Презентация к урокам по теме "Деловое общение и конфликты" по МДК 04.01
презентация к уроку

В презентации "Конфликты и методы их разрешения" рассматриваются следующие вопросы: сущность конфликтов в организации,  классификация, виды, динамика, методы управления и стили разрешения конфликтов., 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Деловое общение и конфликты2.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конфликты в организации: содержание и методы разрешения Сущность и последствия конфликтов. Классификация конфликтов. Межличностные конфликты. Организационные конфликты. Структура и функции конфликта. Динамика конфликта. Методы управления конфликтом. Стили разрешения конфликтов.

Слайд 2

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений, позиций субъектов взаимодействия. Конфликт – это столкновение противоположных интересов на почве соперничества, сопереживания, противоборства.

Слайд 3

1. Сущность конфликтов М. Мескон и другие авторы определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Процесс резкого обострения противоречия и борьбы участников в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из его участников. Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов Конфликт – столкновение различных типов мышления, каждое из которых претендует на главенство

Слайд 4

Конфликтная ситуация (КС) - это условие возникновения конфликта; это представления человека о существующем противоречии, о своих целях, возможностях и т.п., об оппоненте - его целях. Для перерастания КС в конфликт необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент. Инцидент – это действия участников КС, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть приводящие к конфликту непосредственно.

Слайд 5

Как избежать конфликтогенов в процессе общения? Быть аккуратными с неосторожными высказываниями ( в силу эскалации конфликтогенов ) Проявлять ЭМПАТИЮ к собеседнику Эмпатия – это механизм, который позволяет поставить себя на место другого человека, пережить схожие чувства, но отнюдь не гарантирует достижение такого же состояния.

Слайд 6

Типы конфликтогенных действий Стремление к превосходству (хвастовство; категоричность и подшучивание; навязывание советов др.) Проявление агрессии Проявление эгоизма (преобладание личных интересов) Открытое недоверие Неблагоприятное стечение обстоятельств Перебивание собеседника, принижение его значимости Подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу Устойчивое нежелание признавать свои ошибки или чью-то правоту Постоянное навязывание своей точки зрения Неискренность в суждениях Резкое увеличение темпа беседы и неожиданное ее окончание Неумение выслушать и понять точку зрения другого

Слайд 7

Причины конфликтов : Различия в ценностях . Участники деятельности всегда наделяют ее для себя определенным ценностным смыслом (зачем, ради чего, что главное). Возникающие противоречия часто касаются именно ценностей деятельности. 2. Различие в целях. Группы внутри одной организации или отдельные личности как известно могут преследовать собственные цели, не совпадающие с целями других участников деятельности.

Слайд 8

3. Различия в способах достижения цели. Участники совместной деятельности могут иметь различные взгляды на пути и способы достижения цели. 4. Неудовлетворительные коммуникации . Конфликты в педагогической среде часто связанны с неудовлетворительными коммуникациями («почему мне не сообщили вовремя?», «я не знал об изменениях в расписании» и т.д.). Плохая коммуникация препятствует управлению конфликтами. 5. Взаимозависимость. Возможность возникновения конфликта существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в решении какой-либо задачи.

Слайд 9

6. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограниченны. Время, деньги, помещение, оборудование – все это ресурсы, необходимые для выполнения работы. Необходимость что-то распределять практически неизбежно ведет к конфликтам, потому что люди всегда хотят получить больше и собственные желания всегда кажутся более обоснованными. 7. Различия в психологических особенностях. Не следует считать ее главной причиной, но и игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый человек обладает определенным темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками. Порой эти различия участников деятельности могут осложнять взаимодействие.

Слайд 10

Классификация конфликтов Единой классификации конфликтов нет, т.к. каждый автор оценивает их по своим критериям. Тем не менее, большинство из них выделяют следующие виды конфликтов.

Слайд 11

Виды конфликтов Внутриличностные Социальные Межличностные Внутри одного человека Между отдельными людьми Между группами людей

Слайд 12

Конфликт между личностью и группой (внутригрупповой) – столкновение различий в интересах большинства и одного из членов группы. В педагогической практике конфликт между классом и преподавателем, учителем (воспитателем) и администрацией, между участниками неформальной молодежной группы и 1 ее участником. Межгрупповой конфликт - образовательное учреждение, как и любая другая организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями (администрация – педагоги), между классами, между группами преподавателей.

Слайд 13

Стадии прохождения конфликта Возможность разрешения конфликта начальная фаза- 92% фаза подъема - 46% пик конфликта - 5% фаза спада - 20% Возникновение конфликта (появление противоречия); Осознание ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон Конфликтное поведение Исход конфликта: конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта

Слайд 14

Стили поведения и решения конфликтных ситуаций 5 способов выхода из конфликтной ситуации : Соревнование (конкуренция) – действие только в своих интереса игнорирование интересов партнера. Уклонение (избегание) - уход от ответственности, при этом отсутствует внимание интересам обеих сторон. Компромисс достижение половинчатой выгоды для каждой стороны за счет взаимных уступок. Приспособление полное признание правоты другого в ущерб собственным интересам. Сотрудничество позволяет учесть интересы обеих сторон.

Слайд 15

Беспроигрышная методика разрешения конфликта Определить проблему. Каждый из участников должен определить свои интересы, используя «Я – высказывания». Можно задать себе следующие вопросы: Что произошло? В чем проблема? Какие чувства я при этом испытываю?

Слайд 16

2 . Придумать возможные решения. Этот шаг похож на метод «мозговой атаки», важно найти выход из создавшегося конфликта, насколько это возможно, здесь главное – количество. Могут быть любые, сумасбродные идеи. Никакое из предложенных решений не критикуется. 3. Исключить решения, которые не удовлетворяют какую-либо сторону или такие, которые невозможно претворить. Здесь исключается любое решение, которое отвергается хотя бы одним человеком. Поощрять тех, кто дает аргументы «за» и «против» различных решений.

Слайд 17

Выбрать подходящие решения. Необходимо идти по направлению к согласию. Не голосовать, так как голосование всегда имеет проигравших и победивших. Не допускать давления группы. Определить , как и когда решение будет выполнено. Составить детально, что будет делать каждая сторона. Проверить , насколько хорошо решение. После некоторого периода времени данная проблема поднимается вновь, ставится вопрос, насколько принятое решение удовлетворяет каждого. Возможно внести в решение ряд изменений

Слайд 18

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов.

Слайд 19

Формулы конфликта Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту Конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой Каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для другой Разрешить конфликт – это значит: устранить конфликтную ситуацию исчерпать инцидент

Слайд 20

Подходы к оценке конфликтов Традиционный подход Конфликт представляет собой негативное, разрушительное для организации явление, поэтому конфликтов следует избегать любой ценой. Подход 40 – 70-х годов ХХ в.: Конфликт - это естественный элемент существования и развития любой группы. Без него группа не может успешно функционировать, и конфликт позитивно воздействует на эффективность ее работы.

Слайд 21

Подходы к оценке конфликтов Современный подход постоянная и полная гармония, соглашательство, отсутствие новых идей, которые требуют ломки старых приемов и методов работы, неизбежно приводят к застою, тормозят развитие инноваций и поступательное движение всей организации. Поэтому менеджеры должны постоянно поддерживать конфликт на уровне, необходимом для осуществления творческой инновационной деятельности в организации, и умело управлять конфликтом для достижения целей организации.

Слайд 22

Подходы к пониманию конфликта конфликт - явление негативное конструктивные (функциональные) деструктивные ( дисфункциональные ) конфликт - естественное условие существования взаимодействующих людей конфликт – желательное явление в эффективной организации

Слайд 23

Конструктивная оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов; разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей - источник развития). Деструктивная одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его.

Слайд 24

Последствия конфликта Негативные – понижение уровня сплоченности членов группы; проблемы общения; агрессивность либо отсутствие интереса к достижению высоких результатов работы; дополнительные потери рабочего времени, нарушение дисциплины; ухудшение состояния здоровья работников; уходом из организации.

Слайд 25

Последствия конфликтов для организации Дисфункциональные Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям. Представление о противоположной стороне как о «враге», о своей позиции - как об исключительно положительной, о позиции оппонента - только как об отрицательной. Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению производственных задач. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы. Чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, текучесть кадров.

Слайд 26

Последствия конфликта Позитивные - активизация инновационных процессов; повышение качества принимаемых решений; повышение уровня их обоснованности; улучшение количественных и качественных показателей работы, улучшение социально-психологического климата в коллективе и взаимоотношение его членов.

Слайд 27

Последствия конфликтов для организации Функциональные Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем. Эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» Улучшаются отношения между людьми. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям .

Слайд 28

Для разрешения и сохранения позитивных взаимоотношений лучше последовать таким советам: Остыньте. Проанализируйте ситуацию. Объясните другому человеку, в чем состоит проблема. Оставьте человеку «выход».

Слайд 29

Необъективность руководителя Типичные ошибки завышения оценок являются следствием: дружеского расположения, возникшего на основе неоднократного неформального общения; великодушия руководителя, желающего слыть добрым; «шлейфа» высокой репутации сотрудника; оценки по второстепенным критериям и внешним признакам (допускается в отношении сотрудников, умело пользующихся саморекламой); завышенной оценки лично симпатичного, психологически приятного сотрудника; контраста с худшим работником, ранее работавшим на этом месте, или худшими другими коллегами.

Слайд 30

Необъективность руководителя Типичные ошибки занижения оценок возможны в силу: личной антипатии; «шлейфа» плохой репутации сотрудника; неумения работника эффектно представить свою работу; придирчивости, «шлейфа» предыдущего конфликта; преднамеренного, но еще не известного сотрудникам повышения требований из-за какой-либо новой информации; завышенных требований с целью преднамеренного дальнейшего наказания сотрудника

Слайд 31

Классификация конфликтов по характеру причин обусловленные трудовым процессом; обусловленные психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя, плохой психологической коммуникацией и т.д.; обусловленные личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.

Слайд 32

Конфликтность инновации Необходимость отказаться от привычного Изменения в условиях производства Изменения в потребительской сфере Изменения в общественных связях

Слайд 33

Классификация Льюиса Коузера Конфликты могут быть: Реалистическими (предметными) Нереалистическими (беспредметными). Всегда дисфункциональны Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требо ваний участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ. Они направлены на достижение конкретного результата. Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопив шихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Слайд 34

Участники конфликта инициаторы пособники посредники организаторы

Слайд 35

Чтобы точно описать конфликт, надо: установить действительных участников; мотивы, цели, профессиональную компетентность; выявить отношения в предконфликтной фазе; выявить главные различия интересов и ценностей, которые привели к этому конфликту; узнать намерения участников о приемлемых, на их взгляд, способах преодоления конфликта; выявить других заинтересованных субъектов, не участвующих пока в конфликтном взаимодействии; определить все возможные в данном конфликте пути преодоления. К аждый конфликт имеет пространственные и временные характеристики.

Слайд 36

Стадии конфликта латентная стадия ( предконфликтная ситуация), стадия открытого конфликта, стадия разрешения (завершения) конфликта.

Слайд 37

Причины возникновения конфликта ограниченность ресурсов, которые нужно делить взаимозависимость заданий различия в целях различия в представленных ценностях, различия в манере поведения плохие коммуникации несбалансированность рабочих мест и др. www.bitobe.ru Предконфликтная стадия

Слайд 38

Ситуация, в которой наличие противоборства становится очевидным. Противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скрывать. Они становятся фактором, мешающим нормальному взаимодействию. Стороны превращаются с этих пор в открытых оппонентов, противостоящих друг другу. Каждая сторона начинает открыто защищать свои собственные интересы. www.bitobe.ru Инцидент

Слайд 39

Прогрессирующее во времени развитие конфликта. Обострение противоборства, при котором разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем были в предыдущей стадии. www.bitobe.ru Эскалация (усиление) конфликта

Слайд 40

Методы управления конфликтами Управление конфликтами – целенаправленные действия по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, либо если это невозможно, коррекция поведения участников конфликта, либо, при достаточной квалификации руководителя подразделения, поддержание уровня конфликтности в контролируемых пределах для обеспечения необходимого уровня результативности организации.

Слайд 41

Способы и правила разрешения конфликтов Для устранения конфликтов используют : Структурные методы Межличностные методы

Слайд 42

Структурные методы Разъяснение требований к работе Координационные и интеграционные механизмы Общеорганизационные комплексные цели Структура системы вознаграждений

Слайд 43

Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.

Слайд 44

Управление межгрупповыми конфликтами методы профилактики межгрупповых конфликтов разъяснение требований и задач деятельности групп постановка комплексных целей устранение объекта конфликта методы управления межгрупповыми конфликтами административные межгрупповые формы взаимодействия переговоры

Слайд 45

Управление межгрупповыми конфликтами Методы профилактики межгрупповых конфликтов представляют собой совокупность способов взаимодействия на группы, которая уменьшает вероятность возникновения межгрупповых конфликтов.

Слайд 46

Управление межгрупповыми конфликтами Разъяснение требований и задач деятельности групп предполагает концентрирование внимания на особенностях решаемых задач при определении системы показателей: групповой оценки результатов деятельности распределения заданий ответственности между группами групповых потоков

Слайд 47

Управление межгрупповыми конфликтами Постановка комплексных целей перед подразделениями (достижение которых невозможно без из взаимного сотрудничества) позволяет: существенно сплотить группу способствует устранению конфликтной ситуации НА ПЕРИОД СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ. Устранение объекта конфликта - подведение одной из конфликтующих групп под отказ от объекта конфликта в пользу другой стороны.

Слайд 48

Управление межгрупповыми конфликтами Административные методы включают использование ресурса власти руководителя для: изменения состава групп вхождения в одну из конфликтующих групп в качестве наблюдателя проведение переговоров с противоборствующими сторонами в качестве посредника.

Слайд 49

Управление межгрупповыми конфликтами Переговоры – набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемого решения для конфликтующих сторон. К условиям возможности ведения переговоров относится: взаимозависимость конфликтующих сторон отсутствие значительного перевеса в силе соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров участие сторон, реально имеющих принимать право в сложившейся ситуации

Слайд 50

Предупреждение конфликтов между руководителем и подчиненным психологический отбор специалистов в организацию; стимулирование мотивации к добросовестному труду; справедливость и гласность в организации деятельности; учет интересов всех лиц, которых затрагивает управленческое решение; своевременное информирование людей по важным для них проблемам; снятие социально-психологической напряженности путем проведения совместного отдыха, в том числе с участием членов семей; организация трудового взаимодействия по типу «сотрудничество»; рационализация рабочего времени управленцев и исполнителей.

Слайд 51

Межличностные стили разрешения конфликтов УКЛОНЕНИЕ (избегание) СГЛАЖИВАНИЕ ( приспособление ) ПРИНУЖДЕНИЕ (подавление, конкуренция) КОМПРОМИСС РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ (сотрудничество)

Слайд 52

www.bitobe.ru Уход от конфликта Связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Налицо попытка стоять в стороне от конфликта, не брать на себя ответственность за разрешение конфликта. При таком подходе в конфликте проигрывают обе стороны. Такой стиль приводит к неодобрению бездействия со стороны других.

Слайд 53

www.bitobe.ru Уход от конфликта целесообразно применять в случае: банальности проблемы, лежащей в основе конфликта наличия более важных проблем, требующих своего решения потребности выбирать время для сбора необходимой информации и ухода от принятия немедленного решения подключения других сил для разрешения конфликта наличия страха перед противоположной стороной или надвигающимся конфликтом

Слайд 54

www.bitobe.ru Уступка Побуждает войти в положение другой стороны Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другой стороны. В основе лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса.

Слайд 55

www.bitobe.ru Метод уступки в конфликте целесообразно применять в случае: сторона обнаруживает свою неправоту, предмет столкновения более важен для другой стороны, а не для вас, необходима минимизация потери, превосходство явно на другой стороне, и вы проигрываете, гармония и стабильность особо важны.

Слайд 56

www.bitobe.ru Доминирование Разрешение конфликта силой. Характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в разрешении конфликта, но без учета позиций другой стороны. Стиль «выигрыш – проигрыш» в межличностном конфликте. Для применения данного стиля необходимо обладать властью или физическими преимуществами.

Слайд 57

www.bitobe.ru Компромисс Умеренный учет интересов каждой из сторон, а отсюда и необходимость идти на определенные уступки. « Непроигрыш – непроигрыш » Позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явное преимущество.

Слайд 58

www.bitobe.ru Метод компромисса целесообразно применять в случае: Цели конфликта достаточно важны, но не стоят больших усилий. Имеются условия для достижения целесообразных решений в условиях дефицита времени. Имеется выход из конфликта в условиях, когда сотрудничество или соперничество не дают успеха. Стороны обладают достаточным временем. Если ресурсы ограничены.

Слайд 59

www.bitobe.ru Сотрудничество Характеризуется высокой степенью личной вовлеченности в него так и сильным желанием кооперировать свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. Выигрывают обе стороны. Участники считают, что каждый участник конфликта имеет равные права при его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование.

Слайд 60

www.bitobe.ru Метод сотрудничества целесообразно применять в случае: Необходимости выработки интегративного решения, когда проблемы обеих сторон очень важны. Если одна из сторон нуждается в выяснении своих целей в данном конфликте. Если имеется достаточно времени для поиска альтернативы, удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Слайд 61

Предложения по использованию стиля «РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ» Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны. Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией. Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему "Невербальное общение"

Методическая разработка урока по предмету "Деловая культура" для обучающихся по профессии "Агент рекламный", раздел  "Общение". Включает в себя конспект урока, презентацию - сопровождение урока и...

Презентация к уроку по теме:"Гидролиз органических веществ"

Урок - исследование, т.к. к данному занятию обучающиеся, студенты готовят сообщения с созданием слайдов презентации и  выполняют  эксперименты, протекающие во времени и демонстрирующие проце...

Презентация к уроку на тему Формы бухгалтерского учета

Форма бухгалтерского учета – это совокупность учетных регистров для отражения хозяйственных операций в определенной последовательности и группировке соответствующими приемами записей. Формы бухгалтерс...

Проект урока практического обучения по дисциплине: МЕНЕДЖМЕНТ для специальности 080110 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)» на тему: «Деловое общение»

Проект урока практического обучения  по дисциплине:  МЕНЕДЖМЕНТ для специальности  080110 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)» на тему: «Деловое общение&raqu...

презентация по психологии на тему "Психология общения"

Презентация к занятию по дисциплине "Психология", отражает основные аспекты проблемы общения....

"Барьеры общения" - презентация к уроку по предмету психология общения

Сопроводительная презентация урока по теме "Барьеры общения" по предмету психология общения, раскрывающая основные теоретические моменты и предлагающая некоторые практические задания для зак...

Применение коммуникативной методики по теме «Деловое общение» на уроках английского языка

       Позиция английского языка в мире как лидирующего средства международного общения связана прежде всего со стремительным развитием высоких технологий , экономики , PR-т...