План-конспект мастер- класса по МДК "Швейное дело"
план-конспект занятия
План-конспект мастер- класса по МДК "Швейное дело" в ПМ 05 "выполнение работ по профессии портного" раздел МДК "Ручные работы" Тема урока " Использование мережки в русском народном традиционном костюме"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_k_mk.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
ГБОУ СПО Российский Колледж Традиционной Культуры Санкт-Петербурга
Ресурсный центр
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА
Преподавателя Ивановой Марины Владимировны
Специальность: 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»
по МДК «Швейное дело» в ПМ. 05. «Выполнение работ по профессии портного»
Группа: 3-219 К Курс, семестр: 2 курс, 3 семестр
Методическая тема: «Использование технологии личностно-ориентированного обучения»
Раздел МДК № 1.3. «Ручные работы»
Тема урока: «Использование мережки в русском народном традиционном костюме»
Тип уроку: изучение нового материала, формирование умений и навыков
Вид урока: практическое занятие
Цели:
1) Образовательная:
- организовать деятельность студентов по изучению нового материала;
- содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и взаимокоррекцию профессиональной деятельности;
- организовать деятельность студентов по самостоятельному применяю знаний в моделируемой ситуации
- способствовать развитию у студентов навыков художественно-декоративного оформления народного костюма с использованием вида вышивки – мережки, умению оценивать качество выполненной работы.
2) Развивающая:
- способствовать развитию у студентов принятия самостоятельных решений при выборе материалов для декорирования, интереса к выбранной специальности, мотивации к получению новых знаний и умений;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала;
3) Воспитательная:
- способствовать воспитанию у студентов творческого отношения к будущей профессии, художественно-эстетического вкуса, самоорганизации, ответственности, аккуратности, коммуникативной культуры;
- способствовать развитию личностно-смыслового отношения к получаемой специальности;
Задачи:
1) Выполнение декорирования с использованием вышивки – мережки.
2) Обобщение и систематизация новых знаний и умений.
3) Использование метода работы в малых группах.
4) Создание условий для включения приглашенных преподавателей в активную деятельность.
Методы обучения:
1. По источнику знания:
- наглядные (компьютерная презентация);
- словесные (комментирование, дополнение);
- практические (приобретение новых умений и навыков в декорировании с использованием вышивки – мережки).
2. По виду деятельности:
- репродуктивные;
- частично-поисковые.
Материально-техническое оснащение урока:
- столы, стулья, мультимедиа проектор, компьютер
Инструменты и приспособления:
- булавки, иглы швейные, нитки, ножницы, мел портновский
- детали кроя, материалы для вышивки
Дидактическое оснащение занятия:
- методические рекомендации к практическому занятию;
- инструкционные карты.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ МАСТЕР-КЛАССА
Этапы урока | Время в мин. | Цель этапа | Приемы, методы обучения | Что делает преподаватель | Что делают студенты | Что делают приглашенные |
Организацион-ный | 5 мин. | Настроить студентов на деловой ритм. Получение мотивации на углубление знаний по теме мастер-класса. | Методы обучения: - словесный
| - Приветствует студентов, - принимает раппорт у старосты, - объявляет тему мастер-класса, - тему изучаемого раздела МДК, - объявляет цель проведения мастер-класса. | - Знакомятся с темой мастер-класса, - знакомятся с целью проведения мастер-класса, - включаются в деловой ритм. | - Знакомятся с темой мастер -класса, - знакомятся с целью проведения мастер – класса. |
Актуализация знаний и личностного опыта студентов | 10 мин. | 1. Повторить основные приемы выполнения вышивки - мережки. 2. Кратко ознакомить с художественными приемами декорирования вышивкой традиционной и современной одежды. 3. Установление взаимосвязи содержания обучения с будущей профессиональной деятельностью. | Методы обучения: - словесный - проблемный - информационно-компьютерных технологий - рефлексивный Приемы обучения: - наглядный | - Комментирует выступления студентов. - Оценивает выступления студентов. | - Рассказывают и показывают технику выполнения и использование традиционной русской вышивки - мережки. - Показывают художественные приемы декорирования вышивкой традиционной и современной одежды. - Студенты слушают выступающих. | - Знакомятся с техникой выполнения и использования традиционной русской вышивки - мережки. - Знакомятся с художественными приемами декорирования вышивкой традиционной и современной одежды. |
Проведение практического занятия Задание №1 | 40 мин. | Освоение техники выполнения вышивки - мережки | Методы обучения: - практический - творческий Формы организации деятельности - индивидуальная деятельность - деятельность в малых группах | - Постановка проблемы. - Распределяет задание по группам. - Инструктирует. - Сообщает нормы времени на выполнение задания. - Рассказывает о самоконтроле в процессе выполнения задания, о критериях оценки качества выполнения задания. - Оказывает помощь студентам, имеющим затруднения в процессе работы. - Проводит промежуточный контроль на различных этапах выполнения задания. | - Студенты знакомятся с инструкционной картой. - Самостоятельно выполняют практическое задание поэтапно соответственно инструкционной карте. | - Знакомятся с инструкционной картой по выполнению вышивки – мережки. - Выбирают материалы, инструменты и приемы декорирования вышивкой - мережкой подготовленных заранее салфеток. - Самостоятельно выполняют вышивку – мережку на салфетках. |
Проведение практического занятия Задание №2 | 10 мин. | Использование мережки в декорировании костюма | Методы обучения: - практический - творческий - частично-поисковый Формы организации деятельности - деятельность в малых группах | - Инструктирует. - Оказывает помощь группам студентов, имеющим затруднения в процессе работы. - Проводит промежуточный и итоговый контроль на заключительном этапе выполнения задания. | - Собирают комплект из элементов, выполненных в малых группах. | - Заканчивают выполнение вышивки – мережки на салфетках. |
Подведение итогов занятия, анализ и самооценка работы студентов в группах | 15 мин. | 1. Оценка и анализ степени овладения навыками работы в технике мережки. 2. Оценка умения работы в коллективе. 3. Оценка овладения приемами анализа художественно-декоративного оформления костюма. | Методы обучения: - словесный - наглядный - рефлексивный Приемы обучения: - индивидуальная деятельность - работа в малых группах - аналитический Прием: - независимой экспертизы | - Предлагает студентам обсудить получившийся детский ансамбль в народном стиле - Предлагает студентам провести самооценку по предложенным критериям - Предлагает независимому эксперту оценить работу студентов - Подведение общих итогов | - Студент участвует в обсуждении работ, заполняет таблицу самооценки по предложенным критериям | - Анализируют работу студентов. - Участвуют в независимой экспертизе. |
Инструктаж по выполнению домашнего задания | 5 мин. | Получение мотивации на углубление зданий по теме урока. | Методы обучения: - словесный | Задает домашнее задание, разъясняет методику его выполнения | Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания. | - Анализируют результаты проведенного мастер - класса. |
И Н С Т Р У К Ц И Я
К практическому занятию № 2 «Использование мережки в русском народном традиционном костюме»
по МДК «Швейное дело» в ПМ. 05. «Выполнение работ по профессии портного»
Раздел МДК № 1.3. «Ручные работы»
Цель работы:
- познакомиться с декорированием костюма вышивкой – мережкой
- научиться выполнять определенный вид ручных работ – вышивку – мережку
- научиться проверять наличие деталей кроя в соответствии с эскизом
- осуществлять выбор материалов, инструментов, приспособлений для выполнения мережки
Пояснения:
- Понятие костюма.
Костюм определенная система предметов и элементов одежды, объеденных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию. Костюм тесно связан с бытовой традицией, характеризуя обычаи и нравы определенного региона.
- Русский народный традиционный костюм.
Русский народный традиционный костюм-это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. Народный костюм является ярким определителем национальной принадлежности. Его стиль, образ складывались в ходе многовековой истории.
- Ручные работы.
Ручные разнообразны они могут быть самостоятельным видом работ при изготовлении одежды (подшивание низа изделия) или украшения ее (отделка вышивкой) ,а также дополнением к машинной работе.
- Вышивка и ее виды.
Вышивка широко распространенный вид декоративно- прикладного искусства, в котором узор и изображения выполняются вручную. Существуют различные виды вышивки: крест, гладь, тамбур,
мережка.
- Материалы, инструменты и приспособления для выполнения мережки.
Материалы: миткаль, узорчатая ткань, ткань полотняного переплетения, канва. Крученная хлопковая нить, крученная шелковая нить, ирис, жемчужный хлопок, мулине.
Инструменты: ножницы, иглы для вышивания, пяльцы, лупа.
- Приемы и техника выполнения мережки.
Мережка-это ажурное вышивание, выполняемое по продернутым нитям в ткани в виде полосы. Нити выдергиваются только в одном направлении.
Мережечная дорожка может быть практически любой ширины.
Узор образуется за счет собирания отдельных нитей в пучки. По способу стягивания нитей в пучки различают различные виды мережки: сновочные, простые, многорядные, мережки с настилом, комбинированные. Разновидностей мережек множество. Основные виды мережек - это кисточка, столбик, столбик в раскол, панка, жучок, козлик.
Инструменты, приспособления, материалы, к занятию:
- булавки, иглы швейные, нитки, ножницы, мел портновский;
- детали кроя, материалы для вышивки мережкой;
- утюг, стол утюжильный парогенератор.
Пособия, раздаточный материал к занятию:
1. Инструкционная карта (приложение 1)
2. Выписка из инструкций по охране труда (приложение 2)
3. Схемы выполнения различных вариантов мережки (приложение 3)
4. Карта самооценки (приложение 4)
Порядок выполнения практического задания:
1. Ознакомиться с инструкционной картой.
2. Ознакомится с индивидуальным вариантом задания в группах, обсудить проблемную ситуацию и принять решение по выбору варианта декорирования костюма.
3. Выполнить вышивку мережкой на деталях кроя согласно индивидуальному варианту задания и схемам выполнения мережки.
4. Собрать детали кроя изделий костюма булавками согласно индивидуальному варианту задания.
5. Проверить правильность выполнения задания у преподавателя.
Контрольные вопросы:
1) Виды вышивки – мережки.
2) Особенности и приемы выполнения мережки.
3) Особенности декорирования костюма мережкой.
Учебная литература:
1) Блохина И.В. Всемирная история костюма, моды и стиля. - Минск: Хрвест,2009.-400с.: ил.
2) Ермилова В.В. Моделирование и художественное оформление одежды: Уч . пос. для СПО.- М.: Издательский центр « Академия»,2007.-184с.: ил.
3) Ивановская В.И. Русские орнаменты .- М.: Издательство «В. Шевчук», 2006.-224с.
4) Иванова А.А. Ручная вышивка .- М.: Академия , 2007.- 64с.
5) Калашникова Н.М. Народный костюм. Уч. пос. –М. : Издательство «Сварог и К.», 2002.-374 с.
6) Плаксина - Флеринская Э.Б. История костюма. Стили и направления : Уч. пос. для СПО.-М.: Академия,2010.- 240с., ил.
7) Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме.- Ростов н /Д: Феникс , 2004.- 480 с.
8) Шенер Ф. Кружево. Технология ручного и машинного изготовления . - М.: Легпромбытиздат, 1990.- 288с.: ил.
9) Юруть Н.А. Рукоделие . - Минск: ООО «Харвест», 2004.- 464с.: ил.
Критерии оценки выполненного практического задания:
Согласно предложенной карте самооценки студент сам может оценить свою работу, а также взаимодействие в группе.
Оценка «отлично» ставится, если группа набрала 13-15 баллов, и полностью уложилась в указанное время
Оценка «хорошо» ставится, если группа набрала 12-10 баллов, и выполнила 80-90% необходимого объема работы
Оценка «удовлетворительно» ставится, если группа набрала от 9 баллов и ниже, и выполнила 50-70% необходимого объема работы
Задание для студентов, работающих в быстром темпе:
Выберите материалы и варианты оформления мережкой столовых салфеток. Выполните вышивку на салфетке. Работу закончите дома и проверьте у преподавателя.
(приложение 4)
ГРУППА (название) _______________________________
1) ______________________________
2) ______________________________
3) ______________________________
4) ______________________________
Карта самооценки
Виды деятельности | Критерии | Самооценка | Оценка эксперта |
Качество выполнения работы | от 0 до 5 баллов | ||
Взаимодействие в группе | от 0 до 5 баллов | ||
Соблюдение правил и приемов безопасного труда | от 0 до 5 баллов | ||
ИТОГО | баллов | баллов |
Оценка «отлично» - 13-15 баллов
Оценка «хорошо» - 12-10 баллов
Оценка «удовлетворительно» - от 9 баллов и ниже
___________________________________________________________________________________________
ГРУППА (название) _______________________________
1) ______________________________
2) ______________________________
3) ______________________________
4) ______________________________
Карта самооценки
Виды деятельности | Критерии | Самооценка | Оценка эксперта |
Качество выполнения работы | от 0 до 5 баллов | ||
Взаимодействие в группе | от 0 до 5 баллов | ||
Соблюдение правил и приемов безопасного труда | от 0 до 5 баллов | ||
ИТОГО | баллов | баллов |
Оценка «отлично» - 13-15 баллов
Оценка «хорошо» - 12-10 баллов
Оценка «удовлетворительно» - от 9 баллов и ниже
Приложение 2
БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТУДА
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3
по теме:
«Ручные работы»
По МДК «Швейное дело»
2 курс, 4 семестр
Выписка из инструкции № 131 по охране труда при работе с тканью
Работа с электроутюгом
До начала работы:
1. Проверить отсутствие оголенных проводов на шнуре.
2. Установить подставку.
3. Поставить утюг на подставку, переключить утюг на нужную температуру, а затем включить в сеть.
Во время работы:
1. Запрещается работать, стоя на влажном полу.
2. Следить, чтобы шнур не касался утюга, и утюг не перегревался.
3. Утюг ставить на асбестовую, керамическую или мраморную подставку.
4. Брать утюг только за ручку.
5. Включать и выключать утюг сухими руками и только вилкой (тянуть за шнур запрещается).
6. Не оставлять включенный утюг без надзора.
7. Не работать утюгом, имеющим поврежденный или перекрученный шнур, не устранять самостоятельно неисправности.
8. В помещении с бетонными полами во время утюжки обязательно стоять на резиновом коврике.
9. Не пользоваться розетками вблизи водопроводных, канализационных и других труб.
По окончании работы:
1. Отключить утюг, поставить его на подставку в безопасном в пожарном отношении месте.
2. Убрать рабочее место.
Работа с иголками и булавками
Во время работы:
1. Хранить иглы в определенном месте (в игольнице, в подушечке, на магните).
2. Обязательно найти потерянную иглу.
3. Во время работы иголки и булавки вкалывать в игольницу или подушечку.
4. Кусочки сломанной иглы или булавки немедленно убрать и выбросить.
5. Запрещается брать иглы и булавки в рот, вкалывать в одежду, стены, бумаги, занавески, мебель.
6. Перед работой на машине проверить, не осталось ли в изделии на линиях швов иголок или булавок.
7. Плотные и толстые ткани шить только с наперстком.
8. Выкройки и ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.
9. По окончании работы проверить наличие на месте игл.
Работа с ножницами
Во время работы:
1. Использовать для работы ножницы с тупыми концами.
2. Класть ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями.
3. Не оставлять ножницы около вращающихся частей машины и на краю стола.
4. Передавать и переносить ножницы только кольцами вперед и с замкнутыми лезвиями.
5. Следить за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, бумагой, тканью, т.к. взяв изделие, бумагу, ткань со стола, их можно уронить и пораниться.
6. Во время раскроя не подходить к работающему с ножницами, т.к. он может этого не заметить и поранить себе или другого человека.
7. По окончании работы привести рабочее место в порядок, ножницы убрать в чехол или коробку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект мастер-класса. Тема: « Создай свой образ».
План-конспект мастер-класса. Тема: « Создай свой образ».Методы проведения занятия: беседа, имитационная игра «Дамский мастер», практическая работа с применением компьютера.Объект труда: выполнение мод...
план-конспект мастер-класса на 20 минут по теме "Части тела"
План-конспект мастер-класса на 20 минут по теме "Части тела". Занятие проводилось в группе 5-го класса. Основной задачей занятия является повторение и закрепление лексики по теме "Части тела"....
План- конспект. Программа Мастер класса игрушка - сувенир "Снеговик из фоамирана"
Тема, цель и задачи данного мастер класса рассчитаны на аудиторию педагогов УДОД и могут быть успешно реализованы участниками с различным уровнем подготовки....
Отзыв на Студенческий мастер – класс «Делай как мы, делай лучше нас» для обучающихся первого курса под девизом «Делай как мы, делай лучше нас».
Студенческий мастер – класс «Делай как мы, делай лучше нас»21 декабря 2018 года в МК №2 студенты 3 курса совместно с преподавателями ПМ 04. Кудлаевой Т.М., Кузнецовой И.Н., Тернавско...
ПЛАН – КОНСПЕКТ Мастер - класс «Каргопольская ярмарка»
Познакомить детей с ТМНР с историей, образами и особенностями лепки каргопольской глиняной игрушки....
План-конспект практического занятия в формате мастер-класса. Тема занятия: Построение графиков.
План-конспект практического занятия в формате мастер-класса. Тема занятия: Построение графиков....
План - конспект мастер - класса "Мандариновый декор"
На мастер - классе осваиваются умения по изготовлению ароматных декоров для дома, с использованием цитрусовых фруктов, трав и специй...