педагогической работе....

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

К.Е.КозловаСанкт-Петербургское бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж управления и экономики «Александровский лицей» На современном этапе развития ...

статья "Современные образовательные технологии в преподавании учебной дисциплины ОУД.01"Русский язык"

В статье представлены современные образовательные технологии, которые можно использовать на занятиях по русскому языку....

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Данная статья посвящена значимости образовательных и педагогических технологий в современном обществе....