Резка труб
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
«Резка труб».
ПО ПРОФЕССИИ: «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий»
Разработал:
Мастер производственного обучения
Маликов Михаил Николаевич
п. Социалистический 2021г.
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка предназначена для обучающихся
по профессии «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий» при проведении урока учебной практики по теме: «Резка труб»
Урок разработан с элементами педагогической технологии - формирования профессиональных и общих компетенций.
В разработке представлены:
-план урока учебной практики;
-вопросы по проверке знаний обучающихся по теме урока;
-критерии оценки качества работы;
-инструкционно-технологическая карта;
-требования к качеству выполняемой работы;
-оценочный лист оценки качества работы.
Вопросы для проверки теоретических знаний обучающихся составлены таким образом, что позволяют мастеру производственного обучения отследить теоретический уровень подготовки обучающихся по данной теме. Вместе с тем каждый обучающийся имеет возможность самостоятельной проверки своих знаний, как по теоретической части урока, так и по производственной при резке труб.
Урок обеспечен в полном объеме дидактическими средствами обучения, инвентарем, оборудованием.
Методическая разработка может быть использована на уроках учебной практики и в производственной деятельности по профессии «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий».
Описанный выше метод работы даёт представление о своеобразии и особенностях данной технологии, обучающийся должен руководствоваться техникой безопасности при резке труб.
Выбор данной технологии должен соответствовать инструменту для резки труб.
В технологии резки труб для качественного проведения работ должен быть наработан опыт для данного вида деятельности.
План урока.
Мастер п/о Маликов М.Н.
Группа № 5
Место проведения: Мастерская
Тема программы: Техническое обслуживание и ремонт инженерных систем.
Тема урока: «Резка труб»
Тип урока : урок формирования и совершенствования умений и навыков.
Цель урока:
Образовательная: сформировать у обучающихся умение пользоваться инструментом для резки труб.
учебная : Обучить применять полученные знания, умения и навыки по резке труб.
воспитательная: воспитывать стремление к познанию профессии и добиваться высоких показателей адекватно оценивать производственные ситуации;
развивающая: организовывать свой труд и умело использовать оборудование и инвентарь в процессе работы , анализировать выполненные работы.
Методическое обеспечение:
Инструкционно - технологические карты для обучающихся «резка труб»
Карточки – задания, Долматов Г.Г. и др.
Материально-техническое оснащение урока:
Инструмент и приспособления :
-ножовка по металлу;
- труборез;
- нож для резки полипропиленовых труб;
- труба металлическая;
- труба полипропиленовая ;
- линейка;
- карандаш;
Наглядные пособия:
- образец готовой работы
- инструкционно - технологические карта по теме урока.
Учебно-производственные работы: подготовить материал для резки.
Межпредметные связи:, Охрана труда и техника безопасности строительных работ.
Основы материаловедения и основы обще слесарных работ.
Технология ремонтно строительных работ.
Структура урока.
I.Организационная часть (10 минут):
- приветствие обучающихся.
- проверка наличия обучающихся на уровне списочного состава;
-проверка готовности обучающихся к уроку.
II.Вводный инструктаж (40 минут):
-объявление темы урока;
- сообщение цели;
- Проверка знаний уч-ся по пройденной теме урока:
- повторение необходимых сведений по изученной теме, организации рабочего места,
правил безопасного выполнения работ, правил ТБ ;
- работа с инструкционно - технологической картой;
- объяснение и показ примеров работы мастером, предостережение обучающихся от
возможных ошибок. Оценочный лист;
- Самостоятельная работа;
- организация рабочего места;
- демонстрация обучающимся последовательности операции работы.
Проверка усвоения и повторение несколькими обучающимися приемов работы.
III.Текущий инструктаж (4 часов 40 минут):
- обход мастером п/о рабочих мест с обучающимися с целью проверки и оценки выполнение самостоятельной работы обучающихся;
- контроль типичных ошибок.
IV.Заключительный инструктаж (30 минут):
- подведение итогов занятия в форме фронтального опроса;
- анализ типичных ошибок;
- выставление и объяснение оценок;
- домашнее задание: повторение правила и приемов выполнения технологии.
- уборка рабочего места, мастерской.
Конспект урока
Сообщение, темы программы, темы урока и целей урока, проверка знаний ранее изученного материала. (Сборка типовых соединений)
Фронтальный опрос.
- какие виды заклепок вы знаете?
с потайной головкой ; с полукруглой головкой; с плоской головкой; с полупотайной головкой; взрывная заклепка.
- Клепка металла подразделяется на?
холодную, горячую и смешанную.
- Какие виды резьбовых соединений вы знаете?
шпилечное; болтовое; винтовое.
- Диаметр сверла применяемый при клепки деталий?
Заклепок сверлят сверлом, имеющим диаметр больше, чем диаметр стержня
заклепки. Размеры заклепок зависят от толщины склепываемых деталей.
озаготовительных работ 0.4-1.
Мастер п/о: Мы продолжаем изучать тему « техническое обслуживание и ремонт инженерных систем» и тема урока – «Резка труб». Мы познакомимся с технологией труб.
Техника безопасности
Всегда и во всех условиях необходимо придерживаться следующих положений: Перед работой следует осмотреть инструментарий и убедиться в его исправности. При обнаружении дефектов нужно немедленно устранить их или заменить используемые приспособления на исправные. В противном случае можно причинить вред не только себе, но и другим людям. Использовать нужно только молотки с выпуклой поверхностью бойка. Инструмент с косой или сбитой следует отложить в сторону. Инструмент всегда должен использоваться с соразмерными деталями. Нельзя работать с зубилом, у которого косая или сбитая ударная часть. Также этот инструмент должен быть более 150 мм в длину. Периодически следует зачищать заусенцы, появляющиеся на молотках — это поможет избежать ранений лица. Всегда следует использовать защитные очки, обеспечивающие безопасность от попадания осколков в глаза. Если работа ведётся с изделиями, выполненными из хрупкого или твердого металла, нужна густая сетка, выполненная в виде ширм или щитов, чтобы не допустить травмирования от попадания возможных осколков.
Вовремя работы нельзя отвлекаться на разговоры; всё внимание концентрируется на лезвии. Верстак должен пребывать в устойчивой позиции, а его тиски быть прочно закреплёнными. В противном случае будут неточные удары, ранения рук и быстрая утомляемость. Нельзя работать инструментарием с заостренными концами без рукояток. Используемые гаечные ключи должны быть со строго параллельными губками. Забоины и трещины недопустимы. Также не должно быть большого зазора в подвижных частях раздвижных ключей. С электродрелью всегда нужно работать резиновых перчатках и будучи обутым в галоши. Единственный допустимый альтернативный вариант — труд на изолированной поверхности, которой является резиновый коврик и сухая деревянная решетка. Корпус электродрели всегда обязательно следует заземлять специальным проводом.
Объяснение нового материала
Резка труб различного диаметра ручной ножовкой. Резка труб различного диаметра механизированным инструментом. Резка труборезом.
При работе с трубозаготовками;
1. Организация рабочего места.
2. Проверить наличие инструментов и их исправность.
3. Работать аккуратно.
4. После работы инструменты очистить и смазать.
5. По окончании работы тщательно вымыть руки с мылом.
Мы сегодня с вами будем в своей работе использовать ручной и механизируемый инструмент.
Резка труб ножовкой и труборезом
Перед резкой трубу размечают по шаблону, изготовленному из жести, изогнутой по трубе. Шаблон накладывают на место реза и чертилкой по окружности трубы наносят разметочные риски. Трубы разрезают ножовками и труборезами.
Резка ножовкой. Трубу зажимают в параллельных тисках в горизонтальном положении и режут по риске. Тонкостенные трубы и трубы с чисто обработанной поверхностью зажимают в тисках между специальными деревянными накладками .
При разрезании трубы ножовку держат горизонтально, а по мере врезания полотна в трубу слегка наклоняют на себя.
В случае защемления полотна вынимают ножовку из прореза, повертывают трубу от себя на 45 - 60° и продолжают резать, слегка нажимая на, полотно. Если ножовку увело в сторону от разметочной риски, трубу поворачивают вокруг оси и режут по риске в новом месте.
Идеальный рез при помощи ножовки и болгарки получить не удастся.
Резка труборезом значительно производительнее, чем ножовками.
Труборезы бывают: Электрические, гидравлические, пневматические, ручные, гильотинные, резцовые, цепные, механические, лазерные.
Труборез позволяет получить строго ровный, под углом 90* рез без деформации труб без стружки и заусенцев.
Труборезы изготовляют трех размеров: № 1 - для разрезания труб диаметром 1/4 - 3/4, № 2 - 1 - 21
Резание осуществляют так. У установленного на трубе трубореза повертывают рукоятку на 1/4 оборота, поджимая подвижный ролик к поверхности трубы так, чтобы линия разметки совпала с острыми гранями роликов. Смазывают место реза маслом для охлаждения режущих кромок роликов. Вращают труборез вокруг трубы, перемещая подвижный ролик до тех пор, пока стенки трубы не будут полностью прорезаны. Длину отрезанных труб проверяют линейкой, а плоскость среза по отношению к наружной стенке - угольником.
Трубу при резке можно зажимать в тисках, имеющих рифленые сухари. Тонкостенные трубы режут труборезом с одним роликом. Трубы толстостенные разрезают труборезами с тремя роликами; трубы очень больших диаметров режут труборезом с цепью, на которой укреплено шесть роликов. Наличие нескольких роликов дает возможность значительно ускорить процесс разрезания. Если надо получить ровную, без значительных заусенцев поверхность в месте реза, применяют труборез конструкции новатора А. С. Мисюта. Это обычный трехроликовый труборез, между роликами которого на рычаге в специальной оправке укреплен резец (вылет его можно регулировать). Резец ускоряет процесс резания.
Механизированное резание осуществляется применением различных механических,
электрических и пневматических ножовок и ножниц, дисковых пил и другого
универсального или специального оборудования.
Ножовочные станки (приводные ножовки) применяют для резания сортового и профильного металла. Ножовочный станок 872А, имеющий электрический и гидравлический приводы, предназначен для резки различных заготовок из сортового металла круглого и квадратного сечения. Точность обработки на таком станке ± 2 мм, класс шероховатости обработки - третий.
Установка тисков на столе станка. На столе станка устанавливают тиски с V-образными губками для закрепления заготовок круглого сечения диаметром до 250 мм или нескольких заготовок меньшего диаметра. Тиски с плоскими губками служат для закрепления заготовок больших сечений - от 40 до 250 мм Эти тиски являются поворотными, в них разрезаемый материал закрепляют под углом 45°.
Установка заготовок. Тиски устанавливают на станке с таким расчетом, чтобы ось разрезаемой заготовки проходила посредине хода пильной рамы. При установке заготовки в тисках следят, чтобы заготовка лежала под прямым углом к ножовочному полотну.
Для разрезания заготовки под углом сначала под заданным углом устанавливают тиски, затем укладывают в них и прочно закрепляют заготовки.
Установка ножовочного полотна. Полотно устанавливают, одним концом на штифт 3 неподвижно укрепленной планки 4 пильной рамы 7 так, чтобы зубья полотна были направлены в сторону рабочего хода. Другой конец полотна надевают на штифт 2 подвижной планки, затем оба конца полотна прижимают накладными планками 7 и 9 к пильной раме болтами 6 и Полотно натягивают, завинчивая гайки 5 с некоторым усилием. Слабо натянутое полотно при резании сломается или сделает косой рез.
Ножовочный станок налаживают для резки твердых металлов на 85, а для резки мягких металлов - 110 двойных ходов в минуту.
Гидропривод станка управляешься поворотом рукоятки крана. При первом положении рукоятки крана "Бездействие" пильная рама получает возвратно-поступательное движение, при втором положении "Спуск" рукав с пильной рамой плавно опускается вниз, при третьем положении "Подъем" рукав с пильной рамой плавно поднимается, при четвертом положении "Медленное действие" регулируется заданная подача врезания ножовочного полотна в металл при рабочем ходе.
Вопрос обучающимся
Вопрос | ответ |
Какой вы знаете инструмент для резки труб? | Ножовка по металлу, труборез ,пневмо-инструмент .ножницы |
Показ приёмов получения нужного цвета
Вопрос обучающимся
Вопрос | ответ |
В каком направлении ставиться полотно с ножовкой по металлу? | Зубьями от себя, |
Для резки труб мастер предлагает обучающимся следующий алгоритм действий:
- Подготовить трубоматериал.
- Подготовить инструмент.
- Паралельные тиски.
- Трубные прижимы.
- Труборез.
При закреплении труб в паралельные тиски не допускать люфтирования труб.
Обучающиеся должны держать дистанцию от работающего на трубозаготовительном верстаке во избежание несчастных случаев.
Технологическая карта
Резка металла
Инструменты | Материалы | Оборудование |
Трехгранные напильники; Ручные ножницы (правые, левые, с криволинейными лезвиями); Разметочный циркуль; Линейка; Ножовочные полотна.
| Мел; Машинное масло; Заготовка из стали различного деаметра (круг диаметром 10мм; труба диаметром до 20мм;
| Ножовка; Машинные тиски; Слесарный верстак; Параллельные тиски; Трубные прижимы; Труборезы; Плоские деревянные бруски; Деревянные колодки.
|
Типичные дефекты при резании метала ножовкой
Дефекты | Причины | Способы предупреждения |
Перекос реза | Слабо натянуто полотно | Натянуть полотно таким образом, чтобы оно туго поддавалось нажатию на него пальцем с боку |
Выкрашивание зубьев полотна | Неправильный подбор полотна. Дефект полотна- перекалено. Неправильное крепление тонкого материала. | Полотно следует подбирать таким образом, чтобы шаг зубьев был не более половины толщины трубы. Тонкий метал закреплять в тисках между деревянными брусками. |
Поломка полотна | Сильное нажатие на ножовку. Слабое натяжение полотна. Неравномерное движение ножовкой при резании. | Ослабить вертикальное нажатие на ножовку. Полотно сильно натянуто. Ослабить нажатие на ножовку в конце реза. Движение ножовкой производить плавно без рывков не исправлять перекос реза ножовкой. |
Технологический процесс |
1. Выбрать ножовочное полотно. 2. Установить ножовочное полотно в прорези (или на штифтах) головки ножовки. 3. Выполнить натяжение ножовочного полотна. |
Пошаговое действие | Результат выполнения | Обеспечение для выполнения |
Взять 3-хгранный напильник в правую руку | Инструмент готов к работе | 3-хгранный напильник |
Грань напильника провести по разметочной линии | Разметочный пропил | Инструмент готовый к работе |
Правой рукой взять ножовку за ручку | Ножовка | |
Левой рукой взять за переднюю часть рамки ножовки | Инструмент в руках | Ножовка |
Поставить полотно ножовки на разметочный пропил | Инструмент готовый к работе | Ножовка в руках, заготовка с разметочным пропилом |
Показ мастером приёмов распила. Показ приемов работы обучающимися (1-2 человека).
Охрана труда при выполнении работ:
Работу выполнять в спецодежде и исправным инструментом;
не загромождать рабочее место и проходы;
не бросать инструменты под ногами;
при работе инструментом с острыми углами не поранить себя
Предупреждение возможных ошибок в работе:
1. направленнее полотна
2. уклон ножовки
3. положение рук на инструменте
Каждый самостоятельно должен выполнить разрезку трубы.
- сообщение обучающимся показателей оценок работы и критериев оценивания;
- распределение обучающихся по рабочим местам;
Показатели оценок организации работы обучающихся
- организация рабочего места;
- соблюдение правил охраны труда;
- соблюдение технологического процесса
Критерии оценки качества работы
Правильное обращение с инструментом;
Точность резки труб;
Тщательность разметки труб;
Контур среза трубы( должен быть четким, без надломов и прерывистых надпилов);
Незаметность стыков трафаретов;
Разрез не должен иметь отклонений от намеченного направления и точность спила.
Самостоятельная работа. У вас есть ко мне вопросы? Если все вопросы решены, приступаем к работе. Обучающиеся выполняют практическую работу. Инструкционная карта присутствует на протяжении всей работы для самоконтроля.
Во время работы мастер следит за организацией рабочего процесса, техникой безопасности. По окончании работы анализируются выполненные работы (разбор дефектов, способы их устранения).
1.Текущий инструктаж
Распределение обучающихся по рабочим местам
Предложение гостям выполнить «резку труб » вместе с обучающимися.
(Самостоятельная работа обучающихся и целевые обходы мастера производственного обучения с целью проверки)
1.Самостоятельная разметка .
2. Получение точного среза.
Целевые обходы мастером рабочих мест учащихся:
первый обход с целью проверки содержания рабочих мест и соблюдения техники безопасности и трудовой дисциплины;
второй обход с целью проверки – правильности выполнения технологического процесса и правильности выполнения трудовых приёмов;
третий обход– проверка правильности ведения самоконтроля;
четвёртый обход – проверка правильности соблюдения условий в работе, приёмка и оценка работ обучающихся.
IV. Заключительный инструктаж
- итоги дня, достижение целей урока
- оценка качества каждого обучающегося по показателям
- лучшие сегодняшнего урока (отметить тех, кто добился отличного качества работы)
- ошибки в работе, слабые работы
- домашнее задание
- подготовка материально– технической базы к следующему уроку
Подведение итогов урока - это результаты взаимооценки.
Меня порадовала объективность ваших оценок. Оценки сообщены ,отметки выставлены. Но, чтобы сделать вывод мы должны проанализировать момент.
Вопрос | Ответ |
1. Как вы считаете, работали ли вы сегодня над развитием способностей, которые так ценит сегодня работодатель и называются они общими компетенциями? | Да. |
2. Проявлять интерес к профессии, уметь самостоятельно анализировать, эффективно общаться – это сейчас самое главное | Да. |
3. На основании чего у вас утвердились осознания значимости будущей профессии. | Если научусь, то буду хорошим профессионалом. Буду качественно выполнять работу. |
4. В какие моменты вы работали над общими компетенциями? | Организовывали собственную деятельность, работали в команде |
5. Вначале урока поставили цель. Мы её выполняли? | Да |
Задание на дом. Тема следующего урока – нарезание резьбы.
Спасибо за работу.
Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект методического обеспечения самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся учебной дисциплины «Монтаж газопроводов из полиэтиленовых труб» специальности "Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения" (углубленная подготовка)
Комплект методического обеспечения предназначен для организации, проведения и оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся в процессе освоения дисциплины «Монт...
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины «Монтаж газопроводов из полиэтиленовых труб» для специальности среднего профессионального образования 270841 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 270841 «Монтаж и эксплуатация оборудования и с...
ТЕСТ Сварка поворотных труб из низкоуглеродистой стали при горизонтальном и вертикальном положениях оси трубы
ТЕСТСварка поворотных труб из низкоуглеродистой стали при горизонтальном и вертикальном положениях оси трубыМДК 02.02. Технология газовой сваркиПМ.02. Сварка и резка деталей из различных сталей,...
Мастер-класс. Изготовление цветка из медной трубы
Мастер-класс. Изготовление цветка из медной трубы...
Технология соединения оцинкованных труб сваркой - статья на конференцию
Технология соединения оцинкованных труб сваркой Русак Виктор СергеевичГБПОУ «Катайский профессионально- педагогический техникум»Профессия «М...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «Кладка дымовой трубы. Элементы трубы»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «Кладка дымовой трубы. Элементы трубы». Дисциплина: Технология кладки печей. Профессия: 16600 Печник. Разработчик: мастер производственного обучения Бауэр Е.В....