Психологическая помощь родителей своим детям при подготовке к переводным и выпускным экзаменам
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Скоблякова Анна Станиславовна

В подготовке к экзаменам огромную роль играют родители. Именно родители во многом внушают уверенность детям в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon родителям420 КБ

Предварительный просмотр:

Общешкольное родительское собрание по теме:

«Психологическая помощь родителей своим детям при подготовке к переводным и выпускным экзаменам».

В подготовке к экзаменам огромную роль играют родители. Именно родители во многом внушают уверенность детям в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок. 

Важно правильно организовать питание ребенка. Во время интенсивного умственного напряжения оно должно быть сбалансированным, разнообразным, с достаточным количеством фруктов и овощей. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, шоколад стимулируют работу мозга. 

Орехи особенно хороши, если предстоит умственный «марафон» (доклад, концерт). Они укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.

Капуста снимает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы. Чтобы прошел «мандраж», следует съесть салат из капусты перед экзаменами.

Паприка — чем острее, тем лучше. Ароматические вещества способствуют выделению «гормона счастья» — эндорфина.

Клубника очень вкусна, и к тому же она быстро нейтрализует отрицательные эмоции. Доза: минимум 150 грамм.

Бананы содержат серотонин — вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы».

Улучшить память помогут:

- морковь. Она особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозгу. Наш совет: перед зубрежкой съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом.

- ананас. Это любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в витамине С, который в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасах очень мало калорий (в 100 г всего 56). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.

- авакадо. Источник энергии для кратковременной памяти (например, при составлении планов, расписаний, списков покупок и т.д.) за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно половины плода.

Сконцентрировать внимание помогут следующие продукты:

 Креветки — деликатес для мозга: снабжает его важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100 грамм в день. Но обратите внимание: солить их следует только после кулинарной обработки (варки или жаренья).

Репчатый лук помогает при умственном переутомлении или психической усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом. Доза: минимум половина луковицы ежедневно.

«Очень важно оказать помощь ребенку в организации режима дня, так как сами дети зачастую пренебрегают простыми гигиеническими правилами. Например, дети часто волнуются, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзаменам. Для того чтобы эта задача стала для детей более реальной, Вы можем оказать им помощь в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети не могут сами этого сделать, и Ваша помощь может быть как нельзя кстати.

Как планировать время при подготовке к экзамену?

Умение планировать свое время – одно из самых главных умений в жизни. И чем раньше дети научатся этому, тем успешнее будет процесс обучения в будущем.

Для начала необходимо купить ежедневник и расписать в нем сроки повторения материала. Хорошо было бы при этом учесть, кто Ваш ребенок – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить «активные» часы.

Планирование важно выполнить в трех вариантах: ежемесячное (если еще позволяет время), еженедельноеежедневное.

Важно составить план работы, четко определить, что именно будет изучаться каждый день. Не вообще: «Немного позаниматься…», а какой именно предмет планируется изучить (или повторить) сегодня и какие конкретно разделы.

И следует помнить: лучше заниматься каждый день по часу, чем один раз в неделю, но целый день. Необходимо чередовать работу и отдых.

Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Иногда для детей шумный или активный отдых становится дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры только увеличивают усталость. Очень важно помочь ребенку найти такую форму досуга, которая бы его не переутомляла: прогулки, общение с одним-двумя друзьями. В течение дня также необходимо делать короткие перерывы каждые 45-50 минут. Это необходимо для сохранения высокой работоспособности. Ребенок может выпить чаю, отвлечься, поговорить по телефону и затем вновь вернуться к занятиям.

Начинать занятие следует с более трудных вопросов, которые хуже всего усвоены, оставляя более легкие темы на конец занятия. Но бывает и так, что заниматься не хочется – «нет настроения». В таком случае полезно начать, наоборот, с того, что усвоено лучше всего, что более интересно и понятно.

В конце каждого дня подготовки следует проверить, как усвоен материал: кратко записав планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день. Если будет умело спланировано время подготовки к экзаменам, то и настроение будет лучше оттого, что ребенок не «утонул» в материале и успел повторить все вопросы.

Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребенок высыпался. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. В состоянии утомления работоспособность снижается, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше позаниматься на «свежую голову» выспавшись, чем допоздна сидеть за экзаменационными билетами.

У родителей часто возникает вопрос: «Нужно ли на время экзаменов освобождать ребенка от домашней работы?» Это вопрос непростой, потому что иногда дети начинают манипулировать своей учебой, чтобы избежать помощи по дому: «Я и так много занимаюсь, а меня еще заставляют мыть посуду». Физически легкая работа может выступать в роли разгрузки, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому нужно решать в индивидуальном порядке с учетом особенностей ребенка.

Особое значение в этот период имеет Ваш собственный эмоциональный настрой. Безусловно, период переводных и выпускных экзаменов является очень тревожным. Если ребенок видит, как Вы переживаем, пьете валерьянку, он как бы заражается Вашим напряжением и тревогой. Это особенно характерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода. Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что переводные и выпускные экзамены они воспринимают как нечто фатальное, непоправимое.

 Они даже боятся себе представить, что случится, если вдруг они не сдадут переводные или выпускные экзамены, и это еще больше усугубляет напряжение, которое дети испытывают.

Во время подготовки к экзаменам главная задача близких и родных людей — создание эмоционально спокойной, ненапряженной атмосферы. Ребенку бывает трудно опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играют родители. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, говорить ему, что Вы в него верите. Однако при этом следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы (особенно, в случае, если ребенок очень ответственный и старается соответствовать ожиданиям взрослых).

Иногда может показаться, что подобный настрой может детей расхолаживать: если у меня и так все получится, зачем я буду стараться?

Дело в том, что существует определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. Очень высокий уровень волнения, наоборот, приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением.

Экзамены — ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Ощущение огромной важности экзамена не стимулирует ребенка, а, напротив, мешает подготовке. В этом случае следует немного снизить значимость ситуации. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно.

Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается именно Ваш ребенок. Кому-то из детей необходимо, чтобы выслушали выученные им вопросы, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно ребенку, можно только спросив его: «Как я могу тебе помочь?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь родителей при подготовке к ГИА

В подготовке к экзамену огромную роль играют родителеи.  Часто родители ориентируют на выбор предмета,  который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или наоборот, повышают тревогу. ...

Памятка родителям ( официальным опекунам) по подготовке детей 9-х, 11-х классов к ОГЭ и ЕГЭ.

Психологическая поддержка ребенка в период подготовки к сдаче экзаменов очень важна, со стороны психолога и родителей. Именно поэтому родителям необходимо знать некоторые рекомендации, которые погут и...

1.2. Проведение индивидуальных консультаций обучающего (рекомендательного) характера педагогам и детям, обратившимся к психологу за психологической помощью

Справка о проведении консультаций рекомендательного характера, обратившимся к психологу за психологической помощью...

План-конспект открытого занятия "Подготовка обучающихся колледжа к выпускным экзаменам"

Программа занятий по подготовке обучающихся колледжа  к выпускным экзаменам с элементами психологического тренингаОтработка с обучающимися колледжа навыков психологической подготовки к экзам...

Комплексное оказание психологической помощи родителям детей-инвалидов.

Комплексное оказание психологической помощи родителям детей-инвалидов....

Комплекс профилактических занятий по психологическому сопровождению процесса социализации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Оказание психологической помощи воспитанникам в приобретении необходимых социальных компетенций для успешной социализации  в обществе....