Комплексное оказание психологической помощи родителям детей-инвалидов.
статья
Комплексное оказание психологической помощи родителям детей-инвалидов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_okazanie_psihologichsekoy_pomoshchi_roditelyam_detey_invalidov.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное оказание психологической помощи родителям детей-инвалидов.
Н.И. Троянова
Приветствие.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я, Троянова Надежда Игоревна – педагог-психолог отделения социальной реабилитации для детей в Центре социальной реабилитации инвалидов и детей инвалидов Кронштадтского района Санкт-Петербурга.
Актуальность.
Психологическая поддержка родителей детей-инвалидов является неотъемлемой частью работы педагога-психолога. По статистике родители детей-инвалидов чаще испытывают эмоциональные нарушения. Для родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития, характерны быстрая утомляемость, нарушения сна, ипохондрическая фиксация на неприятных соматических ощущениях, снижение настроения, депрессия, повышенная раздражимость, слезливость, возбудимость, наличие страхов, тревоги и неуверенности в себе. В моей практике родители детей-инвалидов характеризуют свое состояние, используя такие фразы: «крушение надежд», «жизнь рухнула», у них отмечается склонность к стрессам, депрессиям, ощущению беспомощности и безнадежности.
К уже имеющимся эмоциональным нарушениям родителей детей-инвалидов систематически добавляются переживания, связанные с нестабильной ситуацией в мире.
Так например, во время пандемии был объявлен режим самоизоляции, и, таким образом, родители детей-инвалидов фактически остались без помощи и наедине со своей трудной жизненной ситуацией. Необходимо отметить, что происходит взаимное влияние эмоционального состояния родителей и детей с нарушениями развития. Таким образом, родителям необходимо оказывать своевременную психологическую помощь и поддержку.
На базе нашего центра реабилитации психологическая поддержка родителям детей-инвалидов оказывается по следующим направлениям:
- индивидуальное психологическое консультирование;
- информационно-просветительская деятельность;
- групповая работа – родительская группа поддержки.
Немного поподробнее о каждом направлении.
Индивидуальные психологические консультации проводятся по мере-необходимости и волеизъявлению самих родителей. Консультации чаще всего касаются следующих вопросов:
- особенности развития и воспитания детей;
- детско-родительские отношения;
- личностные эмоциональные проблемы родителей (например, принятие диагноза ребенка) и др.
Консультирование проводится в очном и дистанционном режиме. Дистанционный формат работы был наиболее востребован в период пандемии. Для этого в социальной сети ВКонтакте была создана группа отделения социальной реабилитации детей-инвалидов, где размещалась информация о проводимых консультациях. Многие родители нуждались в такой форме работы. Для проведения консультаций использовалась мобильная телефония, а также такие программы, как Skype, What’s app и мобильное приложение ВКонтакте, где есть функция видеосвязи. Необходимо отметить, что многие родители вначале были не готовы к видеосвязи, однако, чем на больший срок продлевался период самоизоляции, тем более открытыми становились родители. За индивидуальными консультациями обращались в основном мамы, только один отец ребенка-инвалида проявил желание в консультировании.
С осени 2020 года по мере снятия ограничительных мер востребованность дистанционных услуг снизилась, однако есть родители, которые систематически пользуются возможностью он-лайн консультирования.
Информационно-просветительская деятельность.
С декабря 2019 года на базе центра реабилитации проводились открытые родительские встречи, мастер-классы. На отделении появилась новая традиция: перед Новым годом мы с родителями создаем карту желаний. Этот формат работы позволяет многим мамам уделить время именно себе, своим желаниям и потребностям, что чаще всего они игнорируют.
С января 2020 года по март 2020 года проводился цикл лекций посвященных вопросам воспитания:
- Что такое воспитание?;
- Стили Семейного воспитания;
- Нарушения в стилях семейного воспитания;
- Любимые родительские воздействия.
Во время пандемии информационно-просветительская работа продолжилась посредством информационных постов в группе ВКонтакте. Публиковались статьи и видео-лекции на различные темы:
- Чувства родителей и как с ними быть?
- Способы снятия эмоционального напряжения;
- Что такое семья и ее типы;
- Как воспитывать детей, с учетом их типа восприятия?;
- Нарушения границ;
- Традиционные детские добродетели;
- Учение и пять главных результатов и др.
Для создания видео требовались следующие устройства: мобильный телефон и штатив. Все видео создавались на мобильном телефоне с помощью приложений диктофона, You Cut и InShot. Данные приложения бесплатны и легки в использовании. Главными их преимуществами является возможность склейки видеоматериала и фотоматериала, который может попеременно меняться, сопровождаясь голосовой информацией, т.е. как озвученная презентация. Родители отметили удобство и информативность данного формата работы, и выразили желание периодически получать таким способом информацию, так как у них не всегда есть возможность очного присутствия на информационных мероприятиях.
Групповая работа – родительская группа поддержки.
На базе центра с декабря 2019 года сформирована закрытая родительская группа поддержки, встречи который проходили 1-2 раза в месяц. В период пандемии и самоизоляции было принято совместное решение с родителями о непрерывной работе группы поддержки. Встречи состоялись на электронной платформе Zoom. Для технического обеспечения данного процесса потребовались: мобильный телефон с установленным приложением Zoom, ноутбук с веб-камерой и штатив. Сложности возникли, только с технической частью, так как не все родители компетентны в использовании гаджетов. Но совместными усилиями данные трудности были преодолены.
На данный момент с января 2021 года на базе центра реализуется программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей-инвалидов «Я – хороший родитель». Программа состоит из 9 занятий с родителями, построенных в формате групповых консультаций с элементами психологического тренинга.
Цель программы: создание условий для формирования конструктивных детско-родительских отношений, способствующих развитию у детей самостоятельности и ответственности.
Задачи:
- Актуализировать потребность участников в повышении родительской компетентности;
- Расширить возможности родителей в понимании своего ребенка;
- Научить участников новым способам взаимодействия с ребенком;
- Оказать помощь в развитии творческого потенциала родителей в создании благоприятного микроклимата в семье, основанного на принятии и взаимном уважении.
Для проведения занятий по программе мной была разработана рабочая тетрадь для родителей. В нее включены разделы:
- тематический план занятий с расписанием;
- задания, упражнения и диагностические комплексы;
- раздел для заметок из информационных блоков;
- домашние задания;
- раздел для рефлексии.
Родители отметили удобство и универсальность рабочей тетради: «вся информация по курсу хранится в одном месте», «можно носить с собой», «интереснее заполнять рабочую тетрадь, чем просто записывать на листе», «больше мотивации», «можно отслеживать свое развитие».
Подводя итог, можно сказать, что своевременно оказанная психологическая помощь родителям детей-инвалидов способствует нормализации психо-эмоционального состояния родителей и соответственно детей. А так же повышение родительской компетенции и появление новых конструктивных установок благоприятно влияют на детско-родительские отношение и на общий психологический климат в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая помощь родителей своим детям при подготовке к переводным и выпускным экзаменам
В подготовке к экзаменам огромную роль играют родители. Именно родители во многом внушают уверенность детям в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недост...
ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» Раздел «Сестринская помощь при нарушениях здоровья при инфекционных заболеваниях» Перечень алгоритмов оказания неотложной помощи
Перечень алгоритмов оказания неотложной помощи:Судорожный синдромАнафилактический шокКишечное кровотечениеОтек легкихНадпочечниковая недостаточностьГиповолемический шокСтенозирующий ларинготрахе...
Развитие критического мышления студентов при постановке проблемы на занятиях "Роль медицинской сестры в оказании паллиативной помощи онкологическим больным и их родственникам (психологические аспекты)
Развитие критического мышления на занятиях психология.«Роль медицинской сестры в оказании паллиативной помощи онкологическим больным и их родственникам (психологические аспекты)»«Уни...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
laquo; Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»...
ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» Раздел «Сестринская помощь при нарушениях здоровья при инфекционных заболеваниях» Перечень алгоритмов оказания неотложной помощи
Перечень алгоритмов оказания неотложной помощи...
Круглый стол с родителями детей-инвалидов
Повышение уровня родительской компетентности в рамках обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, особенности организации психолого-педагогического консилиума в дошкольной образовательной орг...